Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 453.99 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации28.04.2014
Размер453.99 Kb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > Культура > Курсовая
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Историко-филологический факультет

Кафедра современного русского языка и стилистики


ЛЕКСИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ

ОБРАЗА АДРЕСАТА В ПОЭЗИИ Н.С. ГУМИЛЕВА
Курсовая работа

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Категория образа адресата в лингвистических исследованиях……....5

1.1. Понятие «образ адресата»…………………..…………..………....5

1.2. Изучение образа адресата в лингвистике…………………………9

Выводы ……………….……..…………………………………………………...13

Глава 2. Лексические средства создания образа адресата в поэзии Н.С.

Гумилева ………………………………………………………………14

2.1. Особенности поэтического творчества Н. С. Гумилева….…......14

2.2. Средства создания образа адресата в стихотворениях раннего

периода (на материале сборников "Путь конквистадоров",

"Жемчуга") ……………………………………………………….18

2.3. Средства создания образа адресата в стихотворениях

акмеистического периода (на материале сборников "Чужое

небо", "Колчан") ………………………………………...………..24

Выводы …………………………..………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………….30

Список используемой литературы……………...………………………………32

Введение

Данная работа посвящена изучению образа адресата в творчестве поэта серебряного века Н. С. Гумилева.

Современная лингвистическая прагматика рассматривает восприятие текста как особую разновидность коммуникативного речевого акта. Этому во многом способствует сходство основных структурных элементов данных феноменов: "автор речи, его коммуникативная установка, адресат и связанный с ним перлокутивный эффект" [Арутюнова, 1981, с. 65]. В настоящее время внимание учёных привлекает коммуникативная структура художественного текста и образ адресата как один из основных её составляющих.

Данное исследование выполнено в русле коммуникативной стилистики текста – направления функциональной стилистики, "комплексно изучающей целый текст (речевое произведение) как форму коммуникации и явление идиостиля" [Болотнова, 2008, с. 58]. Коммуникативный подход к изучению текста является приоритетным, так как в данном случае при анализе текста внимание уделяется не только самому тексту, его особенностям, но и объекту и субъекту текстовой деятельности. Большое значение в первичной коммуникативной деятельности имеют категории текстообразования, основными из которых являются категории автора и адресата.

Таким образом, актуальность работы определяется коммуникативно-деятельностным подходом к изучению художественного текста, исследованием коммуникативно-прагматических аспектов художественного слова. Работа выполнена в русле новой лингвистической парадигмы, основными особенностями которой является внимание к тексту и языковой личности, "стоящей за текстом".

Образ адресата как категория текстообразования в лингвистическом аспекте недостаточно изучен. Адресация текстов интересует лингвистов, прежде всего, в плане использования отдельных речевых приемов адресации, а также приемов речевой выразительности текстов. Н. Д. Арутюнова в работе "Фактор адресата" (1981) поставила проблему влияния различных аспектов, функций адресата на адресанта. Её работу можно считать программной для лингвистики, уделявшей впоследствии внимание всем аспектам взаимодействия говорящего или пишущего и его адресата. "Всякий речевой акт рассчитан на определенную модель адресата", - объясняет Н. Д. Арутюнова [Арутюнова 1981, с.358].

Проблемой "автора-адресата" занимались также такие исследователи, как А. Вежбицкая (1985), Т. В. Булыгина (1990),Е. В. Падучева (1996), Ю. М. Лотман (1996), Н. С. Болотнова (2008), Л. С. Карепина (2010) и другие. Исследователи теории коммуникации и лингвистики изучают тексты, принимая во внимание фактор адресата.

Нас интересует исследование образа адресата как категории текстообразования в поэтическом творчестве Н. С. Гумилёва. Проанализировав все уровни текстов и отобрав те его составляющие, которые прямо или косвенно характеризуют адресата, мы сможем дать полную характеристику адресата стихотворений Н. С. Гумилева. Поэт писал в своих критических работах об адресате поэтических произведений: "Поэзия всегда обращается к личности. Даже там, где поэт говорит с толпой, - он говорит отдельно с каждым из толпы <...>. Выражая себя в слове, поэт всегда обращается к кому-то, к какому-то слушателю. Часто этот слушатель он сам, и здесь мы имеем дело с естественным раздвоением личности. Иногда это некий мистический собеседник, еще не явившийся друг, или возлюбленная, иногда это Бог, Природа, Народ..."[Гумилев, 1990, с. 137]. Кроме того, как показало наблюдение, данные образы являются актуальными для стихотворений поэта.

Цель работы: проанализировать особенности лексической репрезентации образа адресата в поэзии Н. С. Гумилева.

Задачи:

  • изучить научные работы по теме исследования;

  • определить ключевые понятия работы: образ адресата, лексическая структура текста, идиостиль;

  • проанализировать лексические средства, репрезентирующие образ адресата в поэзии Н.С. Гумилева;

  • выявить идиостилевые особенности репрезентации образа адресата в поэтических текстах Н. С. Гумилёва, относящихся к разным творческим периодам.

Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы и приемы исследования: наблюдение, количественно-статистический анализ, семантико-стилистический анализ, метод сплошной выборки, метод систематизации и классификации материала, описательный метод, сопоставительный, констектологический анализ.

Наблюдение - целенаправленное восприятие объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов;

метод сплошной выборки - исследование всех единиц изучаемой совокупности;

метод систематизации и классификации материала - разделение изучаемых явлений и их систематизация по заданным критериям;

описательный метод представляет систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик;

сопоставительный метод - это система приемов и методики анализа, используемых для выявления общего и особенного в сравниваемых явлениях;

констектологический анализ - метод, основанный на изучении языковой единицы в контексте. В практике филологического исследования выделяют разные виды контекста: минимальный, развернутый, расширенный, максимальный, сверхконтекст [Болотнова, 2006].

Объект исследования: поэтические тексты Н. С. Гумилева, в которых представлен образ адресата.

Предмет исследования: лексические средства, репрезентирующие образ адресата в поэтических текстах Н. С. Гумилёва.

В качестве материала исследования взяты стихотворения, в которых эксплицитно или имплицитно представлен образ адресата, из сборников, относящихся к разным периодам творчества поэта: "Путь конквистадоров", "Жемчуга", "Колчан", "Чужое небо". Нами рассмотрено .... стихотворений ("С тобой я буду до зари", "Рассказ девушки", "Осенняя песня" и другие). В общем было проанализировано 167 текстов.

Теоретическая значимость работы заключается в изучении понятия "образ адресата" и его анализе на материале творчества Н. С. Гумилева.

Практическая значимость представленного в работе материала обусловлена тем, что он может быть использован при изучении творчества Н. С. Гумилёва на уроках литературы в школе, а также на спецкурсах и спецсеминарах по изучению художественного текста в вузе.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, где представлена актуальность, цели и задачи данной работы, методы, используемые при их решении. В первой главе рассмотрено понятие образ адресата, проанализированы лингвистические работы, в которых представлен анализ данного понятия. Во второй главе рассмотрены особенности лексической репрезентации образа адресата в поэтическом творчестве Н. С. Гумилёва, выявлены особенности воплощения данного образа в стихотворениях, относящихся к разным периодам творчества поэта.

Глава 1. Категория образа адресата в лингвистических исследованиях

1. 1. Понятие "образ адресата"

В современном литературоведении утвердилось положение о диалогичности творчества. Как отмечал М. М. Бахтин, "...высказывание с самого начала строится с учётом возможных ответных реакций, ради которых оно, в сущности, и создаётся. Роль других, для которых строится высказывание, исключительно велика" [Бахтин, 1979, с. 274]. Таким образом, читатель присутствует в сознании (или подсознании) писателя в самом акте творчества, влияя на его результат. Для обозначения участия читателя в процессах творчества и восприятия используют различные термины: "адресат" (воображаемый, имплицитный, эксплицитный, внутренний читатель); "реальный читатель" (публика, реципиент). Кроме того, выделяют образ читателя в произведении.

"Образ адресата – это категория текстообразования, пронизывающая весь текст в силу его коммуникативной природы, определяющая его структуру, семантику, прагматику"[Болотнова, 2006, с. 202]. Н. С. Болотнова выделяет также образ адресата, как художественный образ персонажа-адресата; собирательный образ адресата (в поэзии это обычно современник автора или его потомок); реальное лицо которому автор адресует свою речь. [Болотнова, 2006]. Писатель в своих произведениях может также обращаться к самому себе. Об этом Н. С. Болотнова говорит: "Выражая себя в слове, поэт всегда обращается к кому-то, к какому-то слушателю. Часто этот слушатель - он сам, и здесь мы имеем дело с раздвоением личности. Иногда некий мистический собеседник, еще не явившийся друг или возлюбленная, иногда это Бог, Природа, народ..." [Болотнова, 2006, с. 203]. Изучение языковой личности адресата в поэтическом тексте является актуальным и ценным в связи с особенностями новой лингвистической парадигмы: ее диалогичностью и антропоцентризмом, которые неотъемлемо связаны с образами автора и адресата. Это коммуникативный подход к изучению поэтического текста предполагает субъекта речи, автора, и адресата.

К средствам выражения образа адресата Н. С. Болотнова относит как прямые обращения и посвящения, лирические отступления, ориентированные на читателя, так и местоимения ты, вы, твой, ваш и другие, использование имен, фамилий [Болотнова, 2006]. Конкретизируя образ адресата, можно выделить такие виды, как условный адресат и реальный. Под "условным" субъектом речи и адресатом понимается формально выраженный в тексте субъект речи (повествователь) и адресат как художественные образы, порождение авторской фантазии. Под реальным адресатом понимается как формально выраженный в тексте адресат – реальная личность, к которой обращается автор и которой он посвящает свое творение, так и реальные читатели, на которых ориентируется создатель текста [Шмелева, 1990].

Велика роль адресата-читателя, который становится задействованным в творческом процессе, воспринимая текст произведения, осмысливая его, представляя образы и явления, изображенные в нем. "Читатель не только воспринимает изображенную писателем действительность, он соотносит свое представление о ней с тем, которое ему предлагает писатель..." [Лихачев, 1989, с. 55]. Таким образом читатель погружается в текст, распознавая идею автора.

Например, Ю. М. Лотман, видит суть механизма взаимоотношений текста и адресата в том, что текст деформируется в процессе его дешифровки адресатом, кроме того, любой текст содержит в себе образ аудитории, который "активно воздействует на реальную аудиторию, становясь для нее некоторым нормирующим кодом" [Лотман, 2002, с. 169]. Подобный диалог между текстом и слушающим базируется на наличии общей памяти у адресата и адресанта сообщения и выстраивается согласно двум функциональным речевым моделям – официальной и личной. Данные речевые модели соотносятся с условным и реальным адресатами. Соответственно, первый тип образа адресата реализуется в официальных текстах, а второй – в текстах личного характера. Часто игра на ориентации одновременно на два типа адресата, либо использование образа личного адресата в официальных текстах и наоборот абстрактного адресата в интимных текстах становится специальным прагматическим приемом организации текста. В результате этого аудитория рассекается на две неравные части: одна малочисленная, которой текст понятен, и другая, которая затрудняется в расшифровке произведения, но чувствуя намек на общую память, входит в личную, интимную речевую модель с автором, о чем упоминает Ю. М. Лотман: "В результате вторым действием текста было то, что он переносил каждого читателя в позицию интимного друга автора, обладающего особой уникальной общностью памяти с ним и способного, поэтому, изъясняться намеками" [Лотман 2002, с. 173]. Таким образом текст может превратить слушающего в человека той степени знакомства с писателем, которую автору будет угодно указать.

Д. С. Лихачев отмечал: "Читатель не только воспринимает изображенную писателем действительность, он соотносит свое представление о ней с тем, которое ему предлагает читатель… Читатель как бы участвует в творческом процессе, "угадывая" за образом мысль, художественную идею писателя. Процесс читательского познания через художественное произведение есть процесс "узнавания". Это "сотворчество" читателя с автором и составляет суть эстетического наслаждения" [Лихачев, 1989, с. 55].

Таким образом, познавательная деятельность читателя направлена не просто на восприятие информации, заключенной в тексте, и постижению интенции и субъекта речи (автора), но и на "сотворчество", о котором писал также В. В. Виноградов [Виноградов, 1980, с. 223]. А также на то, чтобы трансформировать текст в меру своих возможностей и способностей в роли "соавтора", но в связи с этим может произойти искажение смысла текста.

1. 2. Изучение образа адресата в лингвистике

В отечественной лингвистике стали активно разрабатываться вопросы литературного адресата. Это было связано с развитием лингвистической прагматики, что подтолкнуло к изучению данной проблемы таких исследователей, как Н. Д. Арутюнова (1981), А. А. Потебня (1993), Т. В. Шмелева (1993), Н. С. Болотнова (2006) и других. Ученые, взяв за основу коммуникативный акт, рассматривали литературные произведения с учётом отражения в них категории адресата. Проанализировав особенности реального речевого акта, выделены категории автора и адресата – читателя текста.

При анализе текста очень важным становится анализ лексической структуры, которая определяется в двух аспектах - парадигматическом и синтагматическом. Другими словами это фрагменты лексической системы, отобранные для производства данного текста и способов его отбора, то есть сам лексический состав текста, его семантические, грамматические, частотные, морфологические, фонетические, стилистические факторы отбора лексики. Языковые единицы вступают в определенные синтагматические отношения, что отражается в лексичесвой структуре текста - это могут быть лексические повторы, синонимия, сочетаемость слов, распределение их по тексту [Супрун, 1975]. Это слова, из которых строится текст, и отношения между ними в потоке речи.

Для каждого выдающегося писателя характерен свой отбор языковых средств. В данном случае речь идет о идиостиле автора. В данной работе представлено изучение образа адресата в поэтических текстах Н. С. Гумилёва. Нами охарактеризованы идиостилевые особенности репрезентации данного образа в творчестве поэта. Идиостиль - "это индивидуальный авторский стиль писателя или поэта; специфика речи художественных произведений" [Караулов, 1987, с. 137]. Это индивидуальный отбор автором речевой стороны произведений, тематика, проблематика текстов, характерная для данного писателя, стиль котрого всегда связан с мировоззрением, духовной, личной, творческой и общественной жизнью автора.

Автор, он же адресант является отправителем текста, а читатель, другими словами адресат - получателем этого же текста. Невозможно рассматривать реального адресата речевого и адресата художественного произведения как единое целое. Например, Г. В. Степанов пишет: "Адресат художественных произведений существенным образом отличается от адресата речевых актов. Читатель и публика не вовлечены, непосредственно, в прагматическую ситуацию. От них не требуется оценки коммуникативного смысла и непосредственной реакции на речевой акт" [Степанов, 1985 с. 226]. Не будучи в контакте с аудиторией, автор может только делать предположения о тех адресатах, для которых создана данная информация, и лишь с помощью субъективных представлений формирует портрет читателя-адресата.

Фактор адресата – это один из основных факторов, который влияет на построение текста. По мнению Н. И. Формановской, "одним из самых существенных факторов, оказывающих прямое влияние на построение текста, является то, что данная интерпретация осуществляется не только для самого говорящего (ему самому это необходимо для осмысления событий), но и с обязательным учетом адресата. Совершенно очевидно, что об одном и том же событии мы по-разному рассказываем различным собеседникам" [Формановская, 2002, с. 216]. И, действительно, чем лучше отношения у адресанта с адресатом, тем доверительнее будет информация, которую излогают. Значение знакомства и незнакомства оказывает значительное влияние на характер общения. "Если знакомые люди находятся в хороших отношениях друг с другом, то в их речи высок уровень доверительности, речь их бывает максимально эллиптичной и в ней большую роль играет фактический компонент" [Богданов, 2007, с. 33].

Ю. М. Лотман отмечает, что, когда один текст направлен всем, а другой конкретному лицу, построение текста различается. В первом тексте объем памяти адресанта и адресата не будут совпадать, а во втором будут, так как автор обращается к знакомому адресату [Лотман, 2010].

Образ адресата всегда меняется, это зависит даже от эпохи. Каждая эпоха ориентировалась на конкретного адресата. "Каждую литературную эпоху может характеризовать особая роль читателя, предназначенная ему автором" [Солоухина, 1959, с. 218]. Например, в средневековье существовал "молчаливый собеседник, послушно следующий канону восприятия" [Cолоухина, 1959, с. 218]. Адресат не читал вслух текст, он "участвовал" в чтении. Средневековые тексты строились по строгим канонам для того, чтобы адресат полностью подчинялся автору.

В древнерусских текстах так же присутствовало подчинение поведения адресата: "Позиция читателя в повествовании была нормативно заданной, "обрядовой", воспроизводившей в себе некий канон восприятия, требуемого соответствующей эстетической системой" [Кривонос,1995, с. 239]. Подобные отношения автора и адресата сохранялись и в эпоху классицизма, когда не учитывался эстетический опыт читателя, "классицизм стихийно унифицировал его, возводя к идеалу, наподобие того, как он возводил к рационалистически воспринятому идеалу действительность в целом. И здесь, стало быть, немыслимы были никакие диалогические контакты с читателем, предполагающие возможность эстетического расхождения с ним" [Грехнев, 1979 с. 106].

Лишь в эпоху сентиментализма начинает складываться образ адресата, когда автор искал чувственного читателя. "Произведения сентиментализма особенно нуждаются в близкой и понимающей душе читателя, чей духовный облик воссоздается на страницах прозы" [Солоухина, 1959, с. 220].

Свободу адресату дала эпоха романтизма, когда "утвердилась идея о безграничности смыслов произведения"[Солоухина, 1959, с. 221].

Д. С. Лихачев говорит о роли адресата в эпоху реализма так: "...читателю самому предполагалось приходить к тому или иному заключению, к той или иной оценке изображаемого. С этой целью автор часто маскировался рассказчиком, который обычно избирался из людей простоватых, как бы не понимающих значения рассказываемого. Читатель домысливал за рассказчика" [Лихачев, с. 131]. Теперь образ адресата видоизменяется, раньше адресату должны были "дообъяснять", то теперь надо "додумывать" [Солоухина, 1959, с. 224].

Символизм требовал от читателя быть активным: "степень его участия возрастала, оставаясь бесконечной, так как разгадать авторскую символику сложно, если не невозможно" [Солоухина, 1959, с. 219].

В XXI веке между адресантом и адресатом появляется диалог. Как считает М. М. Бахтин, это "равноправный диалог точек зрения" [Бахтин, 1979, с. 179]. Адресат готов воспринимать сложное произведение. Чем сложнее произведение, тем оно ценней.

Таким образом, для каждой эпохи характерны адресаты определённого типа. Но адресат меняется в зависимости не только от эпохи. Существуют факторы, которые тоже влияют на фигуру адресата: это и направление произведения, и стиль, и индивидуальные особенности автора.

Приведём характеристику таких терминов, как фиктивный читатель и абстрактный читатель, которые были выделены в работах В. Шмидта. В. Шмидт считает, что первое понятие является широким, а второе – узким. Фиктивный читатель может быть персонажем[Шмидт, 2008, с. 96]. Абстрактный читатель – это "содержание того образа получателя, которого (конкретный) автор имел в виду, вернее, содержание того авторского представления о получателе, которое теми или иными инициальными знаками зафиксировано в тексте" [Шмидт, 2008, с.60].
Выводы

В связи с диалогичностью современной лингвистической парадигмы изучение образа адресата становится значительным вкладом в раскрытие глубинных смыслов при анализе произведения. Опознавая адресата, нужно учитывать, какими лексическими средствами передает автор его образ, какие мотивы, чувства, ощущения возникают при прочтении текста. Анализ лексических единиц, синтагматические и прагматические отношения между ними позволяют определить отношения между автором и адресатом, настроение автора во время написания произведения, а также портрет самого адресата.

Образ адресата тесно связан с образом автора, который может адресовать произведение как одному или группе читателей, так и самому себе. Адресат, которому посвящен текст, может быть явным, тогда сложности в его опознании не возникает, тогда анализируются лексическая репрезентация этого образа. Но адресат может быть и скрытым, когда его определить трудно. В таком случае целесообразно определить адресата текста через жизнь автора. Знание о жизненном периоде писателя, в которое создавалось произведение, его знакомства, встречи, разговоры и т.д. могут дать значительную информацию для опознавания и дальнейшего анализа образа адресата. Либо необходимо уловить сигналы, намеки на тот или иной случай из жизни автора - в узком смысле, и из жизни страны - в широком смысле, которые помогли бы установить адресата, дальнейшая лексическая репрезентация которого станет логичнее, правельнее и глубже, так как лексический состав текста может дать значительную информацию о адресате произведения. Но мы делаем больший акцент не на фактическом определении адресатов стихотворений, а на лексической репрезентации образа адресата в тексте: какие лексические единицы использовал автор, каким способом соединял их между собой. Важен фактор отбора этих же лексических единиц, которым руководствовался автор, создавая произведение.

В следующей главе представлен анализ стихотворений из четырех сборников Н. С. Гумилева ("Путь конквистадоров", "Жемчуга", "Чужое небо", и "Калчан"), относящихся к разным периодам творчества писателя, с учетом наличия в них образа адресата и его лексической репрезентации, что позволит глубже выявить все смыслы, мотивы, о которых хотел поведать нам автор.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск