Скачать 38.56 Kb.
|
Приемы изучения русского языка, направленные на сохранение культурного наследия (на примере изучения темы «Жаргонизмы» в 6 классе) Проблема взаимосвязи, взаимодействия языка и культуры является одной из центральных в языкознании. Первые попытки ее разрешения были предприняты В. Гумбольдтом. Как утверждал К. Леви-Строс, язык есть одновременно и продукт культуры, и ее важная составная часть, и условие существования культуры. Более того, язык – специфический способ существования культурных кодов. Современная языковая ситуация такова, что становится актуальной проблема сохранения культурного языкового наследия. Особая роль в решении этой проблемы принадлежит учителю русского языка. Активность социальных жаргонов, их широкое распространение в речи различных групп населения обусловили введение соответствующей темы в школьный курс русского языка. Так, в 6 классе при изучении лексики ограниченной сферы употребления учащиеся знакомятся с жаргонизмами. На освоение этой темы выделяется, как правило, 1 час. Таким образом, на уроке русского языка происходит активизация словаря жаргонной лексики, но не формируется правильное отношение к этому языковому явлению. Мы считаем, что эта проблема будет решена при условии систематического использования предложенных нами приемов. Проанализировав работы Н.А. Ипполитовой, А.А. Мурашова, мы выделили следующие педагогические приёмы изучения темы «жаргонизмы» в школьном курсе лексики.
Здесь возможно четыре варианта их реализации:
─ составление синонимических рядов:
─ составление антонимических пар. ─ подбор омонимов, омоформ (литературное слово – жаргонное слово; жаргонное слово – жаргонное слово).
Предлагая школьникам придумывать высказывания, учитель преследует различные цели: во – первых, развивается речь учащихся, во – вторых, дети тренируются в употреблении тех или иных лексических и грамматических явлений. Реализация данного приема возможна в разных вариантах:
употребить те или иные слова (тематическая группа слов), грамматические конструкции для создания определённой характеристики текста.
по–разному с учётом целей, условий и специальных задач общения. - Определение функции жаргонизмов в художественном, публицистическом тексте; - Прием экспериментирования. Работа эффективна будет лишь тогда, когда данные методы и приёмы будут применяться систематически. Важно, чтобы на уроках сочеталась как общеклассная работа, так и индивидуальная. Кроме того, мы считаем, что работа над темой жаргонизмы не должна быть ограничена отдельным уроком. Правильное отношение к этому явлению будет сформировано при условии систематического обращения учителя к данной проблеме. В рамках учебного процесса это возможно, например, во время лингвистических пятиминуток. Мы считаем, что подобная работа при изучении лексики ограниченной сферы употребления, в частности, жаргонизмов, позволит сформировать у учащихся правильное отношение к этим языковым явлениям, актуализировать лексику литературного языка. Языковые нормы соотносимы с установками культуры. Хотя за носителями культуры, распределенными по разным социальным группам, остается право выбора. Однако выбор этот должен быть сознательным, обоснованным, соотносимым с тем восприятием мира, зафиксированным в языке, которое специфично для данного этноса. Основа подобного выбора, ценностные ориентации, на которых он базируется, закладываются в школе, прежде всего, на уроках русского языка. |