Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 175.98 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.05.2014
Размер175.98 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Культура > Учебник
Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия№1»




Утверждена

Приказ по школе №

от «___» ___________ 201 г.


Рабочая программа учебного курса «Музыка»

9 класс

Учитель:

II квалификационной

категории

Сопина М.М.

г. Углич

2013г.

Пояснительная записка

Цель курса «Музыка» в 9 классах - развить опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством на примере музыки;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства и музыки в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

Программа состоит из четырех разделов. Содержание раскрывается в следующих учебных темах:

в 9 классе – «Воздействующая сила искусства»; «Искусство предвосхищает будущее»; «Дар созидания. Практическая функция искусства»; «Искусство и открытие мира для себя».

Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Кашекова И. Э. «Искусство. 8-9 классы»: учебник для общеобразовательных школ [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова. – М.: Просвещение, 2010. – 123 с.

Документы, определяющие нормативно-правовую и
информационную основу преподавания музыки


  1. Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.2006 г. №23/01-10 «О рабочих программах учебных курсов» [Электронный ресурс] //http://www.depedu.yar.ru/

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] //http://mon.gov.ru/files/materials/9128/11.12.19-uchebniki.pdf

  3. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] //http://mon.gov.ru/work/obr/dok/

  4. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы.3-е издание, доработанное [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.

  5. Рабочие программы. Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Музыка [Текст] / Н. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с.

  6. Томчук С. А. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области [Электронный ресурс] //www.iro.yar.ru/m_letter/index_09.htm

  7. Томчук С. А. Требования к текущему и итоговому контролю по предмету «Музыка»: критерии оценки результатов обучения [Текст] / С. А. Томчук – Ярославль: ИРО, 2009. – 21 с. 

  8. Томчук С. А., Фалетрова О. М. Музыка в формировании духовной культуры личности (9 класс): Методические рекомендации [Текст] / С. А. Томчук, О. М. Фалетрова. - Ярославль, 2007. – 110 с.

  9. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов [Электронный ресурс] //http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

  11. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2013/2014 учебный год Министерством образования и науки РФ (приказ № 1067 от 19 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс] //http://mon.gov.ru/dok/akt/8267.

  12. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [Электронный ресурс] //http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/

  13. Учебный план МОУ «Гимназия №1» на 2013 – 2014 учебный год

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Искусство. Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской для 8-9 классов. Данная рабочая программа рассчитана на 32 часов, изучается в объеме 1 часа в 1 полугодии 8 класса и 1 полугодии 9 класса. В связи с тем, что образовательное учреждение ведет преподавание интегрированного курса «Искусство» с разделением на 2 отдельных модуля: «Музыка» и «Изобразительное искусство», в данном курсе изучается только музыкальное искусство. Все темы курса соответствуют авторскому планированию, учебный материал по данной программе изучается в уплотненном варианте, в соответствии с авторским планированием по предложенным автором темам изучается только музыкальное искусство.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса. Обучение искусству в 9 классах должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д., узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся:

  • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

  • осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно- эстетических представлений);

  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

  • личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

  • перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Тематический план по музыке для 9 класса



п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Приме-

чание

Лабора-

тор-

ные

и прак- тические

Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

Экс-

курсии




I.

Воздействующая сила искусства

4













II.

Искусство предвосхищает будущее

3













Ш.

Дар созидания. Практическая функция искусства

5




Контрольный урок







IV.

Искусство и открытие мира для себя

4




Обобщающий урок










Итого

16 ч.




2 ч.








Учебно-тематический план по музыке для 9 класса



Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

1.

Воздействие музыки на людей.

1

Презентация «Образы природы в музыке»

2.

Какими средствами воздействует музыка?

1

Проверочная работа на определения понятий мелодия, ритм, композиция, форма, фактура и т.д.

3.

Храмовый синтез искусств

1




4.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

1

Эскиз декораций или костюмов к музыкальному сценическому произведению

5.

Дар предвосхищения художественного мышления

1




6.

Авангардная музыка – поиски истины

1

Эссе о музыкальном событии или явлении современного искусства, в котором есть скрытое пророчество будущего

7.

Музыка будущего

1

Компьютерный монтаж фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса» (с помощью аудио-редакторов).

8.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды

1

Программа концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.

9.

Урок-концерт по теме «Дар созидания»

1

Оценка вокально-хоровых навыков учащихся

10-11.

Музыка в быту

1

Разработка и проведение конкурса на тему по выбору «Вся Россия просится в песню», «Музыкальные пародии», «От гавота до брейк-данса».

12.

Особенности киномузыки

1

Проведение исследования на тему по выбору «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных», «Классическая музыка в современной обработке», «Классика на мобильных телефонах».

13.

Музыка в жизни выдающихся деятелей науки и культуры

1

Выступление на тему «Музыка в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А.П. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, Д.В. Ойстрах, Г. фон Караян, Е.А. Мравинский, Э. Карузо, М. Калласс, Э. Горовиц, И. Менухин и др.).

14-15.

Исследовательский проект «Пушкин – наше все»

1

Подготовка проекта «Пушкин – наше все»

16.

Обобщающий урок по теме «Искусство в жизни современного человека».

1

Защита исследовательского проекта


Поурочный план по музыке для 9 класса



Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Материал урока

1.




Воздействие музыки на людей.

Искусство как способ воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации.

1. А. Вивальди. Концерт «Весна» 3 части

2.




Какими средствами воздействует музыка?

Мелодия, ритм, лад, фактура, форма как средства эмоциональной выразительности музыки. Ритмические особенности колокольных звонов как средство эмоционального воздействия на людей. Фактура как основа музыкального образа.

1. Произведения по выбору учителя.

2. Колокольные звоны: пасхальный трезвон, набат, будничный звон.

3.




Храмовый синтез искусств

Духовная музыка как средство эмоционального воздействия на человека. Характерные особенности духовной музыки.


1. Духовная музыка («Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.).

2. Рахманинов С.В. «Воскресение Христово видевшее»

3.А. Скарлатти «Miserere»

4. Мусульманская молитва

5. Буддийские тантры

4.




Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.


Произведения по выбору учителя:

1. А.П. Бородин Опера «Князь Игорь», Б.Тищенко Балет «Ярославна», «Слово о полку Игореве….»

2. Э. Уэббер Рок-опера «Иисус_христос – суперзвезда

3. А. Рыбников Рок-опера «Юнона и Авось»

5.




Дар предвосхищения художественного мышления

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.

Сочинения С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.Г. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор).

6.




Авангардная музыка – поиски истины

Характерные особенности авангардной музыки.

Авангардная музыка: додекафония, серийная музыка, алеаторика, сонорика (А. Шенберг, Ч. Айвз и др.). Рок-музыка.

7.




Музыка будущего

Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда.

Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов и др.).

8.




Эстетическое формирование искусством окружающей среды

Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.

Музыкальный материал на усмотрение учителя и учащихся

9.




Урок-концерт по теме «Дар созидания»

Роль музыки в жизни человека.




10-11.




Музыка в быту

Эстетизация быта. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.

Музыкальный материал на усмотрение учителя и учащихся

12.




Особенности киномузыки

Музыка в кино. Музыка в звуковом и немом кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления.

Музыка к кинофильмам

13.




Музыка в жизни выдающихся деятелей науки и культуры

Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства -  новый взгляд на старые проблемы. Музыка в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А.П. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, Д.В. Ойстрах, Г. фон Караян, Е.А. Мравинский, Э. Карузо, М. Калласс, Э. Горовиц, И. Менухин и др.).

Музыкальный материал на усмотрение учителя и учащихся

14-15.




Исследовательский проект «Пушкин – наше все»

Темы групповых и индивидуальных проектов:

  • Музыкальные воплощение лирической поэзии А.С. Пушкина.

  • Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.

  • Театр и А.С. Пушкин

  • Художественные и телевизионные фильмы о жизни А.С.Пушкина, на сюжеты его произведений.

  • Образы сказок А.С.Пушкина в музыке и т.д.

Музыкальный материал на усмотрение учителя и учащихся

16.




Обобщающий урок по теме «Искусство в жизни современного человека».

Защита исследовательского проекта по теме «Пушкин – наше все»





MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

5. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

6. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

7.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

8. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

9.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

10.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

11.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

12.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

13. Единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru

14. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

15. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru

16. Учительский портал http://www.uchportal.ru

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  15. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  16. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  18. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  19. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  9. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  10. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  11. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  12. Песенные сборники.

  13. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

  14. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

Список литературы для учащихся

    1. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

    2. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

    3. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия, 1999г.

    4. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия, 1999г. Васина-Гроссман В.

    5. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск