Скачать 0.51 Mb.
|
Содержание:
и социализации учащихся _________________________________ стр. 6-8
1.Подпрограмма «Я и Личность» __________________________ стр.10-11 2.Подпрограмма «Я и Отечество» _________________________ стр.12-13 3. Подпрограмма «Я и Школа» ___________________________ стр. 14-15 4. Подпрограмма «Я и Семья» ____________________________ стр.16-17 5. Подпрограмма «Я и Здоровье» _________________________ стр. 18-19 6. Подпрограмма «Я и Культура» _________________________ стр.20-21 7.Подпрограмма «Я и Планета» __________________________ стр.22-23
-1- Программа воспитания школьников. «Мы граждане России» для обучающихся 1-11 классов.
Целесообразность принятия новой редакции Программы воспитательной работы обусловлена реализацией Программы развития школы, в которой определены приоритеты всех направлений преобразования школьной жизни, а так же согласно рекомендаций Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе (Рекомендации Минобрнауки России от 12.07.2013г. №09879). Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общественной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач. Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, в государстве, в мире. Равноправное участие молодых граждан России в глобальных цивилизационных процессах в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и национальной традиции призвано способствовать гармонизации интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышать осознание ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия. Необходимость Программы воспитания в общественных учреждениях обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодежной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Детский возраст является наиболее оптимальным периодом самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию -2- личности и является важнейшим инструментом, который способен помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт жизнедеятельности. Программа включает в себя семь подпрограмм, связанных между собой логикой формирования человека современного общества, предоставляет классному руководителю большую свободу творчества. Воспитательная система школы создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Важна также роль социума, в котором функционирует образовательное учреждение. -3-
Цель Программы: создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, форм и способов самореализации на основе освоение общечеловеческих ценностей; для воспитания в каждом ребенке человечности, доброты, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и охрана духовных ценностей своего народа. Задачи Программы: 1. Развивать школьную гуманистическую систему воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка. 2. Формировать у детей гуманистического отношения к окружающему миру, приобщать их к общечеловеческим ценностям через освоение, усвоение, присвоение этих ценностей. 3. Создавать условия для воспитания у учащихся гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, активной жизненной позиции. 4. Развивать и упрочнять связь семьи и школы как основу социальной адаптации. 5. Воспитывать у учащихся осознанное понимание экологической культуры человека. 6. Создать условий для формирования здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся. 7. Развивать потребности учащихся в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать их творческую активность. 8. Координировать деятельность и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и общественных организаций. 9. Формирование духовно-нравственной культуры и гражданско-патриотического сознания школьников, развитие социальной ответственности учащихся. 10. Формирование коллектива педагогов-единомышленников, утверждающих в учениках стремление к истине, красоте, совершенствование ими форм воспитательной деятельности, направленной на развитие творческих способностей детей. -4- IV. Составляющие Программы. Воспитательная Программа носит системный характер. Школа Общественные организации Семья Семья семья Воспитательная система Составляющие Программы «Мы граждане России» «Я и Отечество» «Я и школа» «Я и семья» «Мы граждане России» (7-Я) «Я и личность» «Я и планета» «Я и здоровье» «Я и культура» -5- V. Ресурсное обеспечение Программы.
-6- VI. Принципы реализации Программы. В основу системы воспитания положены следующие принципы:
-7- VII. Основные направления организации воспитания и социализации учащихся. 1. Гражданско-патриотическое: - воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине; - усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «свобода», «долг», «справедливость», «доверие» и др.; - развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии; - формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представителям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства; - повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны; - увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии. 2. Духовно-нравственное воспитание: - формирование ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.); - формирование представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур; - формирование набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства; - формирование комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике; - формирование уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России; - развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного поведения среди учащихся. - формирование представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства; - формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека; - формирование компетенции, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности; |