Скачать 50.01 Kb.
|
Г. Н.Добрынина, МАОУ-НОШ№5, г.Среднеуральск Программа нравственного воспитания младших школьников «Уроки добра». Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Во внеурочной деятельности я использую программу «Уроки добра» (авторы Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова «Азбука нравственности») в сотрудничестве с родителями. «Уроки добра» эмоциональные, строю на непроизвольном внимании и памяти, включаю игровые элементы, использую яркую наглядность и электронные ресурсы. Занятия на тему «Щедрость и жадность» во 2 классе помогло развить те нравственные качества, которые необходимы для жизни в коллективе (ребята осознали, что нужно делиться с другими, выручать друг друга, если возникает необходимость, угощать) В нравственном воспитании важная роль отводится художественной литературе. «Через скуку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка», - писал В. Сухомлинский. Чтение и разбор статей и рассказов (например, Е. Чарушина, М. Пришвина и др.), стихотворений, сказок помогают понять и оценить нравственные поступки, ставятся в произведении в доступной форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе. Дети, оценивая поступки того или иного персонажа, часто вспоминают и о своем личном опыте (рассказы В. Осеевой, Н. Носова, В. Драгунского и др.), при этом возникают эмоции не только одобрения, но и осуждения. Часто после прочтения детям предлагается задание нарисовать понравившегося героя или наоборот непонравившегося и по цвету, который дети используют видно их отношение к героям. Это способствует воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия, помогает лучше понять другого. В качестве домашнего задания можно рекомендую детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На таких уроках важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная моя задача состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. Программа включает в себя 135 занятий по 35 - 45 минут и рассчитана на четыре года обучения. Занятия провожу в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности: театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов. В ходе реализации программы «Уроки добра» обеспечено достижение обучающимися разноуровневых личностных результатов и эффектов Первый уровень результатов - обучающиеся приобретают социальные знания первичного понимания. Особое значение имеет взаимодействие детей со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде. Это диспуты, обсуждения нравственных проблем: «Что есть доброта?», «Откуда зависть?», «Правда и ложь», «Законы дружбы» и др. Третий уровень результатов - получение начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. Этому способствуют акции: «Белый цветок», «За чистоту города», «Цветы – школе!», «Ветеранам – нашу заботу!». Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д. Для оценки планируемых личностных результатов освоения программы я после каждого занятия стараюсь провести диагностику. Например, после разбора темы «Доброта сердца» в 4 классе провела тест «Волшебная ромашка». В нём приняло участие 23 человека, 54 % детей выбрали духовные потребности (желание здоровья всей семье, некоторые отдельно только маме, брату; радости, мира на земле), 46% - материальные потребности (хотели бы иметь дом, машину, золото, компьютер, деньги), желали бы осуществления духовных потребностей для себя (здоровья, дружбы, понимания, счастья) - 75% учащихся. Данное исследование помогло выявить нравственные ценности, межличностные отношения, направленность интересов учащихся, спланировать тему нравственных бесед. Мною подобраны типовые задачи по оцениванию действия нравственно-этического характера: принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм, умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы, ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости). Я считаю, что программа «Уроки добра» формирует следующие личностные универсальные учебные действия младшего школьника : он понимает чувства других людей и сопереживает им, ориентируется в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, умеет оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми, уважительно относится к другому мнению, уважает и принимает ценности семьи и общества. Литература: 1.Божович Л.И., Конникова Т.Е..Нравственное формирование личности в коллективе. М., 2007 г. 2.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1979 г. 3.Шитякова Н. П., Феоктистова Т.Г.Духовно –нравственное воспитание дошкольников» Ч.:ЧГПУ,2008, 74 с. |