Исполнение
«Моя Россия» Слушание «Песнь об Александре Невском», « Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»
Слушание «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки
Слушание Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки
Слушание и исполнение р.н.п.
«Солдатушки, бравы ребятушки».
| 1.Орг. момент.
Приветствие.
2. Проверка домашнего задания.
Исполнение песни «Моя Россия».
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
- Что такое кантата?
- С какой кантатой мы познакомились на прошлом уроке?
- Кто сочинил музыку к этой кантате?
- Какие фрагменты кантаты мы прослушали?
- Какую форму строения имеет музыка этих частей кантаты?
После прослушивания характеристика каждой части.
3.Содержание занятия.
Тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин» М.И Глинки.
Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. В детстве он обучался игре на фортепиано и скрипке. Переехав в 1817 году в Петербург, будущий композитор усиленно занимался музыкой, участвовал в любительских концертах. К 1822 году относятся его первые творческие опыты: вариации на мелодии модных романсов и арий. Затем появляются собственные романсы, инструментальные пьесы. К 1829 году относится первая публикация его сочинений. В 1830-1834 годах Глинка жил в Италии, Австрии и Германии, знакомясь с музыкальной культурой этих стран, совершенствуя свои познания в области теории музыки. В этот период были созданы первые зрелые произведения, а по возвращении на родину Глинка осуществил заветный замысел национальной героической оперы. Создание "Ивана Сусанина" (1836) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора-"Руслан и Людмила" (1842). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В годы работы над "Русланом" была написана также музыка к трагедии Н. В. Кукольника "Князь Холмский" (1840) и многочисленные романсы. В 1844 году Глинка предпринял вторую поездку за границу. Два года он провел в Испании, собирая народные песни, изучая нравы и обычаи страны. Испанские впечатления отразились в двух симфонических увертюрах-"Арагонская хота" (1845). и "Воспоминания о летней ночи в Мадриде" (1848-1851), красочных, темпераментных, напоенных ритмами и мелодиями испанской народной музыки. К концу 1840-х годов относится также симфоническое скерцо "Камаринская" (1848), сыгравшее исключительную роль в формировании русского симфонизма. В последний период жизни творческая активность Глинки несколько снизилась. Крупные замыслы этих лет - опера "Двумужница" и симфония "Тарас Бульба" - остались неосуществленными. Глинка умер 3 (15) февраля 1857 года в Берлине. Но в течение года после смерти, по настоянию его сестры, тело было привезено в Россию и захоронено в Санкт-Петербурге.
- Что такое опера?
Опера- музыкально - театральное произведение, содержание которого передается через музыку и пение.
Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера увертюра( антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму.
- Кто такой «Иван Сусанин»?
Иван Осипович Сусанин- это реальный человек, крестьянин, совершивший патриотический подвиг в 1613 году. Москва была уже освобождена от польских захватчиков, но их отряды еще находились на русской земле. Один из таких отрядов хотел захватить в плен царя Михаила Федоровича, жившего недалеко от Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин, которого враги пытались сделать своим проводником, завел поляков в глухой лес и погубив их, погибает при этом сам.
В основу содержания оперы лег этот исторический факт.
Сегодня мы послушаем «Арию Сусанина». Сусанин понимает, что смерть не минуема и уже совсем близка и исполняет свою прощальную песню, в которой прощается со своей Родиной и своей жизнью.
Во время прослушивания определите характер музыки.
-Какая по характеру музыка «Арии Сусанина»?
Заканчивается опера хором «Славься, Русь моя!
При прослушивании определите характер музыки.
- Какая музыка по характеру?
- Какое впечатление на вас произвело это произведение?
На прошлом уроке мы познакомились с р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки».
- Кто сочинил эту песню? Определите жанр песни.
Слушание. Исполнение.
4.Итог урока.
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
-Какая тема нашего урока?
-Что такое опера?
-С творчеством, какого композитора, мы сегодня познакомились?
-Что вы можете о нем рассказать?
- О чем опера «Иван Сусанин»?
- Какие фрагменты оперы мы слушали сегодня? Дайте им характеристику.
- Только ли крестьянина Ивана Сусанина или князя Александра Невского прославляют опера М.И. Глинки и кантата С.С.Прокофьева?
- Какой музыкальный инструмент усиливает торжественность заключительных хоров?
- Что такое набат?
5.Домашнее задание
1. Подготовиться к музыкальной «Угадайке».
|
|