Современные требования
к проведению анализа и самоанализа урока Человек, по-настоящему мыслящий,
черпает из своих ошибок не меньше
познания, чем из своих успехов.
Джон Дьюи
Педагогическая профессия по природе своей профессия творческая. Но что такое творчески работающий учитель? Понятие это довольно ёмкое. Если на это попытаться ответить коротко, то можно ответить так: творчески работающий учитель – это человек, обладающий в первую очередь высокой педагогической культурой. Одним из слагаемых такой культуры является аналитическое мастерство. Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых устоявшихся представлений, переход деятельности в новое качество. А это невозможно без анализа накопленного опыта. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь урок как основную её форму.
Существует множество подходов к анализу уроков и их видов.
Основные виды анализа современного урока:
• Краткий
• Структурный
• Аспектный
• Полный
• Комплексный
• Системный (по Ю.А. Конаржевскому).
Краткий анализ — проводится сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет задачи и полученный результат с прогнозируемым.
Структурный анализ - является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.
Аспектный анализ - осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:
- цель урока;
- структура и организация урока;
- содержания урока;
- деятельность учителя на уроке;
- деятельности учащихся на уроке;
- домашнее задание;
- санитарно-гигиенические условия урока;
- психологический аспект урока.
Системный анализ (по Ю.А. Конаржевскому) – это совокупность взаимосвязанных приемов и процедур, используемых для изучения урока, представляющего собой сложную целостную систему. Это методика проектирования, конструирования и управления уроком.
Полный анализ - это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем.
Анализ урока коллегами или администрацией необходим для повышения качества обучения. Но, до любой внешней оценки урока, учитель сам характеризует его по определенным критериям.
В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Примерные вопросы:
Как запланирована мотивация мыслительной деятельности учащихся? Каким путем учитель планирует изложение нового материала: путем описательного или доказательного объяснения?
Какова связь ранее усвоенных знаний, как их углубить и развивать в процессе изучения нового? Как организуется деятельность учащихся?
Где и как будут формироваться умения, специальные знания для данного предмета, и умения, общие для ряда предметов? Какова связь теоретического материала урока с письменными, самостоятельными, контрольными, лабораторными работами, экспериментами, опытами?
Какие дидактические материалы подготовлены к каждому уроку? Роль и место наглядных пособий на всех этапах урока.
Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем, обучения и воспитания.
При анализе урока, как правило, оцениваются методы, способы активизации школьников, эффективность освоения материала. Крайне редко урок анализируется с физиолого- гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья, а делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь около 11% здоровых детей.
В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям.
Предлагаем вопросы, которые помогут учителю любого предмета провести самоанализ урока.
Из чего же складывается такой анализ?
Первое, что должен сделать учитель, анализирующий свой урок, - определить его место в теме и общем курсе, а так же задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока.
2. Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя, достигнутым на уроке, и определить причины успеха или неудачи.
Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.
Подумать насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?
Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось?
При этом надо руководствоваться непреложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного класса с другими классами.
Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всём его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся?
Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?
Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем над деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?
Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и чётким? Было ли проверено, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?
Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.
Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чём причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошёл, целесообразно было изменить в нём? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?
Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением учащихся после предыдущего урока. Поэтому далеко нелишне постараться узнать о проблемах учащихся ещё до своего урока. Они живые люди, и на их настроение и желание работать могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.
И ещё необходимо помнить о том, что, каким бы ни был урок, требовалось определённое мужество, чтобы его провести. Наличие его сыграло немаловажную роль в тех достоинствах, которыми урок обладал.
Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, самоанализ является обязательным условием саморазвития учителя. Памятка для самоанализа
Предложенный вариант содержит пять ключевых вопросов, обозначенных буквами. Они задают достаточно четкую логику самоанализа, и его алгоритм.
А. Каков был замысел, план проведения урока и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?
1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?
1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
В. Удалось ли:
решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
избежать перегрузки и переутомления учащихся;
сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее? Схема самоанализа урока
Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чём его специфика? 2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока? Опирались ли на диагностику общеучебных специальных умений? 3. Какие задачи я решаю или решала на уроке : а) общеобразовательные; б) воспитательные; в) развивающие (что)? Была ли обеспечена их комлектность? Какие задачи были для меня главными, стержневыми, как учла в задачах особенности класса и отдельных групп школьников? 4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рациональна ли выделено время для опроса изученного материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный?) Логическая связь между различными этапами урока. 5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного? 6. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!) 7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объём, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимися, или всё в совокупности? 8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких нормах и какими методами он осуществлялся? 9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовать средства обучения? 10. За счет чего обеспечивалось высокая работоспособность учащихся в течение всего урока? 11. За счет чего на уроке поддерживалось психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель поведет себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя? 12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе учителя) рациональное использование времени, предупреждения перегрузки? 13. Какие были придуманы у нас запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока? 14. Удалось ли полностью реализовать все поставленное задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируем выполнение нереализованных заданий?
СХЕМА АНАЛИЗА (САМОАНАЛИЗА)
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
Психолого-дидактические характеристики урока
| Признаки конкретной психолого-дидактической характеристики (технологические показатели)
| Данный признак на уроке был
выражен ярко
| Данный признак на уроке был
выражен слабо
| Данный признак на уроке отсутствовал
| 1. Организационно – деятельностные аспекты ориентированного урока
| 1. Ориентация на
формирование
деятельности
(а не на передачу
информации)
| Раскрытие и обсуждение способов учебной работы, которыми пользовались ученики
|
|
|
| Знакомство учеников с рациональными способами усвоения материала
|
|
|
| Постановка на уроке учебных задач
|
|
|
| Освоение на уроке учебных действий
|
|
|
| Обучение учеников рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности
|
|
|
| 2. Организация
развивающего
пространства
(обеспечение
развивающего
потенциала
урока)
| Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализа ситуаций и/или их моделей
|
|
|
| Преобладание на уроке учебных заданий продуктивного (творческого) характера (а не репродуктивного)
|
|
|
| Постановка и организация разрешения проблемных ситуаций
|
|
|
| Использование диагностических заданий, приемов, процедур, ориентированных на изучение личностного развития учеников
|
|
|
| Использование нетрадиционных форм урока (семинар, экскурсия, состязание, диспут, деловая игра и др.)
|
|
|
| 3. Реализация
индивидуального
подхода
| Использование приемов внешней и внутренней дифференциации
|
|
|
| Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития)
|
|
|
| Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы (то есть индивидуальность)
|
|
|
| Обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив)
|
|
|
| Создание ситуаций успеха (акцентирование внимания на достижениях и успехах учеников)
|
|
|
| 2. Создание условий для развития субъектной позиции учеников
| 1. Актуализация
и обогащение субъектного опыта учеников
| Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников
|
|
|
| Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания
|
|
|
| Создание ситуаций нравственного выбора
|
|
|
| Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи (проблемы)
|
|
|
| Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта
|
|
|
| 2. Развитие
активности
учащихся в
учебной
деятельности
| Организация исследовательской деятельности на уроке (порученных исследовательских заданий на дом)
|
|
|
| Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос
|
|
|
| Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке
|
|
|
| Поощрение вопросов учеников, обеспечение возможности задавать вопросы
|
|
|
| Поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе
|
|
|
| 3. Создание условий для развития готовности ученика к самоопределению (в т.ч. личной ответственности за результаты учебной деятельности)
| Побуждение учеников к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности
|
|
|
| Создание ситуаций самостоятельного планирования своей деятельности, выбора действий
|
|
|
| Помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения,деятельности
|
|
|
| Обучение целеполаганию (приемам, последовательности, классификации)
|
|
|
| Создание ситуаций, обеспечивающих самопознание учащихся
|
|
|
| 3. Проявление личностно ориентированной
(ЛИЧНОСТНО-ГУМАННОЙ) ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА
| 1.Проявление
ценностного
отношения
к личности
учащихся
| Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, замечания(мнение) каждого ученика
|
|
|
| «Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него
|
|
|
| Отделение оценки действий ученика от личного отношения к нему педагога
|
|
|
| Акцентирование учителем важности мнения и участия каждого в урочной деятельности
|
|
|
| Акцентирование внимания на позитивных личностных качествах учащихся, их поощрение
|
|
|
| 2. Реализация
учителем новых педагогических функций(ролей)
| Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки)
|
|
|
| Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция)
|
|
|
| Учитель как исследователь (исследовательская функция)
|
|
|
| Учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки)
|
|
|
| Учитель как эксперт (консультативная, рекомендательная)
|
|
|
| IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
| 1. Организация
равноправного
партнерского
общения в ходе
учебного
взаимодействия
| Приоритет диалогических форм общения
|
|
|
| Организация сотрудничества учеников между собой
|
|
|
| Обращение учителя к ученикам по имени
|
|
|
| Свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики
|
|
|
| Учитель стремится постоянно получать от учащихся «обратную связь»
|
|
|
| 2. Создание
благоприятного
психологического
климата на уроке,
атмосферы доброжелательности и
комфорта
| Доброжелательность, спокойствие, уравновешенность учителя
|
|
|
| Внимательность к ученику и его проблемам
|
|
|
| Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися
|
|
|
| Свободное и легкое вступление учеников в диалог с учителем и друг с другом
|
|
|
| Стимулирование положительных эмоций во время урока
|
|
|
| 3. Создание атмосферы взаимной
заинтересованности
в работе друг друга,
сотрудничества
| Организация ситуаций взаимопомощи между учениками
|
|
|
| Использование таких учебных заданий, где сильна взаимозависимость результатов индивидуальной и групповой работы
|
|
|
| Организация работы учащихся в парах
|
|
|
| Организация групповой работы учащихся
|
|
|
| Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи
|
|
|
| |