Скачать 124.86 Kb.
|
Проект «Движение мышц, чувств и мыслей» Тип: информационно –практико - ориентированный. Возраст: дети 5-6 лет. Авторы: педагог-психолог Шишкина Юлия Викторовна, инструктор по физической культуре Абрамова Юлия Вадимовна Категории участников проекта: воспитатели, дети, родители, инструктор по физкультуре, педагог - психолог. Срок проекта: долгосрочный (декабрь 2012 – март 2013) Проблема: В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным инфекциям. По данным исследований, удельный вес часто болеющих детей первых шести лет жизни колеблется в пределах 20-25 %, то есть часто болеющим является каждый четвертый-пятый ребенок. Такие дети с большими усилиями по сравнению со здоровыми преодолевают трудности в усвоении знаний с более значительными психофизиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиями, предусмотренными условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении. Цель: развитие личности каждого ребенка, его познавательных способностей, а также охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Задачи:
Условия реализации проекта: 1. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков. 2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. 3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. 4. Упражнения проводятся стоя или сидя 5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий. Пояснительная записка Здоровье ребенка является важнейшим интегрированным показателем, поскольку определяет не только физические возможности, но и перспективы всестороннего развития. Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Важная роль в успешном применении коррекционно-оздоровительных средств и методов принадлежит созданию таких условий организации воспитательно-образовательного процесса, при которых развивающий эффект достигается без какого-либо ущерба для растущего организма и способствует улучшению физического статуса дошкольника. Особое значение в контексте рассматриваемой проблемы занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности дошкольного образовательного учреждения в соответствии с современными требованиями общества. Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Формами такой работы могут стать кинеэиологическая и дыхательная гимнастики, а также точечный массаж. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей могут стать дыхательная гимнастика и точечный массаж. Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, Л. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.). Но механически использовать их в своей работе, думается, нецелесообразно. Нужно искать пути адаптации этих методик к возможностям и потребностям дошкольников. Дыхательная гимнастика, сочетающаяся с активными движениями и нагрузками, по выражению академика П. К. Анохина, приводит к перестройке координационных отношений в функциональной системе дыхания в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к организму. Использование физических упражнений, направленных на улучшение функций верхних дыхательных путей, рекомендуется во всех принятых в дошкольных учреждениях формах работы по физическому воспитанию, особенно в утренней зарядке. Точечный массаж также является одним из эффективных элементов закаливания детей, который целесообразно применять в комплексе с дыхательной гимнастикой. КИНЕЗИОЛОГИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения. Совершенные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций человеческого организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок - кинезиология. Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, Л. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка (но оптимальная для данных условий), тем значительнее эти изменения. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных возможностей необходимо начинать с развития движений тела и пальцев рук. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Целью таких занятий является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления). Реализация проекта
Детям предложен алгоритм выполнения кинезиологических технологий:
Кинезиологические упражнения реализуются в играх в качестве части в непосредственной образовательной деятельности и в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах. Мониторинг использования развивающих кинезиологических упражнений
Проведенная диагностика исходной ситуации следующая: уровень познавательных психических процессов и речи
3.Учитывая требования Сан Пина, предусматривающие определенную нагрузку и занятость детей в течение дня, педагоги, работающие по реализации проекта, не имеют возможности проводить отдельные занятия с использованием комплексов кинезиологических упражнений. Упражнения применяются как часть занятия в виде отдельных игровых заданий, динамических пауз, организационных моментах. Литература 1.Сиротюк а. Л. Адаптация «леворукого» ребенка кинезиология на уроках физкультуры, Журнал дефектология №2, 1994 г. 2.Сиротюк А.Л.Коррекция развития интеллекта дошкольников, - М: ТЦ Сфера, 2001. 3.Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания, - М.: Издательский центр Сфера, 2005. 4.Семенович А.В. Нейропсихология детского возраста. - М., Генезис, 2006г. 5. Е.И. Подольская. Формы оздоровления детей 4-7лет. Кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок.- Волгоград, 2009 год. |