Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 291.15 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.04.2014
Размер291.15 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Проблемно – ориентированный анализ работы городского методического совета учителей, внедряющих программу духовно –нравственного воспитания в 2012 -2013 учебном году

Методист Прокофьева Н.В.

Духовность – это соединение в одном понятии красоты, любви, долга и истины, ради чего когда-то был создан человек и во имя чего определились его пути.

В.Г. Распутин

Главной задачей Российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным перспективным потребностям личности, общества и государства. Без профессионалов, учителей высокого уровня, решение задач модернизации российского образования невозможно.

Коллектив городского методического совета и педагоги ОУ в течение учебного года работали над темой «Педагогическая компетентность и профессиональное мастерство – решающий фактор обеспечения качества образования»

Цель работы ГМC: получение учителями г. Иркутска оперативной практической методической помощи по различным вопросам введения курса ОРКСЭ в 4-х классах и ОДНКНР в 5-х классах и позиционное самоопределение ГМC г. Иркутска.

Перед членами ГМC были поставлены основные задачи:

1. Создание условий для развития педагогического мастерства учителей, преподающих курс ОРКСЭ.

2. Развитие системы духовно-нравственного воспитания школьников.

3. Содействие взаимопониманию, взаимопомощи, установлению теплых и дружеских отношений детей и взрослых в совместной творческой деятельности.

Т.о., создание и организация работы городского методического совета, обеспечивающая связи и отношения между элементами и подсистемами, призвана обеспечить функционирование и развитие системы духовно –нравственного воспитания в целом.

Методический совет дает возможность членам коллектива принимать активное участие в планировании и разработке актуальных направлений методической деятельности, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителей, направленного на формирование и развитие личности учащегося. С целью активизации деятельности в августе 2012г. был создан городской методический совет учителей, преподающих курс ОРКСЭ. Это учителя начальных классов, музыки, литературы, изобразительного искусства, истории и другие. Все они прошли курсовую подготовку по данному курсу.

Правильное определение целей и задач ГМC, городских семинаров помогает оптимально определить направление и формы организации работы учителей в общеобразовательной школе. Можно выделить основные аспекты организации работы ГМС:

Приоритетными направлениями деятельности учителей, преподающих курс ОРКСЭ, являются патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения, воспитание нравственности и духовности, создание условий, способствующих успешной социализации личности.

Результативность во многом зависит от систематизации работы, поэтому были включены схемы самоанализа профессиональной деятельности, анализа учебной документации, анализа и самоанализа урока и внеурочных мероприятий. Для выявления проблемных полей учителям предлагаются анкеты, а для выявления мотивации к курсу, ученикам и родителям предлагались входные и итоговые анкеты.

ГМС определяет направления работы, которые конкретизируют общую городскую тему, намечают форму практического выхода результата деятельности – выступление учителей на семинарах, представление опыта работы с практическим показом на открытых уроках, доклады на научно-практической конференции, мастер – классы, фестивали педагогического опыта, обобщение и распространение педагогического опыта в конкурсах различного уровня. По крупицам собирается опыт педагогов, оформляются презентации, подготовлен сборник работ с выступлениями учителей.
Направления и формы работы городского методического совета учителей ОРКСЭ
НАПРАВЛЕНИЯ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

  1. Изучение нормативных документов.

  2. Изучение трудных разделов и тем программы.

  3. Изучение и ознакомление с новинками методической литературы и научными изданиями.

  4. Проведение вебинаров.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ

  1. Организация целевых взаимных посещений и открытых уроков.

  2. Организация работы по изучению и распространению передового педагогического опыта.

  3. Организация семинаров по изучению опыта работы в сочетании с практическим показом.

  4. Организация целевых взаимных посещений и открытых уроков.

  5. Организация тьюторства в работе с начинающими учителями ОРКСЭ.

3. ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ

  1. Разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий.

  2. Организация выставок конспектов уроков, тематических разработок, дидактических материалов, наглядных пособий, рефератов, творческих работ учащихся, лучших тетрадей (словарей, проектов).

  3. Организация конференций, педагогических чтений, круглых столов.

  4. Создания банка данных методических материалов и разработок.

  5. Отчеты учителей по теме самообразования.

  6. Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации, передача опыта коллегам.

  7. Участие в конкурсах муниципального, регионального, и федерального уровней.


ФОРМЫ

1.СЕМИНАРЫ

  1. научные, с приглашением специалистов высшей школы ИГУ; выход в ИГУ, ВСГАО

  2. научно – практические, с приглашением представителей издательств «Русское слово», «Дрофа»; «Вентана – Граф»

  3. практико – ориентированные, (базы ресурсных площадок по духовно – нравственному воспитанию)

  4. Выезд в образовательный центр «Галактика» 4ч.

    1. НПК

  1. для педагогов;

  2. участие педагогов в различных НПК в секции духовно –нравственное направления;

  3. дистанционные Всероссийские

    1. ВЕБИНАРЫ

    2. МАСТЕР - КЛАССЫ (в рамках образовательного форума, семинарах).

    3. КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА

    4. ТВОРЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ

    5. КОНКУРСЫ (методические рекомендации, разработки уроков, внеурочных занятий, рабочих программ, программ внеурочной деятельности).

    6. ЭКСКУРСИИ

    7. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

  1. НПК

  2. Концертная деятельность

  3. Конкурсы (рисунков, фото, проектов)


10. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (через ЦИМПО)
В течение учебного года было проведено 4 семинара по плану и 2 совместных семинара с преподавателями ИГУ, кафедры религиоведения.

п/п

Темы семинаров

Сроки проведения

База

проведения

Характер мероприятий

Ответственные

ОРКСЭ



Отслеживание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания курса (с приглашением представителей издательств «Русское слово», «Дрофа»)

26.09.

2012

МБОУ СОШ №28

Научно –методический семинар

Прокофьева Н.В. , методист МКОУ ДПО ЦИМПО, Поталицына А.В., член ГМС, учитель МБОУ СОШ №28

2

Использование современных технологий: проектные методы, эвристические, информационно- коммуникационные технологии, игровые методики: ролевые (деловые) игры, театрализованные представления, урок "эстафета знаний" и другие.

05.12.

2012

МБОУ СОШ № 14

Методический семинар


Прокофьева Н.В. , методист МКОУ ДПО ЦИМПО, Ноянова Е.Р., председатель ГМС, учитель МБОУ СОШ №14 Давыдова М.А., член ГМС, учитель МБОУ СОШ №23


3

Педагогический опыт в преподавании ОРКСЭ. Оформление и транслирование педагогического опыта через предлагаемые вариативные формы (в очной, заочной, дистанционной формах).

30.01.

2013

МБОУ

СОШ № 4

Практико – ориентированный семинар

Прокофьева Н.В. , методист МКОУ ДПО ЦИМПО,

Маркевич О.П., член ГМС, учитель МБОУ СОШ №18


4.

«Итоги года комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в городе Иркутске

15.05.

2013

МБОУ СОШ №23

Научно –методический семинар

Прокофьева Н.В. , методист МКОУ ДПО ЦИМПО,

Давыдова М.А., член ГМС, учитель МБОУ СОШ №23



Первый семинар был ориентирован на изучение и распространение чужого опыта. Давыдова М.А., учитель МБОУ СОШ №23, которая вела кружковую работу по основам православной культуры в своём классе в течение 3-х лет, обобщила свой опыт, обратила внимание на диагностику личностных, метапредметных и предметных результатов. Отметила, что дети и родители стали активными участниками различных добрых дел. При выполнении работ, предложенных службой по контролю и надзору, учащиеся 5го класса (её выпуск) лучше справились с работой по русскому языку и литературе, сделав анализ текста, что подтверждается протоколами по результатам выполнения.

Тюрина М.Е., МБОУ СОШ №7 представила презентацию, рассказав о том, как можно использовать музыкальные произведения на уроках ОРКСЭ. Далее (в день рождения Иркутской области) выступили учащиеся школ г. Иркутска со своими музыкальными номерами. Звучали песни о Родине, о своем городе (выступали учащиеся МБОУ СОШ №2, 7, 28). Также выступили учителя музыки МБОУ СОШ №28.
30 января 2013, на базе МБОУ СОШ № 4 г. Иркутска прошёл практико –ориентированный семинар для учителей по основам религиозных культур и светской этики «Диссеминация педагогического опыта в преподавании ОРКСЭ».

После проведенных уроков и мастер – классов, были прослушаны доклады Самсоновой Ольги Юрьевны (г.Москва) о ресурсах УМК «Основы религиозных культур и светской этики» издательства «Дрофа» и Кочегарова Кирилла Александровича о ресурсах УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4-5 класс. Основы религиозной культуры народов России» издательства «Русское слово».

Слушатели задавали вопросы, интересовались программами, электронными пособиями.

По окончанию семинара было проведено интерактивное голосование «Соцопрос» о формах и видах организации учебных занятий курса «ОРКСЭ».

В результате проведенной работы слушатели отметили следующее:

Все уроки были даны на хорошем уровне. Понравился урок по модулю «Основы мировых религиозных культур», уроки по «Основам светской этики».

Полезным оказалось проведение мастер –классов с участием слушателей. Они поблагодарили коллег за предоставленную возможность поработать, за их мастерство и профессионализм.

Участникам семинара была предложена анкета: «Какие обстоятельства и какой выбор повлияли на Ваш выбор преподавания ОРКСЭ?»



Вопросы

В большей степени

Средне

Совсем не влияли

1

Традиции семьи

35%

30%

10%

2

Советы коллег

5%

5%

45%

3

Рекомендации администрации

25%

25%

25%

4

Хотелось изучать данный курс

65%

10%

5%

5

Возможность общаться с детьми

65%

10%

10%

6

Случайно сложившиеся обстоятельства

15%

20%

35%

7

Привлекла общественная значимость и важность

60%

15%

10%


Т.о. учителя отметили, что изучать данный курс решили ради коммуникативности (общения с детьми), а также привлекла общественная значимость и важность проблемы духовно – нравственного воспитания.

На базе МБОУ СОШ №23 15 мая 2013г. прошел городской научно – методический семинар учителей ОРКСЭ по теме «Итоги года. Введение курса ОРКСЭ в школы г. Иркутска».

Модульный курс не только вызвал интерес у учащихся, родителей и учителей, но и по признанию многих, способствовал повышению квалификации и профессионального уровня самих преподавателей курса.

Участникам семинара (51человек) был представлен доклад ресурсной муниципальной площадки «Школа как центр русской культуры» директором школы №23 Бобенко Г.М. С большим интересом слушатели просмотрели презентацию, в которой отражены этапы работы коллектива школы по Программе развития.

Далее были подведены итоги дистанционного конкурса «Наши традиции». Всего участвовало 16 команд (160 человек) под руководством 18 педагогов. Были вручены дипломы, сертификаты и ценные подарки. Хозяева подарили победителям конкурса музыкальный подарок.

Следующая часть была посвящена проведению открытых уроков. На уроке «Основ православной культуры» М.А. Давыдова провела занятие в форме защиты проектов «Защитники Отечества». Были представлены работы по Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Александру Суворову и.т.д. Учитель сопровождала ответы детей музыкальными фрагментами, были представлены иллюстрации богатырей, защитников земли русской. Е.Б. Свистун в интерактивной форме провела занятия по «оОновам мировых религиозных культур» по теме «Милосердие. Помощь ближним». На уроке дети работали в группах, представляя четыре мировые культуры. Сделать нравственный выбор было трудно, но учащиеся доказывали и представляли свои результаты. Учителем подведены итоги, сделаны выводы о том, как в каждой религиозной культуре отражается помощь ближним и что значит быть милосердным. В другом классе педагоги побывали на занятии по теме «Этикет» у О.С. Маличенко. Увлекательно продемонстрировано начало урока. Детям представлены различные ситуации, которые разрешались в групповой работе. По окончанию уроков учителя оставили отзывы. Все уроки прошли на высоком методическом уровне.

После уроков, в красиво оформленной учительской в русском стиле и праздничной атмосфере, учителей угостили пирогами. Детьми были изготовлены небольшие сувениры.

Во второй части семинара учителям было представлено содержание рабочей программы по основам светской этики. Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №73 Шаманова В.Ю. отметила, что курс безотметочный, но в то же время необходимо оценивание детей. Она остановилась на региональном компоненте и обратила внимание слушателей на те темы, где дети знакомятся с культурой народов Сибири.

Как оценить, какие формы работы применить? Учитель МБОУ СОШ №17 Алфёрова Л.М. (призёр Всероссийского конкурса разработок «Мой урок ОРКСЭ») отметила, что в школе ведутся два модуля: «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». Учащиеся - частые гости друг у друга в группах. Поэтому и подведение итогов в конце каждой четверти учитель проводит в интерактивной форме. Она показала форму работы в виде конкурса «Своя игра». Дети узнают много нового из каждого модуля, а также бывают то - в роли жюри, то - в роли отвечающих.

Далее были представлены статистические данные по удовлетворенности родителей, педагогов по изучению курса ОРКСЭ. Почти все родители ответили, что курс интересный, узнают много нового не только дети, но и сами родители. Многих устраивает безотметочное обучение и необходимость продолжения курса.

По окончанию семинара учителя отметили положительную работу городского методического совета сообщества учителей ОРКСЭ. Также была отмечена хорошая организация семинаров и работа сайта, абсолютная отдача и оптимизм.

В следующем году педагоги хотели бы увидеть опыт других регионов, учиться у коллег, составить сборник методических находок, разработки рабочих программ и детских проектов, обмен опытом должен продолжиться в виде мастер – классов и открытых уроков. Больше рассказывать из опыта работы о патриотизме, героях, храмах Иркутска и провести практические семинары по модулю «Основы православной культуры».
В декабре 2012 г. был проведен мониторинг анализа введения ОРКСЭ в школах города Иркутска.

Необходимость осуществления мониторинга введения курса ОРКСЭ обусловлена различными обстоятельствами. Но, в конечном счете, предназначение выражается в получении систематической и разносторонней информации о введении курса ОРКСЭ с целью своевременного предотвращения возможных рисков и негативных последствий и изучения степени как позитивного, так и негативного воздействия на формирование духовно – нравственного развития учащихся.

Членами городского методического совета посещались уроки шестнадцати школ г.Иркутска. Был составлен план посещений уроков с целью совершенствования педагогического мастерства. Представлена памятка изучающим деятельность по введению ОРКСЭ.

Памятка

по проверке организации преподавания ОРКСЭ в ОУ города


  1. План мероприятий по введению нового комплексного курса ОРКСЭ.

  2. Создание школьной команды по вопросам внедрения курса ОРКСЭ. МО учителей ОРКСЭ.

  3. Выбор учащимися 4-х классов модулей по курсу ОРКСЭ.

  4. Наличие необходимого количества сертифицированных специалистов.

  5. Разработка рабочих программ по курсу ОРКСЭ.

  6. Отражение регионального компонента в рабочей программе курса ОРКСЭ.

  7. Обеспеченность учащихся учебниками.

  8. Обеспеченность преподавателей ОРКСЭ учебно-методическими комплектами, содержащими: учебник, книгу для учителя, пособие для родителей, демоверсии электронных изданий по каждому учебному модулю.

  9. Наличие доступа к электронным ресурсам.

  10. Наличие достаточного количества учебных помещений, оборудованных компьютерной техникой, для проведения занятий по ОРКСЭ.

  11. Возникли ли трудности с составлением учебного расписания?

  12. Проведены ли родительские собрания и консультации для родителей?

Возникли ли трудности в работе с родителями?

  1. Результаты анкетирования родителей учащихся 4-х классов по введению нового учебного курса ОРКСЭ.

Большое значение в этот период имеет наставничество, квалифицированная помощь специалистам и неспециалистам. Дан анализ нормативно – правовой базы и уроков. Оказана квалифицированная помощь.

Выводы:

  1. ОУ имеют нормативно – правовую базу в соответствии с приказами и распоряжениями.

  2. Каждый учитель имеет рабочие программы к модулям, но они требуют существенной доработки, необходимо добавить краеведческий материал.

  3. Сильной стороной курса является использование современных интерактивных методик, которые в свою очередь повышают эффективность введения курса в учебный процесс и его результативность.

  4. Обучающиеся и основная часть родителей, по словам педагогов и руководителей ОУ, положительно восприняли новый предмет. Дети дома работают со словарями, учебным пособием, задают множество вопросов родителям и учителю, осваивают проектирование. Родители с одобрением поддерживают активность детей (включая их дополнительную подготовку дома) по отношению к ОРКСЭ, однако сами не всегда активно сотрудничают с учителем.

  5. Содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения заданий, предусмотренных программой.

  6. Эксперты отмечают, что детям интересно на уроках. Учителя осуществляют связь изучаемого материала с жизнью детей, пытаются организовать диалоговое пространство урока, на таких уроках чувствуется заинтересованность детей, ощущается особая атмосфера общей мотивации на разговор о вечных ценностях.

  7. Возможности курса используются и для организации внеурочной деятельности обучающихся краеведческой направленности в системе воспитательной работы школы.

  8. Педагоги говорят, что подготовка к урокам занимает у них много времени, однако считают курс необходимым и выражают желание преподавать ОРКСЭ в дальнейшем.

  9. Проблема удовлетворения потребностей всех обучающихся в зависимости от выбора модуля, если группы состоят из 9 человек (финансирование)

  10. Проблема удовлетворения в работе педагогов (из – за отсутствия тарификационных характеристик учителя ОРКСЭ – уроки ведут не только учителя, но и педагоги – психологи, педагоги дополнительного образования).

В компетенцию членов ГМС, а также мотивированных педагогов, вошло такое направление работы, как составление рекомендаций, памяток, алгоритмов, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.

Были подготовлены:

  • отчеты о профессиональном самообразовании учителей (Давыдова М.А., МБОУ СОШ №23);

  • обучение на курсах повышения квалификации, выпускные работы, лучшими работами признаны: Ковалёвой Е.Н., МБОУ СОШ №23, Барановой А.Н., МБОУ СОШ №46, Лебедевой С.В., МБОУ СОШ №35, Степановой Ю.К., Баландиной В.Н., МБОУ СОШ №2, Сизых О.В.. МБОУ СОШ №20; (повышают квалификацию через получение второго высшего образования в ИГУ МБОУ гимназия №44, МБОУ СОШ №50, МБОУ СОШ №21, МБОУ СОШ №53).

  • отчеты о творческих командировках (Рождественские чтения - О.С. Маличенко, И.Н. Ковалёва, Е.Б. Свистун; Координационный совет при Правительстве Иркутской области -М.Е.Тюрина, Л.М. Алфёрова, М.А. Давыдова; областной семинар – совещание по духовно –нравственному воспитанию А.В. Поталицына, О.П. Маркевич; Е.Р. Ноянова; СФО (Омск)- Прокофьева Н.В.).

  • ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету - рабочие программы педагогов МБОУ СОШ №73, МБОУ лицея –интерната №1, МБОУ СОШ №10;

  • анализ методов преподавания предмета (МБОУ СОШ №10, 73, 65, СОШ №2, СОШ №39, МАОУ ЦО №47);

  • посещение уроков по определенной тематике с последующим самоанализом достигнутых результатов (СОШ №4, СОШ №23);

  • изучение передового педагогического опыта (Было представлено 6 разработок уроков ОРКСЭ в рамках образовательного форума. Лучший урок учителя МБОУ лицея №3, МБОУ СОШ №45).

  • исследовательская работа по предмету (МБОУ СОШ №14, 23, 32)

Члены ГМC рассмотрели и такие вопросы, как организация и проведение предметных недель в школе; организация и проведение предметных викторин (прошла интеллектуальная командная игра для 3-4 классов по теме «Наши традиции»; конкурсов (учащиеся приняли участие в областной интеллектуальной игре «Нестор – летописец», где музыкальное сопровождение подготовила член ГМC, учитель музыки МБОУ СОШ №7 Тюрина М.Е.

Учитель музыки и ОРКСЭ МБОУ СОШ №7 Тюрина М.Е. 16 мая представила на областном координационном совете первый опыт работы с учащимися 4 классов по модулю «Основы светской этики»:

«Место ОРКСЭ в системе духовно-нравственного воспитания

младших школьников

Сегодня не случайно особенно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания. К сожалению, на современных детей огромное влияние оказывают не только семья и школа, но и телевидение, Интернет, улица. Поэтому нашей задачей является помочь детям сделать правильный выбор с позиций нравственности.

Когда перед родителями будущих четвероклассников (2012-2013 уч.год) встала проблема выбора модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики», предпочтение было отдано модулю «Основы светской этики». Это вполне объяснимо: предмет новый, вполне «нейтральный». В настоящее время родители к предмету ОРКСЭ относятся с меньшей опаской, поэтому выбрали уже три модуля: «Основы религиозных культур», «Основы православной культуры» и «Основы светской этики».

Следует отметить тот факт, что, по мнению родителей, за время изучения курса дети стали сдержанней, отзывчивей, доброжелательней. Безусловно, впереди предстоит большая работа, но первые результаты, несомненно, положительны.

Урок - это маленький спектакль, в котором учитель является сценаристом, режиссером и актером. В большей мере, урок ОРКСЭ импровизационный, т.к. учитель не всегда может предположить, на какие вопросы ему придется отвечать. На таких уроках у детей есть возможность выговориться, рассказать о своих проблемах, вместе разобрать сложные ситуации. Именно на этих уроках выявляются совсем недетские проблемы младших школьников, о которых не подозревают родители. Тогда на помощь приходят школьные психологи.

У каждого учителя есть свой подход к урокам, свои находки, свои «фишки». Поскольку я учитель музыки, то, чтобы уроки стали более эмоциональными и яркими, я использую на своих занятиях музыку, потому что «возвышенная музыка способна приподнять и взволновать наш дух гораздо больше, чем самые красноречивые слова. Она не только питает наши чувства, но и возбуждает мысль» (А.Худошин). Если мы обратимся к кинематографу, то заметим, что в самые кульминационные моменты, когда чувства переполняют героев, вместо слов всегда звучит музыка. Так и на уроке: песня может быть намного убедительней слов. Например, песня «Просьба» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова – это обращение к людям беречь природу, окружающий мир:

«Люди-человеки, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце, сердце человечье!

Ведь небо без птиц – не небо,

А море без рыб – не море!

И Земля без людей – не Земля!»

Такая песня вызывает огромный эмоциональный отклик у детей, задевает струны их душ гораздо больше, чем многочисленные призывы и нравоучения.

На своих уроках я часто обращаюсь к творчеству певицы Светланы Копыловой. Она является автором и исполнителем. Её песни – притчи и баллады, наполненные глубоким смыслом, нравственным содержанием, очень нравятся детям: «Про собаку», «Брошенный камень», «Все в твоих руках», «Калека» и многие другие. Эти песни дают возможность детям задуматься о своих поступках, о взаимоотношениях с другими людьми, пробуждают их лучшие чувства.

Каждый урок имеет свои специфические черты, требующие определенного музыкального решения. Мною подготовлены методические рекомендации по использованию музыки на уроках ОРКСЭ, которыми я делилась со своими коллегами на семинарах и мастер-классах. Подготовила музыкальное оформление для I Областной интеллектуальной игры «Нестор-летописец», проводимой иркутской Митрополией.

От удачно подобранного музыкального сопровождения зависит успех урока. Так, например, условная (ассоциативная) музыка создает атмосферу занятия, его эмоциональный фон. Широкое применение условной музыки приемлемо на уроках «Основ светской этики».

Сюжетная музыка позволяет создать национальный колорит, ввести в определенную эпоху, что очень важно для уроков мировых религиозных культур.

Несомненно, те зерна добра, посеянные на уроках ОРКСЭ, прорастут ростками нравственности, порядочности в детских душах. Профессия учителя – «профессия дальнего действия».

Такой предмет жизненно важен и необходим не только для наших учеников, но и для их родителей. Совместное выполнение заданий, работа над проектами объединяет взрослых и детей, помогает улучшить взаимопонимание в семье. Всё в наших руках!»
16 -17 мая 2013г. на базе оздоровительно – образовательного (профильного) центра «Галактика Министерством образования Иркутской области проводился областной семинар – совещание «Роль преподавания ОРКСЭ в воспитании толерантности школьников».

В семинаре совещании участвовали представители муниципального образования г.Иркутска учителя, преподающие ОРКСЭ:

  1. Прокофьева Нина Викторовна, методист МКОУ ДПО ЦИМПО, учитель ОРКСЭ МБОУ лицея-интерната №1 г. Иркутска

  2. Ноянова Елена Ростиславовна, учитель начальных классов, ОРКСЭ МБОУ СОШ №14, руководитель ГМС учителей ОРКСЭ г.Иркутска,

  3. Поталицына Анна Викторовна, учитель истории, учитель ОРКСЭ МБОУ СОШ №28 г.Иркутска

  4. Маркевич Ольга Петровна, педагог дополнительного образования, учитель ОРКСЭ МБОУ СОШ №18 г.Иркутска, которые делились опытом своей работы как в общеобразовательных учреждениях, так и городского методического совета учителей ОРКСЭ.

Учителя прослушали лекции преподавателей ИГУ, ИПКРО, поучаствовали в круглом столе, работали в командах, представляли свой опыт работы, обменялись наработками и адресами, разработали резолюцию по итогам первого года работы по ОРКСЭ.

Одно из направлений ГМC учителей является сопровождение учителей по разработке урочных и внеклассных занятий по курсу. В текущем учебном году прошли курсовую подготовку при МКОУ ДПО ЦИМПО по теме «Актуальные вопросы преподавания основ духовно –нравственной культуры народов России» 31 педагог. Все учителя, прошедшие курсовую подготовку по курсу ОРКСЭ, постарались при защите своих работ представить не только урочные, но и внеурочные занятия. Учителем МБОУ СОШ №42 был представлен краеведческий материал предместья Жилкино (Иннокентьевская слобода). Экскурсию по православному храму представили учителя МБОУ СОШ №2 и №20. По основам светской этики были представлены совместные праздники с родителями по теме «Семья» МБОУ СОШ №1, МБОУ СОШ №31.По основам православной культуры учителем МБОУ СОШ №23 был представлен праздник «День любви, семьи и верности», проведенный вместе с родителями. Ценности в буддийской семье, добро и зло, золотое правило нравственности, словарь по буддийской культуре - все это постарались показать педагоги. Анализ работ слушателей позволяет сделать вывод, что все наработки необходимо опубликовать и сделать доступными всем учителям для работы.

Участие в городском образовательном форуме в конкурсе лучших разработок, несомненно, повышает рейтинг учителя ОРКСЭ. По завершению конкурса, учителя МБОУ СОШ №17, 14, 45, лицея-интерната №1 учителя приняли участие во Всероссийском конкурсе разработок уроков и презентаций «Мой лучший урок ОРКСЭ». Победителем этого конкурса стала Прокофьева Н.В, призёрами стали Ноянова Е.Р., МБОУ СОШ №14, Алфёрова Л.М., МБОУ СОШ №17, Владимирова Т.Ф., МБОУ СОШ № 45, Кочешкова Н.В., МБОУ СОШ № 45, Спиридонова Л.А., МБОУ СОШ № 45.

Учитель МБОУ СОШ №14 Е.Р. Ноянова приняла участие в конкурсе «Учитель года», где провела открытый урок в МБОУ СОШ №16 по модулю «Основы религиозных культур и светской этики» по теме «Священные сооружения», а на внеклассном мероприятии представила тему «Дари добро» о солдатских вдовах Великой Отечественной войны.

Отмечено, что дети, под руководством педагогов и родителей активно принимают участие в городских, Всероссийских конкурсах рисунков: «Моя Православная Русь», «С днём рождения, Иркутская область!», «Красота Божьего мира», «Мои бабушка и дедушка», «Моя семья», в конкурсах фотографий: «Моя Православная Русь», «Мир детства». Родители, учителя, вместе с детьми, приняли активное участие в Конкурсе проектов «Моя семья» в номинациях: Моя дружная семья, моя семья, мои корни, наши увлечения, моя классная семья, моя семья в детском саду.

При этом выявлены положительные и отрицательные проблемы:

Положительное: Большая активность школьников и детей детского сада, активная жизненная позиция родителей, они получают информацию не только от педагогов, но и находят на сайте.

Отрицательное: Но при этом отмечается, что необходимо создавать выставки лучших работ для всех. При активном участии, многие работы имеют высокий рейтинг, но получают дипломы - первые три человека.

Положительное: Активное участие в конкурсе эрудитов коллективных игр по теме «Наши традиции» показывает важность знания родной истории. В муниципальном конкурсе участвовало 16 команд, по 10 человек в каждой команде. Ребятам было представлено 37 вопросов, на которые надо было ответить, предварительно поработав в школьной библиотеке и в интернете. Каждая команда подобрала название и представила свой проект в различной форме: презентация, оформление книжкой, с иллюстрациями, со ссылками на литературу, с оформлением мудрых мыслей и пословиц к каждому вопросу.

Победителем стала команда МБОУ СОШ №27

Призёрами стали команды МБОУ СОШ №30, 46, НОУ лицея №36 ОАО «РЖД».

Участники отметили, что игра очень понравилась и необходимо продолжить изучение традиций нашей Родины.

В конкурсе проектов «Моя семья» участвовало 98 команд. Красочно оформленные газеты, ромашки и коробочки, домики и тортики, презентации и видеофильмы, автопутешествие, эссе и рассказы о своих семьях, всего и не перечесть. Но сколько тепла, любви, взаимопонимания. Все работы рассматривались по критериям: визитная карточка, соответствие содержания в номинации, «изюминка» в оформлении.

Активно изучают историю родного края школьники под руководством учителей ИЗО и МХК, педагогов доп. образования:

Участники НПК «Юность, творчество, поиск».

  1. Утраченные храмы, Пригожаев Степан, 9 класс МБОУ Лицей № 1, научн.рук. Жучкова Марина Юрьевна, учитель искусства и черчения высшей квалификационной категории.

  2. Дело купца Пономарева, Лукашевская Галина, 10 класс МБОУ СОШ № 3, научн.рук. Макоева Тамара Шамсадиновна, учитель высшей категории.

  3. Иркутская чайная история, Русак Надежда, 10 класс МБОУ СОШ № 3, научн.рук. Макоева Тамара Шамсадиновна, учитель высшей категории.

  4. История основания станции ВСЖД ОАО «РЖД» Иркутск – Сортировочный, Картавина Яна, 10 класс МБОУ СОШ № 49, научный рук. Ольга Ивановна Константинова, завуч.

  5. Михаило-Архангельская (Харлампиевская) церковь в Иркутске:прошлое и настоящее, Кораблина Дарина, 9 класс МБОУ СОШ № 67, научн.рук. Мальцева Юлия Николаевна, педагог дополнительного образования.

  6. Иркутский архитектор Владимир Александрович Рассушин, Котенко Анна, 9 класс МБОУ СОШ № 67, научн.рук. Мальцева Юлия Николаевна, педагог дополнительного образования.

  7. История игральных карт, Криволуцкий Дмитрий, 9 класс МБОУ Гимназия № 44, научн.рук. Копылова Екатерина Вадимировна, учитель музыки, МХК.

В областной научно –практической конференции «Кирилло- Мефодиевские чтения» активное участие приняли старшеклассники МБОУ СОШ №31, МБОУ СОШ №42, МБОУ лицея №1.

По результатам выступлений были отмечены лучшие доклады и исследования:

1.Юдина Ксения, 10 класс МБОУ СОШ №42 «Первая школа в Иркутске при Иркутском мужском Вознесенском монастыре: история и современность»-3 место

2.Пригожаев Степан, 9 класс МБОУ лицей №1 «Утраченные храмы иркутской епархии» - 1 место

3.Маршалкина Татьяна, 10 класс МБОУ СОШ №11 «Война 1812года в творчестве А.С. Пушкина»

Немаловажно, что в работе по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должны активное участие принимать и родители учеников. Родители – заказчики содержания образования. Маркевич О.П., педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №18 на семинаре познакомила присутствующих с принципами взаимодействия с родителями, о формах работы, мерах активности родителей в изучении курса.

Учителя г. Иркутска являются активными участниками научно –практических конференций: Педагогические проекты, Воспитание духовности в современном мире и др.

Второй год в рамках областного форума на базе ресурсной площадки МБОУ СОШ №32 проходит научно – практическая конференция для педагогов «Воспитание духовности в современном мире». Её участниками стали директора, воспитатели и психологи детских садов, педагоги школ, а также педагоги дополнительного образования. В текущем учебном году на конференции присутствовало около 100 педагогов. После пленарной части, в которой участвовали педагоги и дети МБОУ СОШ №32, представители НОУ образовательного центра «Экскурс», прошли заседания 4-х секций, где модераторами были члены ГМС и помощники по сопровождению ИКТ педагоги МБОУ СОШ №32. По результатам выступлений участники выделили лучшие работы:

Пленарная часть. Михалёв В.П. МБОУ СОШ №23 «О понимании духовности и ее тенденциях в современном обществе».

Секция №1.

  1. Астафьева Л.Г.МБОУ СОШ №66 «Значение краеведческой работы в воспитании подрастающего поколения».

  2. Чертовских Л.Н. МБОУ СОШ №49 «Формирование духовности и нравственности подростка средствами патриотического воспитания».

  3. Гудаева Е.В. МБДОУ детский сад №18 2Роль семьи в вопросах духовно –нравственного воспитания».

Секция №2.

  1. Сидорова О.Ю. МБОУ СОШ №31 «Повышение мотивации школьников на уроках литературы».

  2. Белкина А.С. МБОУ СОШ №63 «воспитание духовности на уроках литературы».

  3. Близнюк Т.А., Лисьева И.Н., МБДОУ детский сад №18 «Отечественные памятники культуры о нравственных основах воспитания».

Секция №3.

  1. Чанцева Т.В. МБОУ СОШ №28 «В этом прекрасном и яростном мире»

  2. Бурова Г.В. МБОУ СОШ №55 «Мифологемы образовательного пространства».

  3. Чилишева Н.А., Копылова М.П. МБДОУ детский сад №116 «Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края».

  4. В заключение была выработана резолюция:

Резолюция участников конференции

Прослушав и обсудив все доклады по теме «Воспитание духовности в современном мире» участники конференции считают:

  1. Главной задачей урока должно быть воспитание нравственно – духовной личности.

  2. Продолжение развития педагога в области духовно –нравственного образования.

  3. Формирование у детей и подростков настоящую духовную личность в условиях образовательного учреждения.

  4. Продолжить открывать мир прекрасного и яркого, несмотря на негатив окружающего мира.

  5. Практически реализовывать аспекты духовно – нравственной культуры в проектах, программах, праздниках.

«Духовность в реалиях истории и культуры России»: семинар – конференция прошла на базе МБОУ СОШ №23 совместно с ИГУ и МКОУ ДПО ЦИМПО.

На конференции присутствовало 49 человек. Педагоги выступили с докладами по теме конференции:

Яловицкая Н.И., директор МКОУ ДПО ЦИМПО, Духовно-нравственная культура в современном образовании

Бобенко Г.М., директор МБОУ СОШ №23 Реализация проекта «Школа русской культуры»

Скребкова М.Д., МБОУ СОШ №35, учитель русского языка и литературы, МКОУ ДПО ЦИМПО методист Духовно-нравственное воспитание на уроках словесности и за рамками урока

Прокофьева Н.В., МКОУ ДПО ЦИМПО, методист Традиции и культура – основы духовно-нравственного воспитания

Поталицына А.В., МБОУ СОШ № 28, учитель истории Духовно-нравственное воспитание на уроках истории

Копылова Е.В., МБОУ гимназия №44, учитель музыки, руководитель структурного подразделения эстетического направления Основы духовно-нравственной культуры народов России: внеурочная деятельность

Барбакова Е.А., МБДОУ детский сад №151, воспитатель Воспитание основ патриотизма у старших дошкольников через свою малую Родину: УМК «Ребёнок познаёт малую Родину (г. Иркутск).

Маркевич О.П., МБОУ СОШ №18, педагог дополнительного образования Духовно – нравственное воспитание через театральную деятельность.
На базе ВСГАО прошла международная конференция «Этнопсихология и практическая психология формирования межкультурной компетенции». Присутствовали педагоги школ г. Иркутска.

Анкетирование учителей и родителей позволило отметить следующее:

Личные ожидания учителей в отношении курса ОРКСЭ:

приобретение опыта духовно-нравственного воспитания школьников; возможность профессионального роста в целом; повышение уровня общей эрудиции; преподавание курса ОРКСЭ способствует личностному росту; повышение культурологической компетентности.

Мнения учителей о восприятии курса ОРКСЭ учащимися:

на данном этапе воспринимают курс положительно; проявляют интерес к курсу; активны на уроках.

Мнения учителей о восприятии курса ОРКСЭ родителями:

в целом положительное; считают курс необходимым для их детей; включились в совместную деятельность в рамках курса.

Ожидания учителей в отношении учащихся: улучшение их взаимоотношений с окружающими; формирование мотивации нравственного поведения; формирование культурологической компетентности; развития определенных нравственных качеств – доброты, милосердия, отзывчивости и т.д.; интерес к изучаемому курсу; повышение уровня общей эрудиции; И) формирование навыков нравственной рефлексии; формирование качеств независимой личности – уверенности в себе, ответственности, самостоятельности.

10 июня прошёл вебинар издательства «Просвещение» по модулю «Основы светской этики», выступающий Шемшурина А.И. На нём присутствовали члены ГМС. Был представлен учебник и его полный анализ. Члены ГМС отметили, что учебник красочный, познавательный и соответствует всем возрастным особенностям. Активно общались в чате и решили приобрести учебник для дальнейшей работы.

На заключительном заседании члены ГМC и учителя предложили ряд тем, которые необходимо вынести на обсуждение в следующем году.

Тематика проблем.

  1. Специфика курса «Основы религиозных культур и светской этики», его отличие от традиционных учебных курсов. УМК.

  2. Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка.

  3. Культура и религия. Культурно-историческое пространство региона. Возможности использования проектной деятельности в процессе преподавания ОРКСЭ.

  4. Совершенствование диагностики личностного развития обучающихся. Их психологическое сопровождение.

  5. Работа с письменными источниками в курсе ОРКСЭ.

  6. Роль конкурсного движения учителей и обучающихся в развитии духовно-нравственной культуры.

Наряду со всеми проведенными мероприятиями, отмечаю посещенные уроки методистом (10уроков), мастер – классы (8), а также открытые мастер – классы для СМИ (3 занятия), обобщение опыта 19 мероприятий, и 10 мероприятий для обобщения опыта на Всероссийском и международном уровне, проведено 386 консультаций (по разработке рабочей программы, выбора учебников, анкетированию участников образовательного процесса, подготовка уроков, сопровождению конкурсов).

План городских семинаров на 2013-2014 учебный год

п/п

Тема заседания

Дата проведения

Место проведения 

Ответственные 

 1.

«ОРКСЭ: новый курс новой школы»

август

МБОУ СОШ №32

Прокофьева Н.В., методист МКОУ ДПО ЦИМПО

 2.

«Творческий подход в преподавании ОРКСЭ» (обмен опытом)

октябрь

МБОУ СОШ №2

Прокофьева Н.В., методист МКОУ ДПО ЦИМПО

 3.

 «Духовно-нравственное воспитание школьников» Совершенствование диагностики личностного развития обучающихся. Их психологическое сопровождение.

 декабрь

МБОУ СОШ №23

Прокофьева Н.В., методист МКОУ ДПО ЦИМПО

 4.

Ценности семьи и семейной жизни в традиционных религиозных культурах и в современной светской семье.

февраль

МБОУ №55

 Прокофьева Н.В., методист МКОУ ДПО ЦИМПО

Елшина Лариса Анатольевна, зам. директора по УВР

 6.

Участие в конкурсе авторских разработок, разработок по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно –нравственной культуры народов России».

 апрель

МБОУ СОШ №17

Прокофьева Н.В., методист МКОУ ДПО ЦИМПО

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск