Н. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент





Скачать 116.87 Kb.
НазваниеН. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент
Дата публикации02.07.2013
Размер116.87 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Н.А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент


Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), Россия
В результате возрастающей тенденции к увеличению в обществе доли лиц старшего возраста, образование пожилых людей во всём мире приобретает всё большую актуальность. За рубежом интерес к развитию сферы образования для пожилых людей возник ещё в середине прошлого века. Сегодня в мире в различных образовательных учреждениях для пожилых людей обучается свыше 220 млн. человек. В большинстве европейских университетов даже существует специальная дисциплина педагогическая геронтология, позволяющая готовить специалистов герагогов (педагогов) для образовательной работы с пожилыми людьми.

В нашей стране образование пожилых людей как новое направление развития педагогической практики и науки начало складываться с 1996 года, когда на базе сохранившихся в постперестроечный период организаций общества «Знание» в Орле, Омске, Каменск-Уральске, Кирове, Красноярске, Твери и Челябинске стали организовываться первые университеты «третьего возраста».

В Южном федеральном округе осваивать различные направления в области обучения пожилых людей начали с 2000 года в Астрахани, Волгограде, Ставрополе и Новочеркасске. В Ростовской области по данным отделения Пенсионного фонда России проживает 1220 человек пожилого возраста, но университетов «третьего возраста» пока не существует. Первой заниматься образовательной работой с пожилыми людьми стала общественная некоммерческая организация «Женская палитра» в г. Новочеркасске. Обучать пожилых людей художественным навыкам рисования и декоративно-прикладного творчества в организации мы начали с 2004 года. Первый проект «Разбудите в себе художника» был направлен на то, чтобы разбудить творческое начало в каждом пожилом человеке, который выразит к тому желание, и с помощью искусства раскрасить его жизнь новыми смыслами, чувствами, желаниями и возможностями. Средний возраст людей, впервые взявших в руки кисть и карандаш, – 65 лет, а самой старшей из них, Ларисе Михайловне, – 77 лет. Проект «Золотые руки – Новочеркасску» позволил нам в 2005 году расширить виды творческой деятельности и обучать пожилых людей различным навыкам декоративно-прикладного творчества (декоративная роспись, вязание, шитьё, лоскутный коллаж). В 2007 году проект «Сам себе художник» с одной стороны продолжил деятельность по раскрытию и поддержанию творческих способностей пожилых людей, а с другой – имел свои особенности. Если в предыдущих проектах в качестве педагогов, обучающих людей «золотого возраста» выступали члены организации и специалисты-художники, то в этом проекте сами участники обучают друг друга. Например, Любовь Ивановна Зыбина, впервые взяла кисть в руки в 2004 году, когда ей было уже 75 лет. Она обучалась рисовать по проекту «Разбудите в себе художника», а затем участвовала в проекте «Золотые руки – Новочеркасску». За это время она приобрела большой творческий опыт, которым поделилась с новичками на одном из первых мастер-классов. В этом проекте при помощи педагогической поддержки смогли раскрыться не только художественные, но и педагогические таланты людей старшего возраста.

Уже более 10 лет образование пожилых людей активно развивается в нашей стране. За это время более 32 тысяч человек смогли реализовать свои потребности в обучении на протяжении всей жизни в университетах «третьего возраста», некоммерческих общественных организациях, на факультетах обучающих пожилых при государственных высших учебных заведениях таких как: Тюменский государственный нефтегазовый университет, Дальневосточный и Новосибирский государственные технические университеты, Самарский государственный университет.

В 2004 году в качестве российского эквивалента понятия «образование пожилых» первым в России учёным, защитившим диссертацию по проблемам образовательной работы с пожилыми людьми Т.М. Кононыгиной, был предложен термин «геронтообразование» (geron – пожилой человек). В России накоплен достаточно большой опыт практической образовательной работы с пожилыми людьми, однако, геронтообразование как научное направление в многоуровневой структуре образования на протяжении всей жизни, только начинает делать свои первые шаги. Накопленный опыт требует теоретического осмысления и выработки научно-методических основ, которые позволили бы соединить теорию с практикой, сделав последнюю более эффективной для широкого внедрения в нашем отечестве. Анализ собственного опыта и опыта коллег по обучению пожилых людей, а так же изучение научно-педагогических подходов в современном образовании взрослых, позволили нам прийти к мнению, что в геронтообразовании необходимо использовать современные методы обучении пожилых людей.

Геронтообразование – это активная деятельность субъектов образовательного пространства, в которой и герагог, и обучаемые выступают равноправными участниками процесса обучения. Задача герагога не передавать знания, а поддерживать активность в обучающихся как субъектах геронтообразования. Наиболее эффективными для этого являются активные методы обучения. Опытные специалисты в области геронтообразования О.В. Агапова и Т.М. Кононыгина отмечают: «Они служат определённым дидактическим целям и в той или иной степени в каждой конкретной ситуации связаны с учебными целями и задачами, содержанием, средствами, материалами. С помощью активных методов можно:

  • мотивировать и активизировать участников;

  • лучше узнать жизненные проблемы и ожидания слушателей;

  • активизировать процессы самоорганизации в группе;

  • создать тёплые дружеские отношения между участниками, уютную атмосферу на занятиях»[1, с. 16].

Так, начинать обучение при помощи активных методов следует с постепенного вхождения в деятельность, используя метод «Вовлекайте!». Суть его состоит в том, чтобы, деликатно воздействуя на потребностно-мотивационную сферу обучаемых и выявляя индивидуально-значимые мотивы, побудить их к проявлению активности к самовыражению через творческую деятельность, дискуссию или диалог, т.е. ненавязчиво вовлечь обучаемых в образовательный процесс.

Выявление побудительного мотива каждого конкретного обучаемого и деликатное воздействие на него составляет сущность метода вовлечения. Мотивы могут быть разными (приобретение новых знаний, в том числе в области своих социальных прав, знакомство с молодёжной культурой, расширение круга общения, уважение, признание, любовь, самореализация), но все они при умелом их направлении могут выступать в качестве позитивного стимула к обучению. Для их распознания герагог должен проявлять к своим ученикам внимание и психологическую наблюдательность.

Основой активных методов обучения пожилых является групповая работа. Группа должна включать от пяти до девяти человек. Связано это с тем, что именно столько единиц информации может удерживать в своём внимании обычный психически нормальный человек. Обучение в малых группах позволяет вовлечь в активную деятельность всех её членов. Известно, что степень усвоения знаний, умений и навыков, напрямую зависит от степени участия человека в процессе обучения. Психологи выяснили, что взрослый человек, пассивно слушая лекцию, может усвоить лишь 5 % информации, в то время как обсуждение и дискуссия в группе на определённую учебную тему способны привести к 50%-му усвоению обсуждаемого материала. «Решение становится для человека “своим”, осмысленным тогда, когда он может высказать собственное мнение, активно участвует в обсуждении, предлагает свои варианты решения, идеи, вместе с другими участниками предлагает пути решения проблем» [2, с. 5]. Кроме того, активные методы обучения активизируют все потенциальные возможности и субъектные составляющие обучаемого, такие, как «био» (мышление, память, восприятие, органы чувств), «социо» (опыт, общение, поведение, способы взаимодействия с участниками образовательного пространства), «дух» (культура и творчество), одновременно воздействуя на субъекта и позволяя ему проявлять свою субъектность в образовании. Активные методы работы в малых группах стимулируют субъектогенез каждого члена группы, поскольку они ориентированы на то, чтобы:

  • «вырабатывать и развивать навыки, способности, необходимые для успешного разрешения проблем (например, посредством изучения конкретных случаев, критических ситуаций и т.п.);

  • вырабатывать навыки планирования, необходимые для решения определённых проблем или использования возможностей (стратегическое планирование);

  • предоставить участникам возможность попрактиковаться в использовании новой техники или приёма (в парах, тройках, четвёрках и пр.);

  • предоставить участникам возможность наблюдать поведение друг друга, высказать советы, пожелания;

  • предоставить возможность обмена опытом, как по поводу проблем, так и по поводу возможных решений» [2, с. 30].

Известно, что сотрудничество и партнёрские отношения лучше всего формируются в ходе совместной деятельности, при которой результат напрямую зависит от эффективного взаимодействия всех исполнителей работы. Методы работы в малых группах позволяют преобразовать процесс обучения в процесс сотрудничества всех его участников. Для этого необходимо вовлекать обучающихся людей в совместную творческую деятельность по созданию общего для группы произведения. Это позволит внести в обучающий процесс дух совместного творчества. Все члены группы получат возможность лучше познакомиться друг с другом. Коллективная работа даст возможность проявить себя более скромным и застенчивым людям. Совместная групповая деятельность способна вызывать у обучающихся людей чувство личной сопричастности к образовательному процессу. Подводя итоги работы в группах, можно предложить для обсуждения не только сам продукт деятельности группы (коллаж, картину, стихотворение, план лекционного курса, предложение по решению социального вопроса и т.п.), но и психоэмоциональную атмосферу внутри группы, то, насколько она была комфортной для членов группы, что понравилось именно в методе группового взаимодействия. В этом случае итогом групповой работы станет совместная самооценка ситуации сотрудничества. Выполнение групповых творческих работ способствует установлению партнёрских отношений между всеми участниками образовательного процесса, который строится на субъект-субъектных позициях. И герагог, и обучаемые выступают как активные субъекты образовательной деятельности. В то же время герагог уже не является энергетическим центром всего происходящего, в эпицентр образовательного пространства перемещаются сами обучаемые. Изменяются не только позиции участников, но и методы обучения. «Методы, на которых базируется обучение пожилых, основаны не на прямом, а на косвенном, корректном воздействии» [3, с. 21]. Встаёт вопрос о том, может ли в ситуации «корректного воздействия» герагог проявить себя как субъект, и в чём будет заключаться его активная деятельность? Принцип активности лежит в основе образовательных действий как у обучаемых, так и у тех, кто учит взрослых и пожилых людей. Мы считаем, что активная деятельность педагога как субъекта образования проявляется больше не во внешней, а во внутренней структуре образовательного процесса. В геронтообразовании процесс обучения – это процесс сотрудничества и взаимодействия. Последнее же невозможно без общения, поэтому многие специалисты в области обучения взрослых считают, что в задачу герагога «входит организация общения» [1, с. 7]. М.Т. Громкова пишет: «В любом общении при его осознании что-то чуть-чуть меняется в нашем внутреннем образе, т.е. происходит образовательный процесс. Тот, кто этим процессом управляет, берет на себя функции андрагога (герагога)» [4, с. 6]. О.В. Агапова и Т.М. Кононыгина под организацией общения понимают активизацию слушателей и самоорганизацию процесса обучения, которые возможны в том случае, если процесс обучения будет организован таким образом, чтобы «слушателям хотелось самим начать учиться» [1, с. 7].

К наиболее часто применяемым активным методам обучения пожилых людей, включающих педагогическое общение, относится дискуссия. Она может быть проведена полностью или использоваться фрагментарно, что обусловлено конкретной образовательной ситуацией. Дискуссия может выступать в качестве ведущего метода обучения, в зависимости от темы занятия (например, социальные права граждан пожилого возраста), или сопутствующего (возникнуть не преднамеренно, при обучении каким-либо навыкам, но косвенно отвечать задачам образования пожилых, например, дискуссия по поводу межпоколенческих отношений может возникнуть сама собой). В дискуссии герагог выступает организатором педагогического общения. Он направляет ход дискуссии, оказывая педагогическую поддержку всем её участникам.

Проявлять внутреннюю активность не менее сложно, чем внешнюю. В организации общения у герагога она выражается в том, что, руководя дискуссией, он не может встать ни на чью позицию. Даже если внутренне ему чья-то позиция и близка, внешне он нейтрален. «Его задача – сделать так, чтобы у каждого участника было ощущение, что его не только выслушали, а к его мнению прислушались. Он не выше и не лучше обучающихся, он рядом, наравне» [1, с. 7]. В этом заключается сущность принципа активности в деятельности герагога как субъекта и искусство личностной педагогической поддержки. Для того, чтобы организация процесса общения в ходе обучения проходила успешно, герегог должен владеть техникой коммуникации. Руководя дискуссией, герагог не только поощряет высказывания и вовлекает в активное обсуждение всех присутствующих, но и нивелирует тенденцию некоторых личностей к пространным выступлениям. Общение – это не только высказывания и обмен мнениями. Для того, чтобы обучаемые смогли договориться, а именно к этому старается подвести любую дискуссию герагог, необходимо не только уметь говорить, но и уметь слушать. Поэтому при образовательной работе с пожилыми людьми актуальной является техника активного слушанья. Она включает: нерефлексивное слушание, угу-поддакивание, рефлексивное слушание, эмпатическое слушание.

Нерефлексивное слушание заключается в умении человека внимательно молчать, изредка поддерживая активность собеседника следующими или подобными репликами: «Да…», «Подробнее, пожалуйста», «Продолжайте, я вас слушаю». На передний план общения нерефлексивное слушанье ставит субъектность обучаемого, реализуя его вербальную потребность высказать значимые для него проблемы. Угу-поддакивание как приём активного слушанья также направлено на решение этой задачи. В процессе общения активный слушатель выступает как бы «эхом» говорящего. Выделяют поддерживающее и смысловое эхо. В первом случае для поддержания «угу-общения» достаточно повторять последние слова из фразы собеседника. Во втором – необходимо выбирать из речи говорящего ключевые слова, чтобы поддерживать его речь в определённом направлении. Нерефлексивное слушанье позволяет герагогу минимальными средствами продемонстрировать активный интерес к обучаемому человеку. В процессе организации общения использовать его следует в тех случаях, когда:

  • «собеседник горит желанием высказать свою точку зрения;

  • хочет обсудить наболевшие вопросы;

  • испытывает трудности в выражении своих забот и проблем;

  • сдерживает эмоции в беседе с человеком, занимающим более высокое положение» [2, с. 108]. Так, проявлению субъектности в пожилых людях может мешать их стереотипное отношение к герагогу как к учителю, занимающему по отношению к ним более высокое положение, что в свою очередь может стать препятствием для реализации принципа активности. Нерефлексивное слушанье будет способствовать преодолению этой проблемы в обучении пожилых людей.

Рефлексивное слушанье в отличие от нерефлексивного не только поддерживает собеседника в его стремлении выговориться, но и устанавливает обратную личностную связь с говорящим человеком. Для этого можно использовать приёмы уточнения с помощью таких вопросов, как: «Что вы имеете в виду?», «Не объясните ли вы мне это?», «Уточните, пожалуйста…», а также перефразирования высказываний собеседника с помощью фраз: «Как я вас понял…», «По вашему мнению…», «Другими словами…», «Вы хотите сказать, что…» Чтобы воспользоваться приёмом перефразирования, герагог должен уметь внимательно слушать собеседника. Присутствие в перефразированной фразе ссылки на «вы» позволяет подчеркнуть ответственность говорящего как субъекта за своё высказывание. Этим перефразирование способствует развитию обучаемого как ответственного за свои слова и действия субъекта.

Эмпатическое слушанье требует от герагога умения не только слушать и оценивать смысл высказываний собеседника, но также и понимать то, какие чувства спровоцировали то или иное высказывание. Ведь человек говорит не только ради того, чтобы высказаться. Он хочет быть услышанным. А быть услышанным – значит быть понятым. Фраза из старого фильма: «Счастье – это когда тебя понимают» стала крылатой из-за своей вневременной актуальности. Именно понимание есть цель любого личностно-ориентированного общения. «Учитель, ориентированный на понимание и учёт состояния субъекта, акцентирует внимание в первую очередь на его внутреннюю систему отсчета (ценности, критерии оценок, проблемы и трудности)» [5, с. 127]. И рассматривая обучение с позиции тех, кто называл школу домом радости, мы должны стремиться, так организовать общение в учебном процессе, чтобы оно приносило человеку чувство счастья потому, что его понимают. Понимание внутреннего состояния обучаемого играет большую роль в организации личностной педагогической поддержки обучаемых пожилых людей. Мы видим, что общение – это активный процесс вне зависимости от роли собеседника. Активно слушать не менее сложно, чем говорить.

Принцип активности, лежащий в основе современных методов обучения пожилых людей, позволяет герагогу проявлять свою активность. Она выражается в корректном воздействии на обучаемых людей. При этом активность герагога незаметно стимулирует субъектов образования к активной деятельности, чтобы они могли одновременно реализовывать и развивать свою субъектность. Успех обучения пожилых людей напрямую зависит от педагогического мастерства герагога. Его умения использовать современные активные методы обучения, такие как: работа в малых группах, дискуссия, активное слушанье. Результатом общей активности всех субъектов в педагогике является образовательное пространство – образовательно-личностный онтогенез обучаемых пожилых людей.
Литература:

  1. Агапова О.В., Кононыгина Т.М. Образование пожилых. Руководство для практической работы. – Орел: Издательство НП «Редакция газеты «Орловская правда», 2001. – 32 с.

  2. Методические материалы в помощь мультипликатору./Составитель Г.Л. Дубинин. – Северодвинск: Северодвинская организация общества «Знание» России, 2004. – 140 с.

  3. Подготовка мультипликаторов./Составитель Г.Л. Дубинин. – Северодвинск: Северодвинская организация общества «Знание» России, 2004. –36 с.

  4. Громкова М.Т. Андрогогика: теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с.

  5. Попова C.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2005. – 176 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент icon1. Пояснительная записка к образовательной программе по обществознанию
Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,...
Н. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент iconГаоу спо мо «губернский профессиональный колледж»
И. Б. кандидат филологических наук, Попова О. В.– кандидат педагогических наук, Шармар С. В – кандидат филологических наук, Лукасевич...
Н. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент iconРабочая программа по предмету обществознание основное общее образование
«Обществознание. 6 9 классы». Авторы программы: Л. Н. Боголюбов – академии рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая...
Н. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент iconПояснительная записка к тематическому планированию уроков обществознания...
Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,...
Н. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент iconРабочая программа по обществознанию предназначена для 6 9 классов...
Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук;Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических...
Н. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Ивановой, кандидат педагогических...
Н. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент iconУтверждено
Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических...
Н. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент icon«региональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Авторы-составители: кандидат географических наук Рязанова Н. Е., кандидат педагогических наук, доцент Кузьмина Н. Н
Н. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ
Семен Леонидович басов, кандидат юридических наук, доцент; Наталья Михайловна иванова, кандидат исторических наук, доцент; Галина...
Н. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы-составители: С. Ю. Баранов, кандидат филологических наук, профессор; И. В. Мовнар, кандидат педагогических наук, доцент
Н. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент iconРабочая программа учебной дисциплины «Литература»
Тодоров Л. В., доктор педагогических наук, профессор; Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент; под общей редакцией...
Н. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент iconБезопасность жизнедеятельности учебно-методический комплекс курса Пермь пгпу 2008
Отавина Марина Львовна кандидат медицинских наук, доцент, Корж Галина Сатурниновна кандидат медицинских наук, доцент, Суслина Ольга...
Н. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы составители: В. Н. Самородов, кандидат философских наук, доцент; В. Е. Федоров, кандидат философских наук, доцент; Д. А. Рзаев,...
Н. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент iconСанкт-петербурга
О. Н. Журавлева, доцент кафедры социально-гуманитарного образования спбаппо, кандидат педагогических наук, доцент
Н. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тодоров Л. В., доктор педагогических наук, профессор; Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент; под общей редакцией...
Н. А. Ермак, кандидат педагогических наук, доцент iconРабочая программа по обществознанию для 9 класса на 2013/2014 учебный год
Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск