Скачать 62.06 Kb.
|
Урок 4. Особенности морали Цели: Формирование ценностно-смысловых установок на воспитание нравственных ценностей у младших школьников через расширение представлений об особенностях морали, как особом виде духовной культуры. Задачи: личностные - формирование учебно-познавательного интереса к вопросам об особенностях морали метапредметные - развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; - развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах предметные - познакомить учащихся с основными понятиями особенностями морали - уточнить смысл понятий «моральные правила» и «нормы»; - создать целостное представление о том, что все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание. Тип урока: комбинированный Оборудование к уроку:
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – с 10-11. 2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 239 с. Виды деятельности:
Основные термины и понятия:
Ход урока:
Здравствуйте, я рад(а) снова Вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга, но придумаем разные формы приветствия, не повторяя друг друга.
Кому ты рассказывал о культуре и морали? Что особенно заинтересовало собеседника в твоем рассказе? Какие твои вопросы вызвали у собеседника затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?
4.1.Знакомство с эпиграфом урока (слайд 2) В тех краях, где кошельком Мерят всё на свете, Правда ходит босиком, Катит ложь в карете. Ложь всегда опередит Истину немножко. Но не бойтесь: победит Правда-босоножка. (С.Я. Маршак.) Вопрос: О чём идёт речь в этом стихотворении? 4.2. Притча о правде и лжи. (Слайд 3) Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать? - Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться. - Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня. - А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идёт. - Нет, - говорит, - в этих местах волков. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое. Второй про деда рассказал, а дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила. Вопрос: Чему учит эта притча? (Предполагаемые ответы: - говорить правду; - одна ложь рождает вторую; - за правду ругают меньше, чем за ложь…) 4.3. Даосская притча (звучит в записи). Учитель заранее делает запись Однажды Мудрая Свинья задумалась о вопросах морали и, немного подумав, сказала вслух следующее: — У каждого племени, клана и даже семьи, если на её подворье живут хотя бы три курицы, своя мораль. Одни считают достойным воина убить врага исподтишка, а другие — одолеть в рыцарском поединке. Одни убивают, чтобы облегчить мучения, другие сохраняют жизнь страдающему калеке. Перечисление сих противоречий можно продолжать до бесконечности, но главное, что следует из всего этого, — если в глазах кого-то хочешь казаться человеком, следующим законам морали, поступай в соответствии с его взглядами.Высказав всё это, гордая Свинья удалилась к своей кормушке проверить, не осталось ли что-нибудь от вчерашнего ужина. Вопрос: Ребята, как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (предполагаемые ответы: - мы будем говорить о правде и лжи, - добре и зле; - культурном поведении; - морали) 4.4. Слайд 5 (мораль). Ученики записывают тему (слайд № 6) урока в тетрадь. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Вспомните, что такое мораль, как соотносятся понятия морали и культуры. Обратитесь к записям в тетради. Задание: выписать из учебника основные особенности морали как вида духовно-практической культуры. 5.Физкультминутка (слайд №7) Давай с тобой попрыгаем И ножками подвигаем. Раз прыжок и два прыжок, Поактивнее, дружоку (Прыжки на месте.) Всё, закончилась зapядк a - Мы пройдёмся для порядка. (Ходьба на месте.)
Вопрос: Ребята, почему мальчик помогает перейти улицу старушке? (ответы детей) Вывод учителя о том, что мальчик не ждёт поощрения, а поступает так из собсвенных побуждений. Ему просто стало жаль бабушку.
Работа в группах: Составить рассказ по рисунку, придумав повод для драки. (Прослушать предполагаемые ответы и сделать вывод)
Какой дорогой мы пойдём? (ответы детей) Каким главным правилом будем пользоваться, передвигаясь по дороге жизни? (ответы детей) Почему эта дорога называется «нравственность»? (ответы детей)
Идею урока принимаю полностью - С идеей урока скорее согласен, но сомнения остались - Отношение скорее отрицательное, но попробовать можно -
|