Скачать 189.75 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Кафедра культурологии Рабочая учебная программапо дисциплине «Музейная педагогика» для ООП направления подготовки: 050100.68 – Педагогическое образование, магистерская программа – «Культурологическое образование», М1.В.ОД.2 – общенаучный цикл, обязательные дисциплины
Екатеринбург – 2012 Рабочая учебная программа по дисциплине «Музейная педагогика» ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2011. 14 с. Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры культурологии УрГПУ (протокол № 1 от 27 августа 2012 г.)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Цели и задачи дисциплины Цель курса – получение студентами-магистрантами знаний о музейной педагогике и умений на их основе разрабатывать музейные занятия. Задачи курса:
1.2. Место дисциплины в структуре ООП Курс «Музейная педагогика» предназначен является составной частью профессионального цикла ООП по направлению «Педагогическое образование», магистерская программа «Культурологическое образование» и входит в число курсов вариативной части общенаучного блока, позволяющих сформировать профессиональные компетенции культурологов-магистров. Педагоги должны владеть умениями в области организации образовательно-воспитательной деятельности в образовательных учреждениях и учреждениях сферы культуры. Для этого необходимо развернутое представление о роли и месте такого инновационного направления в педагогике, как музейная педагогика. Курс носит практико ориентированный характер и построен на овладении студентами в процессе выполнения самостоятельных работ умениями по разработке и проведению музейных занятий в моделированных ситуациях и в пространстве современных музеев. Данный курс находится в тесной связи с дисциплинами, изучавшимися в рамках бакалавриата: реализующими социально-гуманитарный компонент (историей России, этикой), реализующими общепрофессиональный компонент (психологией, педагогикой, основами специальной педагогики и психологии, теории и методике преподавания культурологии), теоретическим дисциплинами («Анализ и интерпретация текстов культуры»), историко-культурологическим дисциплинами («История культуры», «История мировой художественной культуры»), дисциплинами, обращающимися к современным социально-культурным практикам, другими специальными курсами. 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате изучения дисциплины «Музейная педагогика» студент должен иметь базовые представления
знать
уметь
владеть:
1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения разделов дисциплины. Практический компонент дисциплины реализуется в ходе практических занятий. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе подготовки к практическому занятию. Для закрепления и систематизации знаний в рамках самостоятельной работы студентов предлагаются: аналитическая обработка научных текстов (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.). Самостоятельная работа студентов в компьютерном классе включает следующие организационные формы учебной деятельности: работа с ресурсами Интернет по заданной проблеме, составление аннотированных списков интернет-источников, просмотр видеолекций, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий, работу в музеях. II. Учебно-тематическое планирование 2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫТема 1. Музеи мира Музей как явление культуры. Виды музеев. Этапы развития мирового музейного дела. Характеристика коллекций и направлений деятельности ведущих зарубежных и отечественных музеев. Музеи мира в контексте современного культурного процесса. Тема 2. Музейная педагогика как средство воспитания человека культуры Понятия «музейная педагогика», «музейный урок». Музейный компонент в современной системе образования. История становления и современное состояние музейной педагогики. Основы научно-исследовательской, методической и практической образовательной деятельности в музее. Развитие художественного творчества и общих творческих способностей в музейно-педагогическом процессе. Особенности музейной педагогики в музеях России. Методические особенности музейно-педагогической работы с аудиторией различных возрастов. Тема 3. Информационные технологии в музейно-образовательной деятельности Информационные технологии в искусстве, искусствоведении и музейно-образовательном процессе. Методика использования информационных технологий в процессе подготовки и проведения музейного урока. Тема 4. Детское творчество и арттерапия в музее Психолого-педагогические, социальные и медико-биологические аспекты детского творчества как способа самовыражения и познания окружающего мира. Специфика работы детской студии в художественном музее. Значение и типология выставок детского творчества, формы и методы их организации и проведения. Тема 5. Музей и школа: пространство сотрудничества Особенности взаимодействия системы образования и системы культуры. Культурно-образовательное пространство современного музея. Проектная деятельность на уроках истории и МХК как возможность реализации интеграции музея и школы. Опыт музеев Екатеринбурга и Свердловской области в организации и проведении музейных уроков. Перечень семинарских (практических) занятий
IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВиды письменных работ: планы-конспекты занятий по избранным студентом темам Тематика мультимедиа-проектов
Вопросы для зачета
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Рекомендуемая литература Основная литература Борякова Н. Ю. Белова Т. В. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: АСТ, Астрель, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.biblioclub.ru/50904_Pedagogicheskie_sistemy_obucheniya_i_vospitaniya_detei_s_otkloneniyami_v_razvitii.html Градусова Л. В. Гендерная педагогика. Учебное пособие. М.: Флинта, 2011[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/83436_Gendernaya_pedagogika_Uchebnoe_posobie.html Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии [Текст] : учеб. пособие для использования в учеб. процессе образоват. учреждений сред. проф. образования / М. Н. Гуслова. - М. : Академия, 2010. (5 экз.) Евладова Е. Б. Логинова Л. Г. Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. М: ВЛАДОС, 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/63096/ Исаева И. Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие. М.: Флинта, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/54554_Dosugovaya_pedagogika_uchebnoe_posobie.html Карпов А. В. Кузнецова И. В. Кузнецова М. Д. Шадриков В. Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работнико / Под редакцией: Шадриков В. Д. М.: Логос, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/85032_Professionalizm_sovremennogo_pedagoga_metodika_otsenki_urovnya_kvalifikatsii_pedagogicheskikh_rabotnikov.html Кодола Н. В. Интервью: Методика обучения. Практические советы. Учебное пособие2-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/104052_Intervyu_Metodika_obucheniya_Prakticheskie_sovety_Uchebnoe_posobie.html Мурзина И. Я. Прикладная культурология и педагогика [Текст] / И. Я. Мурзина ; Урал. гос. пед. ун-т. // Пед. образование в России / Урал. гос. пед. ун-т.-2010.- № 2. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 11 класс. В двух частях. Русская художественная культура. М.: ВЛАДОС, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/55864/ Садохин А. П. Мировая художественная культура. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sale.biblioclub.ru/book/115030/ Дополнительная литература Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974. (1 экз.) Галкина Т.В. Музейная педагогика: проблемы структуры музейного путеводителя// Вестник Томского.гос.пед ун-та. 2010. № 10 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/86358/ Морозова И.А. Музейная педагогика в Сети // Преподавание истории в шк.. – 2007. – № 8. – С. 22-24. (1 экз.) Музейная педагогика: из опыта метод. работы / под ред. А.Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. – М.: Сфера, 2006. (2 экз.) Ребенок в музее. Новые векторы детского музейного движения : [учеб. пособия для вузов] / Е. Л. Галкина [и др.]; Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии ; под ред. М. Ю. Юхневич. – М. : Академический Проект : РИК, 2006. (5 экз.) Рыжова Н.Музейная педагогика в детском саду [Текст] / Наталья Рыжова.// Дошкол. образование : прил. к газ. "Первое сент.".-2010.- № 19.- С. 9-16. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб.пособие. – М.: Высш.шк., 2004. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб.пособие. – М.: Высш.шк., 2004. (15 экз.) Формирование экологической культуры средствами музейной педагогики [Текст] / В. П. Александрова [и др.]. // Биология в шк..-2008.- № 5.- С. 40-43. Харитонова А. А.Формирование музейной культуры у старших дошкольников [Текст] / А. А. Харитонова. // Нач. шк. плюс до и после.-2011.- № 3.- С. 73-77. 5.2. Информационное обеспечение дисциплины При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать ресурсы сети Интернет:
Норамтивная база образования на сайте Министерства образования Свердловской области. Сайт: http://www.minobraz.ru/ Компьютерные средства: Библия. Мультимедийный диск содержит два текста - канонический вариант Ветхого и Нового Завета и популярное изложение основных библейских эпизодов. Обращение к каждому сюжету сопровождается музыкой и иллюстрируется классическими произведениями скульптуры и живописи. Религиозные праздники, карта Древнего Израиля и изображение святых мест. Платформа: Windows.. Кирилл и Мефодий. Эрмитаж. Путешествие в мир сокровищ. Искусство древних народов и ювелиров Европы, архитектура известных зодчих, работы мастеров ренессанса и французских импрессионистов, история развития музея. Знакомство с биографиями мастеров, экскурсии по зданиям, залам и коллекциям Эрмитажа. Карта и линии времени. Платформа: Windows.. Кирилл и Мефодий. Сокровища России. Введение в русское искусство. Тысячелетнее развитие русского искусства от истоков до авангарда. Значительные произведения, созданные за время от крещения Руси до 1917 г. Биографии мастеров и исторических деятелей. Техника великих мастеров, рассматриваемая по деталям и фрагментам их работ. Музыка русских композиторов. Видео путешествия по памятным местам России. Карта и линии времени. Платформа: Windows.. Интерсофт. Нонконформисты. Новое русское искусство. “Неофициальное” советское искусство, зародившееся в период хрущевской “оттепели”. Линия времени и четыре литературно-художественные композиции. Платформа: Windows.. Интерсофт. Картины истории России 17-20 вв. Картины русских художников, отображающих события и судьбы людей России 17 - нач. 20 вв. Картографическая информация, сведения о художниках и писателях. Платформа: Mac OS. ИНТ. Московские прогулки. Архитектура, история и быт москвичей. Коллекция старинных и современных изображений зданий и памятников, фотоэтюды куполов московских церквей и городские пейзажи, картины о Москве. Справочная база данных архитектурных и исторических терминов и персоналий. Платформа: Windows 95. Кирилл и Мефодий. Храм Христа Спасителя. История России с 1812 г. до наших дней. Трехмерные модели неосуществленных проектов храма Христа Спасителя. Знакомясь с ними, можно выбрать фантастический ракурс наблюдения. Платформа: Windows 95, Mac OS. NMG. ART - История искусств. Шедевры живописи, скульптуры и архитектуры от Древнего Египта до наших дней. Статьи. Материал рассматривается по жанрам и направлениям искусства, по эпохам и авторам. Платформа: Windows. Ньюком, Омикрон. Шедевры архитектуры. Архитектурные стили и исторические эпохи. Трехмерные модели семи чудес света и мультимедийные сюжеты о них. Интерактивные карты мира, Европы, Азии и Ближнего Востока. Платформа: Windows. NMG. Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия. Около 15 000 статей, посвященных актерам, режиссерам, операторам, отечественным и зарубежным фильмам. Тесты-викторины, фрагменты из фильмов и хронология важнейших событий мирового кино. Платформа: Windows. VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫПри изучении данной дисциплины рекомендуется использовать
Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников. Режим доступа: http://www.researcher.ru/practice/practice_org/practice_gum/a_5q5ko.html Сайт «Русский музей» Режим доступа: http://rusmuseum.ru/ VII. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ПРОГРАММЫ Мурзина Ирина Яковлевна, доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой культурологии УрГПУ. Р. тел. 235-76-42 Рабочая учебная программапо дисциплине «Музейная педагогика» для ООП направления подготовки: 050100.68 – Педагогическое образование, магистерская программа – «Культурологическое образование», М1.В.ОД.2 – общенаучный цикл, обязательные дисциплины Подписано в печать . Формат 60х84/16 Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. – 1,0 Тираж_______экз. Заказ______ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26 |