Рабочая программа
по предмету «Музыка»
3 класс Пояснительная записка Рабочая программа по музыке в 3-х классах составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования (2004г.), примерной программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. М.:«Просвещение», 2011) в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2007.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2007.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».3 класс. (аудиокассеты)
- Методика работы с учебниками «Музыка».1- 4 классы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2002.
Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Предмет музыка в 3 классе начальной школы имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Так предусмотрены различные виды деятельности, такие как музицирование, пластическое интонирование, творческие задания, с учетом специфики данного образовательного учреждения 4 вида (слабовидящие дети). Слабовидящим детям необходимо дать возможность проявить свою творческую индивидуальность и на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Авторская программа «не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий».
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-концерты, а также, программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, тестирования, проведения викторин, блиц – конкурсов и т.п.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 3 класса начальной школы в форме итоговых тестов и уроков-концертов в конце каждой четверти, и в форме заключительного урока-концерта в конце учебного года (1 четверть – 9 урок «Обобщающий урок 1 четверти»; 2 четверть – 7 урок «Обобщающий урок 2 четверти»; 3 четверть – 10 урок «Обобщающий урок 3 четверти»; 4 четверть – 8 урок «Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт»).
Формируемые универсальные учебные действия.
Познавательные логические УУД: формировать умение выделять существенные признаки музыкальных жанров простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов); умение устанавливать аналогии между музыкальными инструментами, классифицировать их, закономерностями музыкального искусства.
Познавательные общеучебные УУД: формировать умение выделять существенную информацию из песенного материала, фрагментов музыкальных спектаклей, мультфильмов и кинофильмов; развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить высказывания об услышанном и увиденном в соответствии с задачами общения, нормами родного языка и особенностями музыкального языка, включая воспроизведение текстов песенного материала.
Регулятивные УУД: формировать умение выделять и сохранять цель, заданную в виде образца-продукта действия (правила вокального исполнения, игры на музыкальных инструментах, инсценирования и импровизации), развивать ориентацию на образец и правило выполнения действия, формировать умения контролировать, корректировать, оценивать.
Знаково-символические УУД: формировать умения создавать элементарные модели музыкальных инструментов, преобразовывать предлагаемые модели из лаборатории «Звук и тон»; ориентироваться в символах и знаках музыкальной грамоты.
Коммуникативные УУД: формировать умения определять цели и функции ученика исполнителя, формировать наиболее значимые для решения проблемы вопросы: выявлять проблему и оценивать предполагаемые способы ее решения: контролировать, корректировать действия партнера
Учебно-тематический план
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего
часов
| Из них
| Примечание
| Лабора-
торные
и прак- тические
| Контрольные и
диагности-
ческие
| Экс-
курсии
| I.
| Тема №1.
“Россия – Родина моя”
| 5 ч.
| 1 ч
|
|
|
| II.
| Тема №2.
“День, полный событий”
| 4 ч.
|
| 1 ч.
Обобщающий урок по теме
|
|
| III.
| Тема №3.
“О России петь – что стремиться в храм”
| 7 ч.
|
| 1ч. Тестирование
|
|
| IV.
| Тема №4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”
| 3 ч.
| 1 ч
|
|
|
| V.
| Тема №5.
“В музыкальном театре”
| 6 ч.
|
| 1 ч.
Обобщающий урок по теме
| 1 ч
| Видео-экскурсия
| VI.
| Тема №6.
“В концертном зале”
| 4 ч.
| 1 ч
|
|
|
| VII.
| Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”
| 5 ч.
| 1 ч
| 1ч. Тестирование
|
|
|
| Итого
| 34 ч.
| 4 ч
| 4 ч.
| 1ч
|
| Оборудование для уроков.
Музыкальные инструменты для работы:
Синтезаторы, медиа клавиатуры, полихромные металлофоны, гитары, скрипка, цитры, флейты, перкуссии: бубенцы, ложки, треугольники, шейкеры, бубны, тамбурины, шумовые инструменты, кастаньеты, рубель, звуковые чаши, колотушки и др. Караоке.
Демонстрационный материал:
Медиапроектор и комплект уроков-презентаций .
Поурочное планирование:
№ и дата урока
| Тема урока
| Содержание урока
| Требования к уровню достижений
| 1.1.
| Россия – Родина моя
Мелодия – душа музыки.
| Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».
Соединение изобразительного и выразительного в музыке.
.«Музыканты» нем. нар. песня.
2.Чайковский П.И. Мелодия 2-й части симфонии № 4.
3. Музыкальная викторина: «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка, «Утро» Э. Грига, «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского, «Осень» Г.В. Свиридова, «Вечерняя музыка» В. Гаврилина и др.
4.Дубравин, Суслов «Всюду музыка живет».
| Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации,
Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.
| 1.2.
| Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.
| Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке.
1. П.И. Чайковский, А.К. Толстой
«Благословляю вас, леса».
2. Н.А. Римский-Корсаков, стихи А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье»
3. М.И. Глинка, Н. Кукольник «Жаворонок»
4. Г. Свиридов Фрагмент «Романса» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
| Знать/понимать: названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика.
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
| 1.3.
| Жанр канта в русской музыке.
| Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша. Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей.
.Кант «Орле Российский» (кант в честь Полтавской победы в 1709 г.).
2. «Радуйся, Росско земле» (кант на заключение Ништадтского мира в 1721 г.).
3. Народная солдатская песня «Славны были наши деды».
4.Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».
| Знать/понимать: названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость.
Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
| 1.4.
| Кантата
«Александр Невский».
| Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол).
1. М.И. Глинка «Патриотическая песня»
2.Прокофьев С.С. Хоры из кантаты «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) и «Вставайте, люди русские» (№ 4).
3.Икона «Святой благоверный князь Александр Невский», В. Присекин «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
4.Народная солдатская песня «Славны были наши деды».
| Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата)
| 1.5.
| Опера «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна…
| Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями. Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки.
1.Хор из пролога оперы – «Родина моя!» и «На зов своей родной земли…».
2.Тема ответа Сусанина полякам «Велик и свят наш край родной».
3.Ария Сусанина из 4-го действия оперы «Велик и свят наш край родной».
4.Хор «Славься!» из финала (эпилога) оперы.
| Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать знания о различных видах музыки,
| 1.6.
| День, полный событий Образы утренней природы в музыке.
| Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста.
1. П.И. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома»
2.Э. Григ. «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
3.Э. Григ «Заход солнца».
4. Главные мелодии 2-й части из Симфонии № 4 П. Чайковского и вступления к опере «Хованщина», «Рассвет на Москве-реке».
5. А. Дубравин «Добрый день», А. Парцхаладзе «Утро», Д. Кабалевский «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира».
| Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие.
| 1.7.
| Портрет в музыке
«В каждой интонации спрятан человек».
| Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке. 1.С.С. Прокофьев «Болтунья»,
«Джульетта-девочка» из балета «Ромео Джульетта», портреты действующих лиц симфонической сказки «Петя и волк».
2. С.С. Прокофьев «Вальс», «Танец с шалью (Па де шаль)» из балета «Золушка».
3.С.С. Прокофьев «Гавот» из балета «Золушка». 4. В. Кикта, В. Татаринова «Слон и скрипочка», Ф.Лещинская, Н. Кучинская «Лошадки», М. Коваль «Семеро козлят» из оперы «Волк и семеро козлят».
| Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.
| 1.8.
| Детские образы М.П.
Мусоргского и П.И.
Чайковского.
| Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений.
1. М.П. Мусоргский «С няней» и «С куклой» из вокального цикла «Детская».
2. П.И. Чайковский «Нянина сказка» из «Детского альбома». Знакомые пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского
3. С.С. Прокофьев «Сказочка» из «Детской музыки».
| Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов;
Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.
| 1.9.
| Образы вечерней природы.
| Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств.
1. Э. Григ «Утро» и «Заход солнца».
2. П.И. Чайковский «Утренняя молитва» и «Колыбельная песня» 3. М.П. Мусоргский «Тюильрийский сад» и «Вечерняя песня». 4.Иллюстрации - «Кукла» М. Добужинский, «Сумерки. Луна», «Заход солнца» И. Левитан
| . Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов.
Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.
| 2.1.
| О России петь– что стремиться в храм. Два музыкальных обращения к Богородице.
| Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие.
1. Ф. Шуберт «Аве Мария». 2. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна». 3.И.С. Бах «Прелюдия № 1» из первого тома «Хорошо темперированного клавира».4. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся». 5. Сопоставление со стихами А.С. Пушкина и иконой «Богоматери с младенцем» В. Васнецова.6.В. Гаврилин «Мама».
7.Исполнение песен о родном крае, о природе.
| Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции.
Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
| 2.2.
| Древнейшая песнь материнства.
Образ матери в музыке, поэзии, живописи.
| Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки.
1. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся». 2.Икона «Богоматерь Владимирская». 3.Тропарь, посвященный Владимирской иконе Божией Матери.
4.Народное песнопение о Сергии Радонежском.
5.Польская народная песня «Колыбельная» («Божья Мать Младенца на руках качала»).
6.В. Гаврилин «Мама».
| Знать/ понимать: образцы классической и народной музыки, .
Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении.
| 2.3.
| Образ матери в современном искусстве.
| Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве.
1.К. Петров-Водкин «Петроградская мадонна» и О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми».
2.Ч. Биксио «Мама».3. В. Гаврилин «Мама».
| Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции.
Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
| 2.4.
| Праздники православной церкви. Вербное воскресение.
| Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания.
1. Э.Л. Уэббер. Хор «Осанна!» из рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда»
2.Якушенко, Петрова «Розовая песенка», Казенин, Лаубе «Песенка солнечных зайчиков».
| Знать/ понимать: образцы духовной музыки, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции.
Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
| текущий
| 2.5.
| Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке.
| Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения.
1.«Вербочки» Гречанинова и Р. Глиэра.
2.Якушенко, Петрова «Розовая песенка», Казенин, Лаубе «Песенка солнечных зайчиков».
|
| 2.6.
| Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.
| Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.
1.Фрагменты из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева), напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе», народные песнопения «Там, где стоит, красуясь, ныне обитель Троицы святой…».
2.Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге. 3.Народное песнопение «Баллада о князе Владимире».
4. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».
| Знать/ понимать: смысл понятий: величание, молитва;
Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
| 2.7.
| Обобщающий урок.
| Тестирование учащихся.
|
| 3.1.
| Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Былина как древний жанр русского песенного фольклора.
| Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин.
Имитация игры на гуслях.
Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин.
1.«Былина о Добрыне Никитиче».
2.«Былина о Садко и Морском царе».
3.К. Васильев «Бой Добрыни со Змеем» и рисунок В. Брагинского с изображением Садко и Морской царь.
4. В Кикта «Гусляр Садко» и «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»
5.«Былинные напевы» или импровизация на тему русской народной песни «Как под яблонькой».
6. Былина «То не белая береза».
| Знать/ понимать: различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы.
Уметь: проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов (гусли); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
| 3.2.
| Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля.
| Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре. Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.
1. М.И. Глинка. Песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила».
2. Н.А. Римский-Корсаков «Ой ты, темная дубравушка», «Заиграйте, мои гусельки!», «Высота ли, высота поднебесная…» из оперы «Садко».
3. Н.А. Римский-Корсаков. 3 песня Леля из оперы «Снегурочка».
4.Репродукции с лаковой миниатюры В. Липицкого из Федоскино – «Лель» и «Песня Леля».
5.Разыгрывание русской народной шуточной песни «Как у наших у ворот».
| Знать/ понимать: изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, смысл понятий: певец – сказитель, меццо-сопрано. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы.
| 3.3.
| Масленица – праздник русского народа.
| Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен.
Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями.
1.Б. Кустодиев «Масленица», «Зима. Масленичное гулянье».
2.Пение знакомые масленичные песенок, веснянок, исполнение игр и забав, пословиц и поговорок русского народа об этом празднике.
3. Н.А. Римский-Корсаков «Прощание с масленицей» из оперы «Снегурочка»
| Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование).
| 3.4.
| В музыкальном театре
Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.
| Урок-путешествие в оперный театр. Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: сопрано, баритон.3-частная форма арии.
1.М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».
2. М.И. Глинка. Речитатив и ария Руслана из 2 действия оперы «Руслан и Людмила».
3. М.И. Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила».
| Знать/понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра. Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах (баритон, сопрано, бас); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.
| 3.5.
| Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.
| Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо.
1. М.И. Глинка. Сцена Наины и Фарлафа и рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила».2. М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
3.Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету», Г. Гладков, В. Луговой «Песня-спор» и др.
| Знать/понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра. Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах (баритон, сопрано, бас); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей.
| 3.6.
| Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Контраст образов. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Образ Снегурочки.
| Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки. 1. К.В. Глюк. Фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика»: хор фурий, «Мелодия».
2. Н.А. Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Снегурочка»: ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить…», сцена таяния Снегурочки.
3.Картина В. Васнецова «Снегурочка».
| Знать/понимать: названия изучаемых жанров, смысл понятий – хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов.
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей
| 3.7.
| Опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу.
| Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.).
.Н.А. Римский-Корсаков. Каватина царя Берендея «Полна, полна чудес могучая природа».
2.Репродукция с картины В. Васнецова «Палаты Берендея».
3.Н.А. Римский-Корсаков. «Шествие царя Берендея».
4.М.И. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
5.Н.А. Римский-Корсаков. «Пляска скоморохов».
6.Н.А. Римский-Корсаков. Заключительный хор из оперы «Свет и сила, Бог Ярило».
|
Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки; смысл понятий: ария, каватина, тенор, зерно-интонация, развитие, трехчастная форма. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей
| 3.8.
| Образы природы в музыке Н.А. Римского-Корсакова. «Океан – море синее»,вступле-ние к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица»П.И. Чайковского.
| Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы.Контрастные образы в балете.
Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки.
1. Н.А. Римский-Корсаков. Вступление к опере-былине «Садко».
3. П.И. Чайковский. Танец феи Карабос и феи Сирени из балета-сказки «Спящая красавица».
4. П.И. Чайковский. «Вальс» из первого действия балета-сказки «Спящая красавица».
5. П.И. Чайковский. Финал первого действия балета-сказки «Спящая красавица».
| Знать/понимать: контрастные образы, балет, опера, развитие.
Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение).
| 3.9.
| Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова.
| Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом. Определение характерных черт мюзикла.
1. Р. Роджерс. «Песенка о звукоряде и нотах» из мюзикла «Звуки музыки»
2. М. Коваль. Главные темы персонажей детской оперы «Волк и семеро козлят».
3. А. Рыбников. Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят».
| Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов.
Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.
| 3.10.
| В концертном зале
Инструмента-льный концерт. Народная песня в концерте.
| Определение жанра концерта.
Вариационное развитие народной темы в жанре концерта.
1. А. Рыбников. Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят». 2.Украинская народная песня-закличка «Веснянка».
3. П.И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.
4. Е. Адлер, В. Семернин «Наш оркестр» или С. Важов, М. Яснов «Песенка про оркестр»
| Знать/ понимать: смысл понятий: композитор – исполнитель – слушатель вариационное развитие. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
| 4.1.
| В концертном зале
Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития. Женские образы сюиты, их интонационная близость.
| Определение жанра сюиты.
Особенности вариационного развития. Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.
1. Э. Григ. Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт» к драме Г. Ибсена: «Утро»; «В пещере горного короля»; «Танец Анитры»; «Смерть Озе»; «Песня Сольвейг». 2. А. Парцхаладзе «Утро».
3. Я. Дубравин «Добрый день».
4.Шаповаленко, Вратарев «Два веселых маляра».
| Знать/понимать: смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы.
Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей,
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.
| 4.2.
| Особенности интонационно-образного развития образов «Героической симфонии» Л. Бетховена.
| Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша.
1. Л. Бетховен. Фрагменты из симфонии № 3 («Героической»): 1 и 2 части.
2. Л. Бетховен, Н. Райский «Сурок».
| Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.
| 4.3.
| Мир Л. Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора.
| Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л.Бетховена. Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии.
1. Л. Бетховен. Фрагменты из симфонии № 3 («Героической»):
финал симфонии.
2. Л. Бетховен. «Контрданс», 1-я часть сонаты № 14 («Лунной»), пьесы «Весело. Грустно», «К Элизе», песня «Сурок».
| Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
| 4.4.
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Джаз – одно из направлений современной музыки. Джаз и музыка Дж. Гершвина.
| Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия».
Определение характерных элементов джазовой музыки. 1. Й. Гайдн, П. Синявский «Мы дружим с музыкой»; Д. Кабалевский, З. Александрова «Чудо-музыка».
2. Р. Роджерс, М. Цейтлина «Звуки музыки» и А. Рыбников, Ю. Энтин «Песенка козлят» из мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад»
3. Дж. Гершвин «Острый ритм» и «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс».
| Знать/понимать: смысл понятий: ритм, импровизация, джаз-оркестр, песенность, танцевальность.
Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
| 4.5.
| Мир композиторов:
Г.В. Свиридов и С.С. Прокофьев, особенности стиля композиторов.
| Выявление стилистических особенностей музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».
1. Г.В. Свиридов. «Весна. Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
2. Г.В. Свиридов, И. Северянин «Запевка».
3. Г.В. Свиридов. «Снег идет» из «Маленькой кантаты».
4. С.С. Прокофьев «Шествие солнца», фрагмент из 4-й части Скифской сюиты «Алла и Лоллий».
5.С.С. Прокофьев «Утро» из фортепианного альбома «Детская музыка», М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», Э. Григ «Утро».
| Знать/понимать: смысл понятий: музыкальные иллюстрации, музыкальная речь. Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха.
| 4.6.
| Особенности музыкального языка разных композиторов: Э. Григ, П.И. Чайков-ский, В.А. Моцарт.
| Выявление стилистических особенностей музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера».
1.Норвежская народная песня «Камертон».
2. Э. Григ «Утро».
3. П.И. Чайковский «Мелодия».
4. В.А. Моцарт. Главные темы увертюры к опере «Свадьба Фигаро»; 1-й части «Симфонии № 40»; «Весенняя песня» или «Колыбельная»; 4-я часть симфонии № 40.
| Знать/понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; выразительность и изобразительность музыкальной интонации; музыкальная речь, лирика. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
| 4.7.
| Прославим радость на земле.
| Характерные черты гимна. Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса.
1. Л. Бетховен. Фрагмент из финала симфонии № 9.
2. М.И. Глинка. Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» и «Патриотическая песня».
| Знать/понимать: опера, симфония, песня. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык творчества композиторов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
| 4.8.
| Обобщающий урок
|
| «Урок-концерт» из произведений по выбору учащихся.
|
|