Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 124.86 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.05.2014
Размер124.86 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Проект

«Движение мышц, чувств и мыслей»

Тип: информационно –практико - ориентированный.

Возраст: дети 5-6 лет.

Авторы: педагог-психолог Шишкина Юлия Викторовна, инструктор по физической культуре Абрамова Юлия Вадимовна

Категории участников проекта: воспитатели, дети, родители, инструктор по физкультуре, педагог - психолог.

Срок проекта: долгосрочный (декабрь 2012 – март 2013)

Проблема: В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным инфекциям. По данным исследований, удельный вес часто болеющих детей первых шести лет жизни колеблется в пределах 20-25 %, то есть часто болеющим является каждый четвертый-пятый ребенок. Такие дети с большими усилиями по сравнению со здоровыми преодолевают трудности в усвоении знаний с более значительными психофизиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиями, предусмотренными условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении.

Цель: развитие личности каждого ребенка, его познавательных способностей, а также охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Задачи:

  • развитие межполушарного взаимодействия;

  • развитие синхронизации работы полушарий головного мозга;

  • развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, речи.


Условия реализации проекта:

1. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4. Упражнения проводятся стоя или сидя

5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Пояснительная записка

Здоровье ребенка является важнейшим интегрированным показателем, поскольку определяет не только физические возможности, но и перспективы всестороннего развития.

Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Важная роль в успешном применении коррекционно-оздоровительных средств и методов принадлежит созданию таких условий организации воспитательно-образовательного процесса, при которых развивающий эффект достигается без какого-либо ущерба для растущего организма и способствует улучшению физического статуса дошкольника.

Особое значение в контексте рассматриваемой проблемы занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности дошкольного образовательного учреждения в соответствии с современными требованиями общества.

Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Формами такой работы могут стать кинеэиологическая и дыхательная гимнастики, а также точечный массаж.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей могут стать дыхательная гимнастика и точечный массаж. Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, Л. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.). Но механически использовать их в своей работе, думается, нецелесообразно. Нужно искать пути адаптации этих методик к возможностям и потребностям дошкольников. Дыхательная гимнастика, сочетающаяся с активными движениями и нагрузками, по выражению академика П. К. Анохина, приводит к перестройке координационных отношений в функциональной системе дыхания в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к организму.

Использование физических упражнений, направленных на улучшение функций верхних дыхательных путей, рекомендуется во всех принятых в дошкольных учреждениях формах работы по физическому воспитанию, особенно в утренней зарядке.

Точечный массаж также является одним из эффективных элементов закаливания детей, который целесообразно применять в комплексе с дыхательной гимнастикой.

КИНЕЗИОЛОГИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения.

Совершенные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций человеческого организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок - кинезиология.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений.

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, Л. Н. Леонтьева,

А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка (но оптимальная для данных условий), тем значительнее эти изменения. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных возможностей необходимо начинать с развития движений тела и пальцев рук. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Целью таких занятий является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).
Реализация проекта

Сроки и этапы

Задачи

Содержание деятельности

Планируемый результат

Участники и ответственные

I этап. Подготовительный.

Подобрать и изучить литературу по проблемному вопросу.

Определить алгоритм выполнения кинезиологических технологий.

Диагностика исходной ситуации.

Разработка методики реализации проекта, согласование его с администрации

ей ДОУ.

Разработка показателей мониторинга по использованию развивающих кинезиологических упражнений.

Создание проектных документов.

Обеспечение готовности группы к реализации проекта.

Обсуждение и утверждение проекта. Прогноз ожидаемых результатов.

Педагог-психолог Шишкина Ю.В. и инструктор по физической культуре Абрамова Ю.В.

II этап.

Организационно-исполнительский.

Создать условия, необходимые для реализации проекта.Апробировать комплексы упражнений.

Создание условий, обеспечивающих эффективность применения кинезиологических упражнений.

Установление взаимодействия с родителями по закреплению сформированных навыков.

Реализация проекта.

Вовлечение специалистов детского сада (музыкального руководителя, воспитателей) в единую деятельность по реализации проекта.


Улучшение уровня развития способностей детей: памяти, внимания, речи, мышления, мелкой моторики.

Максимальное снижение уровня дезадаптации детей в процессе воспитания и обучения в ДОУ и на перспективу в школе.

Систематическая проверка результативности.

Своевременная корректировка проекта.

Педагог-психолог Шишкина Ю.В. и инструктор по физической культуре Абрамова Ю.В.

III этап.

Контрольно – регулировочный.

Обеспечить мониторинг использования развивающих кинезиологических упражнений. Обобщить результаты.

Организация текущего и итогового контроля (мониторинг).

Своевременная коррекция и регуляция реализации проекта на основе полученных данных.

Сбор и обработка показателей.

Обобщение результатов инновации.

Оценка текущего и итогового состояния познавательных психических процессов у детей: мышления, памяти, внимания, речи.

Формулировка заключения о результатах реализации проекта.

Анализ результатов.

Обобщение опыта.


Педагог-психолог Шишкина Ю.В. и инструктор по физической культуре Абрамова Ю.В.



Детям предложен алгоритм выполнения кинезиологических технологий:

  • Формирование пространственных представлений;

  • Межполушарное взаимодействие;

  • Моторная сфера (общая моторика и развитие саматогностических функций, самомассаж, перекрестные движения, артикуляционная моторика, мимические движения, мелкая моторика, тактильный гнозис, зеркальное рисование, симметричное рисование);

  • Зрительное восприятие и глазодвигательные упражнения;

  • Дыхательные упражнения.

Кинезиологические упражнения реализуются в играх в качестве части в непосредственной образовательной деятельности и в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.

Мониторинг использования развивающих кинезиологических упражнений



Содержание

Наблюдение

Прогноз

Результат

1

Формирование пространственных представлений

Происходит на занятиях по формированию элементарных математических представлений, физкультурном, музыкальном

Усложнить ориентацию в пространстве не только по отношению к ребенку, но и другому лицу.

Развитие пространственных представлений, необходимых при обучении в школе.

2

Развитие межполушарного взаимодействия

Проводится во время занятий по развитию речи

Усложнить перекрестные движения не только руками, но и ногами

Выполнение перекрестных движений образует большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций

3

Общая моторика и развитие саматогностических функций

Проводятся на физкультурных занятиях, включаются в комплексы утренней гимнастики

Разучить растяжку по осям (лежа): напряжение и расслабление верх-низ (только верхняя половина тела, затем - нижняя), лево-право (напряжение и расслабление левой, потом правой половины тела), перекрест (напряжение и расслабление левой руки и правой ноги одновременно, затем правой руки и левой ноги одновременно)

Оптимизация тонуса мышц, координации и точности движений, а также двигательных качеств: быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, улучшение навыков самообслуживания

4

Самомассаж

Проводятся во время закаливающих процедур после дневного сна, включаются в общеразвивающие упражнения на физкультурных занятиях, во время подготовки руки к письму

Использовать при самомассаже стихотворный текст, который задаст темп массажным движениям. Дополнить массажи ежедневным обтиранием влажным махровым полотенцем, хождение по массажным коврикам, плавание, прокатывание «бревнышком»


Массажи оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему

5

Перекрестные движения

Проводится в совместной деятельности, на физкультурных занятиях, зарядке

Разучить с детьми различные перектрестные движения: ходьбу с похлопывание себя по коленям, ползанию на четвереньках, руки крест – накрест, скоординирован

ных движений одновременно правой рукой и левой ногой, выполнять перекрестные движения из положения лежа

Улучшают межполушарное взаимодействие, способствуют двигательных навыков, динамической координации

6

Артикуляционная моторика

Проводится в совместной деятельности, в индивидуальной работе

Разучить с детьми движения языком, челюстью, выполнять упражнения совместно с движениями глаз, ползанием на четвереньках

Артикуляционная гимнастика готовит артикуляционный аппарат к постановке звуков

7

Мимические движения

Проводится в совместной деятельности, в индивидуальной работе, в работе педагога - психолога

Разучить с детьми различные мимические движения: надувание щек, вытягивание губ трубочкой, хмурое сдвигание бровей, улыбку и т.д.

Укрепляют мышцы лица, развивают эмоции детей

8

Мелкая моторика рук

Происходит на занятиях ИЗО, в совместной деятельности

Побуждать детей больше лепить из пластилина, отщипывать кончиками пальцев клочков бумаги на занятиях по аппликации, нанизывать бусы на нитку, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки (для усложнения выполнять за спиной)


Развитие пальцевой моторики влияет на уровень развития речи

9

Тактильный гнозис

Проводится в совместной деятельности

Узнавание на ощупь бытовых предметов, мелких игрушек, геометрических фигур различной величины и фактуры, определение материала, степени нагрева предметов и т.д.

Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения: узнавание предметов по кожно - кинестическим ощущениям

10

Зеркальное рисование

Проводится в совместной деятельности, зарядке после сна, на физминутках

Рисовать с детьми в воздухе узоры, буквы, цифры руками и ногами, горизонтальную восьмерку одной, затем двумя руками, вращать кистями рук однонаправлено и разнонаправлено, выполнять упражнения в парах

Синхронизация работы полушарий головного мозга

11

Симметричное рисование

Проводится в совместной деятельности с детьми соответствии с изучаемой лексической темой по прописям

Шире практиковать рисование обеими руками по замыслу детей, включая подобные задания во фронтальные, подгрупповые занятия с детьми по логопедии

Рисование одновременно двумя руками гармонизируют работу головного мозга


12

Зрительное восприятие и глазодвигатель-

ные упражнения

Проводится во время занятий

Глазодвигательные движения усложнить совмещением с дыханием, движениями языка, челюстей, рта, дыханием

Профилактика близорукости, снятие напряжения

13

Дыхательные упражнения

Включаются в комплекс утренней гимнастики, в закаливающие процедуры после дневного сна

Усложнить выполнение дыхательных упражнений с упражнениями глаз и языка

Повышение энергетического обеспечения деятельности мозга, снятие стрессов


Проведенная диагностика исходной ситуации следующая:

уровень познавательных психических процессов и речи




Мышление

Память

Внимание

Речь

Высокий уровень

0%

0%

0%

0%

Средний уровень

40,8%

63,9%

63,9%

40,8%

Низкий уровень

59,2%

36,1%

36,1%

59,2%


3.Учитывая требования Сан Пина, предусматривающие определенную нагрузку и занятость детей в течение дня, педагоги, работающие по реализации проекта, не имеют возможности проводить отдельные занятия с использованием комплексов кинезиологических упражнений. Упражнения применяются как часть занятия в виде отдельных игровых заданий, динамических пауз, организационных моментах.
Литература

1.Сиротюк а. Л. Адаптация «леворукого» ребенка кинезиология на уроках физкультуры, Журнал дефектология №2, 1994 г.
2.Сиротюк А.Л.Коррекция развития интеллекта дошкольников, - М: ТЦ Сфера, 2001.
3.Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания, - М.: Издательский центр Сфера, 2005.
4.Семенович А.В. Нейропсихология детского возраста. - М., Генезис, 2006г.

5. Е.И. Подольская. Формы оздоровления детей 4-7лет. Кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок.- Волгоград, 2009 год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск