Скачать 458.07 Kb.
|
Международный Фестиваль Культуры и Искусства Я вхожу в мир искусства Авторская дополнительная образовательная программа Объединения «Гитара и мы» (Программа по обучению игре на гитаре. Возраст участников – 14-18 лет.) Халамова Наталья Анатольевна педагог дополнительного образования МКОУ ДОД ДДТ пгт Подосиновец Кировской области 2013 г. Содержание Содержание программы: Пояснительная записка Учебный план 1 года обучения Учебно-тематический план 1 года обучения Содержание программы 1 года обучения Учебный план 2 года обучения Учебно-тематический план 2 года обучения Содержание программы 2 года обучения Учебный план 3 года обучения Учебно-тематический план 3 года обучения Содержание программы 3 года обучения Взаимодействие педагога с воспитанниками Взаимодействие с родителями Модель выпускника Принципы реализации Реализация программы Формирование музыкально-эстетического вкуса Педагогический контроль Ожидаемый результат Методические рекомендации Список литературы Приложения Пояснительная записка Музыка может стать тем языком, с помощью которого ты сможешь общаться с людьми. И говорить с помощью гитары. Роббер Ж.Видаль Вопросам эстетического воспитания подрастающего поколения в нашей стране уделяется большое внимание. В общеобразовательной школе на уроках пения дети получают первые музыкальные представления. Общее музыкальное развитие – обучение игре на музыкальных инструментах, развитие музыкального слуха, общего кругозора и художественного вкуса, привитие практических навыков и знаний, необходимых для участия в художественной самодеятельности, музицирования в быту и т.д. – осуществляется в детских музыкальных школах, в музыкальных кружках и студиях. Гитара – достаточно популярный музыкальный инструмент, который издавна используется, как для сольный игры, так и для аккомпанемента. Из года в год у детей и юношества остается не проходящей интерес к гитаре и песням под гитару, возрастает количество ребят, стремящихся овладеть техникой игры на данном инструменте. Доступность гитары, ее яркая и самобытная окраска, стремление к совместной творческой деятельности повсюду объединяет учащихся в самостоятельные группы и микрогруппы. В связи с этим возникла идея создания в нашем Доме творчества объединения, которое собрало бы ребят, интересующихся гитарой во всех ее проявлениях. ких навыков и знаний, необзх Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимается музыкой в плане общего музыкального развития, музыкальные программы составлены с таким расчетом, чтобы предоставить возможность воспитанникам с самыми различными музыкальными данными научиться аккомпанировать себе по слуху и буквенным обозначениям аккордов, т.к. по данным современной музыкальной педагогики не существует людей, не способных к музыке. Для стабильной работы объединения была разработана авторская программа, которая претерпевает периодические изменения в ходе занятий. Направленность дополнительной образовательной программы – художественная. Образовательной областью программы является – искусство. Предмет изучения – музыка (обучение игры на гитаре). Отличительная особенность программы – сольное и аккордовое обучение игре на шестиструнной гитаре без изучения нотной грамоты. Сольное обучение осуществляется по Табулатуре (запись гитарной музыки без нот). Простота и доступность этого метода позволяет в короткий срок научиться исполнять несложный аккомпанемент и сольные пьесы. Процесс обучения опирается на разнообразный песенный материал (репертуар)мы составлены с таким расчетом, чтобы предоставить возможность воспитаникам арой, пес, включающий в себя композиторские и народные песни, романсы и авторские произведения. Большое значение уделяется его духовному наполнению. Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети. Музыка, которую они слышат вокруг, которую они играют, зачастую определяет их вкус, формирует духовные склонности. Поэтому так важно правильно подобрать репертуар. Богатство песенного фонда позволяет активно развивать эстетические чувства детей, их нравственность и интеллект, поскольку в песнях отражаются многие явления жизни. Занятия по программе:
Программа комплексная и состоит из 3 подпрограмм:
Каждая подпрограмма является самодостаточной и может быть взята за основу отдельного кружка. Но все они вместе составляют оригинальную целенаправленную систему работы с воспитанниками в объединении. Программа предусматривает переход воспитанников от одного курса к другому, в зависимости от сложности и возраста детей. Она составлена с учетом личного опыта педагога, занимающегося с учащимися уже более 15 лет и рассчитана на 3 года обучения. Рекомендуется для занятий подростков с 13 лет. Педагогические принципы:
Организация занятий: В объединении занимаются воспитанники от 13 лет. Любой учащийся, независимо от уровня музыкальных способностей, может научиться играть и петь, только с разной скоростью будет идти к заданной цели. Поэтому для обучения формируются разные возрастные группы, в которых учитываются также психологические, вокально-музыкальные и другие личностные особенности конкретных воспитанников. Объединяя детей, мы стремимся, чтобы они могли учиться друг у друга и сравнивать свои достижения в освоении инструмента и исполнения песен. Единственное ограничение для занятий – возрастное, не раньше 13 лет, т.к. только к этому возрасту формируется кисть руки, и воспитанник может без осложнений справиться с заданиями на инструменте. В объединении мы занимаемся на акустической гитаре с «железными» струнами Курс для детей с ограниченными возможностями допускает только индивидуальное обучение. Для индивидуальной и совместной работы(ВИА), а также творческого развития создается группа «Мастерская», где занимаются воспитанники с 3-го года обучения и до 18 лет. Знакомство с программой начинается с Основного курса, где учащиеся знакомятся с акустической гитарой, с освоения аккордов и приемами игры, теорией музыки, учатся исполнять несложный аккомпанемент и сольные пьесы. Также знакомятся с творчеством известных бардов и местных поэтов-песенников. Делают первые шаги в песенном творчестве, овладевают техникой вокала. Для более успешного освоения программы первого года обучения группа делится на подгруппы (2-4 человека), в которых учитываются возрастные, психологические, вокально-инструментальные и другие личностные особенности конкретных учащихся. Предусмотрены также индивидуальные занятия с учащимися, парные занятия: «педагог-ученик», «старший - младший» (по усмотрению педагога), где решаются проблемы индивидуального порядка, возникающие у воспитанников в процессе обучения. Режим работы – два раза в неделю по одному часу. Возможно освоение программы в более короткий срок или наоборот. Успешное краткосрочное освоение программы первого или второго года обучение автоматически переводит воспитанника на следующий год обучения. Учащиеся, не усвоившие программу первого или второго года обучения, но желающие заниматься, переходят на следующий год на индивидуальное обучение. Обучение одновременно пению и аккомпанементу проводится на основе песен, имеющих ценность текста. Режим работы учащихся 2 года обучения – два раза в неделю по одному часу. Также предусмотрены индивидуальные занятия (по усмотрению педагога) один час в неделю. Дополнительный курс для творческой группы «Мастерская» завершает программу. Предлагаемый курс рассчитан на воспитанников уже знакомых с «гитарным» творчеством и желающих продолжить занятие понравившимся делом. Основная форма работы – творческая мастерская. Программа предусматривает как самостоятельную, так и групповую творческую работу воспитанников в разных направлениях музыкального творчества, сочинение собственных мелодий, песен и различных обработок музыкального материала и игре на различных музыкальных инструментах: синтезаторе, бас гитаре и на ударных инструментах. Особенность данного курса в повышенном уровне сложности учебного материала. На данном этапе обучения предусматривается высокая самостоятельность учебной деятельности, гибкость в использовании времени и средств, более глубокое изучение тем, доминирование собственной практической деятельности воспитанника. В группу приглашаются воспитанники 3 и более годов обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Учащиеся занимаются индивидуально или группой до 3-5 человек. Данный курс предполагает освоение воспитанником базовых профессиональных навыков и способствует профессиональному самоопределению. По усмотрению педагога предусмотрены индивидуальные часы – один час для солистов: девушек 10-11 классов, которые поют вместе с ребятами из объединения. Вместе учащиеся (группа 2 и 3 года обучения) собираются только на совместные концерты, т.к. живут в разных поселках. «Курс щадящего обучения» для детей с ограниченными возможностями реализуется как отдельный курс в рамках объединения «Гитара и мы». Уровень цивилизованного общества во многом определяется его отношением к детям с проблемами в развитии. В последнее время все больше внимания уделяется детям-инвалидам, идет поиск путей решения этой проблемы: как сделать так, чтобы неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Такие дети психологически «младше своего возраста». Мышление их более конкретно; им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблено. Им труднее осваивать учебный материал, и они быстро его забывают. Воспитанники быстро утомляются. Им надоедает слушать, играть, куда-то идти, делать любую монотонную работу. У них слабый самоконтроль, Данное обещание быстро забывается, запрет нарушается. Но эти дети добры и отзывчивы, хотя могут быть агрессивны и упрямы. Они очень чувствительны и обидчивы, а также подвержены влиянию: как хорошему, так и плохому. Каждый воспитанник требует индивидуального подхода. На занятиях дается минимум теории, все сводится к практической деятельности, что обусловлено особенностями воспитанников этой категории. Данный курс включает в себя основные темы всех базовых программ. Но материал берется самый элементарный, посильный данной группе воспитанников. Основной целью программы является – формирование интереса к музыкальному искусству, воспитание художественного вкуса, развитие музыкально-творческих способностей учащихся, гармоничного развития технических и художественных навыков обучения игре на гитаре. Задачи программы Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Задачи I года обучения Обучающие:
Развивающие:
-мелодический и ритмический слух -чувство лада -чувство музыкального баланса
Воспитательные:
Задачи II года обучения Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Задачи III года обучения (группа «Мастерская»): Обучающие:
совершенствовать игру на гитарах (шестиструнной акустической, электрогитаре и бас гитаре).
Развивающие:
Воспитательные:
Цель курса щадящего обучения: -приобщение детей с ограниченными возможностями к творческому труду, помощь в их социальной адаптации к условиям жизни в современном обществе. Задачи курса щадящего обучения: Обучающие: -научить выполнению простейших трудовых навыков; - познакомить с народными традициями и ремеслами; Развивающие: - улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер и образное мышление; - развить интерес к творческому труду; Воспитательные: - помочь поверить в свои силы; воспитывать терпение, аккуратность. Учебная деятельность носит ступенчатый характер, т.е. от простого к сложному. 1 ступень – первый год обучения: общие и индивидуальные занятия, включающие теорию и практику. 2 ступень – второй год обучения: общие и индивидуальные занятия, дифференцированно теорию, инструменты, постановку концертных номеров. 3 ступень – третий год обучения: общие и индивидуальные занятия на различных музыкальных инструментах (Вокально-инструментальный ансамбль) «Творческая мастерская» Основу учебно-воспитательной работы составляет овладение инструментами с параллельным развитием музыкальных способностей и вокальных данных. Набор учащихся в объединения производится по добровольному принципу и собеседованию с педагогом. Основанием для отчисления служит личное нежелание учащегося посещать занятия или отсутствие желания совершенствоваться. Возможен прием в течение года. Принципы реализации программы: Принцип гуманизации: жизненный и педагогический опыт руководителя дает возможность поделиться знаниями и опытом с учащимися. Создаются условия для успешного овладения знаниями познания мира, расширения кругозора, развития умений и навыков, т.е. развития воспитанника; Принцип демократизации: поощрение учащихся за активную работу, инициативу, творчество; Принцип дифференциации и индивидуализации: учитываются возрастные, психологические особенности учащихся; Принцип развития (прогностичности): участие воспитанников в районных, областных мероприятиях, конкурсах, концертах; Принцип непрерывности: регулярное проведение занятий согласно программе в определенной последовательности; Реальность: полученные знаний по программе востребуются на практике при организации вечеров, общения с людьми, выступления на сцене и т.д. Ожидаемый результат I года обучения Воспитанники должны знать: - устройство акустической гитары; -буквенно-цифровое обозначение простых аккордов и их постановку(расположение) на грифе; -теорию музыки (по программе) -творчество известных бардов (по программе) -правила безопасности труда и личной гигиены; Воспитанники должны уметь: -самостоятельно настраивать гитару; -исполнять несложный аккомпанемент; -иметь представление о сценической культуре; -вести себя в коллективе, правильно делать замечания товарищам. Ожидаемый результат II года обучения Воспитанники должны знать: -устройство электро и бас гитары; -буквенно-цифровое обозначение сложных аккордов и их постановку(расположение) на грифе; -теорию музыки (по программе) -творчество известных бардов (по программе) -правила безопасности труда и личной гигиены; Воспитанники должны уметь: -исполнять развернутый аккомпанемент с привлечение ступеней лада; -отличать на слух мажорные и минорные аккорды, септаккорды; -играть аккомпанемент с транспонированием, уметь самостоятельно транспонировать из исходной тональности; -оценивать с эстетической точки зрения произведения современной эстрады. Ожидаемый результат III года обучения «Творческая мастерская» Воспитанники должны знать: - устройство синтезатора «Ямаха» и ударной установки; - о культуре поведения и умении держаться на сцене; - правила безопасности и личной гигиены; Воспитанники должны уметь: -исполнять мелодию и развернутый аккомпанемент на различных инструментах (акустических и электрогитарах, синтезаторе, ударных инструментах); -играть в дуэте, трио, ансамбле по партиям; -провести занятие для учащихся I или II года обучения. -самостоятельно подбирать мелодию и аккомпанемент к музыкальным произведениям; Ожидаемый результат щадящего курса обучения Воспитанники должны знать: - правила техники безопасности; Воспитанники должны уметь: - выполнять правила техники безопасности и личной гигиены; Реализация программы состоит из 4 этапов: 1. Ознакомительный или начало
Создание мотивации у воспитанников.
Знакомство с основами музыкально искусства и приобретение начальных знаний.
Открытые занятия, беседы
Наглядный, словесный, практический, игровой 2. Становление
Закрепление и развитие мотивации у воспитанника.
Освоение знаний, умений, навыков.
Занятия, открытые занятия, контрольные занятия, беседы, просмотры видеофильмов, прослушивание грамзаписи, концерты, кроссворды.
Словесный, практический, демонстрационный 3. Расцвет
Изменение мотивации у воспитанников на содержательную и внутреннюю.
Развитие способности, потребности получать знания самостоятельно.
Концерты, открытые уроки, авторские вечера (приложения)
Словесный, практический, метод наблюдения, наглядный метод обучения. 4. Творчество
Повысить уровень внутренней мотивации до энтузиазма.
Углубление профессиональной ориентации с дальнейшим личностным, творческим и культурным самоопределением.
Творческое.
Творческие занятия, беседы, контрольные занятия, концерты
Словесный, практический, творческий, научно-исследовательский. В результате освоения данной программы формируется личность, обладающая следующими качествами: Модель выпускника
|