Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20
с углубленным изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНА
на заседании школьного МО учителей технологии, музыки, ИЗО, ОБЖ
Протокол
от 25 июня 2013 г.
№6
| СОГЛАСОВАНА
заместитель директора по УВР
______ С.В. Дорогонова 25 июня 2013 г.
| РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета школы
Протокол
от 29 августа 2013 г
№ 1
| УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МБОУ «СОШ № 20 с углубленным изучением отдельных предметов»
Приказ от 31августа 2013 г
№405-р
| Рабочая программа
по учебному предмету «Музыка»
3 «В» класс (Базовый уровень)
Учитель: Зелёнкина Людмила Анатольевна
2013-2014
учебный год
I Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 3 класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4 классы», Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т. С.(утвержденной МО РФ 2010г) в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного образовательного стандарта.
Общие цели начального общего образования по учебному предмету « Музыка»
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числена материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
использование музыкальных образов при создание театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений в импровизации.
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплекс:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 3 класс»: Учебник для учащихся 3 класса, М., Просвещение, 2013 г.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Хрестоматия музыкального материала к учебнику Музыка: 3 кл.: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику Музыка 3 класс — (CD? Mp3, М., Просвещение, 2011)
Урок музыки, 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011 г.
методические рекомендации для 3 года обучения.
Формы организации учебного процесса
Основными видами учебной деятельности школьников являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластические движения, драматизация музыкальных произведений.
Формы и средства контроля
В качестве форм промежуточного контроля могут использоваться музыкальные викторины, уроки-концерты, уроки-конкурсы.
Виды контроля:
вводный,
текущий,
итоговый
фронтальный,
комбинированный,
устный.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются:
анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ;
игровые формы;
устный опрос.
анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания.
Сводная таблица по видам контроля
Вид контроля
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Итого
| Административный
| Стартовая (входная) работа
| Промежуточный контроль уровня достижения результатов
|
| Итоговый контроль уровня достижения результатов
|
| Количество плановых:
| -
| -
| -
| -
| -
| Контрольных работ:
| -
| -
| -
| -
| -
| Практических работ:
| -
| -
| -
| -
| -
| Тестовых работ:
| 1
| 1
| 1
| 1
| 4
| Экскурсий и т.д.
|
|
|
|
|
|
Итоговый контроль выполняется в виде тестирования 1 раз в полугодии.
II Общая характеристика учебного предмета. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.
Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.
Отличительная особенность предмета « Музыка» - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Цель рабочей программы — воспитание музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Основные задачи:
обогащать первоначальные представления учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставлять особенности их языка, творческого почерка русских, зарубежных, композиторов.
вырабатывать умение эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным миром музыкальных образов;
развивать навыки хорового, ансамблевого пения, выразительного исполнения песен, вокальных импровизаций, накапливать песенный репертуар, формировать умение его концертного исполнения;
осваивать музыкальный язык и средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, их творческие способности в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация).
III Описание места учебного предмета в учебном плане. Примерная программа основного общего образования по музыке составлена из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.
№ п/п
| Наименование разделов, тем
| Количество часов по авторской программе
| Количество часов по рабочей программе
| Примечание
|
| «Россия — Родина моя»
| 6ч
| 6ч
|
|
| «День, полный событий»
| 4ч
| 4ч
|
|
| «О России петь, что стремиться в храм»
| 7ч
| 7ч
|
|
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»...
| 3ч
| 3ч
|
|
| «В музыкальном театре»
| 6ч
| 6ч
|
|
| «В концертном зале»
| 4ч
| 4ч
|
|
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно умение»...
| 4ч
| 4ч
|
| Итого:
|
| 34ч
| 34ч
|
|
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ№20 с УИОП на 2013-2014год, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
IV Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умений;
овладение УУД.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно – эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкально-учебной деятельности, способствующей личностному коммуникативному познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.
Для достижения цели освоения содержания учебного материала учащиеся должны
Знать:
особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
основные формы музыки и приемы музыкального развития;
характерные особенности музыкального языка П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А. Моцарта, Л.Э. Грига,Л.В. Бетховена;
музыкальные жанры (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант);
накапливать музыкально-словарный запас.
Уметь:
оценивать эмоциональный характер музыки и определять её образное содержание;
определять средства музыкальной выразительности;
определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших музыкальных инструментах);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
проявлять готовность поделится своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
перевоплощаться в игре – драматизации;
передавать настроение, характер музыки в цветной иллюстрации.
К концу учебного года обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
|