Скачать 0.94 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки бакалавра 050700.62 «Педагогика» Профиль «Начальное образование» Красноярск 2013 УМКД составлен доцентом кафедры Дмитриевой Н.Ю. Обсужден на заседании кафедры музыкально-художественного образования «__»__20 г. Заведующий кафедрой К.п.н., доцент Л.А. Маковец Одобрено научно-методическим советом «___»____________20 г. Председатель НМСС Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе» с другими дисциплинами направления подготовки бакалавра 050700.62 «Педагогика» Профиль «Начальное образование» на 2012/ 2013 учебный год
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год. В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. Был изменен титульный лист (т.к. в сентябре 2011 г. изменилось название Министерства) 2. В октябре 2012 г. был доработан и изменен список литературы по дисциплине «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе». Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры музыкально-художественного образования "___"___ 20___г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой: Л.А.Маковец Декан "_____"___________ 20__г Оглавление 1. Пояснительная записка стр. 6 2. Рабочая программа дисциплины стр. 7 2.1. Введение стр. 8 2.2. Содержание теоретического курса дисциплины стр. 11 2.3. Тематический план стр. 28 2.4. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины- стр. 29 2.5. Карта литературного обеспечения стр. 32 2.6. Технологическая карта рейтинга стр.40 3. Методические рекомендации для студентов стр. 42 4. Банк контрольных заданий и вопросов стр. 43 5. Вопросы к зачёту стр. 43 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе» по направлению подготовки бакалавра 050700.62 «Педагогика, профиль «Начальное образование» состоит из следующих элементов: 1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы. 2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе». 3. Банка контрольных заданий по дисциплине «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе», представленными различными заданиями, которые позволяют углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала. 4. Вопросов к зачётам и экзаменам, которые являются контролем освоения студентом компетенции в теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе. 5. Тематики контрольных работ, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе проверяет освоение вопросов, рекомендованных для самостоятельного изучения студентом. Данная дисциплина ведётся у студентов очной формы обучения. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе» читается в 6,7 и 8 семестрах. Для освоения курса студенты используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла. Освоение дисциплины «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе» является необходимой основой для прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации. Цель дисциплины: теоретическая и практическая профессиональная подготовка студентов к преподаванию предметов художественно-эстетического цикла в общеобразовательных учреждениях. Задачи курса: - раскрыть закономерности развития художественно-эстетического образования; общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественно-эстетическом образовании; - проследить становление системы художественно-эстетического образования в связи с развитием мирового искусства; - изучить возрастные особенности школьников, обуславливающие специфику работы учителя на уроках ИЗО, художественного труда и музыки; -усвоить современные приемы, методы и организационные формы учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству и музыки в школе; -овладеть спецификой современного понимания урока ИЗО и музыки как единства когнитивного, практического и отношенческого компонента; -актуализировать роль художника-музыканта-педагога и в духовно-нравственном становлении личности учащегося; -углубить теоретическую и практическую подготовку художника-музыканта-педагога. Учебный курс предполагает изучение истории художественного образования разных стран и эпох; освоение мирового опыта выдающихся художников-педагогов и музыкантов-педагогов; ознакомление с передовым опытом современных творчески работающих учителей, расширение психолого-педагогических знаний и умений и использование их в учебном процессе преподавания ИЗО и музыки; моделирование инновационных форм и методов приобщения учащихся к художественной культуре разных народов; расширение и углубление содержания, методики и организации учебно-воспитательного процесса в области ИЗО и музыки; получение знаний о новейших достижениях в художественно-эстетическом образовании; освоение новых технологий и передового педагогического опыта в сфере художественного образования; повышение своей профессиональной компетентности Требования к уровню освоения содержания курса. Студент должен: знать:
уметь:
владеть:
В результате освоения курса студент должен обладать следующими компетенциями: ОК
ОПК
ПК
Содержание курса дисциплины Содержание разделов дисциплины Модуль 1 «Основные направления развития художественно-эстетического образования в условиях модернизации современной школы» Лекции: Тема 1. Концепция художественного образования в условиях модернизации и реформирования российского образования. Образовательная область «Искусство» в современной школе, проблемы и преимущества «Концепция художественного образования в Российской Федерации». 2002 год. Цели и задачи художественного образования на современном этапе. Содержание образования в области изобразительного искусства. Непрерывность художественного образования. Методика преподавания изобразительного искусства. Формы обучения. Виды обучения. Образовательная область «Искусство» в современной школе. Общечеловеческое, национальное и индивидуальное в преподавании изобразительного искусства. Тема 2. Характеристика содержания предмета ИЗО в начальной, основной и старшей школе Целевые направления преподавания ИЗО в начальной, основной и старшей школе: Начальная школа - Почувствовать искусство (воспитание эмоциональной отзывчивости детей как введение в культуру чувств). Основная школа - Узнать искусство (Формирование первых основ художественной культуры подростков). Старшая школа - Осмыслить искусство(оформление духовно-нравственной и эстетической культуры юношества). Две основные формы образовательной области "Искусство" - творческая деятельности учащихся (в разных видах искусства) и художественное восприятие (произведений разных видов искусства). Содержание художественно-эстетического образования в контексте основных эстетических категорий – прекрасного и безобразного, трагического и комического, возвышенного и низменного. Тема 3. Методы и приемы обучения ИЗО в школе. Понятия. Подходы к классификации методов обучения 1 час Общеобразовательные, воспитательные, развивающие задачи изобразительного искусства, как учебного предмета. Связь обучения изобразительному искусству с другими предметами и развитие творческих способностей у учащихся. Метод обучения изобразительному искусству как система действий педагога, направленная на организацию процессов восприятия, переживания темы, работы воображения по созданию образа будущего рисунка, а также на организацию процесса изображения у детей. Связь методов обучения изобразительному искусству с конкретными разделами содержания художественного образования. Понятие приема обучения. Классификация методов обучения по источнику получения знаний – словесные, наглядные, практические. Классификация по характеру познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения изучаемого материала: информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), репродуктивный, проблемное изложение ("метод творческих заданий"), частично-поисковый ("метод совместного творчества"), исследовательский ("метод самостоятельного художественного творчества") . Факторы выбора метода или системы обучающих методов и приемов: цель и задачи данного урока, специфика вида деятельности, возрастные особенности детей, уровень подготовленности конкретного класса или группы детей, понимание учителем цели художественного образования, его содержания и задач, уровень педагогического мастерства и личностные качества учителя. Тема 4. Программы по предмету изобразительное искусство :Кузин, Неменский, Шпикалова Проблема создания авторской программы. Требования к авторской программе 1 час Сравнительный анализ концепции и задач, принципов, заложенных в основу программ, основных видов деятельности и учебно-методического обеспечения. Отличие по соотношениям практического обучения художественно-творческой деятельности и знакомству детей с различными теоретическими аспектами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.). Недопустимость преподавания предмета «Изобразительное искусство» на основе учебно-тематического плана, составленного из фрагментов различных программ или заданий. Сохранение целостной концепции преподавания, обеспечение системности освоения содержания образования по предмету. Создание вариативной авторской программы, критерии ее содержания. Требования к вариативной авторской программе по структуре, направленности, содержанию. Критерии, которым должна отвечать авторская программа: Научность, Доступность, Разработанность учебно-методического аппарата. Структурные элементы : Титульный лист, Пояснительная записка, Учебно-тематический план, Содержание изучаемого курса, Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы, Список литературы. Тема 5. Учитель ИЗО как организатор и руководитель учебно-воспитательного процесса. Профессионально значимые качества личности учителя, его компетентность. 1 час Понятие «эстетическая педагогическая культура». Что значит быть художником-педагогом нового типа. Актуальность компетентности специалиста. Учитель ИЗО как гражданин, пример для воспитанников, активный членом общества. Профессиональная компетентность учителя - совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности учителя ИЗО –развитие творческой индивидуальности, постоянный творческий процесс, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Тема 6. Государственные образовательные стандарты общего образования и предметы искусства 1 час Составные части содержания образования: Знание – это сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные понятия и теоретические обобщения; Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов контроля и приемов регулирования; Умения – владение способами применения усваиваемых знаний на практике. Умение включает в себя знания и навыки. Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности. Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений. История сложения стандартов в обучении. Основные принципы формирования современных стандартов обучения ИЗО, их цели и задачи |