Скачать 386.33 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНСТИТУТ МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ Кафедра спортивного и эстрадного танцев Учебно-методический комплекс Дисциплина: Сценический дуэтный танец Цикл: СДВ.01. Специальность: 071301.65 «Народное художественное творчество» Квалификация выпускника – «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Составитель: Овчинников А.В преподаватель кафедры спортивного и эстрадного танцев Тюмень 2010 СОДЕРЖАНИЕ Раздел I. Рабочая программа дисциплины 3
Раздел II. Дидактические материалы 19 2.1 Тесты для контроля остаточных знаний 19 Раздел III. Методические рекомендации 24 3.1 Методические рекомендации для преподавателей 24 3.2 Методические рекомендации для студентов 24 3.3 Методическое обеспечение дисциплины 24 3.4Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины . 25 Раздел I. Рабочая программа дисциплины 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа по дисциплине: «Сценический дуэтный танец», цикла СДВ.01. составлена в соответствии требованиями к структуре и содержанию учебно-методического комплекса Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий. Материал рабочей программы «Сценический дуэтный танец» составлен с учетом специфики подготовки руководителей хореографических коллективов, преподавателей спортивных и эстрадных танцев. Необходимость знаний, заложенных в программе данной дисциплины, подтверждена практикой работы руководителей коллективов в различных учреждениях культуры и дополнительного образования. Цель дисциплины: Цель дисциплины «Сценический дуэтный танец» - способствовать подготовке квалифицированных специалистов-хореографов для работы в сфере хореографического искусства. Овладение основами сценического дуэтного танца и методикой его преподавания для дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в педагогической, постановочной и репетиционной деятельности. Дисциплина рассчитана на 4 семестра и включает в себя теоретические и практические занятия. Задачи дисциплины:
Предмет диисциплины: Предметом изучения является техника исполнения поддержки в танцевальном дуэте. 1.2. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников Сценический дуэтный танец — одна из дисциплин, изучаемых в системе профессионального хореографического образования. Является дисциплиной по выбору, предназначенной для студентов 3 - 4 - 5 курсов, обучающихся по специальности 071301.65 «Народное художественное творчество» и квалификации: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» и ведется в течение четырех семестров. Данная дисциплина реализуется в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами блока специальных и общепрофессиональных дисциплин и, прежде всего с учебным курсом «Классического танца». Дисциплина организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, что способствует профессиональному становлению будущего специалиста в области хореографического искусства, педагога-хореографа. 1.3. Требования к уровню подготовки студента В ходе изучения дисциплины «Сценического дуэтного танца» студенты должны: - приобрести навыки сценического общения с партнером; -укрепить знания техники исполнения элементов классического дуэтного танца (как необходимой базы для освоения всего курса); -изучить приемы поддержки в связи с историческими этапами развития классического дуэтного и сценического дуэтного танца. -освоить методику репетиционной работы над дуэтным танцем (методически грамотно объяснить технику исполнения различных поддержек, в зависимости от выбранного характера и темпа музыкального материала); -приобрести навыки практического применения основных законов композиционного построения дуэта, изучаемых на материале образцов классического наследия и современного репертуара балетного театра, а также самостоятельно сочиненных учебных комбинаций, этюдов, па-де-де, дуэтов; Предлагаемый студентам учебный теоретический и практический материал предусматривает изучение дуэтного танца в его подлинном характере исполнения, как из репертуара балетных театров, так и трупп современной хореографии с целью выработки у учащихся творческого подхода к проведению уроков и созданию танцевальных композиций. 1.4. Распределение учебных часов на освоение основных разделов рабочей программы В учебном плане кафедры спортивного и эстрадного танцев Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий на изучение дисциплины «Сценический дуэтный танец» предусмотрено 230 часов.
1.5. Тематический план изучения дисциплины
1.6. Содержание дисциплины Учебный материал программы «Сценический дуэтный танец» состоит из теоретического и практического раздела. I. Исторический материал. II. Изучение техники классического и сценического дуэтного танца, а также особенностей композиционного построения дуэта. III. Изучение дуэтов классического наследия и современного репертуара. Репетиционная работа над ними. IV. Создание (самостоятельное сочинение, постановочная и репетиционная работа) авторских работ студентов: - в 7 семестре - учебных этюдов; - в 8 семестре - хореографических номеров – дуэтов на основе классического танца, па-де-де; - в 9 семестре - дуэтов на основе пластической композиции, с использованием современных форм и приемов поддержки; III курс. Первый год обучения.
Хороводы, бытовые и народные танцы. От придворных танцев и танцев бродячих трупп к профессиональному балету. Систематизация танцевальных положений и движений. Влияние различных школ на формирование русского балетного театра. Значение музыкально-хореографической реформы П.И. Чайковского и М.И. Петипа. Развитие школы классического и его симфонизация. М.М. Фокин, А.А. Горский, Ф.В. Лопухов, К.Я. Голейзовский – новые формы хореографии. Н.Н. Серебренников – основоположник методики классического дуэтного танца. 1.1 Этапы развития классического дуэтного танца. Становление классического дуэтного танца. Дуэт как элемент, не существующий в самостоятельном виде, не выделяющийся в структуре балетного спектакля. Формирование классического дуэтного танца. Дуэт как второстепенный, иллюстративный элемент балетного спектакля. Формирование дуэта в качестве структурной единицы балетного спектакля (pas de deux). Дуэт как элемент, потенциально способный нести смысловую нагрузку в балетном спектакле. Критерии развития классического дуэтного танца: - роль и значение дуэта в спектакле; - формирование дуэта как самостоятельного элемента.
Закономерности и тенденции развития техники классического дуэтного танца, связанные с общим ходом развития балета: - тенденции развития техники и и смысловой нагрузки классического дуэтного танца под влиянием романтизма; - тенденции развития техники классического танца за счет обеднения содержательности балетного спектакля; - развитие техники классического дуэтного танца в направлении наиболее полного овладения пространства сцены. Специфическое развитие техники, присущее только дуэтному танцу: - подъема партнерши до уровня груди, на уровень груди и плеч, над головой партнера; - усложнение техники партерной поддержки.
Отражение доминирующей роли женского (или мужского) танца на строении и смысловом значении дуэта в контексте спектакля. Дуэт – самостоятельная хореографическая форма. Дуэт – узел взаимоотношений героев. Музыкально-хореографический тематизм героев. Дуэт «согласия» и «несогласия». Драматургический конфликт и место в нем поддержки. Особенности композиции классического дуэтного и сценического дуэтного танца. Понятие композиции. Сюжетная композиция как структурная единица композиции классического и сценического дуэтного танца. Составные элементы сюжетной композиции. Цели и задачи построения. Практическое применение. 4. Общая методика организации проведения занятий сценического дуэтного танца. Основные требования. Цели и задачи. Понятия. Терминология. Подбор музыкального материала и работа с концертмейстером: импровизационный и нотный материал; подбор музыкального материала по его метрическим, ритмическим, эстетическим и эмоциональным признакам; соответствие характера музыки движениям, поддержкам, образному содержанию. Принцип создания и построения учебных примеров: смысловое содержание; композиционное построение; объяснение приемов поддержки; исправление неверно выполненных приемов; предупреждение характерных ошибок; методический разбор и анализ. 5. Изучение техники классического дуэтного танца (по программе 1-го года обучения). Изучение партерных поддержек. I. Поддержка двумя руками за талию партнерши.
II. Поддержка партнерши двумя руками за обе руки (за кисти или за запястья).
Во всех больших позах классического танца в статичных положениях. Изучение приемов воздушной поддержки. I. Поддержка партнерши двумя руками за талию.
6. Изучение дуэтов классического репертуара. Подбор изучаемых дуэтов в связи с их художественной ценностью, по степени трудности – в соответствии с учебной задачей курса. Определение характера, стиля, композиционного построения, смысловой и эмоциональной задачи дуэта. Методический разбор. Использование определенных приемов поддержки. 7. Анализ проведения репетиционной работы с исполнителями над дуэтами классического репертуара. Музыкальный материал. Смысловая и эмоциональная задача. Показ хореографического материала. Объяснение приемов поддержки. Гармония поз. Отработка исполняемого хореографического материала. IV курс. Второй год обучения. 8. Взаимосвязь развития технического и смыслового (содержательного) аспектов дуэта; историческая перспектива их органического слияния. Принципиальное различие па-де-де и дуэта. Исторический аспект возникновения, формирования и развития па-де-де и дуэта. Структура па-де-де и дуэта. 9. Изучение приемов поддержки (по программе 2-го года обучения). Изучение партерных поддержек. I. Поддержка двумя руками за талию партнерши.
II. Поддержка партнерши двумя руками за обе руки (за кисти или за запястья).
III. Поддержка партнерши одной рукой.
Изучение приемов воздушной поддержки. Прыжки классического танца изучаются с поддержкой двумя руками за обе руки, за одну руку и комбинированными приемами, т.е. одной рукой за руку, другой за талию и т.п. Все большие прыжки классического танца изучаются с поддержкой ученицы двумя руками за талию на высоту поднятых вверх рук ученика.
I. Прыжки на руки ученика с завершением в позе «рыбка».
II. Прыжки до уровня груди и плеч ученика
III. Подъемы ученицы с фиксированием поз на груди или плече ученика
10. Хореографическая форма па-де-де. 11. Изучение и методический разбор адажио из па-де-де классического репертуара. Подбор изучаемых дуэтов в связи с их художественной ценностью, по степени трудности – в соответствии с учебной задачей курса. Определение характера, стиля, композиционного построения, смысловой и эмоциональной задачи дуэта. Разбор музыкального материала. Методический разбор. Использование определенных приемов поддержки. 12. Анализ проведения репетиционной работы с исполнителями над адажио из па-де-де классического репертуара. Музыкальный материал. Смысловая и эмоциональная задача. Показ хореографического материала. Объяснение приемов поддержки. Гармония поз. Отработка исполняемого хореографического материала. 13. Сочинение учебных этюдов. Этюд на основе проученных технических приемов классического дуэтного танца (по программе 2-го года обучения). Соотношение музыкального материала, подбора, организации и показа хореографического материала. 14. Сочинение па-де-де. Музыкально-хореографический тематизм в характеристиках героев. Стилистические особенности хореографии, их единство в антре, адажио, вариациях и коде. Действенность па-де-де. 15. Сочинение учебных этюдов. Этюд на основе проученных технических приемов сценического дуэтного танца (по программе 2-го года обучения). Соотношение музыкального материала, подбора, организации и показа хореографического материала. Музыкальный материал. Смысловая и эмоциональная задача на основе сюжетной композиции дуэта «согласия» или «несогласия»; подбор, организация и показ хореографического материала. 16. Просмотр и методический разбор авторских работ студентов выполненных на основе проученных технических приемов сценического и классического дуэтного танца. Анализ учебных примеров, па-де-де. Их композиционное построение. Техника исполнения приемов поддержек. V курс. Третий год обучения. 17. Развитие акробатической поддержки. Историческая обусловленность появления акробатической поддержки в балете и на эстраде. Период формирования и развития. Использование акробатической поддержки как средства выразительности. Тенденции в развитии классического дуэтного танца в период 1930-1940-х годов. Психологизация дуэта. Придание индивидуальных черт пластических характеристик каждому образу. Использование акробатических поддержек и спортивных элементов. Примеры творчества балетмейстеров. 18. Техника дуэтного танца как средство раскрытия образа. Техника – не самоцель, а средство раскрытия образа. Выразительность и эмоциональность в сочетании с внутренней и внешней техникой. Примеры творчества балетмейстеров. 19. Изучение приемов поддержки (по программе 3-го года обучения). Приемы воздушной поддержки. I. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз на плече ученика.
II. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз на двух поднятых вверх руках ученика.
III. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз на одной поднятой вверх руке.
IV. Броски ученицы из поз, зафиксированных на одной или двух поднятых вверх руках, с завершением в позе «рыбка» (без поворота и с поворотом в воздухе).
Партерная.
Воздушная. (по принципу контакта с корпусом)
- спиной к спине; - лицом к лицу; - сидит на партнере (на его бедре, на его коленях). 2. Партнерша держится за партнера: - руками; - ногами; - «обвивается» вокруг партнера. 3. Поддержки, в которых нет никакого контакта с корпусом партнера, партнер поддерживает партнершу в воздухе на двух или одной руке, силовым или темповым приемом поддержки: - двумя или одной рукой за талию; - двумя или одной рукой за две или одну ногу; - комбинированными приемами. 20. Особенности современного дуэта. Тенденции: экспрессивность, ситуативность, неформальный подбор элементов. Композиционное построение. Художественная условность и обобщенность образов. Пластика. Пластическая композиция. Пластическая композиция как структурная единица композиции сценического дуэтного танца. Составные элементы пластической композиции. Цели и задачи построения. Практическое применение. 21. Изучение и анализ дуэтов современного репертуара. Подбор изучаемых дуэтов в связи с их художественной ценностью, по степени трудности – в соответствии с учебной задачей курса. Определение характера, стиля, композиционного построения, смысловой и эмоциональной задачи дуэта. Разбор музыкального материала. Методический разбор. Объяснение новых приемов поддержки. Отработка исполняемого хореографического материала. 22. Методика и анализ проведения репетиционной работы с исполнителями над дуэтами современного репертуара. Музыкальный материал. Смысловая и эмоциональная задача. Показ хореографического материала. Пластика. Объяснение приемов и новых форм поддержки. Отработка исполняемого хореографического материала. 23. Сочинение учебных этюдов. Этюд на основе проученных технических приемов классического и сценического дуэтного танца (по программе 3-го года обучения). Соотношение музыкального материала, подбора, организации и показа хореографического материала. Сочинение современного хореографического номера – дуэта на основе пластической композиции. Музыкальный материал. Смысловая и эмоциональная задача. Подбор, организация и показ хореографического материала на основе пластической композиции. Взаимодействие и подчинение всех компонентов единому образному решению. 24. Просмотр и методический разбор авторских работ студентов. Анализ учебных примеров, их композиционного построения, техники исполнение приемов поддержек. Анализ форм современного дуэтного танца. Эстетика дуэтного танца. Композиционное построение. Пластика. Техника исполнения приемов и новых форм поддержки. Смысловая и эмоциональная задача, тематика, характер, стиль, выразительность, гармония поз. 1.7. Темы рефератов 1. Истоки классического дуэтного танца. 2. Дуэтный танец в спектаклях Ф.В. Лопухова и К.Я. Голейзовского. 3. Этапы и критерии развития классического дуэтного танца. 4. Основные закономерности и тенденции развития техники классического дуэтного танца. 5. Историческая роль женского и мужского танца в композиционном построении и образном содержании дуэта в контексте спектакля. 6.Взаимозависимость развития технического и смыслового (содержательного) аспектов дуэта; историческая перспектива их органического слияния. 7. Развитие акробатической поддержки. 8. Тенденции в развитии классического дуэтного танца в творчестве хореографов 1930-1940 годов. 9. Техника классического и сценического дуэтного танца как средство раскрытия образа. 10. Эволюция классического дуэтного танца как элемента, несущего основную смысловую нагрузку в балетном спектакле. 11. Взаимосвязь и образно-смысловое значение сюит в балете «Раймонда». Роль дуэтного танца в них. 12. Новая гармонизация выразительных средств в «Скульптурах Родена» Л.Якобсона. 13. Дуэтный танец в творчестве зарубежных хореографов XX века. 14. Тенденции развития современного дуэтного танца. 1.8. Формы контроля В седьмом и восьмом семестре - результаты работы в экзаменационную сессию не выносятся. В течение семестра студентами приобретаются умения и навыки: - теоретического и методического разбора изученных приемов поддержки по программе 1-го года обучения; - самостоятельного сочинения учебных примеров или этюдов; - практического использования изученных приемов поддержки на основе самостоятельно сочиненных студентами учебных примеров (этюдов), а также сценического дуэтного танца – собственного варианта фрагмента из спектакля классического наследия; - определения понятий композиции, разбора структуры композиции классического дуэтного танца, видов композиций. В восьмом семестре - зачет. На зачет выносятся: - историко-теоретический и методический материал; - на примерах изученных дуэтов анализ и методический разбор смысловой, эмоциональной задачи дуэта, сюжетной композиции, стиля, манеры, почерка хореографа, приемов поддержки; - показ на исполнителях результата постановочной и репетиционной работы над самостоятельно сочиненными адажио и кодой для па-де-де. В девятом семестре – зачет. На зачёт выносятся: - историко-теоретический и методический материал; - на примерах изученных дуэтов анализ и методический разбор смысловой, эмоциональной задачи дуэта на основе пластической композиции, стиля, манеры, почерка хореографа, приемов поддержки, пластической выразительности; - показ на исполнителях результата постановочной и репетиционной работы над самостоятельно сочиненными номерами современного репертуара. 1.9. Контрольные вопросы к зачету На итоговый экзамен по дисциплине «Сценического дуэтного танца» выносятся вопросы, связанные с историей становления и развития дуэтного танца: 1. Истоки классического дуэтного танца. 2. Этапы развития классического дуэтного танца. 3. Основные закономерности и тенденции развития техники классического и сценического дуэтного танца. 4. Историческая роль женского и мужского танца в композиционном построении и образном содержании дуэта в контексте спектакля. 5. Дуэт – самостоятельная хореографическая форма. 6. Особенности композиции классического и сценического дуэтного танца. 7. Общая методика организации проведения занятий сценического дуэтного танца. 8. Взаимосвязь развития технического и смыслового (содержательного) аспектов дуэта; историческая перспектива их органического слияния. 9. Хореографическая форма па-де-де. 10. Развитие акробатической поддержки. 11. Тенденции в развитии классического дуэтного танца в период 1930-1940-х годов. 12. Техника классического и сценического дуэтного танца как средство раскрытия образа. 13. Особенности современного дуэта. 14. Пластическая композиция 1.10. Библиографический список |