Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 251.23 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.04.2014
Размер251.23 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы

Валуйских Василий Иванович МОУ Афанасьевская СОШ

Алексеевского района




Информация об опыте

1. Тема опыта Использование различных видов художественной деятельности как условии развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

2.Условия возникновения, становления опыта

Афанасьевская средняя школа Алексеевского района Белгородской области представляет собой общеобразовательное учреждение. В ней учатся одаренные и обычные дети. Контингент учащихся представлен различными социальными слоями: 20% из семей колхозников, 15% из семей рабочих, 5% из семей служащих, у 30% учащихся родители занимаются предпринимательством, 30% из семей безработных. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Если сравнивать городскую школу из сельской, воспитательное пространство последней всегда более открыто. Ведь во многих случаях сельская школа - единственный социокультурный центр, который ведет культурно просветительскую работу среди местного взрослого населения. Свое воспитательное пространство сельская школа, как правило, выстраивает собственными усилиями. Здесь необходимо осознание и ответственность за судьбу каждого воспитанника, умение находить союзников единомышленников в окружающей школу среде, для которых небезразлична судьба «своих», сельских, детей. Только человек с высокой внутренней культурой, развитыми эстетическими чувствами, творческим потенциалом способен активным образом преобразовать окружающий мир. «Настоящий мастер, кто бы он ни был - строитель, токарь или скажем хлебороб, - немыслим без развитого чувства прекрасного, без потребности делать свое дело не только хорошо, добротно, но и красиво».

Моя задача как педагога - способствовать развитию и воспитанию высоко - нравственной творческой личности, заметить еще неокрепший росток, непозволить его сломить, а помочь ему окрепнуть, сформироваться и стать полезным для общества. Необходимо предоставить ученикам возможность больше общаться с искусством, посещать музеи, различные выставки.

На уроках необходимо научить ученика различать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств, анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства. При выполнении заданий, ученику необходимо предлагать различные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы), это способствует творческому подходу в исполнении работы. Чередование видов деятельности (рисование с натуры, по памяти, по представлению, воображению), способствует разностороннему развитию ученика.

Эстетическое воспитание направлено развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

3. Актуальность опыта

Сегодня классическое наследие (не только изобразительное, но и музыкальное, литературное) приобрело еще большее значение, чем вчера, в эпоху относительной стабильности. Именно сейчас, когда выбрасывается за борт идеология, так долго казавшаяся нам безупречно истиной, так легко и вроде бы убедительно отвечавшая на любые вопросы, так щекотавшая самолюбие сознанием нашей правоты и прогрессивности, человеку нужны духовные опоры, те бесспорные для каждого ценности, без которых жизнь теряет смысл. Что это за ценности? Да те самые, которые человечество веками отбирало, формируя представление о личности,- доброта, порядочность, умение честно трудиться, хранить верность, помогать ближнему, наконец, воспринимать красоту! Разве всем этим не богато искусство? И разве проявления всего этого мы не ищем в нем?

Основная задача - целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично развивающейся творческой личности средствами изобразительного искусства.

Педагог должен стремиться к тому, чтобы вызвать у школьников интерес и любовь к искусству, развивать художественный вкус, научить видеть красоту в жизни и искусстве, сопереживать художественным образом.

Кроме того, искусство успешно прививает потребность в труде, учит находить в нем радость, самому создавать её. Например, занятия резьбой по дереву требуют от ученика особых усилий, трудолюбия.

Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интересов. Выполненные на уроках художественные работы учащихся могут использоваться как подарки для родных и друзей. Общественное приложение результатов художественной деятельности имеет значение в воспитательном процессе. Так, например: работы, выполненные в технике «резьба по дереву». Работы, выполненные и оформленные, выставляются на выставки, дарятся на внеурочных мероприятиях.

Внеурочное время школьники занимаются на кружках, в изостудии. Таким образом, они закрепляют и углубляют полученные на уроках знания и умения. Это доказывает особую значимость и актуальность нашей работы по воспитанию школьников средствами изобразительного искусства.

4. Ведущая педагогическая идея опыта

Накопленный веками опыт человечества указывает только один путь к цивилизации - через сильное образование. Нужно дать человечеству такое образование, которого он достоин, которое ценится обществом и служит его прогрессу.

Сегодня все согласны с тем, что школа должна выявлять и развивать дарования, способности личности. Любая человеческая деятельность, в том числе и педагогическая, складывается главным образом из двух составляющих частей: творческой и технологической. Вот что подчеркивал в этой связи французский писатель Анатоль Франс: «Две опасности,- говорил он,- угрожают искусству: мастер, который не является художником, и художник, который не является мастером». Отсюда второй практический принцип, следующий из только что сказанного, состоит в том, что не должно быть учителя, не умеющего и не должно быть учителя нетворящего!

Нельзя не вспомнить слова В. А. Сухомлинского: «Красота - могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства». Отсюда главную цель художественного образования я вижу, прежде всего, в формировании духовной культуры личности, приобщении общечеловеческим ценностям, овладении национальным культурным наследием. Конечной целью художественного воспитания в школе является: формирование художественного вкуса, подготовка учащихся к восприятию произведений изобразительного искусства, применение полученных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства в своей практической деятельности.

Основной педагогической идеей моей работы, является то, чтобы каждый урок был направлен на развитие и формирование творческого начала у учащихся, на овладении основами изобразительного искусства.

Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. На своих уроках я использую игровые элементы, упражнения, рассчитанные на активизацию познавательного процесса, так и на развитие у них интереса к учебному заданию. Учитывая здоровье - сберегательную технологию, на уроках проводятся физкультминутки.

Изобразительное искусство не только воспитывает, но и помогает человеку познать мир. Художник Константин Коровин сказал: «Только искусство делает из человека- человека». Путь обучения должен вести школьников к достоверным знаниям. Основываться на научных данных. Отсюда второй принцип обучения научности. Следом за ним назовем принцип наглядности. Информация, полученная на уроке, должна быть подкреплена зрительным восприятием.

Принцип сознательности и активности учащихся - также один из важнейших дидактических принципов.

Во время занятий необходимо предоставлять ученику самостоятельность, особенно если речь идет об одаренном ученике, где формируется творческая личность. Виктор Цыплаков говорил так, что мой метод в том, чтобы наблюдать, как развивается талант, не мешая, а, поддерживая все ценное, обещающее…Легко сбить художника с собственного пути.

Сознательное, активное и самостоятельное работа всегда ведет к лучшему усвоению учебного материала и более прочному закреплению его. Кроме, того, сознательность и активность является предпосылкой для углубления и расширения научных знаний, развивают интерес к делу, способствуют к творческим началам.

5. Длительность работы над опытом

  1. Диагностический этап:

Был выявлен уровень художественного и эстетического развития, творческих способностей, креативности. Выявлены противоречия между желанием детей заниматься творчеством и возможностями материальной базы школы в соответствии с современными требованиями.

Изучалась научная педагогическая, психологическая, художественная и искусствоведческая литература по выдвинутой проблеме. Были определены основанные подходы по реализации творческого развития школьников.

2. Прогностический этап:

На этом этапе по проблеме творческого развития личности школьников были определены цели и задачи, продуманна и подобрана система уроков и внеурочных занятий и мероприятий по изучению видов изобразительного искусства.

Сформулирована основная идея опыта. Определены прогнозируемые результаты обучения. Предполагаются положительные результаты по развитию и воспитанию творческой личности через осознанное и системное освоение видов изобразительного искусства.

3. Организационный этап:

На данном этапе была подготовлена материальная база, методическая литература, дидактический материал, раздаточный материал, таблицы, опорные схемы, поэтапные разработки, рисунки, иллюстрации.

4. Практический этап:

В течение нескольких лет, проходило отслеживание учебного процесса на уроках и занятиях изостудии. Они позволили сделать вывод о целесообразности применения данного опыта, его реальности в обучении детей, необходимости использования, развития познавательных процессов личности ребенка, особенно творческого мышления и фантазии, развитию и воспитанию творческой личности. Это хорошо проявилось в участии работ детей на районных, областных, всероссийских и международных выставках.

6. Диапазон опыта

Проводится развитие и воспитание творческой личности средствами изобразительного искусства в системе урочной и внеурочной работы по всем направлением программного содержания изобразительного искусства, работа с родителями, внеклассных мероприятиях.

7.Теоретическая база опыта

Сущность опыта заключается в создании условий для формирования и развития творческих способностей школьников через освоение разнообразных художественных материалов, техник исполнения и их привлечении в процесс создания оригинальных художественных изделий в ходе учебной и внеурочной деятельности.

Мой опыт, возникший на базе программы В.С. Кузина, определяет направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально- оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д. Так же большое влияние на мою работу оказала программа И. П. Волкова, где описан опыт начальной школы художественного творчества, т. е. описанием пути, который нужно пройти за 3-4 года начинающему художнику от «нуля» до создания учебной жанровой композиции карандашом или акварелью. Авторская образовательная программа «Резьба по дереву», где главной задачей курса обучения является сохранение, изучение и возрождение народных традиций родного края; Обучение и развитие ученика разносторонне по интересам и склонностям, учитывая его интеллект и мастеровитость.

Системы принципов и методов по развитию и воспитанию творческой личности школьников средствами изобразительного искусства, комплектов нетрадиционных форм уроков, занятий, внеклассных мероприятий, где доказана реальность их использования, эффективность использования регионального компонента на основе изобразительного и декоративно- прикладного искусства.

8. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что в нем проблема развития творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства решается комплексно через систему урочных и внеурочных занятий.
Технология опыта
Познавательная и творческая активность как педагогическое явление- это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самореализации и самореализации учащегося; с другой - результат особых усилий педагога в организации познавательной и творческой деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.

Развивать познавательную и творческую активность у учащихся следует с детства. Рисовать любят все дети: они берутся за карандаш даже тогда, кода их никто к этому не побуждает, и активно выражают свою непосредственность восприятия мира. Однако к переходному возрасту (11-15 лет) активность в изобразительной деятельности нередко снижается. Чтобы этого не произошло, учителю необходимо разрабатывать уроки так, чтобы процесс обучения изобразительному искусству строился на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развивались творческие начала.

Размышляя об эффективности обучения, я рассматриваю различные пути проведения занятий.

1) На мой взгляд, если идти по прямой, кратчайшим путем к достижению цели, то надо учить только тому, что нужно для достижения именно этой цели. (Мет. И.П. Волкова)

2) Необходимо построить процесс обучения так, чтобы регулярно и многократно повторялись на практике все эти выделенные нами для изучения 14 пунктов. ( Компоновка на листе, построения, тон, цвет, мазок, гармоничное сочетание красок, штрих, светотень, перспектива, анатомия и пропорции человека, закономерность складок, правила составления композиции, технология наложения красок, степень образности в передаче явлений). Для решения этого вопроса я использую внутрипредметные связи, применяю параллельную систему обучения. (Мет. И.П. Волкова)

3) Работа с одаренными детьми (Мет. И.П. Волкова).

4) Занятия строю по профессиональному ряду: рисование с натуры, рисование на темы и иллюстрирование, декоративная работа, лепка. (Мет. В.С. Кузина).

5) На занятиях резьбы по дереву предусматривается овладеть техникой контурной, геометрической, рельефной резьбы. При обучении предусматривается сохранять, и, изучая возрождать, а, возродив, не останавливаясь стремиться к творчеству, красоте и простоте, к новому и прошлому, создавая уникальность и неповторимость предметов декоративно- прикладного искусства. (Мет. В И. Валуйских).

Основным видом учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству является урок.

Большую роль отвожу урокам рисования с натуры. Рисование с натуры фигуры человека является одним из самых важных и нужных уроков в учебной программе по изобразительному искусству. При обучении рисования фигуры человека мой урок мой урок проводится по методике В.С. Кузина и личного опыта проходит в следующем порядке. В начале урока проводится беседа по репродукциям художников: В.А.Серова «Портрет актрисы М.Н. Ермоловой, В.Л. Боровиковского «Портрет А.Б. Куракина», В.Г. Перова «Чаепитие в Мытищах», А.А. Дейнека «Эстафета по кольцу», А. Л. Ржевской «Веселая минутка»

Во время беседы учитель подчеркивает значение умения рисовать фигуру человека для выражения тематических сюжетов в различных жанрах изобразительного искусства, обращаю внимание учеников на выразительность сюжета, ясно читаемое содержание изображаемой сцены, на художественные достоинства картины. Разбираются подробно характерные позы, движения, разница пропорций фигур у детей и взрослых.

Творчество школьников зависит от степени заинтересованности учителя к обучению творчеству, поэтому после репродукций художников, демонстрирую личные работы и это производит желаемый эффект у учащихся, что способствует повышению интереса к предмету и авторитету учителя.

Ученические работы из методического фонда школы, их анализ хороших сторон и мелких ошибок, помогают учащимся сопоставить свои способности и конечную цель работы.

Прежде чем нарисовать фигуру человека нужно знать пропорции фигуры, с помощью педрисунка на доске я рисую схему, т.е. конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. В целях закрепления знаний провожу анализ строения фигуры одного из учащихся, вызвав его к доске. Затем демонстрирую последовательность выполнения рисунка с помощью учебных таблиц с поэтапным выполнением рисунка.

В целях изложения правил композиции, мной используется следующий метод. На магнитной доске демонстрируются фигуры человека различной величины, учащиеся должны правильно подобрать величину фигуры к формату, правильное размещение фигуры и, конечно же, формат по вертикали или горизонтали методом подбора, после данных упражнений учащиеся выполняют задание.

В течение урока ведется фронтальная и индивидуальная работа с учащимися, во время работы я демонстрирую работы как лучшие, так и с ошибками для стимуляции и своевременного устранения ошибок в процессе рисования. В конце урока проводится коллективное обсуждение работ, и выставляются оценки.

Именно такие уроки развивают у школьников наблюдательность, точность и внимательность в изображении, зрительную память, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его, в том числе в процессе рисования закладываются основы графической грамотности, способствующие развитию образного восприятия.

Не менее интересно я организую проведение уроков рисования на тему. Здесь я применяю методику И. П. Волкова, параллельность в обучении. Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению, которые способствуют развитию кругозора, фантазии, интереса к предмету изобразительного искусства.

Каждый вид занятий имеет свою специфику, меняются цели и содержание образования в зависимости от возраста учеников, образы, сюжеты, композиции диктуются временем.

При иллюстрации сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане" использую иллюстрации других произведений, знание сказки, которые дети получили на уроке литературы, помогают воспроизвести события, композиция в данном случае становится более многогранной. Ю.И.Пименов говорил: "Историю искусства можно было бы написать как историю композиции, потому, что именно композиция в первую очередь выражает идею и чувства художника". Здесь композиция переплетается с сюжетом и играет очень большую роль в рисунке. Пробуждению чувства сопереживания способствует музыка из оперы Н.Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" (фрагменты "Белка", "Царевна-Лебедь"), которая звучит на первом и втором уроке. Поэтапное выполнение композиции демонстрируется с помощью таблиц, где подчеркивается умение рисования фигуры человека. Тренировочные упражнения по композиции можно выполнить с помощью магнитной доски методом подбора героев сюжета различной величины, нарисованных отдельно. (Демонстрация лучших и работ с ошибками помогает устранять недостатки, в детских работах. Обсуждение работ с помощью жюри завершает урок, что является заключительной частью таких уроков. Я стараюсь пробуждать в детях творческое воображение и фантазию, научить быть добрым.

Большой интерес у школьников вызывают занятия декоративно-прикладным искусством, которые включены в учебную программу по изобразительному искусству. Задачи данного курса я вижу в развитии трудовых умений и навыков учащихся, в психологической и практической подготовке их к померному труду, в формировании эстетического вкуса, творческого отношения к действительности и умения посильно преобразовывать ее "по законам красоты".

А еще занятия декоративно-прикладным искусством способствуют профессиональной ориентации учащихся. Виды декоративно-прикладного искусства, используемые мной в практике, необычайно многообразны: это в первую очередь занятия резьбой по дереву, лаковая миниатюра, освоение сложной технологии деревянной мозаики и, конечно же, декоративная работа по изготовлению афанасьевской игрушки.

Любой человек, независимо от возраста и профессии, независимо от того, городской он или деревенский, помнит игрушки своего детства. Существенное значение имеет и то, как и кем, они сделаны эти первые жизненные и культурные ориентиры. Создатели традиционных игрушек, как сказатели и песенники, тоже носители прошлого, носители национальной духовной культуры. Передавая из поколения в поколение игрушечное мастерство, они смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Анализируя филимоновские, Сергиевские и другие игрушки у меня появилась идея, почему бы не создать нашу афанасьевскую игрушку. И вот первые робкие шаги игрушки были сделаны на празднике славянской письменности и культуры, который широко отмечался в г. Белгороде. Вот как написала об афанасьевской игрушке методист по промыслам и ремеслам районного отдела культуры Р.Новикова даже в этих маленьких фигурках просматривается стиль жизни села, его быта и костюмов", такое признание игрушка получила на выставке, проходившей в художественном музее г. Белгорода.

Стиль игрушки нельзя назвать завершающим, мы постоянно ищем движение фигуры, стилизуем костюм снова и снова.

Нельзя разом добавить нужное и убрать лишнее, ведь дошедшие до нас игрушки, формировались годами и веками, а пока мы совершенствуемся, постоянно ищем, дерзаем, лепим из глины. Обязательным правилом является знание пропорций фигуры человека, создавая как жанровые композиции, так и отдельные фигурки", - говорю я своим ученикам при объяснении пропорции игрушки. Методические разработки по выполнению игрушки помогают поэтапному выполнению от общего к частному. Игрушки других регионов, демонстрирующиеся на уроке, помогают сопоставить их с нашими и выделить свой стиль. Ранее приготовленная глина будет послушной, лепя, ученик будет придерживаться эскиза или оригиналов, демонстрирующихся в классе. Советом и практической помощью я направляю деятельность учеников, показываю лучшие ученические работы с допущенными ошибками. Знакомые мелодии местного фольклора, звучащие в классе, создают творческую атмосферу, так проходит урок по теме: "Лепка из глины афанасьевской игрушки". Коллективное обсуждение работ является завершающим этапом урока. Во время урока использовалась методика В.С. Кузина и личный опыт.

Решение поставленных перед школой задач в области художественного воспитания во многом способствует сеть массовой внеклассной работы, закрепляющая и дополняющая разделы школьной программы по изобразительному искусству.

В основу системы художественного воспитания заложен принцип преемственности в изобразительной деятельности учащихся. Внеклассная работа по художественному воспитанию развивается в нашей школе по трем направлениям:

- наиболее массовые внеклассные занятия по изобразительному искусству охватывают основную часть учащихся школы: различные тематические конкурсы рисунков, например, конкурсы, посвященные юбилею А.С.Пушкина; 2000-летию Рождества Христова; 300-летию Морского флота; Празднику села и т.д.

Желаемый интерес к работе ученики проявляют, участвуя в конкурсах, пробуя свои силы, видя конечный результат и, конечно же, сравнивая с другими. Кружковцы закрепляют знания и умения работать с литературой, выбирают интересные и неповторимые сюжеты, для этого они изучают как историю, так и современные явления, в общественной жизни, чтобы найти то, что тронет душу зрителя, не оставит его равнодушным. Именно так в "Белгородских известиях" о работе В. Бобовникова отзывались заслуженные художники России И. Бобенчик и А. Мамонтов. Работа заняла 1 место на выставке посвященной - 2000-летию Христианства на Руси, проходившей в г. Белгороде, (приложение №1)

Пушкин в Болдино... Задумчивый поэт размышляет, знает, может в этот миг рождается шедевр, а может он рассуждает о прошлом, именно это хотел показать Володя в своей картине, которая оказалась лучшей, занял 1 место на областной выси посвященной 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, (приложение №2).

« Морскому флоту быть» - такие слова произносит Петр 1 в картине Бобовникова, композиция которой построена на фоне кораблей - детища Петра, его могучая фигура олицетворяет непоколебимую мощь России. За эту картину и несколько других работ, Вова был награжден почетной грамотой Администрации Белгородской области на выставке, которая проходила на областной станции юных натуралистов в г. Белгороде, (приложение №3).

«Есенинская Русь», так назывался VI национальный конкурс традиционного народного творчества молодежи, который проходил в городе Рязани, где Рощупкин Сергей и Гвоздев Олег заняли 1 и 2 место.

Моя задача, как руководителя, направить, пережить с учеником данное событие, миг, явление, вложить в него энергию, творческий порыв и желание выразить то, над чем он задумался и что хочет выразить в своей работе. При работе над тематической композицией проявляются как творческие способности, так и умственная активность, это поиск сюжета. Историческое обоснование того или иного события, архитектурные постройки, одежда, обычаи, т.е. происходит постоянный поиск, моя задача направить ученика в нужное время, место, определиться в поиске задуманной композиции единственной и неповторимой, чтобы не оставить равнодушным зрителя.

Данные занятия предусматривают общеэстетическую подготовку учащихся, продолжают и дополняют темы уроков, дают дополнительные по сравнению со школьной программой знания и умения, отводят место подготовке общешкольных мероприятий и выполнению коллективного и индивидуального творческого замысла.

Для учащихся школы, имеющих направленный интерес к художественной деятельности организована работа кружков художественного творчества. Наиболее охотно дети занимаются резьбой по дереву. Занятия резьбой по дереву проводятся по авторской программе. В основном мы занимаемся рельефной резьбой. В начале дети вырезают простые композиции, затем они постоянно усложняются. Темы наших работ разнообразны. Композиции в основном придумывают сами дети. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал увлеченность своей работой. Итак, каким путем мы работаем над композицией, как мы ее обрабатываем, вырезаем?

Сначала задумывается сама композиция. Но только тогда, когда композиция становится нам по душе, мы начинаем работу над обработкой доски. Затем переводим рисунок на доску. Вот здесь начинается основная работа.

Одним из составляющих факторов в моей работе и педагогичес­кой практике, является конечный результат работы, который ни в коем случае не должен оказаться незамеченным и остаться без оценки, пусть словесной, подбадривающей, наставляющей. Для углубленного усвоения знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства в школе работает детская художественная студия по работе с одаренными детьми. Бесспорно, что у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, это умное руководство со стороны взрослых. Если опираться на мой опыт, то в педагогической практике нет таких учеников, которые без помощи учителя сделали "выдающуюся" работу независимо от талантливости. Но в то же время довольно часто многие ученики под руководством взрослых достигают больших высот в самостоятельной и творческой деятельности.

В работе с одаренными детьми я работаю по методике И.П. Волкова, здесь на учителя ложиться особая ответственность. Казалось бы, у ребенка есть способности, с ним приятно работать, легко усваивает материал, быстро устраняет ошибки, но на самом деле это очень кропотливый и ответственный труд, основанный на поисковой работе.

Ученик, имеющий творческое лицо должен обладать пятью качествами:

  1. Способностью к рисованию.

  2. Имеет природную склонность к рисованию.

  3. Склонностью к познанию и повышению квалификации.

  4. Умственной активностью.

  5. Способностью к творчеству.

Вроде бы и не много, но в одном человеке они уживаются не часто. Моя задача заключается в том, чтобы развить эти качества, заметить их, не сломать еще не окрепший росток, а дать ему больше света и тепла для дальнейшего роста, но создать эти пять качеств, сформировать, к сожалению, нельзя, так как они определены генотипом.

Работая с одаренными детьми, стараюсь убедить их посмотреть на свою работу глазами художника, всмотреться, увидеть, сделать, но только с творческим подходом. Ученик должен перерабатывать натуру, дополнять, убирать лишнее. В работе талантливого ученика есть степень образности в передаче явления, события, сцены. У таких учеников в работе передано самое главное, характерное, а у обыкновенных учеников в картине изображено случайное, нехарактерное. Гете сказал, что человек, который стремится нарисовать собаку точь-в-точь как в натуре, не стремится создать произведения искусства, а тщательно пытается создать вторую собаку.

Шаблонности, вот что я стараюсь избегать в работе со способным учеником. Именно неповторимость, оригинальность и простота, основанная на творчестве, - вот мой критерий и стержень обучения, который я стараюсь вложить в сознание учеников.

Самой большой наградой для учителя, является успех ученика, а если есть успех, значит, нет ошибки, нет впустую потраченного времени, а есть новая личность не способная уничтожить прекрасное, а, наоборот, сотворить и создать красоту, и подарить ее людям. Особое место в обучении занимает пейзаж. Наверное, потому, что он пронизывает школьную программу и программу кружковых занятий, начиная с обучения в младших классах. Он заставляет видеть нас и красоту природы, и ее состояние. Если всмотреться внимательно, то глаз художника открывает иной мир и только умение рисовать помогает подружиться с неповторимой красотой природы. В свое время Репин И.Е. сказал: "Непрестанно рисовать с натуры - вот школа самая высшая и верная". Тема "Моя деревня" поистине заворожила и запала глубоко в душу моим ученикам. Они быстро определяются в композициях. Места, которые они рисуют, им знакомы с детства, это придает им уверенность, помогает в работе. Я, в свою очередь, вместе с ними пишу этюды, показывая им на собственном примере поэтапное выполнение работы. Такой метод обучения считаю наиболее эффективным. По-своему интересны пейзажи Бобовникова Вовы, которые занимают полноправное место на районных и областных выставках. Их магическая сила не оставляет равнодушным ни одного зрителя, чувство композиции, колорит, здоровый настрой и эстетика - вот основные компоненты работ Володи, что является результатом шести лет занятий в изостудии, (приложение №4) Главной задачей художественной студии является воспитание в подрастающем поколении чувства национальной гордости на основе изучения, сохранения и возрождения традиционного народного искусства родного края. Работа студии позволяет готовить детей на высоком уровне и, что наиболее важно, воспи­тывать в них чувство глубокого уважения и гордости за национальную культуру. Кем бы не стали выпускники студии, чем бы не занимались в дальнейшем, но багаж, приобретенный во время занятий в студии, сделает их творческими личностями, свободно ориентирующимися в столь сложном современном обществе.

И еще. Меня как учителя не может не радовать тот факт, что за время работы в школе восемь выпускников после окончания школы связали свое будущее с искусством.

Разумеется, что для успешного художественного развития сельских школьников на достигнутом останавливаться нельзя. Перед собой я поставил конкретные задачи, которые сразу реализовывать трудно, а именно постоянно приобщать школьников ко всем видам искусства, искать новые формы работы, способствующие творческому развитию личности. Поэтому меня очень привлекает мысль Дидро о то, что страна, в которой всех детей будут обучать рисованию, подобно письму, вскоре превзойдет все другие во всех отношениях.
Результативность опыта
Анализируя опыт, было выявлено, что дети любят заниматься творчеством. Большинство учащихся усваивают знания по изобразительному искусству на «4» и «5» . В результате применения данного опыта наблюдается динамика роста не только в качестве знаний учащихся, но и уровня участи в конкурсах.

Учащиеся добиваются хороших результатов на школьных, районных, областных, всероссийских и международных выставках.

2004- 2005 учебный год- участие в областной выставке «Творчество юных золотому юбилею Белгородчины», I место студия «Резьба по дереву», I место Ходыкин Денис и I место Гвоздев Олег. Лауреаты X областной выставки детского творчества «Экология, природа и фантазия», Ходыкин Денис, Веретенников Александр, Гвоздев Олег. Участие в обласном конкурсе посвященно 60-летию Победы в ВОВ, I место Гвоздев Олег. Участие в областной выставке детского технического творчества «Город мастеров - ветеранам ВОВ», II место Валуйских Юлия. Участие в выставках посвященных 300- летию со дня рождения святителя Иоасафа – Епископа Белгородского г. Белгород, диплом Бобовников Вова и Гвоздев Олег. Лауреаты XI областной выставки детского творчества «Экология, природа и фантазия», Ходыкина Юлия, Валуйских Юлия, Рощупкин Алексей.

2005- 2006 учебный год- участие в областном конкурсе детского рисунка «Восхождение к истокам», Iместо Валуйских Юля I место Малкина Юля. Участие в областной выставке «Рукотворная краса Белогорья», I место коллектив учащихся. Участие в VI национальном фестиваль - конкурсе традиционного народного творчества молодежи «Есенинская Русь», г. Рязань, I место Рощупкин Сергей, II место Гвоздев Олег.

2006- 2007 учебный год- участие в районном конкурсе по использованию информационно - коммукационных технологий в номинации «Мы прочитали и увидели», I место Валуйских Марина, I место Пчельников Андрей. Дипломант всероссийского конкурса детского рисунка «Тихая моя Родина», Валуйских Лилия.

Результатом работы может являться и то что, ученики 9 класса Гвоздева Рита и Малкина Юля поступили в Алексеевский педагогический колледж на художественно – графическое отделение. Анализируя опыт, было выявлено, что использование разнообразных форм и методов обучения способствовало формированию творческого интереса, улучшилось качество работ, активизировалось внимание школьников.

В процессе исследования было установлено, что качество знаний за 2003-2004 учебный год у учащихся 2 класса составило 65%, а уже 2004-2005 учебном году- 92%. Следовательно, наблюдается положительная динамика.

Таблица №1

Уровень обученности учащихся


Учебный год

Уровень обученности (%)

2 класс

3 класс

4 класс

2004- 2005

83

96

97

2005- 2006

91

98

100

2006- 2007

95

100

100





Таблица №2

Диагностическая таблица

качества знаний по изобразительному искусству


классы

качество знаний %

2004- 2005

2005- 2006

2006 -2007

2 класс

60%

78%

78%

3 класс

76%

87%

99%

4 класс

70%

88%

98%

5 класс

84%

89%

100%

6 класс

70%

90%

99%

7 класс

80%

92%

100%

8 класс

80%

93%

100%





Библиографический список


  1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

  2. А.Ф. Афанасьев. Домовая резьба.

  3. Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.

  4. Автор А.В. Виноградов, В.А. Савченкова. Художественная обработка дерева.

  5. И. П. Волков. Художественная студия в школе

6. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.

7. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

8. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение,2006

9. А.С. Хворостов. Чеканка, инструкция, резьба по дереву



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск