Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации04.05.2014
Размер0.94 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Направление подготовки бакалавра 050700.62 «Педагогика»

Профиль «Начальное образование»


Красноярск 2013

УМКД составлен доцентом кафедры Дмитриевой Н.Ю.

Обсужден на заседании кафедры

музыкально-художественного образования

«__»__20 г.
Заведующий кафедрой

К.п.н., доцент Л.А. Маковец
Одобрено научно-методическим советом

«___»____________20 г.
Председатель НМСС


Протокол согласования рабочей программы дисциплины

«Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе»

с другими дисциплинами направления подготовки бакалавра 050700.62 «Педагогика»

Профиль «Начальное образование»

на 2012/ 2013 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в дидактических единицах, временной последовательности изучения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

История изобразительного искусства

МХО







Педагогика

ПиПНО







Психология

ПиПНО







ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год.
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. Был изменен титульный лист (т.к. в сентябре 2011 г. изменилось название Министерства)

2. В октябре 2012 г. был доработан и изменен список литературы по дисциплине «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе».
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

музыкально-художественного образования "___"___ 20___г.

Внесенные изменения утверждаю:

Заведующий кафедрой: Л.А.Маковец


Декан

"_____"___________ 20__г
Оглавление
1. Пояснительная записка стр. 6

2. Рабочая программа дисциплины стр. 7

2.1. Введение стр. 8

2.2. Содержание теоретического курса дисциплины стр. 11

2.3. Тематический план стр. 28

2.4. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины- стр. 29

2.5. Карта литературного обеспечения стр. 32

2.6. Технологическая карта рейтинга стр.40

3. Методические рекомендации для студентов стр. 42

4. Банк контрольных заданий и вопросов стр. 43

5. Вопросы к зачёту стр. 43
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе» по направлению подготовки бакалавра 050700.62 «Педагогика, профиль «Начальное образование» состоит из следующих элементов:

1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе».

3. Банка контрольных заданий по дисциплине «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе», представленными различными заданиями, которые позволяют углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

4. Вопросов к зачётам и экзаменам, которые являются контролем освоения студентом компетенции в теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе.

5. Тематики контрольных работ, которая отражает наиболее актуальные и

значимые проблемы теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе проверяет освоение вопросов, рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.
Данная дисциплина ведётся у студентов очной формы обучения.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе» читается в 6,7 и 8 семестрах. Для освоения курса студенты используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Освоение дисциплины «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе» является необходимой основой для прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.
Цель дисциплины: теоретическая и практическая профессиональная подготовка студентов к преподаванию предметов художественно-эстетического цикла в общеобразовательных учреждениях.

Задачи курса:

- раскрыть закономерности развития художественно-эстетического образования; общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественно-эстетическом образовании;

- проследить становление системы художественно-эстетического образования в связи с развитием мирового искусства;

- изучить возрастные особенности школьников, обуславливающие специфику работы учителя на уроках ИЗО, художественного труда и музыки;

-усвоить современные приемы, методы и организационные формы учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству и музыки в школе;

-овладеть спецификой современного понимания урока ИЗО и музыки как единства когнитивного, практического и отношенческого компонента;

-актуализировать роль художника-музыканта-педагога и в духовно-нравственном становлении личности учащегося;

-углубить теоретическую и практическую подготовку художника-музыканта-педагога.
Учебный курс предполагает изучение истории художественного образования разных стран и эпох; освоение мирового опыта выдающихся художников-педагогов и музыкантов-педагогов; ознакомление с передовым опытом современных творчески работающих учителей, расширение психолого-педагогических знаний и умений и использование их в учебном процессе преподавания ИЗО и музыки; моделирование инновационных форм и методов приобщения учащихся к художественной культуре разных народов; расширение и углубление содержания, методики и организации учебно-воспитательного процесса в области ИЗО и музыки; получение знаний о новейших достижениях в художественно-эстетическом образовании; освоение новых технологий и передового педагогического опыта в сфере художественного образования; повышение своей профессиональной компетентности

Требования к уровню освоения содержания курса. Студент должен:

знать:

  1. ценностные основы профессиональной деятельности в сфере художественного образования;

  2. сущность и структуру художественных образовательных процессов;

  3. особенности реализации художественного педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

  4. теории и технологии обучения изобразительному искусству;

  5. содержание преподаваемого предмета;

  6. основы методики преподавания изобразительного искусства;

уметь:

  1. учитывать в педагогическом взаимодействии возрастные, психологические, социальные особенности учащихся;

  2. проектировать образовательный процесс в области ИЗО и музыки с использованием современных технологий;

  3. осуществлять педагогический процесс в области ИЗО и музыки в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

владеть:

  1. способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

  2. способами проектной, исследовательской и инновационной деятельности в художественном образовании.


В результате освоения курса студент должен обладать следующими компетенциями:

ОК

  • ОК–1− владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

  • ОК-2− способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

  • ОК -3− способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

  • ОК-6− умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • ОК-8 − владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

  • ОК-14− готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

ОПК

  • ОПК- 1− осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

  • ОПК-2− способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

  • ОПК-3− владеет основами речевой профессиональной культуры;

  • ОПК-6− способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

  • ОПК-8 - способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

  • ОПК- 9 - способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития;

ПК

  • ПК-1− способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

  • ПК-2− готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

  • ПК-4− способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

  • ПК- 8− умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

  • ПК-12- готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности.



Содержание курса дисциплины
Содержание разделов дисциплины
Модуль 1

«Основные направления развития художественно-эстетического образования в условиях модернизации современной школы»

Лекции:

Тема 1. Концепция художественного образования в условиях модернизации и реформирования российского образования. Образовательная область «Искусство» в современной школе, проблемы и преимущества

«Концепция художественного образования в Российской Федерации». 2002 год. Цели и задачи художественного образования на современном этапе. Содержание образования в области изобразительного искусства. Непрерывность художественного образования. Методика преподавания изобразительного искусства. Формы обучения. Виды обучения. Образовательная область «Искусство» в современной школе. Общечеловеческое, национальное и индивидуальное в преподавании изобразительного искусства.
Тема 2. Характеристика содержания предмета ИЗО в начальной, основной и старшей школе

Целевые направления преподавания ИЗО в начальной, основной и старшей школе: Начальная школа - Почувствовать искусство (воспитание эмоциональной отзывчивости детей как введение в культуру чувств). Основная школа - Узнать искусство (Формирование первых основ художественной культуры подростков). Старшая школа - Осмыслить искусство(оформление духовно-нравственной и эстетической культуры юношества). Две основные формы образовательной области "Искусство" - творческая деятельности учащихся (в разных видах искусства) и художественное восприятие (произведений разных видов искусства). Содержание художественно-эстетического образования в контексте основных эстетических категорий – прекрасного и безобразного, трагического и комического, возвышенного и низменного.

Тема 3. Методы и приемы обучения ИЗО в школе. Понятия. Подходы к классификации методов обучения 1 час

Общеобразовательные, воспитательные, развивающие задачи изобразительного искусства, как учебного предмета. Связь обучения изобразительному искусству с другими предметами и развитие творческих способностей у учащихся. Метод обучения изобразительному искусству как система действий педагога, направленная на организацию процессов восприятия, переживания темы, работы воображения по созданию образа будущего рисунка, а также на организацию процесса изображения у детей. Связь методов обучения изобразительному искусству с конкретными разделами содержания художественного образования. Понятие приема обучения.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний – словесные, наглядные, практические. Классификация по характеру познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения изучаемого материала: информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), репродуктивный, проблемное изложение ("метод творческих заданий"), частично-поисковый ("метод совместного творчества"), исследовательский ("метод самостоятельного художественного творчества") .

Факторы выбора метода или системы обучающих методов и приемов: цель и задачи данного урока, специфика вида деятельности, возрастные особенности детей, уровень подготовленности конкретного класса или группы детей, понимание учителем цели художественного образования, его содержания и задач, уровень педагогического мастерства и личностные качества учителя.
Тема 4. Программы по предмету изобразительное искусство :Кузин, Неменский, Шпикалова Проблема создания авторской программы. Требования к авторской программе 1 час

Сравнительный анализ концепции и задач, принципов, заложенных в основу программ, основных видов деятельности и учебно-методического обеспечения. Отличие по соотношениям практического обучения художественно-творческой деятельности и знакомству детей с различными теоретическими аспектами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.). Недопустимость преподавания предмета «Изобразительное искусство» на основе учебно-тематического плана, составленного из фрагментов различных программ или заданий. Сохранение целостной концепции преподавания, обеспечение системности освоения содержания образования по предмету.

Создание вариативной авторской программы, критерии ее содержания. Требования к вариативной авторской программе по структуре, направленности, содержанию. Критерии, которым должна отвечать авторская программа: Научность, Доступность, Разработанность учебно-методического аппарата. Структурные элементы : Титульный лист, Пояснительная записка, Учебно-тематический план, Содержание изучаемого курса, Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы, Список литературы.
Тема 5. Учитель ИЗО как организатор и руководитель учебно-воспитательного процесса. Профессионально значимые качества личности учителя, его компетентность. 1 час
Понятие «эстетическая педагогическая культура». Что значит быть художником-педагогом нового типа. Актуальность компетентности специалиста. Учитель ИЗО как гражданин, пример для воспитанников, активный членом общества. Профессиональная компетентность учителя - совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности учителя ИЗО –развитие творческой индивидуальности, постоянный творческий процесс, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

  • Предметная компетентность. Знание предмета и увлеченность предметом

  • Психологическая компетентность Знание психологии как предмета

  • Педагогическая компетентность Способность и желание работать с детьми. Умение увлечь детей

  • Методическая компетентность Серьезная глубокая работа над методическим оснащением учебно-воспитательного процесса

  • Готовность к инновациям. Авторские и/или рабочие (модифицированные) учебные программы. Наличие авторской педагогической концепции

  • Общекультурная и эмоционально-нравственная компетентность

  • Готовность к творческой и исследовательской (экспериментальной) работе

  • Трудовая дисциплина

  • Активная жизненная позиция (инициативность, небезразличие, заинтересованное отношение к происходящему)

  • Педагогическая этика (способность избегать конфликтов, доброта, внимание)

  • Стремление к расширению кругозора


Тема 6. Государственные образовательные стандарты общего образования и предметы искусства 1 час

Составные части содержания образования: Знание – это сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные понятия и теоретические обобщения; Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов контроля и приемов регулирования; Умения – владение способами применения усваиваемых знаний на практике. Умение включает в себя знания и навыки. Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности. Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.

История сложения стандартов в обучении. Основные принципы формирования современных стандартов обучения ИЗО, их цели и задачи
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск