МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»
Мари-Турекский район, РМЭ
Согласовано: Утверждаю:
Зам.дир.по ВР Директор школы
_______(Л.Ю.Короткова) ________(Н.Х.Гумаров)
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Волшебные узоры»
Курс предназначен для обучающихся 5-8 классов.
Срок реализации 1 год (по 1 часу в неделю), всего 34 часа.
Руководитель кружка:
Гумарова М.Н.
2012 – 2013 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния. Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека. Цель программы заключается в создании условий для развития у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире. В процессе реализации программы должны быть решены задачи:
Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.
Формировать интерес к рукоделию.
Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.
Развивать и корригировать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.
Развивать мелкую моторику и координацию рук.
Развивать художественный вкус и творческую инициативу.
Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.
Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Курс предназначен для обучающихся 5-8 классов.
Срок реализации 1 год (по 1 часу в неделю), всего 34 часа.
По целевой направленности программа развивающая. Форма общения – рассказ, диалог, беседа. Формы и методы обучения и воспитания Учитывая особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов.
Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа. Обучающиеся должны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества.
Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.
Безопасные приемы работы.
Начальные сведения о цветовом сочетании.
Основные рабочие приемы вязания спицами, крючком и на вилке.
Условные обозначения вязальных петель.
Порядок чтения схем для вязания спицами и крючком.
Должны уметь:
Пользоваться схематичным описанием рисунка.
Выполнять простейшие элементы вязания на спицах, крючком и на вилке.
Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.
Подбирать инструменты и материалы для работы.
Изготавливать изделие.
В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Содержание программы Тема №1 (1 часа) Вводное занятие
Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
Анкета “Расскажи о себе”.
Тема №2 (1 часа) Виды декоративно-прикладного искусства
Виды декоративно-прикладного искусства (макраме, пэчворк, вышивка, вязание). Художественное творчество в отделки предметов одежды.
Требования к знаниям: виды женского рукоделия. Краткие исторические сведения.
Самостоятельная работа. Продумать варианты применения изученных видов рукоделия для оформления предметов одежды.
Темы рефератов: “Виды вязания”, “Современные виды рукоделия”.
Тема №3 (4 часа) Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель.
Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.
Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.
Практическая работа. Связать образцы лицевой вязки и изнаночной.
Тема №4 (4 часа) Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок.
Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.
Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.
Самостоятельная работа. Рассчитать количество петель для изготовления носка.
Практическая работа. Выполнить манжету носка.
Тема №5 (6 часов) Вязание носков.
Особенности вязания обыкновенной пятки и пятки “бумеранг”. Последовательность формирования пятки. Вязание ступни. Формирование мысика.
Требования к знаниям: последовательность вязания пятки, ступни и мысика. Требования к умениям: вывязывание пятки одним из способов, ступни и мысика.
Практическая работа: Вязание носков.
Тема №6 (5 часа) Орнамент в вязании спицами.
Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.
Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.
Практическая работа. Выполнение образца орнамента.
Тема №7 (6 часов) Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.
Порядок расчета петель. Подбор орнамента. Особенности набора петель. Последовательность изготовления варежки.
Требования к знаниям: определение плотности вязания. Цветовое решение в орнаменте. Особенности кругового вязания. Порядок вязания варежки. Требования к умениям: расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.
Самостоятельная работа: Рассчитать количество петель для изготовления варежки.
Практическая работа. Вязание варежек.
Тема №8 (1 часа) Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы.
Отличительные особенности вязания крючком и на спицах. Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков, строение. Общие правила по охране труда.
Требования к знаниям: виды крючков и их размерный ряд. Строение крючка. Способы расположения крючка в руке. Безопасные приемы работы крючком. Требования к умениям: подбор крючка по номеру для нити. Правильное положение крючка в руке.
Тема реферата: “ Крючки разные важны”.
Тема №9 (3 часа) Воздушная петля. Столбики без накида.
Набор петель. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида.
Требования к знаниям: виды петель. Условное изображение петель. Требования к умениям: набор определенного количества петель. Выполнение столбика без накида.
Практическая работа. Вязание образца столбиками без накида.
Тема №10 (4 часа) Изготовление прихватки.
Набор цепочки из воздушных петель. Ввод нитки другого цвета в работу. Обвязка прихватки обратным рядом. Изготовление петельки-вешалки.
Требования к знаниям: подбор ниток и крючка. Цветовые сочетания. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов из столбиков без накида. Ввод нити другого цвета.
Практическая работа. Выполнение прихватки.
Тема №11 (4 часа) Столбики с накидом. Вязание бижутерии.
Порядок образования столбика с накидом. Условное изображение. Столбики с одним, двумя накидами. Рекомендуемые нитки для изготовления бижутерии. Обвязка колец. Последовательное соединение колец. Оформление изделия.
Требования к знаниям: порядок образования столбиков с различным количеством накидов. Требования к умениям: соединение воздушных петель в кольцо, выполнение столбиков с накидом.
Самостоятельная работа. Подбор ниток для выполнения бижутерии.
Практическая работа. Изготовление бижутерии.
Тема №12 (6 часов) Чтение схемы. Вязание салфетки.
Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание салфетки по схеме.
Требования к знаниям: условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании. Требования к умениям: чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.
Практическая работа. Изготовление салфетки.
Тема №13 (12 часов) Изготовление предмета быта или одежды по выбору.
Предметы одежды, быта и украшения. Традиционные и нетрадиционные способы изготовления. Художественно-эстетическое оформление. Утилитарные требования к одежде.
Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Материалы, инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Требования к умениям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления изделия. Основные технологические приемы.
Самостоятельная работа. Художественное оформление изделия.
Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.
Тема №14 (1 час) Выставка изготовленных изделий.
Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения. Требования к умениям: определение вида рукоделия.
Практическая работа. Оформление выставки.
Учебно-тематический план
№ п/п
| Тема
| Всего часов
| Теорети-
ческие занятия
| Практи-ческие занятия
| 1
| Вводное занятие
| 1
| 1
| -
| 2
| Виды декоративно-прикладного искусства
| 1
| 1
| -
| 3
| Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель.
| 2
| 0,5
| 1,5
| 4
| Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок.
| 1
| -
| 1
| 5
| Вязание носков.
| 4
| 0,5
| 3,5
| 6
| Орнамент в вязании спицами.
| 3
| 0,5
| 2,5
| 7
| Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.
| 3
| 0,5
| 2,5
| 8
| Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы.
| 1
| 1
| -
| 9
| Воздушная петля. Столбики без накида.
| 2
| -
| 2
| 10
| Изготовление прихватки.
| 3
| 0,5
| 2,5
| 11
| Столбики с накидом. Вязание бижутерии.
| 3
| 0,5
| 2,5
| 12
| Чтение схемы. Вязание салфетки
| 3
| 0,5
| 2,5
| 13
| Изготовление предмета быта или одежды по выбору.
| 6
| 1
| 5
| 14
| Выставка изготовленных изделий.
| 1
| 1
| -
|
| Итого:
| 34
| 8,5
| 25,5
|
Список литературы
А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. – СПб.: ТОО “Диамант”, ТОО “Фирма ЛЮКСИ”, 1996 – 560 с.
Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) – СПб, СКФ “Человек”, 1992 – 376 с.
Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. – 2002. - №3. – С.41.
Е.Н. Петрова Уроки по курсу “Технология”: 5-9 класс (девочки). – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.
Рукоделие / Сост. И.А. Сокол. – Харьков: Фолио, 1998. – 480 с.
Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под. ред. В.Д. Симоненко / авт. – сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 191 с.
КАЛЕНДАРНО _ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия
| № занятия в теме
|
Дата
|
Тема
|
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
| 1
| 1
|
|
| ТБ. Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка
|
Тема 2. Виды декоративно-прикладного искусства (1 час)
|
|
|
|
| Виды декоративно-прикладного искусства (макраме, вышивка, вязание). Художественное творчество в отделки предметов одежды. Требования к знаниям: виды женского рукоделия. Краткие исторические сведения.
|
Тема 3. Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой.
Закрытие петель. (2 часа)
|
|
|
|
| Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.
|
|
|
|
| Практическая работа. Связать образцы лицевой вязки и изнаночной
|
Тема 4. Вязание спицами по кругу.
Расчет плотности вязания и количества петель на носок. (1 час)
|
|
|
|
| Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.
|
Тема 5.Вязание носков.(4часа)
|
|
|
|
| Набор петель. Вывязывание резинки
|
|
|
|
| Особенности вязания обыкновенной пятки и пятки “бумеранг”. Последовательность формирования пятки. Вязание ступни. Формирование мысика.
|
|
|
|
| Практическая работа: Вязание носков.
|
|
|
|
| Практическая работа: Вязание носков.
|
Тема 6. Орнамент в вязании спицами. (3 часа)
|
|
|
|
| Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.
|
|
|
|
| Подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.
|
|
|
|
| Практическая работа. Выполнение образца орнамента.
|
Тема 7. Расчет количества петель для варежки.
Вязание варежек. (3 часа)
|
|
|
|
| Порядок расчета петель. Подбор орнамента. Особенности набора петель. Последовательность изготовления варежки.
|
|
|
|
| Расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.
|
|
|
|
| Практическая работа. Вязание варежек.
|
Тема 8.Вязание крючком. Инструменты и приспособления.
Безопасные приемы работы.(1 час)
|
|
|
|
| Отличительные особенности вязания крючком и на спицах. Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков, строение. Общие правила по охране труда.
|
Тема 9. Воздушная петля. Столбики без накида.(2 часа)
|
|
|
|
| Набор петель. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида.
|
|
|
|
| Практическая работа. Вязание образца столбиками без накида.
|
Тема 10. Изготовление прихватки.(3 часа)
|
|
|
|
| Подбор ниток и крючка, формирование начального ряда. Выполнение рядов из столбиков без накида. Ввод нити другого цвета.
|
|
|
|
| Практическая работа. Выполнение прихватки.
|
|
|
|
| Обвязка прихватки обратным рядом. Изготовление петельки-вешалки.
|
Тема 11. Столбики с накидом. Вязание бижутерии.(3 часа)
|
|
|
|
| Порядок образования столбика с накидом. Условное изображение. Столбики с одним, двумя накидами. Рекомендуемые нитки для изготовления бижутерии.
|
|
|
|
| Практическая работа. Изготовление бижутерии.
|
|
|
|
| Обвязка колец. Последовательное соединение колец. Оформление изделия.
|
Тема12. Чтение схемы. Вязание салфетки (3 часа)
|
|
|
|
| Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы.
|
|
|
|
| Чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.
|
|
|
|
| Практическая работа. Изготовление салфетки.
|
Тема 13.Изготовление предмета быта или одежды по выбору.(6 часов)
|
|
|
|
| Предметы одежды, быта и украшения. Утилитарные требования к одежде.
|
|
|
|
| Составление плана изготовления изделия. Основные технологические приемы.
|
|
|
|
| Изготовление изделия по выбору.
|
|
|
|
| Изготовление изделия по выбору.
|
|
|
|
| Изготовление изделия по выбору.
|
|
|
|
| Художественное оформление изделия.
|
Тема 14. Выставка изготовленных изделий. (1 час)
|
|
|
|
| Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
Оформление выставки.
| |