МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 ст. Котляревской»Майского района КБР Рассмотрена ШМО
Протокол № ___
от ________ 20_____ г.
| Принята МС
Протокол № ____
от ___________ 20____г.
| Согласована
зам. директора по МР Бужина Е.Г.
| УТВЕРЖДЕНА
Директор МОУ СОШ № 8
ст. Котляревской
____________ М.М. Роменский
| РабочАЯ программапо курсу«Искусство»2013-2014 учебный год9 кл.ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙУчитель СОБИЕВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНАКвалификационная категория первая2013 г.Пояснительная запискаНастоящая Программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 ст. Котляревской» и в соответствии с Основной общеобразовательной программой МОУ «СОШ №8 ст. Котляревской» Майского района Кабардино-Балкарской Республики. Данная рабочая программа разработана в логике изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 8-9 классов, раскрывает специфику и своеобразие духовного, нравственно-эстетического опыта человечества и обобщает на содержательном уровне имеющиеся у учащихся представления о различных видах искусства в целом. Документ разработан на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству
Примерной программы «Искусство» 8-9 классы, М.: Просвещение, 2010
Авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2011 год.
Рабочей программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2011 год.
Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах: «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);
Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).
Общая характеристика учебного предметаСоздание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций. В курсе рассматриваются разные виды искусства (музыка и литература, народное искусство, кино, театр, хореография, виды изобразительного искусства, мультимедийное искусство) как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного, общего художественного развития школьников в художественно-творческой деятельности. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.). Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Задачи реализации данного курса: актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве. Отличительные особенности программыПрограмма состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Художественный материал, рекомендованный программой, подчинен принципу концентричности и дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла. На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них. Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся. Наряду с уроком в учебном процессе активно используются внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, культурные центры, в театры, кино, концертные залы. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися имеют информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. Виды организации учебной деятельности: самостоятельная работа
творческая работа
конкурс
викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы: вводный
текущий
итоговый
индивидуальный
письменный
контроль учителя
наблюдение
самостоятельная работа
тест
контрольная работа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСУчебно-методический комплект «Искусство. 8-9 класс» состоит из авторской программы, учебника для 8-9 класса, соответствующего CD с иллюстрациями и отрывками музыкальных произведений. Учебник написан авторами программы – Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской. Программа
| Учебник
| Методические пособия
| Контрольные материалы
| Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. «Искусство. 8-9 классы». М.: «Просвещение», 2011.
| Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. «Искусство. 8-9 классы». М.: «Просвещение», 2011.
| Борев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
Иллюстрированные альбомы с репродукциями памятников архитектуры и произведений художников
| К.М. Хоруженко. Тесты по МХК. – М.: Владос, 2000г.
Т.В. Челышева, Ю.В. Янике. Тесты по МХК. – М.: Владос, 2000г.
Карточки с текстами тестов и контрольных работ
| Учебно-тематический план 8 – х классов
| Наименование раздела
| Количество часов
| Искусство в жизни современного человека
| 4
| Искусство открывает новые грани мира
| 8
| Искусство как универсальный способ общения
| 10
| Красота в искусстве и жизни
| 10
| Прекрасное пробуждает доброе
| 3
| Итого
| 35
| Учебно-тематический план 9-х классов
| Наименование раздела
| Количество часов
| Воздействующая сила искусства
| 9
| Искусство предвосхищает будущее
| 7
| Дар созидания. Практическая функция
| 14
| Искусство и открытие мира для себя
| 5
| Итого
| 35
| КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ урока
| К-во часов
| Тема
| Содержание
| Домашнее задание
| Сроки
| План
| Фактич.
| Искусство в жизни современного человека - 4 часа
| 1
| 1
| Искусство вокруг нас.
| Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
| Повторение видов искусства
|
|
| 2
| 1
| Художественный образ – стиль – язык.
| Виды искусства. Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей
|
|
|
| 3
| 1
| Наука и искусство.
| Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
| Сообщение о жанрах искусства
|
|
| 4
| 1
| Знание научное и знание художественное.
| Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художественной культуры Высокого Возрождения
|
|
|
| Искусство открывает новые грани мира - 8 часов
| 5
| 1
| Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.
| Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
|
|
|
| 6
| 1
| Пейзаж поэтическая и музыкальная живопись. Зримая музыка.
| Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.
|
|
|
| 7
| 1
| Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
| Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.
| Сообщение о русских портретистах
|
|
| 8
| 1
| Портрет в искусстве России.
| Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
|
|
|
| 9
| 1
| Портреты наших великих соотечественников
| Портретный жанр в творчестве русского художника Ильи Ефимовича Репина.
|
|
|
| 10
| 1
| Как начиналась галерея. Музыкальный портрет.
| Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины.
|
|
|
| 11
| 1
| Александр Невский.
| Жития святых. Лирическая поэзия. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка
|
|
|
| 12
| 1
| Портрет композитора в литературе и кино
| Творчество В.Моцарта: Симфония № 40, «Маленькая ночная серенада», «Рондо в турецком стиле», «Реквием».
| Сообщение о музеях
|
|
| Искусство как универсальный способ общения - 10 часов
| 13
| 1
| Мир в зеркале искусства.
| Искусство как проводник духовной энергии. Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.
|
|
|
| 14
| 1
| Роль искусства в сближении народов.
| Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
| Индивидуальные сообщения
|
|
| 15
| 1
| Искусство художественного перевода – искусство общения.
| Подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств.
|
|
|
| 16
| 1
| Искусство - проводник духовной энергии.
| Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи.
|
|
|
| 17
| 1
| Как происходит передача сообщения в искусстве.
| Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура. Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы.
| Сообщение о промыслах
|
|
| 18
| 1
| Знаки и символы искусства.
| Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога. Дерево — символ Вселенной. Образы и символы в русской поэзии и прозе – дорога.
| Презентации
|
|
| 19
| 1
| Художественные послания предков. Разговор с современником.
| Образы и символы в русской поэзии и прозе – дорога.
|
|
|
| 20
| 1
| Символы в жизни и искусстве
| Использование цветного света во время исполнения музыки.
|
|
|
| 21
| 1
| Звучащий цвет и зримый звук.
|
| Индивидуальные сообщения.
|
|
| 22
| 1
| Музыкально-поэтическая символика огня.
Урок обобщения
| Александр Николаевич Скрябин (1871/72—1915) — выдающийся русский композитор, пианист, педагог. Произведение «Прометей» («Поэма огня»).
|
|
|
| Красота в искусстве и жизни - 10 часов
| 23
| 1
| Что есть красота?
| Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
|
|
|
| 24
| 1
| Откровенье вечной красоты.
| Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.
|
|
|
| 25
| 1
| Застывшая музыка.
| Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.
| Символика Древнего Египта
|
|
| 26
| 1
| Есть ли у красоты свои законы?
| Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам красоты.
|
|
|
| 27
| 1
| Всегда ли люди одинаково понимали красоту.
| Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей.
| Сообщение об архитектуре Др. Греции
|
|
| 28
| 1
| Великий дар творчества: радость и красота созидания.
| Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
|
|
|
| 29
| 1
| Как соотносятся красота и польза.
| Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях).
|
|
|
| 30
| 1
| Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.
| Поэтизация обыденности. Красота и польза. Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
|
|
|
| 31
| 1
| Обобщение темы «Красота в жизни и искусстве»
|
| Прекрасное пробуждает доброе - 3 часов
| 32
| 1
| Преобразующая сила искусства.
| Постижение художественных образов различных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Поэтизация образа матери.
|
|
|
| 33
| 1
| Крупнейшие художественные музеи страны
| Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
| Музей станицы Котляревской
|
|
| 34
| 1
| Красота природы родной земли.
| Красота природы родной земли в живописи. Шишкин, Левитан. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке.
|
|
|
| 35
| 1
| Исследовательский проект
| Разработка художественной идеи в замысле совместного проекта. Определение своей роли в проекте. Способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности.
| Презентации. Подготовка к защите презентаций.
|
|
|
| 35
|
|
|
Содержание программы
8 класс
|