Скачать 128.78 Kb.
|
Составитель: Лукьянова И.А. – библиограф Информационно-библиографического отдела МБУК «ЦМБ» Наш адрес: Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Ленина, д. 16, МБУК «ЦМБ» Телефон: 8(496)343-99-10 Электронная почта: nf-cmb@yandex.ru Сайт: cmb-nf.my1.ru Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центральная межпоселенческая библиотека Наро-Фоминского муниципального района» Информационно-библиографический отдел Просветители славян, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий Библиографический указатель Наро-Фоминск 2013 Для заметок 13 Для заметок 12 От составителя Христианизация древнерусского общества, начавшаяся с конца X века, положила начало формированию нового, духовно-личностного образа мира в сознании наших давних предков и становлению отечественной православной культуры. Под влиянием культурного опыта Византии и Болгарии в древнерусском обществе распространяется письменность, возникает литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, закладываются основы богословия и философии, естественно - научного познания, правовой и политической мысли. Все новые формы древнерусской культурной жизни имели тесную связь с Православием. Так, появления высокоразвитой письменности стало следствием распространения из Болгарии на принявшую крещения Русь церковнославянского языка, созданного святыми просветителями славян равноапостольными Кириллом и Мефодием. Роль солунских братьев Константина-Кирилла и Мефодия в дело просвещения славянских народов, прежде всего в том, что своими трудами они заложили незыблемый фундамент только еще зарождавшейся тогда и обретавшей свою письменность культуры славянского мира. Создание святым Кириллом азбуки и перевод священных книг на старославянский, ставший с тех пор языком книжным, привели к возникновению в Восточной Европе многовековой культурной и духовной традиции. Новая письменность продолжает оставаться неотъемлемой частью жизни большинства славянских народов, благодаря которой они научились выражать в согласии со складом своего характера идеи, мысли и чувства. Дело святых Константина-Кирилла и Мефодия всегда будет находиться в средоточии внимания народов, которые при вступлении на путь исторической жизни были облагодетельствованы ими. Российское государство, с самого момента своего приобщения к православной вере, восприняло ту культурную традицию, носителями которой были святые фессалоникийские братья. Несмотря на немалы трудности и невзгоды, выпавшие на его долю, Российское государство существует непрерывно уже более десяти веков. За это время наследие святых Кирилла и Мефодия не только прочно вошло в сознание русского народа, но и никогда не прекращало творчески развиваться, поистине восходить от силы в силу. Все это нашло выражение в духовной культуре народа, повлияло на формирование и развитие русского языка. И думается, что нет никаких преувеличений в словах выдающегося исследователя наследия 1 святых Кирилла и Мефодия П.А. Лаврова: «Едва ли какой другой народ славянский воспринял кирилло-мефодиевское наследие в такой степени, как русские с принятием христианства от греков при посредстве всего богатства начальной славянской письменности и ее продолженного расцвета в Болгарии… Кирилло-мефодиевской письменности суждено было сыграть объединяющую почти все славянство роль. Мы, русские, особенно прочно обогатились элементами церковнославянского языка, потому что, приняв его как книжный язык, неразрывно его сплотили с родным в своем литературном языке, и нет другого славянского языка, в котором бы в настоящее время оставалось столько элементов старославянских, как в нашем».* Древнейшие рукописные тексты житий святых Кирилла и Мефодия сохранились только в русском изводе, что указывает не только на то, что кирилло-мефодиевское наследие с давних веков укоренилось в русском народе, благодарно хранившем память своих просветителей, но также свидетельствует о первостепенной роли, которую сама Россия сыграла в сохранении наследия святых братьев. В славянских государствах, в том числе и в России, 24 мая широко отмечается День славянской письменности и культуры. Этот праздник имеет много общего не только с культурой славян, но и с религией. Ведь Кирилл и Мефодий были православными христианами и монахами. Скорее всего, этот уклад жизни позволил им внести столь существенный вклад в историю становления славянской культуры. История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X–XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (по ст. стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они были признаны святыми еще в конце IX века. В отдельности память святого Кирилла отмечается 14 февраля, святого Мефодия – 6 апреля, в дни их смерти. Общий праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью и в следующие века, а в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки. Этот праздник выражал духовное стремление к церковной независимости, национальному самоопределению, расцвету просвещения и культуры болгар. Праздник отмечался не только в болгарской земле, но и среди эмигрантов в России и Румынии, болгарских студентов за границей, заключенных в турецких термах. _________________ *Лавров П.А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930. С. II – III. 2 Для заметок 11 Содержание От составителя_______________________________________________1 Биография Кирилла и Мефодия_________________________________4 Книги______________________________________________________ 6 Статьи из периодических изданий______________________________ 7 Сценарии___________________________________________________ 8 Сайты______________________________________________________9 Для заметок________________________________________________10 10 Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю). Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов. В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года N 568-1 о ежегодном проведении Дней славянской письменности и культуры с 1991 года государственные и общественные организации, совместно с Русской Православной церковью, стали проводить Дни славянской письменности и культуры. Столицей праздника каждый год становится какой-нибудь новый населенный пункт России. В 2013 году исполняется 1150 лет со времени возникновения славянской письменности, созданной 863 году равноапостольными братьями Кириллом и Мифодием славянскую азбуку. Вашему вниманию предлагается библиографический указатель «Просветители славян, святые равноапостольные Кирилл и Мифодий», который выпущен к юбилейной дате. Здесь вы познакомитесь с биографией и литературой о святых, которая имеется в фондах наших библиотек. Книги и статьи из периодических изданий в указателе представлены по религии, истории, языкознанию, художественной литературе, которые расположены в алфавите авторов и названий. Для вашего внимания предлагаются сценарии массовых мероприятий и сайты о равноапостольных братьях. Издание рассчитано на широкий круг читателей. 3 Биография Кирилла и Мефодия Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (до принятия монашества в нач. 869 - Константин) ( 827 - 14.02.869 ) и его старший брат Мефодий ( 815 - 06.04.885 ) родились в городе Фессалоники (Солунь) в семье военачальника. Кирилл получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе, где одним из его учителей был Фотий. Хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором административной карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию (получил прозвище "Философ"). В 40-х гг. успешно участвовал в диспутах с иконоборцами; в 50-х гг. был в Сирии, где одержал победу в богословских спорах с мусульманами. Около 860 совершил дипломатическую поездку к хазарам. Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем удалился в монастырь. В 60-х гг., отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. В 863 Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказания помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких феодалов. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевёл с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь и другие). В науке нет единого мнения по вопросу о том, какую азбуку создал Кирилл - глаголицу или кириллицу (большинство учёных считают, что глаголицу). Проповедь братьев на понятном моравскому населению славянском языке заложила основу национальной церкви, но вызвала недовольство немецкого католического духовенства. Кирилл и Мефодий были обвинены в ереси. В 866 (или 867) Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим, по дороге побывали в Блатенском княжестве (Паннония), где также распространяли славянскую грамоту и славянский богослужебный обряд. Папа Адриан II в специальном послании разрешил им распространение славянских книг и славянского богослужения. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящён в сан архиепископа Моравии и 4 Сайты
9 Сценарии
8 Паннонии и в 870 возвратился из Рима в Паннонию. Немецкое духовенство, стремившееся расправиться с Мефодием, путём интриг добилось его заключения в темницу; после освобождения из тюрьмы Мефодий продолжал свою деятельность в Моравии. В 882-884 жил в Византии. В середине 884 Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия, изгнанными из Моравии в 886. 5 Книги
208 с.
6 Статьи из периодических изданий
7 |
Конспект открытого урока по теме «Электронная почта». Общая тема... Методические задачи урока: Дать представление об электронной почте, правильном написании адреса электронной почты, о спаме и борьбе... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Электронная почта выполняет те же функции, что и обычная почта, только в разы быстрее, что позволяет корреспондентам обходиться без... | ||
И. Ю. Усатова Электронная почта Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка | Концепции развития информационно-издательской деятельности в спгутд Издания в виде рассылаемых по запросу файлов (электронная почта, icq, пр каналы) | ||
Телефон: +7 965 297 03 79 Электронная почта Постановлений Правительства РФ от 23. 12. 2002 №919, от 01. 02. 2005 №49, от 30. 12. 2005 №854 | Урока Тема урока (9 класс) Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети. Урок 2 "Электронная почта" | Электронная почта В каких случаях при привлечении работника с его письменного согласия к сверхурочным работам учитывается мнение выборного профсоюзного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Адрес: 150018, г. Ярославль, ул. Большая Любимская, д. 71; т. 53-94-65, 53-94-75; электронная почта: yarsch060@yandex ru | Урока. Методика проведения урока по теме «Электронная почта» Городской семинар «Формирование ключевых компетенций – залог успешности ученика», 2008 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети | Координаты: электронная почта К последним относятся мартышкообразные, гиббоны, орангутан, гориллы, шимпанзе и человек. Приматы обладают многими общими специфическими... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пустошка, ул. Октябрьская д. 20. тел/факс (81142) 2-17-23, электронная почта lyubov-sokolova-2012@mail ru | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок для 10-го класса с использованием цор по теме “Электронная почта (e-mail). Почтовые серверы. ” | ||
Использование электронной почты реферат по Компьютерным информационным... Электронная почта (E-mail) является самой популярной и распространенной службой Internet в нашей стране | Урок Электронная почта (e-mail) Интернета. Популярность e-mail объясняется его дешевизной и скоростью передачи электронных писем, не превышающей нескольких минут... |