Скачать 86.71 Kb.
|
Открытый урок литературного чтения 2 класс Тема: Защита проекта. Создадим книгу сами. «Малые жанры устного народного творчества». Цель урока: 1. Обобщение изученного материала по данной теме, расширение кругозора учащихся. 2. Углубление представлений о культуре русского народа, его традициях, обычаях. 3. Развитие выразительной речи, памяти, сообразительности, фантазии, чувства юмора. 4. Развитие представлений о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества. 5. Воспитание эстетических чувств, доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям. Оборудование: книги – самоделки, подготовленные детьми; маски (волка, ежа и медведя), плакат УНТ. Ход урока.
- Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами Терпеливым языком. - Что же это такое? Правильно! Книгу, всем понятную, Умную, занятную, Мальчики и девочки – Все читать хотят . - Поэтому, мы с вами выполняли проект «Создадим книгу сами». - На уроках литературного чтения мы познакомились с особенностями книг. Что должно быть у книги? (Обложка, титульный лист, содержание, иллюстрации, тексты.) - Объясните назначение каждого компонента книги. - Какова же была цель нашего проекта? - Да, создать детскую книгу для игры, развития смекалки, чтобы она подарила нам радость и научила нас интересно организовывать свой досуг. А так же дала нам новые знания.
- Всё это мы можем найти в устном народном творчестве. - Что такое устное народное творчество? По – другому УНТ называют фольклор. - Какие произведения фольклора вы знаете? - В старину сказки, песни, потешки, пословицы, поговорки, игры не печатались в книгах, не было тогда печатных книг. А передавались они из уст в уста, то есть один человек рассказывал другому, мать - дочери, отец - сыну, дед - внукам. Из села в село, из города в город ходили народные сказители, певцы и рассказывали людям сказки, пели песни. - Лишь спустя много сотен лет люди стали записывать народные сказки, былины, благодаря этому мы можем познакомиться с народным творчеством. Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. Ещё в середине ХVIII столетия уральский казак Кирша Данилов стал записывать былины. Веком позже Александр Николаевич Афанасьев собрал русские народные сказки, а Владимир Иванович Даль – пословицы и толковый словарь живого русского языка. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Современная бабушка споёт им песню времён Дмитрия Донского или ещё более древних, языческих времён. Многие современные школьники – и не только сельские, но и городские, - совсем не подозревая того, повторяют заклички солнцу, радуге, дождю, сложенные их сверстниками в эпоху Ярослава Мудрого и Петра Великого. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое. - Поэтому объектом нашего проекта мы выбрали малые жанры фольклора: пословицы, считалки, небылицы… - Вы много трудились, и сегодня мы проводим презентацию ваших книг. Представьте вашу книгу так, чтобы слушателям захотелось её прочитать.
(Ренёва Н., Шаравина Ж., Арапова Н., Ватолина Д., Коротаева М.) Тема : «Загадки».
Тема: «Докучные сказки».
Тема: «Пословицы».
Тема: «Считалки».
Тема: «Небылицы».
- Понравились ли вам книги? Захотелось ли вам прочитать их, выучить новую считалку или разгадать умные загадки? - Можем ли мы объединить все наши книги в единый сборник? Почему? Приготовим обложку для нашей книги. - Но , чтобы оформить обложку, мы должны придумать название для нашего сборника. - Какое из названий лучше подойдёт нашей книге?
- Какую иллюстрацию подберём для нашей обложки? - Что ещё должны указать? (Составляют на доске макет обложки книги.) -Можем ли дать нашу книгу вашим товарищам из параллельных классов почитать? - Авторы работают над книгами долго, и мы с вами продолжим работу над нашим сборником. - Какие главы мы могли бы добавить в нашу книгу? Каждый проект оценивается всеми учащимися фишками: красная –отлично, жёлтая - хорошо, зелёная – удовлетворительно. Счетная комиссия подсчитывает количество баллов, заработанных каждой семейкой. Докучные сказки. В детстве все дети любят слушать сказки. Ведь в них столько волшебства, удивительных приключений, яркости и, конечно, мудрости. Сказки возникли в глубокой древности, впитали в себя народную мудрость. Что же такое сказка? Сказка (от слов сказывать, молвить, рассказывать) – произведение устного народного творчества о вымышленных героях и событиях. Сказки бывают разные:
Но существуют ещё и докучные сказки. Какие они? В словаре В.В. Даля говорится: Докучная, докучливая сказка, коротенький рассказ, без большого смысла, которого конец переходит опять в начало, и повторяется одно и то же; докучной сказкой дразнят ребят, которые сами докучают просьбами сказать им сказку. Жил был царь Тофута — а сказка вся тута! Рассказывать докучные сказки весело. Это можно превратить в игру, недаром, современные авторы используют этот народный приём при создании весёлых стихов без начала и конца. Жила была старица одна в сельце, поставила старица зарод сенца, а шло буде неладно— опять с конца! Жил был журавль сь журавлихой, поставила она стожек спица—не сказать ли опять с конца? Был себе человек Яшка (Сашка), на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, на шее тряпка, на голове шапка — хороша ли моя сказка? ПРО ЖУРАВЛЯ Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку — хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную! Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошёл свататься. Вот идёт он по болоту — ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать — хвост увязнет; хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет; хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет... Хороша ли моя сказочка? ПРО БЕЛОГО БЫЧКА
Молчание... — Ты молчишь, и я молчу. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? И продолжается эта докучная сказочка про белого бычка до тех пор, пока не замолчит совсем или не убежит прочь тот, кому её сказывают. КУТЫРЬ ДА МУТЫРЬ Жили-были Кутырь да Мутырь. Накосили они стожок сенца, Поставили посередь польца. Пришли баран да овца, Они съели стожок сенца. Не сказать ли сказочку с конца?.. — Сам себе сказывай, а я не хочу! «МЫ С ТОБОЙ ШЛИ?» — Мы с тобой шли?
— Да такой! Мы с тобой шли?
И опять всё сначала — до тех пор, пока не надоест. ПРО ЦАРЯ Жил-был царь, У царя был двор, На дворе был кол, На колу —мочало, Его ветром качало* Не начать ли сказочку сначала? Если кто попадётся — попросит рассказать, сказочка начинается снова: Жил-был царь, У царя был двор, На дворе был кол... И так до конца, и опять вопрос: — Не начать ли сказочку сначала? ПРО ЯШКУ Жил-был Яшка, У него была красная рубашка, На поясе пряжка, На голове шапка, На шее тряпка, В руках —лыка связка. Хороша ли моя сказка? ПРО СОВУ
Летела сова-Весёлая голова. Вот она летела, летела, На берёзку села, Хвостиком повертела, По сторонам поглядела, Песенку спела И опять полетела. Вот она летела, летела, На берёзку села, Хвостиком повертела, По сторонам поглядела, Песенку спела И опять полетела... Сказывать ли дальше?.. ПРО СОРОКУ И РАКА Стоит над рекой дуб. На том дубу сидит сорока —в реку смотрит. А рак вылез из воды и лезет. Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит. Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт. Вот он лезет да ползёт, ползёт да лезет. А сорока смотрит. Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт... И так без конца! ПУСТЬ ВОРОНА МОКНЕТ! Шёл я как-то через мост, Глядь —ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, Положил её на мост — Пусть ворона сохнет! Шёл опять я через мост Глядь —ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, Положил её под мост — Пусть ворона мокнет! Снова шёл я через мост, Глядь —ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, Положил её на мост — Пусть ворона сохнет! Я опять пришёл на мост, Глядь —ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, Положил её под мост — Пусть ворона мокнет! Я пришёл на тот же мост, Глядь —ворона мокнет... |