Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 153.09 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.04.2014
Размер153.09 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Уроки развивающего контроля как средство подготовки к ЕГЭ

Даже те ученики, которые имеют высокий уровень предметной подготовки, часто сталкиваются с рядом проблем, как только речь заходит о любых формах аттестации. Особенно серьезными эти проблемы могут быть при сдаче выпускных или вступительных экзаменов, результаты которых существенно влияют на будущую карьеру выпускников. Таким учащимся всегда нужна была помощь, без которой им трудно достигнуть успеха в условиях внешнего контроля. Введение ЕГЭ еще больше обострило эти проблемы.

Многих пугает то, что вплоть до сдачи ЕГЭ трудно определить свою готовность к этому экзамену и соответственно меры, которые надо принять для ее коррекции. К тому же, проведение ЕГЭ в форме дидактического теста может вызвать существенные затруднения даже у сильных учащихся. Это связанно с тем, что тестовая культура в российском образовании развита слабо, у школьников нет необходимых элементарных навыков, которые дают возможность получать высокие результаты при проведении тестовых форм контроля.

Таким образом, проблемы, с которыми могут столкнуться учащиеся при сдаче ЕГЭ, можно условно разделить на три основные группы:

  • отсутствие необходимого уровня предметной подготовки;

  • отсутствие необходимой тестовой культуры;

  • эмоциональные проблемы, не позволяющие демонстрировать умения в непривычных условиях.

Механизмом решения всех трех групп проблем могут стать уроки развивающего контроля, которые проводятся в завершение крупных разделов курса. Их главная задача – формирование у обучающихся способностей к осуществлению контроля изученного учебного материала – решается путем написания школьниками контрольных работ и их рефлексивного анализа.

Структура уроков развивающего контроля

Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  • написание учащимися варианта контрольной работы;

  • сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

  • оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

При проведении контрольной работы акцент делается прежде всего на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки.

Содержание итоговых контрольных работ на данных уроках по объему в 2–3 раза превышает обычные самостоятельные работы. Поэтому на уроки развивающего контроля отводится два занятия. На первом – учащиеся пишут контрольную работу и проводят ее критериальное оценивание, на втором – делают рефлексивный анализ выполненной работы и коррекцию допущенных в ней ошибок. Перерыв между занятиями должен быть 1–2 дня. Это время необходимо учителю для проверки результатов контрольных работ учащихся.

Формы организации уроков развивающего контроля

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии) выполнения контрольной работы, различают следующие формы организации уроков развивающего контроля:

  • самоконтроль – эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта;

  • взаимоконтроль – держателем эталона являются ученики, которые проверяют работы друг друга. Способность к самооценке формируется на основе последующей проверки учащимся справедливости выставленной ему оценки и рефлексивного анализа допущенных при оценивании ошибок;

  • педагогический контроль – эталон находится у педагога. Способность к самооценке формируется путем согласования с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивного анализа допущенных ошибок.

Этапы учебной деятельности на уроках развивающего контроля

Учебная деятельность на уроках развивающего контроля организуется поэтапно. Первое занятие (проведение контрольной работы), включает в себя два основных этапа.

Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности– выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этого этапа требуется:

  • определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность ("хочу");

  • актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности ("надо");

  • исходя из решенных ранее задач установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий ("могу");

  • установить форму и процедуру контроля;

  • предъявить критерии выставления оценки.

Актуализация – подготовка мышления учащихся к выполнению контрольной работы, осознание ими потребности к контролю и самоконтролю ее результата и выявление причин затруднений в деятельности. Для этого необходимо:

  • организовать повторение контролируемых способов действий (норм);

  • активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение и пр.) и познавательные процессы (внимание, память и пр.), необходимые для выполнения контрольной работы;

  • организовать мотивирование учащихся ("хочу" – "надо" – "могу") к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;

  • организовать самостоятельную работу учащихся;

  • организовать сопоставление школьниками своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);

  • предоставить им возможность провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

Анализ контрольной работы

Второе занятие (анализ контрольной работы) соответствует традиционному уроку по работе над ошибками контрольных работ и проводится после их проверки учителем. Оно состоит из семи этапов.

Локализация индивидуальных затруднений – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе и выявление места и причины собственных затруднений при выполнении контрольной работы. Для этого необходимо:

  • организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности ("хочу" – "надо" – "могу") и формулирование ими основной цели урока;

  • воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);

  • проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости – согласовать их оценки с оценкой учителя.

Учащиеся, которые допустили ошибки:

  • уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);

  • анализируют свое решение и определяют место ошибок (место затруднений);

  • выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т. д.), в которых допущены ошибки (причина затруднений).

Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов. Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствует формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.

Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений – постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (т. е. какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

  • выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, 
    т. е. установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т. д. им нужно еще раз осмыслить и понять, и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

Реализация построенного проекта – осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для реализации этого этапа учащиеся, у которых были затруднения в контрольной работе, должны:

  • самостоятельно исправить свои ошибки выбранными методом и средствами, а в случае затруднения – с помощью предложенного эталона для самопроверки;

  • соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

  • выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т. д.), в которых были допущены ошибки;

  • решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

Обобщение затруднений во внешней речи – закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этого этапа организуется обсуждение типовых ошибок и заданий, которые вызвали затруднение.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – интериоризация* способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия эффективности самостоятельной работы, а также создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этого этапа необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:

  • выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки;

  • провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали результаты;

  • отметили преодоление возникшего ранее затруднения.

Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

Включение в систему знаний и повторения – применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

  • выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

  • выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

Рефлексия деятельности на уроке – самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. Для его реализации учащиеся:

  • проговаривают механизм деятельности по контролю;

  • анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;

  • называют способы действий, вызвавшие затруднения;

  • фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;

  • оценивают полученные результаты собственной деятельности;

  • при необходимости определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);

  • намечают цели последующей деятельности.

Модифицированная структура урока развивающего контроля

Структура уроков контроля часто ставит педагога в затруднительное положение, связанное с ограниченностью времени и невозможностью выделения двух учебных часов на их организацию. Поэтому, рассматривая урок развивающего контроля как механизм подготовки к ЕГЭ, мы сочли возможным ограничить его одним учебным часом, включающим в себя в полном объеме первый этап (написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание) и частично второй (рефлексивный анализ выполненной контрольной работы). Модифицированная нами структура урока развивающего контроля представлена в таблице.

Структура урока развивающего контроля

Этапы урока развивающего контроля

Цели

Мотивация

  • Определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность ("хочу").

  • Актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности ("надо").

  • Установить тематические рамки ("могу")

Актуализация и подготовка мышления учащихся

  • Организовать повторение контролируемых способов деятельности.

  • Актуализировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т. д.), необходимые для выполнения контрольных работ

Целеполагание контроля

Организовать:

  • мотивирование учащихся ("хочу" – "надо" – "могу") к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля;

  • осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата

Контрольная работа

Организовать индивидуальную деятельность учащихся (написание контрольной работы)

Самоконтроль (взаимоконтроль)

Организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов

Самооценка

Предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию

Рефлексия

  • Проговорить механизм деятельности по контролю.

  • Наметить цели последующей деятельности.

  • Фиксировать степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности и ее результатов.

  • Оценить полученные результаты собственной деятельности.

  • При необходимости определить задание для самоподготовки (домашние задание с элементами выбора, творчества)

Согласование оценок

  • Знакомство с проверенной работой.

  • Выражение учеником собственного мнения об оценке

Этап "согласование оценок" проводится (при необходимости) на следующем уроке в индивидуальной форме, если ученик не согласен со своей отметкой. Желательно, чтобы время проведения данного этапа не превышало 1–2 дня с момента проведения контрольной работы. Особенности организации данного этапа связаны с сочетанием самооценки и педагогической оценки.

Алгоритм для подготовки урока развивающего контроля

Для подготовки урока развивающего контроля нами был разработан алгоритм.
Прежде чем приступить к написанию плана-конспекта урока, нужно выделить необходимый материал для контроля, его формы и приемы. В своей практике для организации контроля мы используем форму теста, где задания приближены к части "А" ЕГЭ (задания закрытого типа). Далее создается контрольная работа и разрабатывается объективно обоснованный эталон и конкретизируется алгоритм контроля. Для организации этапа актуализации определяются необходимые ЗУНы и способы их повторения, подбираются соответствующие упражнения.

Особое внимание нужно уделить конструированию диалога на этапе "целеполагание контроля". Диалог должен быть кратким, конкретным и четким.

Затем педагог формирует примерный прогноз рефлексивного анализа результатов контрольной работы. После чего уже можно составлять план-конспект урока согласно модифицированной нами структуре уроков подобного типа. Примерный план урока развивающего контроля по теме «Слитное написание союзов "также", "тоже", "чтобы", "зато"» представлен далее.

В тематическом планировании урок подобного типа должен занимать определенное место: он проводится в завершении изучения крупных разделов курса, т. к. обеспечивает самоконтроль и самооценку. Количество уроков развивающего контроля определяется существующей системой педагогического контроля. Например, в нашей школе в курсе русского языка после изучения каждой темы перед контрольным диктантом проводится один урок контроля. Ниже приведено тематическое планирование уроков русского языка в 7-х классах, в которое включены уроки развивающего контроля.

Урок данного типа требует особого методического сопровождения: должны быть разработаны контрольно-измерительные материалы, лучше в тестовой форме, с учениками оговариваются критерии оценок.

Особую значимость на уроках развивающего контроля приобретает этап самоконтроля, на котором ученик должен использовать приобретенные им навыки:

  • при возникновении затруднений – обращаться к учителю за помощью, который должен поддержать его инициативу в направлении самооценки;

  • при проверке работы – уметь работать с образцом и эталоном;

  • при обнаружении ошибки – рассуждать по алгоритму рефлексивного анализа деятельности.

Для учащихся, успешно выполнивших тестовые задания, важным этапом формирования системы самооценки является предложение учителя выполнить задания творческого плана. Этот этап моделирует ситуацию реального выполнения заданий ЕГЭ: «Я успешно справился с заданиями частей "А" и "В" могу приступить к части "С"». Подобного рода творческие задания рассматриваются учащимися как дополнительный стимул к дальнейшей успешной работе с тестовыми заданиями ("хочу" – "могу").

Опыт работы показывает, что к данному виду заданий приступает незначительная часть учащихся, но тестовые задания, отрабатывающие модели частей "А" и "В" ЕГЭ, выполняются большинством учеников (с учетом необходимого алгоритма), что позволяет нам говорить о сформированности навыков самоконтроля.

Анализируя практику проведения урока развивающего контроля в среднем и старшем звене, отметим, что приобретенные навыки самоконтроля помогают ученику справляться с более трудными тематическими тестами. Опрос учителей-предметников подтверждает мысли о переносе алгоритма действий, сформированного в режиме развивающего контроля, при выполнении тестовых заданий другой предметной области.

Все вышесказанное позволяет говорить о целесообразности использования уроков развивающего контроля для формирования у обучающихся концепций самостоятельной работы в ситуации "контроля над знаниями" (ситуация успеха).

Следует обратить внимание, что уроки развивающего контроля, представленные в работе, были апробированы учителями среднего звена (5–9 классы). Это позволяет говорить о целесообразности перспективы работы по формированию навыков самоконтроля, последовательности и систематичности в отработке навыков самостоятельной работы, так необходимых при выполнении заданий ЕГЭ.

Анализ технологии организации урока развивающего контроля позволит практикующему учителю оценить его возможности. Полученный алгоритм действий может быть использован учителем-практиком в самостоятельной работе, и прежде всего при отработке тестовых заданий, характерных для частей "А" и "В" ЕГЭ.

Предоставление возможности учащимся провести самоконтроль своих работ развивает ответственность за выполняемую работу и снимает негативные эмоции при нарушении системы межличностных отношений ученик – учитель. Обеспечивает информацией учащегося о качестве усвоения знаний. Не рекомендуется дополнять критериальную базу следующей фразой: «При несовпадении поставьте знак "–"», т. к. необходимо поддерживать позитивное настроение учащегося.

Для создания психологически комфортной ситуации для учащихся следует наряду с образцами ответов предоставлять и эталон для контроля (реализация способа действия, соотнесенная с эталоном, где эталон – знаковая фиксация способа действия). Использование эталона удлиняет этап по времени, но помогает учащимся выяснить причину своих ошибок и быть готовыми к рефлексивной деятельности. Особое внимание следует уделить и постепенному обучению самоконтролю. Для этого лучше использовать следующий механизм:

  • предъявление контролируемого варианта;

  • использование образца выполнения работы;

  • наличие понятийно обоснованного эталона;

  • сопоставление проверяемого варианта с образцом и эталоном по необходимости.

На данном этапе урока учащимся, допустившим ошибки в контрольной работе, предлагается сверить свою работу с "эталоном".

На этапе самооценки учащимся предоставляется возможность провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию. Учащимся предлагается поставить себе предварительные оценки в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Если в классе есть ученики, которые без ошибок справились с работой, им предлагается выполнить дополнительное задание.

Организация рефлексивной деятельности учащихся – самый трудный этап, задачи которого можно решить посредством беседы:

  • Какие знания или умения вы приобрели на данном уроке?

  • Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке, и где они будут применимы?

  • Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?

  • Если было трудно/нетрудно – почему?

  • Какие у вас оценки, результаты?

  • Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?

  • Что необходимо доработать?

  • Каково ваше домашнее задание?

Этап согласования оценок и отметок проводится по необходимости вслед за педагогическим контролем работы в случае несовпадения мнений педагога и ученика в оценке работы. Данная совместная деятельность решает проблемы формирования адекватной самооценки результатов учебно-познавательной деятельности ученика.

П.: Есть ли среди вас такие учащиеся, кто не согласен с отметкой?

Я готова выслушать каждого и попробовать совместными усилиями решить вопрос.

При необходимости проведения повторной рефлексии педагог после уроков разбирает с учениками вопросы:

  • Какие знания или умения вы приобрели на данном уроке?

  • Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке, и где они будут применимы?

  • Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?

  • Если было трудно/нетрудно – почему?

  • Какие у вас оценки, результаты?

  • Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?

  • Что необходимо доработать?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск