Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 432.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации07.05.2014
Размер432.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4
Квалифицированное чтение или тексты новой эпохи

Авторы-составители: Т.Г.Галактионова, Е.И.Казакова.

Оглавление.

1. Обращение к читателю

2. Простая дидактика открытого образования (Е.И.Казакова).

3. Культурный код эпохи: о котах, драконах и образовании (Е.И.Казакова)

4. Чем блеснула наука за уходящий год и за первые десять лет тысячелетия (Петр Петров)

5. Концептуальная характеристика «открытого чтения» как социально-педагогического феномена открытого образования. (Т.Г.Галактионова)

6. Об электронной музыке и не только: исследовательская методика (автор-составитель В.А.Ашичев)
1. Обращение к читателю

Уважаемые читатели электронных текстов. Для семинара мы собрали несколько текстов, которые могут быть использованы вами как аутентичные источники (см. Методику- часть первая «о значимости обучения по аутентичным источникам») при организации собственного образования.

Все тексты используются в соответствии с нормами действующего авторского права (с согласия авторов, взяты из открытых Интернет-источников, используются во фрагментах в образовательных целях с точным указанием на авторство)

В состав рабочей тетради входят два выступления на конференциях, материалы статьи, опубликованной на сайте «Нанометр», фрагменты популярной книги Умберто Эко, фрагменты диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Исследовательская методика.

Ко всем текстам предложены задания, которые помогают читать тексты активно и эффективно.

Конечно, вы можете ориентироваться на собственную логику организации познания в процессе чтения и ставить перед собой иные читательские задачи.

Заметим, все наши тексты направлены на раскрытие проблемы создания «электронного читательского «Облака», дополняющего качественные традиционные методики.
2. Простая дидактика открытого образования (выступление на конференции Е.И.Казаковой).

У этого выступления мог бы быть подзаголовок: в поисках дидактической формулы.

Допускаю, что мое выступление будет идти в разрез с традицией. К моему глубочайшему сожалению общепринято, говоря о педагогике, в том числе и об альтернативной, создавать «умный вид», использовать сложную терминологию, рассуждать о «смыслообразовании», «саморазвивающем потенциале»; говорить о миссионерском значении нашей профессии…. По-моему, все это – глубокое заблуждение, именно этот занавес наукообразия и сложных понятий и делает возможным выдавать формальное за живое, скучный урок за комплексное мероприятие, нотацию за воспитательную беседу, низкую квалификацию за профессиональную компетентность. Мы имеем дело с массовой профессией, более трети населения в той или иной мере вовлечены в образовательный процесс. Для экономики – аксиома: массовый процесс может быть эффективным только тогда, когда он базируется на простых, понятных, точно соблюдаемых технологиях; все сложные технология, к слову – в массовом производстве, стремятся передавать машинам, чтобы обеспечивать достаточный уровень качества. А как же творчество? А творчество массовым быть не может, по крайней мере, на этом этапе развития человечества. Вот именно поэтому нелепо требовать от учителя творческого подхода к своей работе, проявляемого в повседневности…. Просто, привычку все время «изобретать колесо», можно, конечно, называть творчеством, но, согласитесь – с добавкой «глупое» - творчество.

Но не учитель виноват в том, что даже самое простое описание его деятельности занимает тома и тома; что простейший проект каждый исследователь норовит развернуть до масштабов «десятитомного романа», что каждый специалист в системе повышения квалификации стремиться потратить год обучения на освоение сложного искусство «из ничего делать нечто»….

Я хочу предпринять попытку описания другой дидактики, у которой главной характеристикой будет – «простая дидактика». Воспользуюсь опытом коллег.

Первый опыт собственный (вместе с Т.Светенко, 1995). Раз речь идет об эпохе открытого образования, то под дидактикой открытого образования мы будем понимать науку об организации образования в целях успешной самореализации личности в условиях жизнедеятельности открытого общества. В принципе, определение можно заменить (вместе с частью своих коллег я последнее время не очень доверяю определениям, за которыми прячутся понятия; нам кажется язык метафор – надежнее); в любом случае – дидактика открытого образования отвечает на вопрос: Как учить человека в условиях открытого образования? В свое время мы построили формулу открытого образования, назвав ее совокупностью ценностных и технологических ориентиров: Выбор + Личностный опыт и интерес ученика + Аутентичный поли-источник образования + Сочетание основного и дополнительного образования (формального и неформального) + Не «для детей», а «вместе с детьми» + Созидающая мир и образование деятельность + Поддержка, сопровождение, тьюторство + Диалог, согласие. Про каждое из этих слагаемых можно сочинить «педагогическую оду», но можно отослать участников конференции к иным публикациям автора, в которых дано достаточно развернутое обоснование понимания места и значения названных идей.

Вторая ссылка будет на формулу потенциала современной школы, которая принадлежит Полу Ньюмену (П.Ньюмену, 2000). Формулу потенциала этот знаменитый исследователь строит на четырех равнозначных слагаемых и одном, катализаторе. Вот она: культура учителя + профессиональное сообщество + целостность учебной программы + материально- технические ресурсы + ЛИДЕРСТВО = образовательный потенциал школы. И опять же – можно сказать, что каждое слагаемое требует отдельного анализа, но мне показалось важным проиллюстрировать формулу Ньюмена одной знаковой картинкой: Культура учителя – это айсберг, при этом – на поверхности – вроде бы – маленький холмик, но айсберг силен не тем, что на поверхности, а всей подводной мощью глыбы льда. Либо есть культура во всем величии ее «подводной, скрытой части»; скрытой, но ощущаемой как сила, энергия, проявляющейся всегда, когда возникает актуальная ситуация; либо – ее нет, и даже самый плохой ученик понимает, что учитель всего лишь чуть раньше, чем он прочитал и освоил скучные страницы учебника; а раз так – то и прислушиваться к нему не обязательно…. Впрочем – иные составляющие формулы работают приблизительно по этой жен схеме, многократно усиливая эффект простейших действий; или ослабляя – в случае отсутствия….

Вспомнилась еще одна формула. Авторы ее Дима и Наташа Зицер (Д.иН.Зицер, 2000). Эти замечательные педагоги строят свою дидактику, называя ее «Азбукой НО», где НО – неформальное образование. Главной буквой этой азбуки выступает своеобразное «зет», с которой обеспечивается переход от «Атмосферы урока, которая должна пробуждать Личный интерес, который выступает залогом того, что ученик почувствует значимость своего Я на этом уроке, признание значимости Я не может не привезти к Раскрытию человека, самораскрытие - путь к Принятию и пониманию смыслов того содержания, которое возникает на уроке». Еще одна формула, и опять – ясное и простое ограничение числа ключевых компонентов.

Великий отечественный режиссер А. Митта в своей книге «Кино между Раем и Адом» так описывает сценарий хорошего фильма. Должен он содержать четыре основных части: Экспозицию, две относительно самостоятельных и завершенных основных части, в которых выражена главная мысль произведения разными путями; финал. Каждый зритель в процессе просмотра должен иметь достаточно материала для любопытства, эмпатии и интереса. Если есть любопытство – может возникнуть интерес, если есть интерес – может сформироваться эмпатия. Не правда ли – простая логика.

Желая пройти по пути великих, попробуем и мы сконструировать формулу простой дидактики, точнее выстроить здание дидактики, пользуясь, как кубиками, некими ключевыми идеями-технологиями. Прежде сформулируем принципы о наборе кубиков:

1. Не больше 9 блоков (знаменитое число блоков информации, больше нельзя, никто – ни учитель не запомнит, ни ученик не поймет).

2. Блоки должны быть разными.

3. Описание блоков должно идти от ученика (то есть - блоки – это виды деятельности ученика, в которые он вовлекается в процессе обучения; а не виды деятельности учителя; базовый постулат компетентностного подхода).

4. Блоки должны быть легкодоступными и дешевыми (то есть их может освоить и применять любой учитель и любой ученик).

5. Можно добавлять новые блоки (я бы даже сказала – нужно, а то скучно станет, а скука – верный признак низкого качества).

Итак, приступим. Что же будет делать наш ученик в процессе освоения нового содержания образования.

Первый блок назовем «Гипертекст», поскольку ученику предстоит научиться читать и осмысливать и создавать тексты различной природы (не будем здесь описывать сотни приемов: от древних техник «толкования текстов», до современного «чтения и письма для развития критического мышления»; важно другое – тексты нужно уметь читать и помнить, что качественное чтение только то, в котором «текст порождает текст»).

Второй блок – «Задача». О каком бы предмете ни шла речь – придется решать задачи: математические, физические, химические, лингвистические, исторические и т.д. Заметим, что классический кейс – это тоже задача. Все задачи, в принципе решаются за счет применения одного базового алгоритма: нужно прочитать задачу, нужно проанализировать имеющиеся данные, отделить значимое от незначимого; понять – в чем состоит проблема; определить критерии и ограничения решения проблемы; найти те данные, которых не хватает для решения; найти те формулы (идеи, знания, подходы, схемы, технологии, которые можно использовать, уточнить – вдруг есть образец решения), которые помогут решить задачу; решить, проверить вариант решения по критериям. В случае, если нет готового подхода – применить творчество (в самом крайнем случае, заметим…). Хорошо бы, чтобы наш ученик и учитель понимал, что все задачи решаются за счет одного интеллектуального навыка. И еще… научились « решать любую задачу»….

Третий блок - «Исследование». Что такое исследование? Это путь, который проходит ученик от умения задавать вопросы и изучать при их помощи мир, до искусства проводить наблюдения, организовывать эксперименты, выдвигать гипотезы…. Исследование можно и нужно проводить почти на каждом уроке; точнее – никогда не давать ученикам в готовом виде то сущностное содержание образования, которое они могут открыть сами.

Четвертый блок – «Проект». «Всякое знание превращай в деяние» (В.Н.Сорока-Росинский); проекты родились на стыке прагматизма и детской потребности в преобразовании мира. Если мы чему-то учимся, то нужно и учиться использовать эти свои знания и умения для улучшения (повышения привлекательности, например) нашего мира.

Пятый блок – «Самооценка». Нужно научиться оценивать ученика так, чтобы он научился себя оценивать сам, именно в этой цепочке залог успеха этого процесса.

Шестой блок – «Рефлексия». Эту идею подарила мне М.Г.Ермолаева, которая заметила, что на уроке полезно просто обменяться эмоциями по поводу пережитого; а иногда – важно просто «впасть в режим созерцания», когда и слова не нужны, важно просто быть сопричастным к чему-то важному.

Седьмой блок – «Культура ученика». По сути – это катализатор для других процессов (как «лидерство» у Ньюмера), речь идет о постоянных упражнениях на развитие внимания, памяти, мышления…..

Что это за формула, скажите вы? Очень простая. Например, мои ученики – знают ответы на вопросы:

1. Как мы работаем с текстом? Что делает учитель? Что делает ученик? Можно ли работать вместе с кем-то? К кому можно обратиться за помощью? Как представить свой результат? Как попросить о внешней оценке?

2. Как мы решаем задачу? (остальные вопросы те же)

3- 7. Как мы исследуем? Проектируем? Оцениваем? Рефлексируем? Развиваем себя. Вы скажите – внутри каждого блока есть десятки техник; да, конечно, но мы с учениками выбираем те, которые нам и интереснее и полезнее в данный момент, и каждый мой ученик выступает в качестве опытного методиста, согласитесь, кто же должен лучше всего разбираться в методе: случайно зашедшая на урок тетя? Учительница? Или Ученик, который и делает всю главную работу.

Я начинаю урок с того, что описываю его композицию: я буду рассказывать, а вы дополнять предложенный вам конспект моего рассказа; потом мы решим несколько типовых задач; потом изобретем новую формулу для решения важной практической задачи, потом…. попробуем оценить красоту двух предложенных вариантов решения; потом выполним текст самооценки и сформулируем задачи на следующий урок… Впрочем, композиция может быть иной: в любом случае – мой ученик будет выступать полноправным партнером мира культуры, которую ему предстоит сохранить и освоить в таком простом и увлекательном занятии как учеба.

И в завершении. Формула А.Митты в преломлении к дидактике: «Урок между Раем и Адом». Что такое хороший урок: это урок, состоящий из четырех частей:

- Экспозиция, пробуждающая Любопытство;

- две, Основные части, закрепляющие Интерес;

- Финал, в котором может проявиться Эмпатия.

Все очень просто, если не забывать про Айсберги….

Задания к тексту.

1. С помощью маркеров выделите ключевые понятия и тезисы текста.

2. Отметьте людей, создававших эффективные технологии, с которыми солидарна автор статьи. Задайте себе вопрос – с работами кого из них вы знакомы? Найдите в Интернете материал, посвященный работам этих авторов.

3. Отметьте те положения, которые вы бы могли поддержать? С которыми готовы поспорить?

4. С помощью закладок или маркеров приготовьтесь ответить на вопрос, подразумеваемый в конце выступления: «Почему важно не забывать об Айсбергах?»

3. Культурный код эпохи о котах, драконах и образовании (выступление на конференции Е.И.Казаковой)

Талисманом конференции стал кот - музыкальный, рисованный, петербургский, рыжий, дружелюбный, пластический, сказочный, Кот – метафора, Кот – оговорка…. Но свое краткое эссе я хочу посвятить другому загадочному персонажу.

В предновогодние дни в кафе сети «Две палочки» появилось забавное объявление: «Осторожно – низко летающие драконы». На входе каждый посетитель мог получить лист бумаги, из которого можно было сложить самолетик-дракона, написать на нем пожелание и отправить в полет; к листу бумаги прилагалась инструкция-открытка… Забавная простенькая акция, как ни странно, опиралась на множество культурных кодов: кодификацию восточного цикла годов, в которой наступающий год был обозначен как Год Дракона; воспоминания о бумажных самолетиках, которые мы учились складывать еще до того как узнали о традиционной культуре оригами; постепенно забываемой культуре почтовой открытки с ее именными, вписанными от руки, пожеланиями. Интересно, что драконы были объявлены низколетающими, в инструкции была указана максимальная дальность полета и высота…. И еще сами Драконы… Вот здесь открывалась дверь в удивительный мир, населенный гоблинами, баньшами, Змеями Горынычами, юными и опытными волшебниками, путешественниками и естествоиспытателями, архетипами (по Юнгу)… В кафе внимание на дракона обратил мой ученик, пришедший поболтать (на ходу, возле метро) и немного посоветоваться; проект нам обоим показался удивительно симпатичным – ему, возможно, в силу нестандартности маркетингового хода; мне – в силу предощущения удовольствия от образовательных возможностей этого рекламного хода. Я сразу представила семейный выход, папу и сына, увлеченно забрасывающих маму дракончиками – самолетиками, а потом рассуждающими о подъемной силе крыла дракона бумажного и реального, залезающих в компьютерную энциклопедию, чтобы посмотреть - как парят в потоках воздуха летучие мыши; и… - ну уж и помечтать нельзя – ребетенка и маму вечером на диване за «Заповедником Гоблинов» Саймака… Чтобы завершить вступительный кейс – замечу, что и мне и моему ученику (разница в возрасте в 30 лет) проект понравился, он вызвал равно позитивные эмоции, хотя они и опирались частично на различные основания. Проведенный позднее эксперимент продемонстрировал, что пересечение полей ассоциаций в нашей образовательно-возрастной паре составило 35-40%, что мне показалось хорошим результатом. Чтобы не рисовать эту драконью картину исключительно в веселых-позитивных тонах, отмечу, что через день мною были обнаружены принципиальны иные реакции посетителей на «летающих драконов»: от «брось эту гадость и сиди спокойно», до… «фуфло, стырили с запада»… Но, оставим эту группу посетителей в покое (хотя в части случаев никакой возрастной дистанции между мною и описываемыми респондентами не наблюдалось), думаю, что пересечение полей ассоциаций оказалось бы еще меньше, но…. Они ведь и не собирались читать этот сборник.

Эдвард де Боно, характеризуя наступившее время как эру творчества (Э.де Боно «Серьезное творчество») утверждал, что «серьезное творчество, направленное на выработку идей, обеспечивающих прогресс (то есть идей, идущих впереди, а не плетущихся в хвосте информации) – есть продукт хорошо организованного и тренированного мозга. Можно назвать четыре основные качества, которые должен выработать у себя человек, заинтересованный в прогрессе: чувство юмора; умение опираться на интуицию; умение упорядочивать информацию и превращать ее в хорошо структурированные модели; умение активизировать мозг, сосредотачивая усилия на быстром свободном восприятии, оценке и переработке информации».

С моей точки зрения выработанная и обоснованная им формула пронизана несколькими подразумеваемыми, хотя и не названными прямо – связующими: позитивные эмоции, познавательный интерес, ассоциативность и метафоричность мышления. Мы еще плохо представляем как работает интуиция, но точно знаем, что она оперирует целостными образами, опирается на ассоциации; чем мощнее и ярче ассоциативный ряд, чем он привлекательнее для человека – тем выше потенциал его творческого раскрытия (будем считать этот тезис более или мене доказанным). Но это означает, что для образования сегодня предельно необходимо создавать условия для расширения поля культурных ассоциаций, понимания его нелинейной структуры; формирования навыка свободного оперирования ассоциациями в сочетании с ответственностью за сохранение их смысловой глубины. В этом теоретическом пассаже, как и в первом примере, уже прозвучали ключевые понятия, раскрывающие для меня культурный код эпохи, но добавим еще один. Проект «Дракон» превратится в уникальную образовательную программу (семейную, школьную, дополнительного образования и т.д.) только в том случае, если будет использован на практике как сетевая иерархическая нелинейная структура, объединяющая ею увлеченное сообщество. Мы легко можем проследить возможные переходы: конкретный интересный объект, объект в его связях с иными культурными объектами, целостная сеть взаимосвязанных образов и порождающих их связей. При этом целостность сети поддерживается за счет множественности связей-ассоциаций, субъективная прочность – за счет позитивного отношения, познавательного интереса, совместного переживания (увлечения), свободы восприятия и права на выбор глубины и интенсивности погружения в окутываемое этой сетью пространство, право – остановиться в любой момент и… вернуться, когда возникнет потребность… Так наш бумажный Дракон превращается во временный узел сети, направляющий человека в процессе его погружения в культуру. Именно – временный, поскольку рано или поздно он исчерпает свой потенциал привлекательности (даже самые увлеченные исследователи редко посвящают всю жизнь раскрытию одной идеи, хотя и такое случается) и будет заменен на иной узел, раскрывающий иные грани культуры и человека в ней. Но, заметим, даже уйдя из зоны активного внимания, наш Дракон в качестве некоторой сетевой структуры останется в культурном опыте и может быть использован в творческом процессе. Дракон-проект… Дракон-идея…. Дракон-метафора…. Мне очень хотелось на этом примере показать некоторые ключевые для нашей группы исследователей идеи развития современного образования: ценности и значимости нелинейных моделей; сетевого строения образовательного пространства; значимости развития метафорического мышления как мышления на основе движения от конкретных объектов к понимаю целостных идей во всей полноте их ассоциативных связей на основе общего со значимым сообществом отношения к действительности….

Отвечая на вопросы заданные в информационном письме к конференции – замечу, что для меня предназначение человека состоит в сохранении и развитии культуры, это предназначение, собственно, и определяет смысл его жизни; оно может быть реализовано на практике только в том случае, если к себе и к другим людям человек будет относиться с предельной бережностью и требовательностью, воспринимать себя как саморазвивающийся инструмент, работающий только в условиях его включенности в увлеченное той или иной ипостасью культуры - сообщество.

Возвращаясь к уже цитированной работе Э. де Боно, отметим, что - по мнению исследователя «цель культуры – внедрение в жизнь идей. Цель образования – обмен этими воспринятыми идеями. Цель обоих – такое совершенствование идей, чтобы они постоянно шли в ногу со временем». Можно выделить два пути совершенствования идей - путь конфликта и путь трансформации, собственно – водораздел культурных эпох проходит именно здесь; эпоха, когда идеи утверждались методом борьбы старого и нового завершилась в тот момент, когда окончательно стало понятно, что в большинстве областей культуры нет строго объективных критериев оценки истинности и путь борьбы излишне часто приводит лишь к усилению уже «отработавших свое» старых идей. Э. де Боно полагает, что «эффективный метод изменения идей – это действовать не извне, конфликтным путем, а изнутри, прибегая к интуитивной перегруппировке доступной информации. Интуиция – единственный продуктивный способ преобразовывать идеи в неопределенной ситуации, когда информации слишком много, она противоречива или ее невозможно оценить объективно». Однако, для того чтобы перегруппировывать (то есть строить новые структуры, новые реальности) важно иметь «строительный материал» для этой группировки; то есть - так или иначе – присвоить на уровне значимых сетевых структур созданное ранее. Вот здесь и начинает работать иная образовательная парадигма.

Путь, который предлагаем мы – это путь взаимного обогащения культурных кодов старшего и младшего поколения, увлеченных жизнью в культуре; при этом – не так уж важно – кто именно – выступает носителем старых, а кто новых идей – важно, чтобы в процессе обмена кодами возникали прочные сообщества людей, вписанных в культуру через систему ассоциативных позитивно-познавательных связей. А порталом в этот новый образовательный мир может стать Дракон, Кот и …любой другой увлекающий вас своей многогранностью текст культуры. Собственно – текст культуры – это ведь тоже метафора…
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск