Скачать 116.87 Kb.
|
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙН.А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцентЮжно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), Россия В результате возрастающей тенденции к увеличению в обществе доли лиц старшего возраста, образование пожилых людей во всём мире приобретает всё большую актуальность. За рубежом интерес к развитию сферы образования для пожилых людей возник ещё в середине прошлого века. Сегодня в мире в различных образовательных учреждениях для пожилых людей обучается свыше 220 млн. человек. В большинстве европейских университетов даже существует специальная дисциплина педагогическая геронтология, позволяющая готовить специалистов герагогов (педагогов) для образовательной работы с пожилыми людьми. В нашей стране образование пожилых людей как новое направление развития педагогической практики и науки начало складываться с 1996 года, когда на базе сохранившихся в постперестроечный период организаций общества «Знание» в Орле, Омске, Каменск-Уральске, Кирове, Красноярске, Твери и Челябинске стали организовываться первые университеты «третьего возраста». В Южном федеральном округе осваивать различные направления в области обучения пожилых людей начали с 2000 года в Астрахани, Волгограде, Ставрополе и Новочеркасске. В Ростовской области по данным отделения Пенсионного фонда России проживает 1220 человек пожилого возраста, но университетов «третьего возраста» пока не существует. Первой заниматься образовательной работой с пожилыми людьми стала общественная некоммерческая организация «Женская палитра» в г. Новочеркасске. Обучать пожилых людей художественным навыкам рисования и декоративно-прикладного творчества в организации мы начали с 2004 года. Первый проект «Разбудите в себе художника» был направлен на то, чтобы разбудить творческое начало в каждом пожилом человеке, который выразит к тому желание, и с помощью искусства раскрасить его жизнь новыми смыслами, чувствами, желаниями и возможностями. Средний возраст людей, впервые взявших в руки кисть и карандаш, – 65 лет, а самой старшей из них, Ларисе Михайловне, – 77 лет. Проект «Золотые руки – Новочеркасску» позволил нам в 2005 году расширить виды творческой деятельности и обучать пожилых людей различным навыкам декоративно-прикладного творчества (декоративная роспись, вязание, шитьё, лоскутный коллаж). В 2007 году проект «Сам себе художник» с одной стороны продолжил деятельность по раскрытию и поддержанию творческих способностей пожилых людей, а с другой – имел свои особенности. Если в предыдущих проектах в качестве педагогов, обучающих людей «золотого возраста» выступали члены организации и специалисты-художники, то в этом проекте сами участники обучают друг друга. Например, Любовь Ивановна Зыбина, впервые взяла кисть в руки в 2004 году, когда ей было уже 75 лет. Она обучалась рисовать по проекту «Разбудите в себе художника», а затем участвовала в проекте «Золотые руки – Новочеркасску». За это время она приобрела большой творческий опыт, которым поделилась с новичками на одном из первых мастер-классов. В этом проекте при помощи педагогической поддержки смогли раскрыться не только художественные, но и педагогические таланты людей старшего возраста. Уже более 10 лет образование пожилых людей активно развивается в нашей стране. За это время более 32 тысяч человек смогли реализовать свои потребности в обучении на протяжении всей жизни в университетах «третьего возраста», некоммерческих общественных организациях, на факультетах обучающих пожилых при государственных высших учебных заведениях таких как: Тюменский государственный нефтегазовый университет, Дальневосточный и Новосибирский государственные технические университеты, Самарский государственный университет. В 2004 году в качестве российского эквивалента понятия «образование пожилых» первым в России учёным, защитившим диссертацию по проблемам образовательной работы с пожилыми людьми Т.М. Кононыгиной, был предложен термин «геронтообразование» (geron – пожилой человек). В России накоплен достаточно большой опыт практической образовательной работы с пожилыми людьми, однако, геронтообразование как научное направление в многоуровневой структуре образования на протяжении всей жизни, только начинает делать свои первые шаги. Накопленный опыт требует теоретического осмысления и выработки научно-методических основ, которые позволили бы соединить теорию с практикой, сделав последнюю более эффективной для широкого внедрения в нашем отечестве. Анализ собственного опыта и опыта коллег по обучению пожилых людей, а так же изучение научно-педагогических подходов в современном образовании взрослых, позволили нам прийти к мнению, что в геронтообразовании необходимо использовать современные методы обучении пожилых людей. Геронтообразование – это активная деятельность субъектов образовательного пространства, в которой и герагог, и обучаемые выступают равноправными участниками процесса обучения. Задача герагога не передавать знания, а поддерживать активность в обучающихся как субъектах геронтообразования. Наиболее эффективными для этого являются активные методы обучения. Опытные специалисты в области геронтообразования О.В. Агапова и Т.М. Кононыгина отмечают: «Они служат определённым дидактическим целям и в той или иной степени в каждой конкретной ситуации связаны с учебными целями и задачами, содержанием, средствами, материалами. С помощью активных методов можно:
Так, начинать обучение при помощи активных методов следует с постепенного вхождения в деятельность, используя метод «Вовлекайте!». Суть его состоит в том, чтобы, деликатно воздействуя на потребностно-мотивационную сферу обучаемых и выявляя индивидуально-значимые мотивы, побудить их к проявлению активности к самовыражению через творческую деятельность, дискуссию или диалог, т.е. ненавязчиво вовлечь обучаемых в образовательный процесс. Выявление побудительного мотива каждого конкретного обучаемого и деликатное воздействие на него составляет сущность метода вовлечения. Мотивы могут быть разными (приобретение новых знаний, в том числе в области своих социальных прав, знакомство с молодёжной культурой, расширение круга общения, уважение, признание, любовь, самореализация), но все они при умелом их направлении могут выступать в качестве позитивного стимула к обучению. Для их распознания герагог должен проявлять к своим ученикам внимание и психологическую наблюдательность. Основой активных методов обучения пожилых является групповая работа. Группа должна включать от пяти до девяти человек. Связано это с тем, что именно столько единиц информации может удерживать в своём внимании обычный психически нормальный человек. Обучение в малых группах позволяет вовлечь в активную деятельность всех её членов. Известно, что степень усвоения знаний, умений и навыков, напрямую зависит от степени участия человека в процессе обучения. Психологи выяснили, что взрослый человек, пассивно слушая лекцию, может усвоить лишь 5 % информации, в то время как обсуждение и дискуссия в группе на определённую учебную тему способны привести к 50%-му усвоению обсуждаемого материала. «Решение становится для человека “своим”, осмысленным тогда, когда он может высказать собственное мнение, активно участвует в обсуждении, предлагает свои варианты решения, идеи, вместе с другими участниками предлагает пути решения проблем» [2, с. 5]. Кроме того, активные методы обучения активизируют все потенциальные возможности и субъектные составляющие обучаемого, такие, как «био» (мышление, память, восприятие, органы чувств), «социо» (опыт, общение, поведение, способы взаимодействия с участниками образовательного пространства), «дух» (культура и творчество), одновременно воздействуя на субъекта и позволяя ему проявлять свою субъектность в образовании. Активные методы работы в малых группах стимулируют субъектогенез каждого члена группы, поскольку они ориентированы на то, чтобы:
Известно, что сотрудничество и партнёрские отношения лучше всего формируются в ходе совместной деятельности, при которой результат напрямую зависит от эффективного взаимодействия всех исполнителей работы. Методы работы в малых группах позволяют преобразовать процесс обучения в процесс сотрудничества всех его участников. Для этого необходимо вовлекать обучающихся людей в совместную творческую деятельность по созданию общего для группы произведения. Это позволит внести в обучающий процесс дух совместного творчества. Все члены группы получат возможность лучше познакомиться друг с другом. Коллективная работа даст возможность проявить себя более скромным и застенчивым людям. Совместная групповая деятельность способна вызывать у обучающихся людей чувство личной сопричастности к образовательному процессу. Подводя итоги работы в группах, можно предложить для обсуждения не только сам продукт деятельности группы (коллаж, картину, стихотворение, план лекционного курса, предложение по решению социального вопроса и т.п.), но и психоэмоциональную атмосферу внутри группы, то, насколько она была комфортной для членов группы, что понравилось именно в методе группового взаимодействия. В этом случае итогом групповой работы станет совместная самооценка ситуации сотрудничества. Выполнение групповых творческих работ способствует установлению партнёрских отношений между всеми участниками образовательного процесса, который строится на субъект-субъектных позициях. И герагог, и обучаемые выступают как активные субъекты образовательной деятельности. В то же время герагог уже не является энергетическим центром всего происходящего, в эпицентр образовательного пространства перемещаются сами обучаемые. Изменяются не только позиции участников, но и методы обучения. «Методы, на которых базируется обучение пожилых, основаны не на прямом, а на косвенном, корректном воздействии» [3, с. 21]. Встаёт вопрос о том, может ли в ситуации «корректного воздействия» герагог проявить себя как субъект, и в чём будет заключаться его активная деятельность? Принцип активности лежит в основе образовательных действий как у обучаемых, так и у тех, кто учит взрослых и пожилых людей. Мы считаем, что активная деятельность педагога как субъекта образования проявляется больше не во внешней, а во внутренней структуре образовательного процесса. В геронтообразовании процесс обучения – это процесс сотрудничества и взаимодействия. Последнее же невозможно без общения, поэтому многие специалисты в области обучения взрослых считают, что в задачу герагога «входит организация общения» [1, с. 7]. М.Т. Громкова пишет: «В любом общении при его осознании что-то чуть-чуть меняется в нашем внутреннем образе, т.е. происходит образовательный процесс. Тот, кто этим процессом управляет, берет на себя функции андрагога (герагога)» [4, с. 6]. О.В. Агапова и Т.М. Кононыгина под организацией общения понимают активизацию слушателей и самоорганизацию процесса обучения, которые возможны в том случае, если процесс обучения будет организован таким образом, чтобы «слушателям хотелось самим начать учиться» [1, с. 7]. К наиболее часто применяемым активным методам обучения пожилых людей, включающих педагогическое общение, относится дискуссия. Она может быть проведена полностью или использоваться фрагментарно, что обусловлено конкретной образовательной ситуацией. Дискуссия может выступать в качестве ведущего метода обучения, в зависимости от темы занятия (например, социальные права граждан пожилого возраста), или сопутствующего (возникнуть не преднамеренно, при обучении каким-либо навыкам, но косвенно отвечать задачам образования пожилых, например, дискуссия по поводу межпоколенческих отношений может возникнуть сама собой). В дискуссии герагог выступает организатором педагогического общения. Он направляет ход дискуссии, оказывая педагогическую поддержку всем её участникам. Проявлять внутреннюю активность не менее сложно, чем внешнюю. В организации общения у герагога она выражается в том, что, руководя дискуссией, он не может встать ни на чью позицию. Даже если внутренне ему чья-то позиция и близка, внешне он нейтрален. «Его задача – сделать так, чтобы у каждого участника было ощущение, что его не только выслушали, а к его мнению прислушались. Он не выше и не лучше обучающихся, он рядом, наравне» [1, с. 7]. В этом заключается сущность принципа активности в деятельности герагога как субъекта и искусство личностной педагогической поддержки. Для того, чтобы организация процесса общения в ходе обучения проходила успешно, герегог должен владеть техникой коммуникации. Руководя дискуссией, герагог не только поощряет высказывания и вовлекает в активное обсуждение всех присутствующих, но и нивелирует тенденцию некоторых личностей к пространным выступлениям. Общение – это не только высказывания и обмен мнениями. Для того, чтобы обучаемые смогли договориться, а именно к этому старается подвести любую дискуссию герагог, необходимо не только уметь говорить, но и уметь слушать. Поэтому при образовательной работе с пожилыми людьми актуальной является техника активного слушанья. Она включает: нерефлексивное слушание, угу-поддакивание, рефлексивное слушание, эмпатическое слушание. Нерефлексивное слушание заключается в умении человека внимательно молчать, изредка поддерживая активность собеседника следующими или подобными репликами: «Да…», «Подробнее, пожалуйста», «Продолжайте, я вас слушаю». На передний план общения нерефлексивное слушанье ставит субъектность обучаемого, реализуя его вербальную потребность высказать значимые для него проблемы. Угу-поддакивание как приём активного слушанья также направлено на решение этой задачи. В процессе общения активный слушатель выступает как бы «эхом» говорящего. Выделяют поддерживающее и смысловое эхо. В первом случае для поддержания «угу-общения» достаточно повторять последние слова из фразы собеседника. Во втором – необходимо выбирать из речи говорящего ключевые слова, чтобы поддерживать его речь в определённом направлении. Нерефлексивное слушанье позволяет герагогу минимальными средствами продемонстрировать активный интерес к обучаемому человеку. В процессе организации общения использовать его следует в тех случаях, когда:
Рефлексивное слушанье в отличие от нерефлексивного не только поддерживает собеседника в его стремлении выговориться, но и устанавливает обратную личностную связь с говорящим человеком. Для этого можно использовать приёмы уточнения с помощью таких вопросов, как: «Что вы имеете в виду?», «Не объясните ли вы мне это?», «Уточните, пожалуйста…», а также перефразирования высказываний собеседника с помощью фраз: «Как я вас понял…», «По вашему мнению…», «Другими словами…», «Вы хотите сказать, что…» Чтобы воспользоваться приёмом перефразирования, герагог должен уметь внимательно слушать собеседника. Присутствие в перефразированной фразе ссылки на «вы» позволяет подчеркнуть ответственность говорящего как субъекта за своё высказывание. Этим перефразирование способствует развитию обучаемого как ответственного за свои слова и действия субъекта. Эмпатическое слушанье требует от герагога умения не только слушать и оценивать смысл высказываний собеседника, но также и понимать то, какие чувства спровоцировали то или иное высказывание. Ведь человек говорит не только ради того, чтобы высказаться. Он хочет быть услышанным. А быть услышанным – значит быть понятым. Фраза из старого фильма: «Счастье – это когда тебя понимают» стала крылатой из-за своей вневременной актуальности. Именно понимание есть цель любого личностно-ориентированного общения. «Учитель, ориентированный на понимание и учёт состояния субъекта, акцентирует внимание в первую очередь на его внутреннюю систему отсчета (ценности, критерии оценок, проблемы и трудности)» [5, с. 127]. И рассматривая обучение с позиции тех, кто называл школу домом радости, мы должны стремиться, так организовать общение в учебном процессе, чтобы оно приносило человеку чувство счастья потому, что его понимают. Понимание внутреннего состояния обучаемого играет большую роль в организации личностной педагогической поддержки обучаемых пожилых людей. Мы видим, что общение – это активный процесс вне зависимости от роли собеседника. Активно слушать не менее сложно, чем говорить. Принцип активности, лежащий в основе современных методов обучения пожилых людей, позволяет герагогу проявлять свою активность. Она выражается в корректном воздействии на обучаемых людей. При этом активность герагога незаметно стимулирует субъектов образования к активной деятельности, чтобы они могли одновременно реализовывать и развивать свою субъектность. Успех обучения пожилых людей напрямую зависит от педагогического мастерства герагога. Его умения использовать современные активные методы обучения, такие как: работа в малых группах, дискуссия, активное слушанье. Результатом общей активности всех субъектов в педагогике является образовательное пространство – образовательно-личностный онтогенез обучаемых пожилых людей. Литература:
|
1. Пояснительная записка к образовательной программе по обществознанию Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,... | Гаоу спо мо «губернский профессиональный колледж» И. Б. кандидат филологических наук, Попова О. В.– кандидат педагогических наук, Шармар С. В – кандидат филологических наук, Лукасевич... | ||
Рабочая программа по предмету обществознание основное общее образование «Обществознание. 6 9 классы». Авторы программы: Л. Н. Боголюбов – академии рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая... | Пояснительная записка к тематическому планированию уроков обществознания... Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,... | ||
Рабочая программа по обществознанию предназначена для 6 9 классов... Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук;Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Ивановой, кандидат педагогических... | ||
Утверждено Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических... | «региональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности Авторы-составители: кандидат географических наук Рязанова Н. Е., кандидат педагогических наук, доцент Кузьмина Н. Н | ||
Методические рекомендации по написанию курсовых работ Семен Леонидович басов, кандидат юридических наук, доцент; Наталья Михайловна иванова, кандидат исторических наук, доцент; Галина... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы-составители: С. Ю. Баранов, кандидат филологических наук, профессор; И. В. Мовнар, кандидат педагогических наук, доцент | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» Тодоров Л. В., доктор педагогических наук, профессор; Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент; под общей редакцией... | Безопасность жизнедеятельности учебно-методический комплекс курса Пермь пгпу 2008 Отавина Марина Львовна кандидат медицинских наук, доцент, Корж Галина Сатурниновна кандидат медицинских наук, доцент, Суслина Ольга... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы составители: В. Н. Самородов, кандидат философских наук, доцент; В. Е. Федоров, кандидат философских наук, доцент; Д. А. Рзаев,... | Санкт-петербурга О. Н. Журавлева, доцент кафедры социально-гуманитарного образования спбаппо, кандидат педагогических наук, доцент | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тодоров Л. В., доктор педагогических наук, профессор; Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент; под общей редакцией... | Рабочая программа по обществознанию для 9 класса на 2013/2014 учебный год Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических... |