Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 125.52 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.05.2014
Размер125.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок




Тема любви в лирике С.А. Есенина (анализ лирического стихотворения).

Ход урока.

Хочу познакомить читателей, своих коллег, с опытом анализа лирики С.А. Есенина. Очень люблю, когда на уроке звучит музыка. Поэтому одна творческая группа работает над музыкальным оформлением урока. Но особенно ярко представляют время поэта фотографии, поэтому с ребятами делаем к уроку проекты-«Женщины Есенина».

А домашнее задание к уроку было следующим: выписать ключевые образы из стихотворений: «Выткался на озере алый свет зари»,

«Не бродить, не мять в кустах багряных», «Заметался пожар голубой», «Руки милой – пара лебедей», ещё одна творческая группа готовит выразительное чтение наизусть.

Сергей Есенин. Его творчество так понятно неискушённому читателю, и так много находят в нём литературоведы. Итак, какие особенности раннего творчества Есенина вы знаете?

  1. Яркие сравнения, олицетворения, эмоциональные эпитеты, развёрнутые метафоры.

  2. Языческие фольклорные мотивы (из песен, частушек).

  3. Православная символика.

  4. Пейзажная лирика (природа очеловечена, человек оприроден: человек часть природы; животный и растительный мир).

  5. Необыкновенная образность.

  6. Лексика деревенская, бытовая.

  7. Рифмы общеупотребительные, стихотворный размер – преимущественно – хорей. Музыкальность.

  8. Интерес к оксюморонам, антитезам.

Жизнь Есенина была так коротка. Ну что ж, поэты в России загораются очень рано, горят ярко и гаснут тоже рано. Есенин оставил нам много загадок: не только в своей биографии, но и в творчестве. Порой нам кажется, что не соответствует дата написания в стихотворении, лукавит автор здесь или эпатирует в очередной раз публику? Жизнь Есенина – до конца неразгаданный роман. В нём было всё: и беспечность, и разудалая страсть, и неиссякаемая доброта…Давайте разберёмся на сегодняшнем уроке в загадке лирики любви этого поэта. Хотела бы, чтобы вы увидели особенности любовной лирики Есенина, прочувствовали и услышали звуки его поэзии.

Тема любви присутствует, наверное, в творчестве любого поэта. Скучна жизнь вдали от этого чувства. Есенин обращается к этой теме уже в самом начале творческого пути. Конечно, деление на темы творчества поэта – вещь условная. В стихотворениях всё гораздо шире и многограннее.

Итак, тема урока: «Тема любви в лирике С.А.Есенина».

Наша задача на сегодняшнем уроке – выявить особенности любовной лирики С. Есенина через анализ стихотворений. Запишите «Особенности лирики»

Раннее стихотворение «Выткался на озере алый свет зари». 1910 год. Написано на родных просторах: вокруг всё близкое, родное. Чтение наизусть.
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска веселая в алостях зари.

На какой жанр лирики похоже стихотворение? На песню, истоки его в песенном фольклоре.

Прочтите, какие ключевые образы вы нашли? Озеро, свет зари, бор, глухари, иволга, дупло, душа, вечер, кольцо дорог, копны, стог, цвет, радость, ласки, шёлк фаты, кусты, он , она, тоска весёлая, алости зари.

Если бы вы не знали автора, то по каким особенностям догадались бы, что перед вами Есенин? (особенности лексики, стих. размер, тропы и т.д.)

Стихотворение сразу захватывает яркими метафорами. Перед нами не просто лесной пейзаж, а вспышка любви, озарение. Потом это состояние повторяется и в финале.

Каков мир? Вполне конкретен, но он олицетворён.

Как автор создаёт это? Какие художественно-изобразительные средства использует?

Метафоры - выткался на озере алый свет зари, на душе светло, кольцо дорог, тоска весёлая в алостях зари.

Олицетворения – плачут глухари.

С какой целью автором используется оксюморон? Тоска весёлая.

Так каково общее настроение стихотворения? Страстное, эмоциональное.

За счёт чего создаётся такая страсть, эмоциональность?

Какова цветопись и звукопись ? (цвета - алый, багровый, черный, золотой, белый, розовый, голубой и т.д.; звуки- безмолвие, плач глухаря, иволги, звук шагов, шуршание сена ) Звуки создаются также с помощью ассонанса _ звуки «о, а».

Интересна ли композиция стихотворения? 6 пар строк. Начало яркое, эмоциональное, оно неслучайно повторяется в конце стихотворения: герой счастлив встречей, которая «выткалась». Рифмы общеупотребительные. Парная, мужская – женская. Какие особенности ранней лирики Есенина вы заметили? (пейзажная лирика – чувство любви проявляет ко всему земному, потому и хмельной, потому и пересуду нет)

В дальнейшем у Есенина будет присутствовать иное состояние души влюблённых, а сейчас страсть, как пожар, охватила героя, о ней плачут глухари.

Давайте посмотрим, как дальше меняется тема любви.

1916 год. Есенин уже не в родном Константиново. Он покоряет Петербург и Москву.

«Не бродить, не мять в кустах багряных» (прочитать наизусть или включить романс)

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -
К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
Очень известное стихотворение С.Есенина. Довольно музыкальное.

Почувствовали настроение? Грусти, печали, расставания с любимой и любовью.

Какие ключевые образы вы выписали? Багряные кусты, лебеда, след, сноп волос овсяных, ты, алый сок, ягоды на коже, закат розовый, снег, зёрна глаз, имя, звук, смятая шаль, запах мёда, невинные руки, тихий час, заря на крыше, котёнок, говор, ветер сот, синий вечер, песня и мечта, гибкий стан и плечи, светлая тайна, уста.
Яркие милые образы. Какая картина возникает перед нами? Милый образ девушки, рассыпавшееся чувство, картины быта и природы.

Как вы думаете, разлука неизбежна?

Да, т.к.:

1) образ любимой был, всё ушло: автор употребляет пр. время.

2) начинается стихотворение с частицы не.

3) всё прекрасное исчезает: глаза, имя, кожа; лишь герой слышит о ней говор кроткий; она «отоснилась».

А кем была лирическая героиня для героя? Песней, мечтой, наверное, музой.

Воспоминания остались? Прекрасные, докажите!(очаровательные образы природы, она с «С алым соком ягоды на коже», «…в складках смятой шали//Запах мёда от невинных рук», «Говор кроткий», стан, плечи)

Какова композиция стихотворения? Кольцевая. Героя мучают мысли о прошлом, былом, но к нему не вернёшься. 6 катренов (1 и 6 повторяются)

Что сумел сохранить герой? Воспоминания.

А героиня? Видим ли мы её? Да, у неё сноп волос, алый сок ягоды на коже, она похожа на закат, зёрна глаз, имя тонкое, присутствует запах мёда от невинных рук, даже герой слышит о ней говор кроткий. Она – песня и мечта, у неё гибкий стан и плечи.

Вы нашли художественно- изобразительные средства?

Метафоры: со снопом волос твоих овсяных// Отоснилась ты мне навсегда, С алым соком ягоды на коже. Зёрна глаз твои осыпались, завяли. Говор кроткий о тебе я слышу// Водяных поющих с ветром сот.

Сравнения: На закат ты розовый похожа// И, как снег, лучиста и светла.

Имя тонкое рассыпалось, как звук Заря на крыше, как котёнок, моет лапкой рот

Олицетворения: шепчет вечер

Перенос:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Есенин был не очень доволен этой строкой. Попробовал поменять:

Лебеды не мять в кустах багряных

Не бродить и не искать следа.

Решил, что тоже не годится, так как слишком большое значение придаётся «лебеде». А ведь главное во фразе – «бродить». А потом уже объяснение – зачем я это делал? «Искал след». Решил, не переделывать.

Что обозначают строки: Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи-//

К светлой тайне приложил уста.

Почему стихотворение так музыкально? Эту музыку создаёт 5-стопный хорей, элегический. Эта лермонтовская традиция, продолженная Блоком, наиболее подходит для выражения мучительных и сложных переживаний. Рифмы пока ещё общеупотребительные. Перекрёстные, Мужская – женская.

Каковы цветопись и звукопись? (цвет – багряные кусты, овсяные волосы, алый, розовый, белый снег, цвет зари, жёлтый, синий, звуки – хруст кустов, лебеды, умывается котёнок, шёпот и песня ветра) А какие запахи вы почувствовали? (благоухание зелени, запах волос, свежести кожи, «Запах мёда от невинных рук», водяные соты)

С какой целью Есенин использовал звуки, запахи и цвета в стихотворении? Герой счастлив воспоминаниями, поэтому звуки, цвета, запахи помогают ему вспомнить любимую, воссоздать её образ.
Идут годы. Лирика Есенина меняется. Драматична эпоха и судьба. Мечется поэт. И историю души излагает в сборнике «Москва Кабацкая», который состоит из 2 частей: 1 ч.- «Москва Кабацкая» и 2 ч. - «Любовь хулигана» (1922-1923).

«Любовь хулигана» состоит из 7 стихотворений. Это завершенный сюжет повести о любви. Построена на антитезе: потерянная жизнь – надежда на возрождение – спасение в любви. После приезда из-за границы Есенин увлёкся Августой Миклашевской, сохранился экземпляр сборника с надписью Есенина: «Милой Августе Леонидовне со всеми нежными чувствами, которые выражены в этой книге. С. Есенин 24.03.25 г.»

Итак, первое стихотворение, которое открывает цикл: «Заметался пожар голубой» .1923 год. Чтение наизусть.

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Какое настроение? А эмоциональный настрой? Грусти, печали ощущение безысходности, жизнь на грани. Лирический герой любит, потому что, не любя, нельзя написать так пронзительно.

За счёт чего создаётся такое настроение?

- композиция: 6 катренов, кольцевая композиция, повтор 3,4 строки 1 и 6 катрена. С какой целью используется этот приём? Герой отрекается от прошлого, готов забыть родные дали, готов идти за героиней и отказаться от призвания: «И стихи бы писать забросил»,- ради любви!

- метафорично начало: « Заметался пожар голубой…»

- анафора: «В первый раз» Лирическому герою важно, что это впервые – первые песни о любви, отречение от скандалов. «Я» - перед нами открытая, истерзанная душа.

-Ради чего это отречение? Ярко звучит сослагательное наклонение (зачитать):

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
Герой готов идти за любимой ради любви!
А из каких образов состоит прошлое? Скандалы, герой как запущенный сад( сравнение), был на женщин и зелие падкий, пил, плясал, он – хулиган, но писал стихи.

Так каков лирический герой? Он хулиган, буйный, скандалист, но с израненной душой, ищет выход.

Почему происходит отречение? Она может уйти к другому, герой любит её.

А какая она? У неё глаза «злато-карий омут»( метафора), «поступь нежная» (эпитет), «лёгкий стан» (эпитет), а «сердце упорное» (эпитет), «И волос твоих цвета осень» - метафора. У неё индивидуальный облик, характер.

Музыка стиха: 3 – стопный анапест, довольно редко встречается в творчестве поэта употребление трёхсложных размеров, но этот романсовый стих. размер мы видели в ранней и поздней лирике: в мотивах антитезы прошлое – настоящее, принятия жизни. Рифмы новые: дали – скандалить, падкий – без оглядки, сад – плясать, стан –хулиган, забросил – осень и др. Рифма перекрёстная, мужская – женская. Ярко звучит аллитерации (в 1 катрене звук «р», далее встречаем «з, с, ж,»)

А увидели ли вы цвета?( голубой пожар, запущенный сад, осенний цвет волос )

Что нового нам открыло это стихотворение? Какие особенности вы увидели? Лирический герой искренне говорит о прошлых грехах, отрекается от прошлого ради счастья с любимой, впервые мы с вами встречаем переплетение темы любви и назначения поэта и поэзии; о пейзажной лирике напоминают лишь первые строки 1,2 катрена; гораздо меньше звуков, цвета и запахов.
В промежутке между знакомством, обручением и разводом с Софьей Толстой Есенин дважды ездил на Кавказ. Очень хотел побывать в Персии, но так и не добрался. Только в стихах:

Улеглась моя былая рана-

Пьяный бред не гложет сердце мне.

Синими цветами Тегерана

Я лечу их нынче в чайхане…

И в 1924 – 1925 году новый цикл «Персидские мотивы». Этот цикл - противовес «Москве кабацкой». У каких поэтов мы уже встречались с романтическим сюжетом любви северянина и южанки? А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Стихи написаны на Кавказе, но темы, сюжеты, образы, тональность - из персидской лирики.

«Руки милой – пара лебедей» (выразительное чтение наизусть)

Руки милой - пара лебедей -
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.

Пел и я когда-то далеко
И теперь пою про то же снова,
Потому и дышит глубоко
Нежностью пропитанное слово.

Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотою,
Только тегеранская луна
Не согреет песни теплотою.

Я не знаю, как мне жизнь прожить:
Догореть ли в ласках милой Шаги
Иль под старость трепетно тужить
О прошедшей песенной отваге?

У всего своя походка есть:
Что приятно уху, что - для глаза.
Если перс слагает плохо песнь,
Значит, он вовек не из Шираза.

Про меня же и за эти песни
Говорите так среди людей:
Он бы пел нежнее и чудесней,
Да сгубила пара лебедей.
О чём здесь пишет бывший хулиган? Герой поёт о прошлом, поэзии, смысле жизни и о любви!

Какие ключевые слова – образы вы здесь увидели? Руки милой, пара лебедей, золото волос, свет, люди, песнь любви, я, далеко, нежностью пропитанное слово, душа, дно, сердце станет глыбой золотою, тегеранская луна, песня, теплота, жизнь, ласки милой Шаги, старость, песенная отвага, походка, ухо, глаза, перс, Шираз, люди. Давайте посмотрим, что необычного появилось в «Персидских мотивах»?

- новые образы: пара лебедей, тегеранская луна, милая Шаганэ, перс, Шираз,

- поёт не только о любви, но и в тему любви тесно вплетается тема поэта и поэзии. Назовите примеры.(«2, 4, 5, 6 катрены)

-героиня неконкретна. Что о ней мы можем сказать: руки милой – пара лебедей, ласки милой Шаги. Интересно, что в этом цикле у героини 2 имени: Шаганэ и Лала. Она, скорее всего, - символ прекрасной страны.

- А каков герой? Он уже не хулиган, а в противопоставлении Россия – Восток ищет смысл жизни, ищет ответ, как жить дальше: остаться в прекрасной стране, вспоминать прошлые песни или:

Я не знаю, как мне жизнь прожить:

Догореть ли в ласках милой Шаги
Иль под старость трепетно тужить
О прошедшей песенной отваге?

О чём 5 катрен?

У всего своя походка есть:

Что приятно уху, что – для глаза.

Если перс слагает плохо песнь,

Значит, он вовек не из Шираза.
Где бы ни был поэт, он – певец, и этот крест должен нести до конца.

А что волнует лирического героя?

Про меня же и за эти песни

Говорите так среди людей:

Он бы пел нежнее и чудесней,

Да сгубила пара лебедей.

Какова композиция стихотворения? В отличие от ранней лирики, 6 катренов. Начинает с образа лебедей и песни и завершает этим. Перед нами кольцевая композиция.

Мелодия стихотворения? 5- стопный хорей. Романсовый, элегический, столь редкий для раннего творчества поэта. Эту мелодию создаёт ассонанс – нагнетение звуков «о,ы,у»

Появляются новые рифмы: Шаги - отваге, глаза – Шираза. Рифма перекрёстная, женская – мужская. Традиционная рифма для творчества поэта.

Какие художественно – изобразительные средства вы заметили?

-метафоры: руки милой – пара лебедей-// В золоте волос твоих ныряют. , нежностью пропитанное слово, сердце станет глыбой золотою, догореть ли в ласках, сгубила пара лебедей.

-олицетворения: дышит слово

-эпитет: пропитанное слово, золотое сердце, прошедшая песенная отвага.

Есть ли цветопись? Гораздо меньше, чем в ранней лирике – белый, золотой, металл луны. А запахов мы не осязаем, не слышим и звуков.

Какое настроение произведения? Грусти, печали. Отчего печален герой? Он сомневается, поэтому такое странное сочетание: в одном стихотворении и тема любви, и тема назначения поэта и поэзии. А дело в том, что Есенина тогда, действительно, это волнует. Вот что он сказал в разговоре, который не так давно был извлечён из архивов: «…Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не поменяю. Это искусство…искусство для меня дороже всяких друзей, и жён, и любовниц. Но разве женщины это понимают?.. Если им скажешь это – трагедия. Другая сделает вид, что поймёт, а сама норовит по-своему. А ведь искусство-то я ни на что и ни на кого не променяю…Вся моя жизнь- это борьба за искусство…» Поэтому лирический герой тоже мечется, ищет смысл жизни.

Домашнее задание:

Необыкновенно интересно продолжена эта тема в «Письме к женщине». Проанализируйте это стихотворение дома по схеме анализа лирического стихотворения.

Итог.

-Смогли ли мы сегодня достичь целей урока? Как мы это делали?

Итак, каковы особенности любовной лирики Есенина?

Мы нашли следующие особенности любовной лирики:

- от настроения страсти к одиночеству и безысходности;

-в ранней лирике много пейзажных образов, в «Москве кабацкой» герой – хулиган отказывается от прошлого ради любви, а в «Персидских мотивах» - тема любви тесно переплетается с темой назначения поэта и поэзии.

-новые рифмы, перекрёстная рифмовка, мужская - женская;

-размер: 5-стопный хорей, редко 3-стопный анапест, часто звучат романсовые мелодии;

-красивые развёрнутые метафоры;

-много олицетворений, эпитетов;

-цвета: от синего, золотого, зелёного до тёмных в поздней лирике;

-звукопись: присутствует и аллитерация, и ассонанс;

-композиция часто кольцевая, есть анафорические повторы; переносы.

-героиня индивидуализирована, а в «Персидских мотивах» - она символ другой жизни, её очертания размыты.

-если в ранней любовной лирике герой счастлив , то в последующих стихотворениях настроение грусти, печали, безысходности, поиска смысла жизни.

Что у нас получилось, а что хотелось бы исправить или уточнить?

Необыкновенно богата поэзия Есенина. Но как интересна любовная лирика поэта! И мы убедились в этом ещё больше! Сергей Александрович любил, влюблялся. Такова творческая натура. Но любовь всегда даёт силы, энергию. Мы сами можем творить своё счастье. И вы творите своё счастье сами!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск