Урок литературного чтения в 3 классе
Учитель начальных классов Матюшина О.Н.
Тема урока: В.Драгунский «Тайное становится явным».
Цели урока: познакомить с биографией и творчеством талантливого детского писателя В.Драгунского; познакомить детей с идейным смыслом рассказа «Тайное становится явным»; произвести анализ данного произведения.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить детей с биографией и творчеством В.Драгунского; с рассказом «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т. е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; формировать умение логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.
Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность; развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.
Воспитательные: воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки; воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками; воспитание критического мышления.
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, выставка книг В.Драгунского, портрет писателя; на доске написана скороговорка (Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно).
Ход урока.
Оргмомент. Приветствие.
Каждый день всегда везде,
На занятиях в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II.Работа с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным». 1. Работа с текстом до чтения.
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова М. Сервантеса. Про- читайте их:
«Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».
Как вы это понимаете? (О правде всегда узнают.)
Прочитайте заглавие рассказа В. Драгунского (с. 125). Как понимаете слово «явным»? Подберите синонимы. (Известным, всем доступным.)
Какой пословицей можно озаглавить текст? (Шила в мешке не утаишь.)
Как вы понимаете заглавие? Прочитайте 1-й абзац, сравните ваш ответ с авторским. Прочитайте тему урока. Что можете предположить?
Рассмотрите иллюстрацию на с. 125.
Что необычного увидели?
Что можете предположить, если узнаете, что предложение, по которому мы составляли рассказ, взято из текста рассказа «Тайное становится явным»?
2. Работа с текстом во время чтения.
А) Первичное чтение рассказа (про себя).
Б) Выявление первичного восприятия.
— Какой фрагмент рассказа вам показался самым веселым; неожи данным?
Почему было смешно?
Прочитайте план в тетради (с. 50, задание 1).
О «Видеть не могу манную кашу!»
О «Вы выливаете разную гадость за окно!»
О «Ты должен съесть все до конца!»
О «Ты это запомнил на всю жизнь?»
О «А я остался с кашей наедине».
— Какой это план? (Цитатный.)
- Последовательно ли он составлен? Определите последовательность. (Вписываем в кружки соответству- ющие цифры: 1, 4, 2, 5, 3.)
В) Повторное чтение рассказа вслух по частям, соответствующим плану. Беседа после чтения каждой части.
После 1-й части:
— Что узнаем о Дениске? (Задумывался над непонятным, имел хорошие привычки.)
- Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо? После 2-й части:
— «Вылитый Кощей» — в каких произведениях Драгунского мы встречали эти слова?
— Зачем мама заставляла сына есть кашу? (Заботилась о сыне.) После 3-й части:
— Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады, безысходности и т.д.)
Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?
Какие чувства испытала мама, увидев пустую тарелку сына? Как надо прочитать ее слова?
После 4-й части:
Подберите синонимы к слову клеветать.
Какого человека называют интеллигентным? (Культурного, обра- зованного, воспитанного.)
Постарайтесь при чтении передать недоумение мамы, интонацию милиционера.
— Автор пишет «язвительно рассмеялся милиционер». Как это язвительно? (Злобно, насмешливо.)
Как изменилось настроение у Дениски?
Мы смеемся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его шляпе, брюках. А что он при этом чувствует?
Хорошо ли Дениска знал свою маму? Какие слова это доказывают?
Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется ее настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына.)
После 5-й части:
- Почему мама «смотрела долго-долго» на сына? (Хотела понять, что чувствует Дениска.)
Г) Обобщающая беседа:
- Какой же Дениска? (Веселый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину.)
- Как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?
- Какая проблема волнует автора? (Взаимопонимание детей и родителей, воспитание детей.) Почему мама не наказала Дениску?
- Была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок? Расскажите о ней.
- К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу?
Игра не доводит до добра. Кашу свари, да еще и в рот положи. Кроткое слово гнев побеждает. Сначала думай, а потом делай.
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение рассказа.
Разделить текст на три части, озаглавить их своими словами (задание 2 в тетради, с. 50).
Выполнить задание 3 в тетради, с. 50.
|