I Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа рабочей программы по изобразительному искусству
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 5.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями)
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 9.03.2004 (с изменениями, внесенными приказами Минобразования РФ от 20.08.2008г. №241, от 30.08 2010г. №889, от 3.06 2011г. №1994 и от 1.02 2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011г. № 2885 (зарегистрирован в Минюсте РФ от 21.02.2012 №23290) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию, на 2012-2013 учебный год»
Учебный план образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год
Годовой календарный график образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной;
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художествен ной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
развитие навыков работы с различными художественными материалами.
Сведения о программе, на основании которой составлялась рабочая программа
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» ( автор - Б.М.Неменский) входит в учебно-методический комплект «Школа России», соответствует ФГОС и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и положения в культуре в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Программа "Изобразительное искусство" для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа - это базовый этап художественного образования учащихся. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе. Программа "Изобразительное искусство" для средней школы построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусств.
5 класс посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Обучение строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.
Темы "Древние корни народного искусства" и "Декор - человек, общество, время" являются важнейшими для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно-символического языка, пришедшего к нам от далеких предков, корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т.е. его главной коммуникативной функции. Школьников приводят к пониманию того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозначение к принадлежности к определенной человеческой общности - так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного века до наших дней.
В процессе восприятия произведений народного, классического, современного декоративно-прикладного искусства центральным вопросом для формирования художественного мышления является вопрос "зачем?", включающий в себя вопросы "что?" и "как?", помогающий установить в сознании ученика смысловую связь между декором вещи и господствующими идеями в обществе у разных народов, в разные времена.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Внесенные изменения в программу:
При составлении календарно-тематического планирования были внесены некоторые изменения в порядок изучения отдельных тем в 1 четверти: тему "Конструкция и декор предметов народного быта" целесообразно изучить до темы "Внутренний мир русской избы", так как при выполнении зарисовки интерьера избы учащиеся уверенно смогут зарисовать предметы быта с элементами декора.
Во 2 четверти при изучении народных промыслов целесообразно включить изучение темы " Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла". Это связано с существованием на Брянщине цеха по производству изделий Хохломы (п.М.Полпино).
При изучении темы 4 четверти "Декоративное искусство в современном мире" целесообразно выделение узких тем, знакомящих учащихся с разными декоративными техниками изображения: коллаж, батик и папье-маше. Данные изменения внесены в календарно-тематическое планирование уроков в 4 четверти (уроки 3-7 посвящены знакомству с батиком, коллажем, папье-маше).
практическая работа
коллективные творческие работы
выставки работ
доклады и сообщения
кроссворды, ребусы, викторины
тесты
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
Учащиеся должны уметь: различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны: умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).
II Содержание рабочей программы5 класс (35 часов). Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 1 четверть. Древние корни народного искусства. (9 часов)
Древние образы в народном искусстве
Декор русской избы
Внутренний мир русской избы
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Народный праздничный костюм
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
2 четверть. Связь времен в народном искусстве. (7 часов)
Древние образы в современных народных игрушках
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
3 четверть. Декор - человек, общество, время. (12 часов)
Зачем людям украшения
Декор и положение человека в обществе
Одежда говорит о человеке
О чем рассказывают гербы и эмблемы
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
4 четверть. Декоративное искусство в современном мире. (7 часов)
Современное выставочное искусство
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. III Учебно-тематический план
№ темы
| Название темы
| Кол-во часов
| Повторительно-обобщающие уроки
| 1
| Древние корни народного искусства
| 9
| 1
| 2
| Связь времен в народном искусстве
| 7
| 1
| 3
| Декор - человек, общество, время
| 12
| 1
| 4
| Декоративное искусство в современном мире
| 7
| 1
| Всего
| 35
| 4
|
IV Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
основная и дополнительная учебная литература
Горяева Н.А., Островская О .В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство жизни человека: Учебник для 5 кл. (2010)
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 кл. (2010)
учебно-методическая литература
Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-9 классы. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство жизни человека. Методическое пособие. 5 кл. (2010)
учебные и справочные пособия
книги об основах и традициях быта на Руси, о народных промыслах России; Энциклопедический словарь юного художника; энциклопедии по истории искусств;
книги по основам рисунка, живописи, композиции;
словарь искусствоведческих терминов.
таблицы по основам и традициям быта на Руси;
учебные таблицы по различным видам народных росписей: Хохлома, Городец, Жостово; по различным видам народной глиняной игрушки;
репродукции произведений декоративно-прикладного искусства.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕУРОКОВ ИЗО В 5 КЛАССЕ НА 2012 - 2013 УЧ. ГОД
ПО ПРОГРАММЕ Б.М.НЕМЕНСКОГО
№ уро-ка
| Предпо-
лагаемая
дата
| Факти-
ческая дата
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип, форма урока
| Основные понятия
| Основные виды учебной деятель-ности учащихся
| Виды, формы контроля
| Домашнее задание
| 1 четверть. Древние корни народного искусства. (9 часов)
| 1
| 3.09
4.09
6.09
|
| Древние образы в народном искусстве
| 1
| Уроки усвоения и закрепления новых знаний
| Знаки и символы в жизни славян
| Тематическое рисование
| Работа в тетради (составление таблицы)
Практическая работа
| Найти фото или рисунки декора русской избы
| 2
| 10.09
11.09
13.09
|
| Декор русской избы
| 1
| Уроки усвоения и закрепления новых знаний
| Сруб, венец, охлупень, причелина, ставни, наличник, подзор,
| Тематическое рисование
| Практическая работа
| Найти изображения славянских предметов быта и посуды
| 3
| 18.09
20.09
24.09
|
| Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
| 1
| Уроки усвоения и закрепления новых знаний
| Посуда, сундуки, прялка, кросно, пральник, вальки,
| Тематическое рисование
| Практическая работа
| Внутреннее убранство избы
| 4-5
| 25.09
27.09
1.10
2.10
4.10
8.10
|
| Внутренний мир русской избы
| 2
| Уроки усвоения и закрепления новых знаний
| Внутреннее убранство избы, расположение печи, коника; бабий кут, люлька (зыбка), полати
| Тематическое рисование
| Практическая работа
| Найти и принести образцы народной вышивки
| 6
| 9.10
11.10
15.10
|
| Образы и мотивы
в орнаментах русской народной вышивки.
| 1
| Урок усвоения и закрепления новых знаний
| Символика народной вышивки, вышивка крестом, сюжеты вышивки
| Тематическое рисование
| Практическая работа
| Найти изображения людей в русском народном костюме
| 7-8
| 16.10
18.10
22.10
23.10
25.10
29.10
|
| Народный праздничный костюм
| 2
| Уроки усвоения и закрепления новых знаний
| Особенности русского женского и мужского костюмов, основные элементы костюма
| Тематическое рисование
| Практическая работа
| Подготовить сообщения о народных праздниках и обрядах
| 9
| 30.10
1.11
|
| Народные праздничные обряды
(обобщение темы)
| 1
| Урок - обобщение
| Народные праздники и обряды, обрядовые песни, обрядовые костюмы
| Слушание докладов, беседа
| Доклады учащихся
| Найти изображения народных глиняных игрушек
| 2 четверть. Связь времен в народном искусстве. (7 часов)
| 10-11
| 12.11
13.11
15.11
|
| Древние образы в современных народных игрушках
| 1
| Урок усвоения
и закрепления новых знаний
| Народная глиняная игрушка: дымковская, филимоновская, каргопольская
| Тематическое рисование
| Практическая работа
| Найти изображения гжельской керамики
и элементов
ее росписи
| 12
| 19.11
20.11
22.11
|
| Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
| 1
| Урок усвоения
и закрепления новых знаний
| Гжель, основные цвета росписи, элементы росписи
| Тематическое рисование
| Практическая работа
| Найти изображения Городецкой росписи и ее элементов, вклеить картинки в тетрадь
| 13-14
| 3.12
4.12
6.12
|
| Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
| 1
| Урок усвоения
и закрепления новых знаний
| основные цвета росписи, элементы росписи
| Тематическое рисование
| Практическая работа
| Найти изображения Хохломской росписи и ее элементов, вклеить картинки в тетрадь
|
| 26.11
27.11
29.11
10.12
11.12
13.12
|
| Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла
| 2
| Уроки усвоения и закрепления новых знаний
| Хохлома, основные цвета росписи, элементы росписи
| Тематическое рисование
| Практическая работа
| Найти изображения Жостовской росписи и ее элементов
| 15
| 17.12
18.12
20.12
|
| Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
| 1
| Урок усвоения
и закрепления новых знаний
| Жостово, основные цвета росписи, элементы росписи
| Тематическое рисование
| Практическая работа
| Подготовить сообщения о народных промыслах (Палех, Мезенская роспись)
| 16
| 24.12
25.12
27.12
|
| Роль художественных народных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
| 1
| Урок - обобщение, викторина "Народные промыслы России"
| Виды народных промыслов и их особенности
| Беседа, викторина, слушание докладов
| Коллективная творческая работа "Ярмарка ремесленников"
| Найти и вклеить в тетрадь изображения украшений разных времен и народов
| 3 четверть. Декор - человек, общество, время. (12 часов)
| 17-18
|
|
| Зачем людям украшения
| 2
| Урок - беседа
Урок усвоения и закрепления новых знаний
|
| Тематическое рисование
| Практическая работа
|
| 19-21
|
|
| Декор и положение человека в обществе
| 3
| Уроки усвоения и закрепления новых знаний
|
| Тематическое рисование
| Практическая работа
|
| 22-24
|
|
| Одежда говорит о человеке
| 3
| Уроки усвоения и закрепления новых знаний
|
| Тематическое рисование
| Практическая работа
|
| 25-27
|
|
| О чем рассказывают гербы и эмблемы
| 3
| Уроки усвоения и закрепления новых знаний
|
| Тематическое рисование
| Практическая работа
|
| 28
|
|
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
| 1
| Урок закрепления полученных знаний
|
|
| Коллективная творческая работа
|
| 4 четверть. Декоративное искусство в современном мире. (7 часов)
| 29
|
|
| Современное выставочное искусство
| 1
| Урок - беседа
|
| Вводный урок – беседа
| Практическая работа в тетради (составление таблицы)
|
| 30-35
|
|
| Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале
| 6
| Уроки усвоения и закрепления новых знаний
|
| Конструирование, моделирование, творческое рисование
| Практическая работа
|
| |