Скачать 38.7 Kb.
|
Гадкий утенок Цель: дать понятие интолерантности, развить навыки толерантного поведения. Задачи: – дать понятие «интолерантность» на примере событий сказки; – предоставить детям возможность сопереживания и выражения своих эмоций изобразительными средствами; – дать опыт сопереживания, сочувствия тому, кто отвергнут в своей среде, своей семье. Материально-техническое обеспечение: мультфильмы «Ежик должен быть колючим?», «Гадкий утенок» или текст сказки «Гадкий утенок» на каждого учащегося, доска, мел. План
3. Подведение итогов. Ход занятия1. Вводная часть. Выражение сопереживания, сочувствия герою сказки изобразительными средствами С помощью рисунков к тексту сказки, которые дети принесли на урок, и комментариям к ним дать возможность детям выразить свое отношение к переживаниям главного героя, свое сочувствие. Наиболее выразительные рисунки дети комментируют (5-6 детей). (5-7 мин) Возможные выводы: сочувствие, сопереживание, симпатия – составляющие черты толерантного поведения; позитивное понимание толерантности через проявление ее противоположности. 2. Основная часть. Введение понятия «интолерантность». Проанализировать события, действия и высказывания героев сказки, которые иллюстрируют интолерантность. Дать возможность детям выразить свое отношение к переживаниям главного героя, свое сочувствие Вопросы для обсуждения с детьми:По причине и без нее
Введение понятия «интолерантность» – нетерпимость, убеждение, в том, что твои интересы, твое мнение, твои желания, твой увлечения и т. д. важнее, чем у других людей. Проявления нетерпимости: – оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения; – игнорирование (отказ в беседе, в признании); – негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иным культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик); – этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами); – поиск врага (перенос вины за несчастья на другого человека) (15 мин) Справедливое отношение к тем, кто отличается от других
Возможные выводы. Люди, разные во всех отношениях, могут дополнять друг друга, делать жизнь разнообразной, вносить что-то новое. Если у друзей будут различные взгляды, различные увлечения, то этим самым они сделают дружбу интереснее, могут научить другого человека тому, что умеют сами. (5 мин) Самоуважение – уважительное отношение к самому себе У людей, которых обижают и отвергают, часто возникает недостаток самоуважения.
Возможные выводы. Человек, который сам себя уважает, к другим людям относится с уважением, обязательно находит в них что-то хорошее. Если человек теряет самоуважение, ему необходима помощь друзей, окружающих. Обсудить способы, которыми это можно сделать. (5 мин) Новый вариант сказки. Предложить детям в 2-3 предложениях самим придумать новый поворот в сюжете сказки. (5-7 мин) 3. Подведение итогов Быть отвергаемым очень трудно и грустно. Если такое происходит с кем-либо, то этому человеку нужна наша помощь и поддержка. Те люди, которые так жестоко поступают с кем-либо, сами себя не уважают и не ценят. Просмотр мультфильма «Ежик должен быть колючим?» как яркого примера толерантных отношений в семье. Художественное воплощение толерантных отношений. Вопросы для обсуждения. 1. Понравилось ли вам, как относится к ежику его семья? 2. Надо ли «переделывать ежика»? 3. Как вы считаете, кудрявый ежик и белая ворона интересны? Если да, то чем? Можно предложить в качестве домашнего задания написать новый вариант сказки с другим, толерантным, отношением окружения к главному герою. Например, «новый вариант» сказки, в котором гадкого утенка принимают в свою, птичью семью таким, какой он есть. |