Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы
средняя общеобразовательная школа №304
Утверждена
методическим объединением
ГБОУ СОШ №304 ________________ И. О. Фамилия « » 2013 г.
|
| «Утверждаю»
директор ГБОУ СОШ №304
________________ М. Ю. Точилкина приказ № от « » 2013 г.
|
Рабочая программа факультативного курса
«Декоративное искусство»
для 5 класса
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Составитель: учитель ИЗО
Попова Мария Сергеевна
«Согласовано»
заместитель директора по УВР
ГБОУ СОШ №304
________________ О. И. Шаханова « » 2013 г.
|
|
| Москва
2013-2014 уч. г.
Пояснительная записка
Программа факультативного курса по декоративному искусству разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования, на основе программы основного общего образования, программ «Изобразительное искусство. 1 – 9 классы» под редакцией В.С.Кузина, «Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 5-9 классы» автора Шпикаловой Т.Я. и при изучении программ факультативных курсов по изобразительному искусству, опубликованных на сайтах интернета.
Программа рассчитана на детей 5 класса. Форма работы занятий: коллективная и индивидуальная. Цель – формирование художественной, высоконравственной и духовной личности посредством освоения различных техник изобразительного искусства и изучения культурного наследия народов, мировых художественных шедевров. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
расширение представлений о различных художественных техниках в изобразительном искусстве, творчестве художников;
развитие художественных способностей, эстетического восприятия мира, помощи в самореализации личности ребёнка;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, многонациональной культуре.
Области знаний, используемые при изучении данного курса:
безопасность жизнедеятельности – система мер по охране труда, гигиене и т.д.; история – история развития изобразительного искусства, костюма, архитектуры, моды и т.д.;
цветоведение – изучение влияния цвета на состояние человека;
эстетика – воплощение эстетической идеи при создании работ;
музыка – влияние музыки на способность ощущать красоту окружающего мира;
литература – изучение литературных произведений, истории развития книг.
Основные виды художественно-творческой деятельности факультатива:
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности. Уделено внимание развитию активного эстетического отношения к искусству как к части духовной культуры;
изобразительная деятельность включает практическую деятельность учащихся учебного и творческого характера в области графики, живописи, скульптуры. Это предполагает развитие художественно-графических умений и навыков, сознательное использование средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвета, линии, пятна, тона, композиции, формы и пропорций, объёма, пространства) в процессе самостоятельной художественно-творческой работы;
декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства элементы дизайна и архитектуры) включает практическую деятельность учащихся учебного и творческого характера. Это предполагает развитие художественно-графических умений и навыков учащихся, сознательное использование средств художественной выразительности в создании художественного образа вещи: ритма, силуэта, линии, цвета, композиции, декоративного образа;
художественно-конструкторская деятельность включает зарисовки с плана объекта, проектирование объекта, конструирование изделия с опорой на план проектируемого объекта. Данный вид деятельности способствует развитию пространственного воображения, конструктивного мышления, умения работать с применением методов художественного конструирования (различные макеты зданий и пр.).
Основное содержание программы Язык изобразительного искусства (7 часов).
Спектр. Составные и основные цвета. Тёплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные цвета.Наблюдение и словесное описание зримого мира. Цветовые сочетания в окружающем пейзаже. Перспектива.Определение формы листа, его цветового решения. Композиция. Основы декоративно-прикладного искусства (4 часа).
Понятие об орнаменте и его элементах. Изучение изделий декоративно-прикладного творчества (вышитые полотенца, архитектура). Составление собственного орнамента в заданной геометрической форме. Сочетание цветов. Выбор основного фона и дополнительного цвета для будущей работы, создание картины в технике прорезной аппликации.
Особенности мультипликационного жанра (3 часа).
Мультипликация. Секреты движения фильмов. Выбор героя для своего мультфильм (покадровая зарисовка). Создание иллюзии движения предметов и облаков. Поделки к праздникам (2 часа).
Создание поздравительных открыток. Эффект 3 D. Разработка собственной открытки в изученных техниках. Скульптура (3 часа).
Изучение работ скульпторов по иллюстрациям. Подготовка и особенности работы с пластилином.Изучение техники многослойного процарапывания. Изготовление пластилиновых картин.Изготовление картин из пластилиновых лент различной длины. Графика (5 часов).
Способы размножения изображений. Шаблоны и трафареты. Набивка узора.Виды графики. Гравюра как вид графики. Творчество выдающихся художников-графиков А.Дюрер, И.Я.Билибин). Техника изготовления гравюры на картоне.Техника штриха. Правила безопасности труда. Натюрморт (4 часа).
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Передача объёма средствами светотени.Объёмное изображение формы предмета. Моделировка светотенью и цветом. Знакомство с мастерами натюрморта. Нитяная графика (6 часов).
Материалы и инструменты для нитяной графики. Техника безопасности. Заполнение простых фигур (углы).Технология заполнения окружности, квадрата, ромба, многоугольников. Подбор рисунка для картины, её цветового решения, разбивка композиции на геометрические фигуры. Изготовление картины, оформление в паспарту.
Календарно-тематический план Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»
№ п/п
| дата
| темы
| Кол-во часов
| Язык изобразительного искусства
| 7
| 1
|
| Цветовой круг
| 1
| 2
|
| Экскурсия в осенний парк
| 1
| 3
|
| Зарисовка осенних листьев
| 1
| 4
|
| Монотипия
| 1
| 5
|
| Золотая осень
| 1
| 6
|
| Картина-настроение
| 1
| 7
|
| Коллаж
| 1
|
Основы декоративно-прикладного искусства
| 3
| 1
|
| Орнамент в изделиях. Ри приёмы построения орнамента.
| 1
| 2
|
| Транспарантное вырезание.
| 1
| 3
|
| Прорезная аппликация
| 1
| Особенности мультипликационного жанра
| 3
| 1-3
|
| Любимые мультики. Создание короткометражного мультфильма. Презентация.
| 3
| Поделки к праздникам
| 2
| 1
|
| Игрушки на ёлку
| 1
| 2
|
| Открытки
| 1
| Скульптура
| 3
| 1
|
| Виды скульптуры
| 1
| 2
|
| Сграффито
| 1
| 3
|
| Композиции из пластилиновой ленты
| 1
| Графика
| 5
| 1
|
| Раппорт узора
| 1
| 2-3
|
| Гравюра
| 2
| 4-5
|
| Граттаж
| 2
| Натюрморт
| 4
| 1-2
|
| Натюрморт из геометрических тел
| 2
| 3-4
|
| Натюрморт из овощей и фруктов
| 2
| Нитяная графика
| 6
| 1
|
| Материалы и инструменты
| 1
| 2-4
|
| Изготовление образцов
| 3
| 5-6
|
| Изготовление композиции в технике нитяная графика
| 2
|
Требования к уровню подготовки учащихся в результате освоения курса: В результате освоения курса ученик должен:
Знать/понимать:
основные виды и жанры изобразительного искусства;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень и т.д.);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства, а так же читать язык полотен, уметь чувствовать сюжет картины, её настроение.
Уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель, природные и подручные материалы);
анализировать образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности при создании собственных работ.
Перечень учебно-методического обеспечения
Бурундукова Л.И.Волшебная изонить/ М., «АСТ-пресс».
Бычкова Е.Р. Картина своими руками для домашнего интерьера: оригинальные решения/М., «Полиграфиздат», 2009.
Гарматин А.А. Оригами для начинающих/Ростов-на-Дону, «Владис», 2010.
Губарева-Муха Л.С. Самоучитель рисования/ М., «АСТ - астрель»,2006.
Джин Фрэнкс Рисунок карандашом/М., «АСТ - астрель», 2006.
Джоунс Фиона Фантазии из бумаги/М., «АСТ - пресс»,2010
Журналы «Юный художник».
Каминская Е.А. Поделки из бумаги для начинающих/ Ростов-на-Дону, «Владис», 2010.
Лорен Жарретт и Лиза Ленард Рисунок/ М., «АСТ - астрель», 2004.
Набор открыток «Государственная Третьяковская галерея», «Эрмитаж».
Павлова О.В., Попова Г.П. Изобразительное искусство. 1 – 8 классы. Развёрнутое тематическое планирование по программе Кузина/ Волгоград, «Учитель»,2010.
Пожарская А.В. и др. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха. Коллекция интересных уроков/Волгоград «Учитель», 2011.
Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества. 2 класс/Самара, «Фёдоров», 2008.
Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества. 3 класс/Самара, «Фёдоров», 2008.
Уильям Ф. Пауэлл Цвет и как его использовать/ М., «АСТ-астрель»,2004.
Шалаева Г.П. Учимся рисовать/ М.,«АСТ – слово», 2009.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы/ М., «Просвещение»,2005.
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н Творческая мастерская. 4 класс/Самара, «Фёдоров», 2008.
Список литературы
– Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, не ранее 20010г.
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
• дополнительные пособия для учащихся:
– Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008, |