Скачать 55.79 Kb.
|
УРОК – ОТВЕТ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е. САЛТЫКОВА - ЩЕДРИНА (ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТВОРЧЕСТВУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИСАТЕЛЯ) 10 КЛАСС Цель:
Методы: беседа, рассказ. Оборудование: тексты произведений, г/з «господа Головлевы», иллюстрации. ХОД УРОКА На доске: «Много ли есть путей служить обществу, но обнаружение зла, лжи, порока небесполезно…» Салтыков-Щедрин «Я люблю Россию до боли сердечной…» Салтыков-Щедрин Зачитываю слова Салтыкова-Щедрина. Попытаемся доказать этими словами жизненную и творческую деятельность писателя-сатирика. Задание: 1 учащийся работает (со словарем) у доски, выписывает значение слов: Сатира – произведения, в которых гневно осуждаются, резко высмеиваются порочные явления. Аллегория - иносказание Гипербола - преувеличение Гротеск – преувеличение, преуменьшение в уродливой форме Антитеза - противопостановление Сказочный фольклор – пословицы, поговорки и т.д. 7 человек работают по индивидуальным карточкам, класс в это время работает со мной.
Итак, наступил 1856 год, накануне своего 30-ти летия Салтыков-Щедрин вернулся в Петербург. После чиновничьей службы Салтыков-Щедрин твердо решил «Куда бы и как бы меня не бросала судьба. Я всегда бы сделался писателем, это было моим призванием». Как доказательство этому отдал в печать весь накопленный материал о губернской жизни. Так после возвращения из Вятки появляются «Губернские очерки» (1856 г.), которые включали 20 очерков. Салтыков-Щедрин: «Я видел все безобразия провинциальной жизни, но не вдумывался из Вятки и по возвращении в Петербург, когда снова очутился в литературном кругу, я надумал изобразить пережитое в «Губернских очерках». Что же он изобразил? Очень похоже на Гоголевские «Мертвые души», «Записки охотника» Тургенева. Псевдоним Н. Щедрин. Сатирическому творчеству было дано начало. (Ответы учащихся), но после этого была служба в Рязани вице-губернатором. Салтыков-Щедрин: «Многие обо мне забыли, а еще более многие лягают меня». Считали его «покойным» в смысле литературы. Но перед Салтыковым-Щедриным выросли гротеско - сатирические образы, фантастические сюжеты – отдельные рассказы. Печатались с перерывами 1863-1874 г.г. «Помпадуры и помпадурши». Восходит от имени фаворитки французского короля Людовика XV – маркизы де Помпадур, прихоти которой определяли политику государства. «Помпадурша» – любовница. «главное побуждение, руководящее помпадурскими действиями, составляет чрезмерная ревность к охранению присвоенных помпадуром прав и преимущества. Назначение главных помпадуров заключается в том, чтобы препятствовать». Помпадуры, по мнению Салтыкова-Щедрина составляют бюрократическую армию. Таким образом, больше Салтыкова-Щедрина стала волновать исследование жизни. Проблема семьи в то же время волновала Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина», Ф.М. Достоевского в «Братья Карамазовы». Читал Тургенева «Дворянское гнездо» в 1859 г. Какое же реальное содержание принципа семейственности раскрывается на страницах Щедринского романа? Итак, роман «Господа Головлевы». Почему же происходит распад семьи? (Праздность, непригодность к какому-либо делу, запой). Иудушка – Порфирий Головлев – пустословие, пустомыслие, совсем забыт. У всех Головлевых нет искорки человечности, человек в каждом погиб. Но у Салтыкова-Щедрина и в своей семье были сложности, жена Елизавета Аполовна единолично заботилась об устройстве семейного быта, создавала уют, занималась воспитанием детей, имела свой салон, где собирались кавалергарды, камер-юнкеры, светские дамы. Салтыков-Щедрин постоянно обращается к проблемам семьи. Свое собственное состояние ухудшалось. «Нужно большое самообладание, чтобы не прийти в отчаяние», писал он. Во второй раз едет лечиться за границу (летом и осенью в1880). В начале 1880 г. публикует сатирический цикл «За рубежом», своеобразное сатирическое путешествие по Европе. Сравнивая, не скрывая «у них, у нас». Посетил Германию, Швейцарию, Францию, Бельгию. В это время печатает произведение роман «Современная идилия», замысел с 1877 года. «Герои, под влиянием шкурного сохранения пришли к убеждению, что только уголовная неблагонадежность может прикрыть и защитить человека от неблагонадежности политической, и согласно с этим поступают, т.е. заводят подлые связи и совершают подлые дела». Так мог писать глубоко смелый человек, осознавая свою эпоху. Показывает чудовищные картины нравственного растления общества под влиянием политики градоначальников и правительства. Эта же мысль продолжается в романе «История одного города» – вершине своего сатирического творчества. Смех имеет великий очистительный смысл, книга носит оптимистический характер. Все это удавалось, благодаря использованию различных сатирический приемов, мастером которых был Салтыков-Щедрин. Докажите это! Итак, «История одного города».
Угрюм-Бурчеев умирает, наступает момент, когда в глуповцах заговорило чувство стыда, пробуждается гражданское самосознание, Угрюм-Бурчеев исчезает в воздухе, не успев сказать своей любимой фразы: «Придет некто за мной, который будет еще ужасней меня» – это Перехват Залихватский, который въехал в город на белом коне и упразднил гимназии и все науки. Оптимистический конец: попытка обуздать реку, но вода продолжает течь, т.е. живая жизнь пробьет себе дорогу. Смех в «Истории…» имеет очистительный смысл. Вернемся к словам Салтыкова-Щедрина: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России». Только раз в жизни мне пришлось жить довольно долгий срок в благорастворенных заграничных местах, и я не упомню минуты, в которую сердце мое не рвалось бы к России» – эпиграфом ко всему творчеству сатирика, гнев и презрение которого рождалось из суровой и требовательной любви к Родине, из веры в ее творческие силы, одним из проявлений которых была русская классическая литература. Выводы по уроку… Оценки за урок. Дома: подготовиться к сочинению. |