Скачать 0.66 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ «ПОЛИФОРУМ» РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ (ПРАКТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА) ЖЁЛТЫШЕВА АНЖЕЛА ВЛАДИМИРОВНА, УЧИТЕЛЬ II КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ 2009 Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения / Практическая риторика: 5-9- классы. Книга для учителя. Часть 1. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001 Предмет «Речь и культура общения» изучается в 5-9 классах. Программы составлены кандидатом филологических наук, доцентом, заведующей кафедрой языков и коммуникативной культуры ИРРО Д.И.Архаровой и доцентом кафедры Т.А.Долининой. Включение подобного учебного предмета в учебный план обусловлено необходимостью совершенствовать коммуникативные учащихся. За основу для изучения материала в 6-9 классах взят риторический канон (изобретение, расположение, оформление, исполнение), активно используется работа над топами «свойства», «целое-части», «сопоставление» и др.). Программа 5 класса – это своего рода расширенное введение в изучение предмета, здесь создается основа для дальнейшей последовательной работы над типами речи. В 6-м классе школьники изучают описание как тип речи, в 7-м – повествование, в 8-м – рассуждение, в 9-м – смешанные типы речи. Повышение общей и речевой культуры школьников, формирование у них внимания к слову, желания научиться хорошо говорить – ВАЖНАЯ ЗАДАЧА уроков по данному курсу. Вместе с тем на этих занятиях существуют большие возможности для нравственного, эстетического и патриотического воспитания учащихся. При обучении риторике и культуре общения активно используются следующие методы преподавания словесности. 1. Слово учителя (лекция). Очень интересны нетрадиционные формы сообщения нового материала – лекция вдвоем, пресс-конференция, назначение содокладчиков по одной теме и т.п. 2. Беседа. Особенно активно используется как форма анализа риторических ситуаций, при рассмотрении правил речевого этикета. Диалогичность – это один из важных признаков рассматриваемой системы обучения, в которой активно используются не только беседы, но и диспуты, ответы на вопросы учащихся, игры, иные формы диалога. 3. Риторический практикум (разыгрывание коммуникативной ситуации). Упражнения, связанные с разыгрыванием коммуникативных ситуаций, очень разнообразны: это может быть диалог или монолог, школьник может выполнять роль говорящего или слушающего, находиться в этикетной роли старшего или младшего, создавать повествовательный, описательный или иной текст. Приоритетными являются командно-групповые формы работы. 4. Риторический анализ текста. 5. Письменные работы. В письменной форме готовится план выступления, его тезисы, наиболее значимые фрагменты и т.п.; очень полезны подробные записи при риторическом анализе образцового текста, при рассмотрении риторических фигур и тропов, при характеристике правильности и выразительности речи. Практическая риторика учит созданию действенного текста, предназначенного для определенного адресата, взаимодействующего с автором текста в конкретной ситуации общения, выстраиванию риторических структур в устном и письменном текстах и риторическому анализу этих текстов. Основные формы обучения: коммуникативные игры, речевые упражнения, риторический практикум. «Изюминкой» этих форм является обязательная рефлексия (анализ, обсуждение).
Основная цель обучения практической риторике – приобретение личностно осмысленных ЗУН, обеспечивающих уровень культуры общения, без чего невозможна полноценная социальная адаптация личности. Приобретаемые риторические ЗУН направлены на создание устного или письменного текста, творчески конструируемого в зависимости от конкретной ситуации общения с целью сделать это общение эффективным. Ситуативно уместный текст является средством общения, помогающим реализовать цели участников данной ситуации общения. Оценка результатов обучения Текущая работа по риторике оценивается по традиционной пятибалльной системе. При определении оценки учитываются знания учащимися теоретического материала, умение заметить ошибку (у других и особенно у себя) и предложить более удачный вариант, умение анализировать текст с риторических позиций, прогресс в развитии коммуникативных навыков. Итоговая аттестация за четверть складывается из оценок текущей успеваемости, которые отражают и характер усвоения теоретического материала, и сформированные коммуникативные умения и навыки. Очень полезно провести перед зачетом письменную работу, охватывающую основные изученные темы, организовать защиту рефератов или использовать другие формы определения итогового уровня образованности. Особенно это относится к определению оценки за последнюю четверть и за учебный год в целом. В качестве прогнозируемого результата обучения практической риторике, соответствующего поставленной цели, можно назвать приобретение риторической компетентности. Она формируется при изучении и освоении речи как средства эффективного общения, как речевого поступка в конкретной ситуации общения. Основные задачи в 5-м классе – это ознакомление школьника с основами риторики и формирование первоначальных навыков создания ситуативно уместного текста; в 6-м классе – это продолжение ознакомления школьников с основными понятиями и терминами риторики и формирования умений восприятия и создания ситуативно уместного описательного текста; в 7-м – это продолжение ознакомления школьников с основными понятиями и терминами риторики и формирования умений восприятия, анализа и создания ситуативно уместного повествовательного текста; в 8-м - это продолжение ознакомления школьников с основными понятиями и терминами риторики и формирования навыков восприятия, анализа и создания ситуативно уместного текста-рассуждения; в 9-м – это завершение риторического образования в среднем звене и продолжение формирования навыков анализа и создания ситуативно уместного текста. Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
|