Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 38.56 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.05.2014
Размер38.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы


Приемы изучения русского языка, направленные на

сохранение культурного наследия

(на примере изучения темы «Жаргонизмы» в 6 классе)
Проблема взаимосвязи, взаимодействия языка и культуры является одной из центральных в языкознании. Первые попытки ее разрешения были предприняты В. Гумбольдтом. Как утверждал К. Леви-Строс, язык есть одновременно и продукт культуры, и ее важная составная часть, и условие существования культуры. Более того, язык – специфический способ существования культурных кодов.

Современная языковая ситуация такова, что становится актуальной проблема сохранения культурного языкового наследия. Особая роль в решении этой проблемы принадлежит учителю русского языка.

Активность социальных жаргонов, их широкое распространение в речи различных групп населения обусловили введение соответствующей темы в школьный курс русского языка. Так, в 6 классе при изучении лексики ограниченной сферы употребления учащиеся знакомятся с жаргонизмами. На освоение этой темы выделяется, как правило, 1 час. Таким образом, на уроке русского языка происходит активизация словаря жаргонной лексики, но не формируется правильное отношение к этому языковому явлению. Мы считаем, что эта проблема будет решена при условии систематического использования предложенных нами приемов.

Проанализировав работы Н.А. Ипполитовой, А.А. Мурашова, мы выделили следующие педагогические приёмы изучения темы «жаргонизмы» в школьном курсе лексики.

  1. Приёмы, обращающие к истории (этимологии) слова.

Здесь возможно четыре варианта их реализации:

  • Учитель предлагает слово, и сам рассказывает его историю;

  • Слово предлагают дети, а учитель представляет историю этого слова;

  • Слово предлагает учитель, а дети должны дать толкование и рассказать о происхождении данного слова;

  • Дети предлагают слова, и сами объясняют их.

  1. Приёмы, отражающие особенности парадигматических отношений в лексике:

─ составление синонимических рядов:

    • Предлагается жаргонное слово, к которому необходимо подобрать жаргонные синонимы;

    • Предлагается жаргонное слово, к которому необходимо подобрать синонимы из литературного языка.

─ составление антонимических пар.

─ подбор омонимов, омоформ (литературное слово – жаргонное слово; жаргонное слово – жаргонное слово).

  1. Приёмы, отражающие особенности деривационных отношений:

  • словообразовательный разбор;

  • составление словообразовательных цепочек. Жаргон учащихся изобилует сокращёнными вариантами слов и словосочетаний (апокопами) – это словообразовательные жаргонизмы: Лабы (лабораторные работы), видак (видеомагнитофон) и другие. Ребятам предлагается найти такие словообразовательные модели.

  1. Приёмы работы с текстом:

  • редактирование разных вариантов текста с использованием жаргонизмов. В основе этой работы лежит трансформация данного текста в определённом направлении: передать содержание текста от другого лица (имеется в виду прежде всего социальный статус говорящего или пишущего); придать тексту другую стилистическую окраску, другую композиционную форму с учётом изменения сферы употребления, изменения фактора речевой ситуации.

  • формулирование собственных высказываний о жаргонизмах.

Предлагая школьникам придумывать высказывания, учитель преследует различные цели: во – первых, развивается речь учащихся, во – вторых, дети тренируются в употреблении тех или иных лексических и грамматических явлений.

Реализация данного приема возможна в разных вариантах:

  • Составление микротекстов со специальным заданием –

употребить те или иные слова (тематическая группа слов), грамматические конструкции для создания определённой характеристики текста.

  • Составление элементов (фрагментов) текста с учётом предполагаемого содержания текста в целом, с целенаправленным использованием языковых средств;

  • Составление вариантов текста – об одном и том же рассказать

по–разному с учётом целей, условий и специальных задач общения.

- Определение функции жаргонизмов в художественном, публицистическом тексте;

- Прием экспериментирования.

Работа эффективна будет лишь тогда, когда данные методы и приёмы будут применяться систематически. Важно, чтобы на уроках сочеталась как общеклассная работа, так и индивидуальная.

Кроме того, мы считаем, что работа над темой жаргонизмы не должна быть ограничена отдельным уроком. Правильное отношение к этому явлению будет сформировано при условии систематического обращения учителя к данной проблеме. В рамках учебного процесса это возможно, например, во время лингвистических пятиминуток.

Мы считаем, что подобная работа при изучении лексики ограниченной сферы употребления, в частности, жаргонизмов, позволит сформировать у учащихся правильное отношение к этим языковым явлениям, актуализировать лексику литературного языка. Языковые нормы соотносимы с установками культуры. Хотя за носителями культуры, распределенными по разным социальным группам, остается право выбора. Однако выбор этот должен быть сознательным, обоснованным, соотносимым с тем восприятием мира, зафиксированным в языке, которое специфично для данного этноса. Основа подобного выбора, ценностные ориентации, на которых он базируется, закладываются в школе, прежде всего, на уроках русского языка.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск