Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 193.84 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.05.2014
Размер193.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы


Введение
Навоевавшись с самим собой и с природой, пройдя через страшные катаклизмы и оказавшись у края пропасти, человечество приходит к пониманию того, что предназначение человека  быть разумным, что основа его разумности  не польза и выгода, а ответственность за себя, за человечество, за природу, что основа его существования  не развитие “за счет”, а взаиморазвитие. Жить, а не выживать; жить, а не готовиться к жизни; не побеждать, а договариваться; не бояться, а уважать; не приспосабливаться, а творить; не отторгать, а сопереживать...

Миру необходим человек творящий, развивающий себя и мир на основе культуры и лада с миром и реализующий себя через свою сущность  свободный труд.

Решить эту глобальную задачу, помочь состояться человеку, может только один социальный институт  школа.

Как это сделать?

Как никому еще не удавалось научиться плавать, стоя на берегу, так никому не удастся «выделаться» в творческую индивидуальность, находящуюся в ладе с миром, с человечеством, с самим собой, если в процессе своего развития человек будет вне свободы, вне культуры, вне творчества, огражденным от себя, других людей, природы...

Следовательно, решать поставленную задачу можно, лишь создав для ученика условия свободы, творчества, уважая индивидуальность каждого, совместно осваивая культурные способы взаимодействия с миром, с человечеством, с самим собой.

Как создать такие условия? Каким образом организовать образовательную деятельность, чтобы у учеников пробудилась потребность «творить свой образ человеческий» (И.И.Чурилов)?

Формой организации, порождающей эту потребность, является самоуправление. Самоуправление понимается нами как форма демократической организации жизни, когда все субъекты, имеющие равные свободы и права, в том числе право быть самим собой, ведут совместную творческую деятельность. При такой организации возможна и необходима «симфония разноголосых».

Чтобы приступить к построению системы самоуправления, необходимо определить способ разрешения главного противоречия  между правом каждого субъекта быть самим собой и необходимостью осуществлять совместную деятельность с другими индивидуальностями. Это противоречие является причиной постоянного возникновения конфликтных ситуаций, требующих разрешения. Силовой способ не разрешает эту проблему, он загоняет её в угол на время, так как силовой способ предполагает появление побежденного, недовольного исходом и жаждущего реабилитации, и победителя, довольного исходом, но опасающегося восстания побежденного. Кроме того, силовой способ устранения разногласий лишает и побежденного и победителя свободы, а значит, права быть индивидуальностью, и, следовательно, разрушает самоуправление и провозглашает силовое правление.

Парадокс требует парадоксального решения.

Быть свободным можно, только заботясь о свободе других. «Согласие разногласных» возможно при установлении общего у разных. Такое установление общего невозможно при помощи силы, оно возможно в результате сопоставления, совместного поиска, убеждения и доказательства. Убеждение же может быть достигнуто посредством речевой, а точнее риторической, деятельности. Таким образом, риторическая деятельность является единственным способом разрешения главного противоречия самоуправления, а, следовательно, она есть способ существования и осуществления самоуправления. Отсюда следует, что эффективность самоуправления непосредственно зависит от качества преподавания риторики и риторических умений субъектов самоуправления.

Итак, самоуправление как форма демократической организации жизни и риторика как способ существования и осуществления самоуправления являются условиями совместной деятельности творческих индивидуальностей и в то же время той рекой, в которой необходимо научиться свободно плавать самостоятельному человеку, реализующему себя в свободном труде на основе культуры и лада с миром.

Исходя из этого, можно конкретизировать основную задачу школы: это обеспечение процесса саморазвития индивидуальности в ходе освоения демократической формы организации жизни и риторики как основного способа существования и осуществления самоуправления и в ходе освоения культурно-исторических знаний.

Начинать реализовывать эту задачу рациональнее всего с младшего школьного возраста, в котором ведущей деятельностью является учебная, а формирование нравственно-психологических качеств сензитивным.

Поскольку речь в дальнейшем пойдет об освоении младшеклассниками демократической формы жизни и риторической деятельности, необходимо раскрыть несколько ключевых понятий: самоуправление, риторическая ситуация, риторика в процессе усвоения системы самоуправления.
Самоуправление в школе.

Самоуправление есть процесс авторства (соавторства) собственной жизни в обществе, когда человек всю свою деятельность (главную и неглавную) в этом обществе планирует сам, соотносясь и договариваясь со всеми участниками деятельности, сам организует запланированную деятельность, после исполнения критически ее осмысливает и сам оценивает и контролирует.

Быть автором и участником самоуправления  значит желать и уметь:

 планировать различные виды деятельности во времени и пространстве;

 вырабатывать общие правила, обеспечивающие совместную деятельность;

 организовывать и действовать на основе этих правил;

 обнаруживать ошибку, находить ее причину и способ устранения;

 разрешать проблемные ситуации, возникающие в ходе совместной деятельности, путем обсуждения и совместного поиска решения;

 прогнозировать возможные варианты действий в ситуациях, которые могут возникнуть при решении поставленной задачи;

 экспертировать возможные варианты решений с точки зрения разумности, безвредности их результатов для природы, человечества, группы, самого себя и нести ответственность за принятое решение.

Говоря о самоуправлении, нужно иметь в виду три основных момента.

Первый момент. Освоение необходимых умений, перечисленных выше, дело не одного дня, а целого цикла. В нашем случае  всего цикла начальной школы.

Второй момент. Самоуправление может быть востребовано при определенных условиях.

  1. Полный рабочий день. Наличие достаточного пространства и времени для осуществления полноценной жизни детей, наличие всех видов деятельности (не только ведущей  учебной), в процессе которых человек в этом возрасте развивается. Наличие всех видов деятельности и есть жизнь, которую можно планировать, организовывать, осуществлять, оценивать, т.е. управлять ею.

  2. Наличие своего времени и пространства. Постоянное в течение всего рабочего дня помещение и время, которыми можно распоряжаться для решения учебных и неучебных задач. Отсутствие жесткой привязанности к звонкам и расписанию уроков (внешней организации) при наличии общих задач создает условие необходимости планирования времени и пространства (внутренней организации).

  3. Неоднородность класса по своему составу. Наличие в классе детей с разными способностями и возможностями, социальному и материальному положению семей, по интеллектуальным способностям, по уровню психического развития. Неоднородность эта по возможности должна быть приближена к неоднородности современного общества.

Третий момент. Самоуправление нельзя ввести. Оно есть продукт добровольного выбора в процессе самоопределения по отношению к собственной роли в деятельности общества. Самоуправление есть не внешняя, а внутренняя организация. Внутренняя  значит добровольно и осознанно принятая. Ввести ее нельзя. Работе над освоением системы самоуправления, каждого умения, необходимого для обеспечения самоуправления, предшествует этап актуализации и самоопределения.
Итак, самоуправление есть процесс авторства собственной жизни в обществе, который требует от его участников умения планировать, организовывать, осуществлять, рефлексировать. Освоение системы самоуправления может быть востребовано при наличии полного рабочего дня, своего времени и пространства, неоднородности класса по своему составу и осуществляется только на основе добровольного и осознанного выбора в течение длительного периода времени.
Риторическая ситуация.

Риторическая ситуация - это проблемная ситуация, вызванная противоречием между желанием одного и правом другого не соглашаться с этим желанием и разрешаемая риторическим путем, то есть когда никаким другим путем, кроме риторического, проблему не разрешить, так как оба субъекта независимы.
Риторика в процессе освоения системы самоуправления.

Трудно сказать, что чему предшествует и что чем определяется: независимость субъектов делает ситуацию риторической, или ситуация невозможности решить проблему любыми другими способами, кроме риторического, создает потребность демократизации отношений? Это похоже на определение первенства между яйцом и курицей. Но можно сказать, что демократия и риторика взаимообусловлены, являются причиной и следствием друг друга. Нельзя сказать, что для осуществления поставленной задачи нужно сначала освоить риторические умения, а потом демократические отношения, или наоборот. Неверно также сказать, что они осваиваются параллельно. Поскольку самоуправление и риторика взаимообусловливают друг друга, то и осваиваться они должны вместе.

Как же быть, если успешность освоения демократических отношений зависит от успешности освоения риторических умений и наоборот, а младший школьник не владеет ни тем, ни другим? Выход  в помощи учителя. Функция учителя, как носителя демократических и риторических умений, заключается в том, чтобы помочь детям увидеть в ситуации риторический выход, разобраться в причинах проблемности, ощутить преимущество риторического способа над другими и самостоятельности над зависимостью, освоить демократические и риторические умения в процессе совместного построения самоуправления в классе.

Последовательность построения системы самоуправления в классе следующая. Провозглашение прав учителя и учеников быть самими собой, распоряжаться своим временем и пространством, при необходимости делать это совместно, порождает постоянную риторическую ситуацию, разрешение которой требует освоения определенного вида демократических отношений. Освоенность этих отношений выводит на следующую риторическую ситуацию, требующую овладения отношениями другого уровня. Использование постоянно возникающих риторических ситуаций  основной путь построения системы самоуправления. Эффективность его в “настоящности”: он не требует создания искусственных риторических ситуаций для обучения риторике. Необходимо подчеркнуть, что нужность риторики как учебного предмета не уменьшается, а наоборот становится все более и более актуальной. Постоянное использование риторических умений совместно с учителем для разрешения конкретных жизненных ситуаций приводит детей к пониманию важности освоения законов риторики. Целенаправленное освоение законов риторики на уроке постепенно освобождает учеников от необходимости в помощи учителя для разрешения новых ситуаций, что делает их более самостоятельными.
Подведем итог нашим рассуждениям.

Риторическая деятельность есть основной способ существования и осуществления самоуправления. Признание демократической формы организации жизни задает риторическую ситуацию и провозглашает риторическую деятельность способом существования демократии. Тем самым, в каждой проблемной ситуации выделяется приоритет для ее разрешения  убеждение. Установление правил риторики, как приоритетных для разрешения проблемных ситуаций, есть установление демократии. Самоуправление и риторика взаимообусловливают друг друга. Успешность установления демократических форм организации жизни впрямую зависит от успешности освоения риторики теми, кто эту демократическую форму признает и устанавливает. Усвоение риторических знаний и умений как средства реализации демократической жизни в демократическом государстве  одна из важнейших гуманистических задач школы. Провозглашение школой демократических принципов управления школьной жизнью, построение системы самоуправления через освоение риторической деятельности всеми субъектами школьной образовательной деятельности  путь воспитания самостоятельного человека, члена демократического общества. Рациональнее начинать реализацию этой задачи в младшем школьном возрасте, когда ведущей деятельностью является учебная, а формирование нравственно-психологических качеств сензитивным.

Учитель и ученики создают систему самоуправления в классе, осваивая риторические умения. Учитель, являясь носителем демократических отношений и риторических умений, выполняет функции помощника и методолога. Процесс построения самоуправления в классе начинается с провозглашения свободы и права каждого быть самим собой в условиях необходимости совместной деятельности. Логика построения самоуправления в классе заключается в использовании реальных ситуаций для поиска новых видов демократических отношений, разрешающих эти ситуации, приобретение умений демократического взаимодействия, а в дальнейшем признание демократических свобод в качестве ценности, понимание необходимости освоения риторических законов для совершенствования себя и освобождение от необходимости помощи учителя.

Завершая раздел “Введение”, опишем ситуацию нашего класса в начале первого года обучения.
Наша ситуация и основные моменты программы по риторике.

Класс состоит из 20 человек, трое из них имеют разную степень задержки психического развития, двое - диагноз “расщелина верхнего неба”, один - “тугоухость четвертой степени”. Класс формировался из детей в возрасте 5-9 лет, из семей с различным социальным и материальным положением. Класс имеет классную комнату, раздевалку, туалет, комнату для умывания в помещении детского сада. Рабочий день для учителя с 8.30 до 18.00, для учеников с 9.30 до 17.00. Учебная деятельность организована в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, преподавание риторики по авторской программе.

Основные подходы и компоненты программы по риторике.

  1. Риторика в начальных классах есть предриторика, подготовительный период, в котором должны быть сформированы предриторические умения (особое отношение к слову, понимание его значимости, «этосного» содержания, ощущения многозначности, многогранности и музыкальности слова, испытывание необходимости в выяснении смысла непонятного слова и умение определять смысл этого слова, уметь быть активным участником процесса словотворчества), основные риторические понятия (цель, ситуация, адресат, жанр, текст, результат, рефлексия...)

  2. Цель курса риторики в младшей школе  помочь приобрести необходимые предриторические умения и сформировать основные риторические понятия в процессе сначала непроизвольной для детей риторической деятельности по освоению риторических жанров, а затем произвольное вхождение детей в риторическую деятельность.

3. Реализацию заданной цели курса риторики в младшей школе предполагается осуществить в три этапа.

Первый этап (первый год обучения).Слово удивительный мир. В течение этого этапа необходимо ввести ребенка в мир слова, помочь ему ощутить значимость, многогранность и красоту слова, почувствовать необходимость и возможность творения слова.

Основными тематическими блоками являются:

Происхождение слова.

Понятные и непонятные слова.

Слово волшебник.

Я придумываю слово.

Второй этап (второй год обучения). “Слово и Я , Слово и Мы”. Формируется нравственное отношение к слову. Основной тезис этого этапа, который должен перейти в образ-отношение ребенка к слову, выглядит так: человек, владеющий словом-волшебником, ответственен за последствия своей словесной деятельности. Со словом нужно обращаться так, чтобы не причинять вреда другим и чтобы не было стыдно за свое слово.

Основными тематическими блоками являются:

Слово: друг или враг?

Наши слова.

Мои слова.

Третий этап (третий и четвертый годы обучения). “Пойми меня через слово. Я юный оратор”. Формируются основные риторические понятия (цель, ситуация, адресат...) в процессе целенаправленной работы по освоению конкретных жанров устной и письменной речи. В отличие от предыдущих этапов, где также идет работа по освоению конкретного жанра, здесь фокусом является формирование осознанного, произвольного отношения к риторической деятельности.

Основными тематическими блоками являются:

Виды и типы речи.

Жанры.

Модель жанра.

Основные риторические понятия.


  1. Когда закончатся уроки риторики.

Когда кончится самоуправление.
Миру нужен самостоятельный человек. Несамостоятельный человек опасен для мира.
Для свободного человека самоуправление и риторика как основной способ его существования и осуществления закончиться не могут, они могут только продолжаться.


Миру нужен самостоятельный человек. Несамостоятельный человек опасен для мира. В условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющейся политической, социальной обстановки человек, рассматривающий эти изменения как трагедию, как непреодолимую пропасть, переходит в пограничные отношения с миром. Мир перестаёт для него существовать как живой организм со своей историей и со своим будущим. Этот человек выключает себя из всемирного процесса. Человек потерял работу  крах! Ему не выплатили вовремя зарплату  трагедия! Он не знает, что делать, он в депрессии. Государственные чиновники поступили несправедливо, а вышестоящие органы оставили это без изменений  полное отчаяние, безысходность! “Я бы смог, если бы мне платили больше, убрали запреты, снизили налоги, предоставили квартиру и обеспечили неизменность всего на сто лет, и чтобы при этом начальник был хорошим и не ругался”  выпаливает набор оправданий своей несостоятельности несамостоятельный человек. Вера в хорошего царя, а не уверенность в себе  стимул жизни несамостоятельного человека.

А если нет и не может быть хорошего царя, а если не собираются менять решения для него, а если нет рядом работы по его единственной, случайно выбранной профессии, а если никому нет дела до его плачевного состояния, вызванного изменением внешних условий, если, если, если. Тогда свет белый не мил. А когда свет не мил, тогда человек опасен не только для своего шалаша, своего племени, как было раньше, он представляет опасность для мира.

Миру нужен человек, живущий своей жизнью. Миру нужен человек, совершающий свой путь, реализующий себя в свободном труде на основе культуры и тем самым оправдывающий своё существование во Вселенной и обеспечивающий тем самым развитие, а значит жизнь Вселенной.

Мир пришёл к пониманию того, что основой решения глобальных экологических и социальных проблем является осознание того, что миру необходим человек самостоятельный, свободный и культурный.

Теории о том, что человек развивается только под воздействием окружающей среды, обстоятельств, показали уже свою несостоятельность. Человек может, способен и должен, если он человек, вставать над обстоятельствами, уметь созидать, не разрушая, нести ответственность перед прошлым и будущим себя, семьи, народа, человечества, земли, вселенной. Теперь уже опасно не нести такую ответственность.

Когда же человеку приобретать эти способности? Когда стукнет восемнадцать? На практике получается, что ни возраст, ни обстоятельства не влияют напрямую на то, чтобы человек был самостоятельным (умеющим саморганизовываться, участвовать в организации группы и отвечать за свои действия перед собой, группой, природой, человечеством, Вселенной). Недавно мы с ребятами наблюдали контрастную картину. Наблюдали, потому что были ошарашены тем, как ехавший с нами в одном автобусе взрослый мужчина лет сорока пяти, прилично выглядевший, опрятно одетый, смотрел безмятежно на нас и щёлкал при этом семечки в руку. Он просто не замечал нашего недоумения, не видел для этого никакого повода, а мы растерялись, не знали, куда деваться.

Нет, на пустом месте, вдруг, само по себе, без усилий ничего не происходит. Нужно, как минимум, дать возможность человеку стать самостоятельным человеком, дать возможность делать это на культурной основе, дать возможность самому искать себя. Человек имеет на это право.

Весь этот пафос не от бессилия, а от тревоги за то, что дети, проскочившие сегодня сензитивный период формирования основ самостоятельности (самостоятельности, основанной на культуре), получают в наследство перспективу решать эти же проблемы в следующий возрастной период, но только в условиях дефицита времени, необходимости решать другие проблемы, проблемы следующего периода, в условиях ограниченной культурной помощи, страха перед последствием неправильного решения.

Мы попытались использовать сензитивность периода младшего школьного возраста. Нашему классу, чтобы выполнить задачу формирования основ самоуправления в процессе освоения классом учебных задач, остался один учебный год. А что дальше?

Кабинетная система, сотворённая для учителей, не учитывающая интересы учеников, запрещающая ученикам иметь не только своё время, но и своё пространство, закрытость критериев оценки, почти абсолютная субъективность в выставлении оценки, обязанности учеников соблюдать нормы и право учителей не соблюдать их, ... ждут учеников в среднем звене. Такое положение дел никаким образом не способствует развитию «самости» человека, а наоборот, заставляет вывести этот процесс за пределы школы.

В принципе, такое положение дел не объясняется недостаточным материальным обеспечением школьного образования. Дело вовсе не в этом. Для ликвидации кабинетной системы и составления расписания уроков с целью обеспечить нормальный для учеников процесс усвоения предметных знаний, а не для того, чтобы учителям было удобно, не требуется никаких материальных затрат. Нужно желание.

Вот мнения некоторых учителей, побывавших у нас в классе или знакомившихся с нашим самоуправлением заочно (на семинаре или прочитав статью).
Если бы я не видела вашу систему самоуправления, я бы считала это утопией, фантастикой.

У младшего школьника не может быть системного понимания вещей. Вы выдаёте желаемое за действительное.

Когда я узнала о том, что у вас свои законы, ответственные, Большие Советы, у меня сложилось впечатление, что это завуалированный диктат.

Ну создадите вы свою систему, научатся дети организовываться, привыкнут к этому, а что потом? Пойдут в пятый класс, а там всё по старому. Их же сломают, и никакая риторика не поможет Не лучше ли не экспериментировать. Мы ведь не учились в такой системе и ничего. Кое-что из нас вышло. Живём неплохо.

Что им ответить?

Во-первых, никакая это не фантастика. Дети в младшем школьном возрасте не только способны осваивать основы самоуправления, но именно этот период наиболее благоприятен для решения этой задачи. Для моих учеников это не фантастика, для них это реальность.

Во-вторых, всё, что удалось мне изложить в этой работе, есть описание действительного, а не описание проекта.

В-третьих, никаких психологических преград для развития системного мышления у младшего школьника не существует. Младшие школьники способны решать эту сложную задачу и решают её, если им помочь в этом, а не запрещать, ссылаясь на их недоразвитость. Или опять ждать, когда стукнет восемнадцать?

В-четвёртых, мнение о том, что деловитость, публичное планирование, рефлексия, отчёт перед Советом и т.п. является новым механизмом обеспечения дисциплины в классе, приёмчиком учителя-диктатора  это мнение человека, судящего с высоты своей колокольни. Да, в нашем классе часто можно слышать открытые суждения, публичную рефлексию, ревностное отношение ученика к соблюдению правил, за которые он отвечает, и т.д. Для нас это серьёзно, важно и честно, а поэтому мы открыты. Далее, содержательная внутренняя рефлексия, содержательное внутреннее планирование невозможно, если на этапе его освоения человек не осуществляет эти действия “вслух”. Чем больше на этапе освоения основ самоорганизации публичности в среде товарищей, тем качественнее проходит этот процесс и тем быстрее освоенные умения перейдут во внутренний план действий. Теперь насчёт приёмчиков учителя-диктатора. Само это утверждение уже потому не верно, что в системе самоуправления учитель непосредственно участвует в уничтожении своего диктаторского положения, в котором он находился первого сентября по отношению к первоклассникам. С каждым новым законом, принятым совместно с детьми, он теряет свою абсолютную власть и приобретает новую, равную с детьми ответственность за соблюдение принятого решения. Можно ли играть с детьми в самоуправление? Можно. Но эта игра очень скоро станет игрой одного человека  учителя. Дети, благодаря своей удивительной чувствительности к искренности, очень скоро распознают несерьёзность, ненастоящность того, что им предлагают.

В-пятых, осваивание основ самоорганизации в системе самоуправления в младшей школе не имеет такую узкую цель как подготовка к пятому классу конкретной школы. Приобретаемые умения универсальны. Они необходимы в любом виде деятельности вне зависимости от того, в какой пятый класс какой школы попадёт ребёнок. Другое дело, что в системе прямо противоположной самоуправлению ученик с меньшим эффектом будет решать задачи подросткового периода. Другое дело, что не имея своего места, времени, голоса в школе, ученики будут лишены возможности получать квалифицированную помощь школы, право на которую они имеют.

Мы, конечно, не строим иллюзий по поводу того, что для нас переделают школу. Мы работаем на себя, мы работаем над приобретением универсальных умений, необходимых свободному, самостоятельному и культурному человеку.

Будет самоуправление в пятом классе или нет, будет оно в том или ином виде, зависит от школьной организации. Человек же, освоивший универсальные умения самоорганизации, не зависит напрямую от изменившихся условий и, имея возможность увеличивать свою самодостаточность, не может вернуть себя в рабское состояние. Самоуправление  это образ жизни, а не обязательный для соблюдения устав школы. Поэтому самоуправление, его развитие в открытом или закрытом виде (в случае, если оно будет преследоваться в средней школе) будет жить и развиваться для тех, кто сделал выбор в пользу этого образа жизни, постигнув основы самоуправления, и его основной способ существования и осуществления  риторику.

И это тоже не фантазии, не выдавание желаемого за действительное. У меня есть основание говорить об этом с уверенностью, потому что я в курсе дел ребят из моего первого выпуска, теперь уже закончивших седьмой класс.

Всего несколько иллюстраций к сказанному.
В конце учебного года раздаётся телефонный звонок. Звонит из города Чусового (в этом городе я сделал свой первый выпуск) мой бывший ученик и говорит, что они приглашают меня пойти с ними в поход с ночевкой вверх по реке Чусовая, что они всё приготовили (перечислил, что именно) и что мне нужно взять с собой некоторые вещи (перечислил, какие именно) и прибыть в Чусовой к такому-то времени для организационного собрания, на котором будет обсуждаться план похода. Конечно, я с удовольствием приехал. Ребята сами организовали всё, но нуждались во мне не только как в товарище, но и как в человеке, с которым их родители отпустят в поход.

С чусовскими ребятами мы встречаемся примерно раз в месяц на протяжении всего времени после окончания ими младшей школы и не только в походе, но и в других совместных затеях. С моими бывшими учениками мы обсуждаем проблемы, с которыми они сталкиваются в новой школе, пытаемся обсудить и найти риторическое решение.
“Как быть, если, например, я поднял руку и попросил разрешения выйти их класса по понятной для всех причине, а учитель мне не разрешил?  ставит проблему пятиклассник, один из моих бывших учеников,  Для меня оскорбительно слышать такой отказ! Объяснять учителю, что она не имеет право это делать, бесполезно.”

Мы начинаем обсуждать эту проблему. Как сделать так, чтобы не воевать с учителем, но и не ронять при этом свое человеческое достоинство?

 Как ты думаешь, по какой причине учитель тебе не разрешал выйти?

 Была контрольная работа.

 А при чём здесь пищеварительный процесс?

 Она считает, что для этого есть перемена.

 Ладно, оставим учителя при его мнении, тем более, что переубедить её вряд ли удастся. Давай, как всегда, обратимся к культурным нормам. Вообще-то ни в одном общественном заведении, кроме школы, у начальника не просят разрешения выйти в туалет. Принято просто вставать и идти к выходу, обозначая мимикой или шёпотом, что необходимо выйти. И все всё понимают.

 Если я так сделаю, она может спросить: “Куда ты?”

 Ну, во-первых, она вряд ли спросит, она ведь неглупая женщина, а, во-вторых, если и спросит, то отвечать ничего не надо или сказать: “Мне нужно выйти” и выходить. На перемене, если она очень захочет, можешь сообщить о цели твоего трёхминутного отсутствия.

Эта невеликая проблема была решена, а как быть с тем, что некоторые учителя позволяют себе без разрешения владельца вынимать дневник из чужого портфеля?
Одна учительница сказала одной из мам моего бывшего ученика:

 Они очень самостоятельные. Пришли в чужую школу, а чувствуют себя как дома. Но очень уж спорят. Поменьше бы спорили с учителем.
“Нас не любят в этой школе, потому что заставляют бегать из кабинета в кабинет. У нас нет места, где бы могли собраться хотя бы для того, чтобы подумать, как поздравить нашего одноклассника с днём рождения,”  заявили ребята из первого выпуска, проучившись некоторое время в пятом классе новой школы.
“Очень трудно понять смысл урока,  сетует ученик.  Вот что это за параграф “Плоды и семена”? Или как ответить на вопрос “Кто друзья леса?””

Разве человек, мыслящий системно, может додуматься, что ответ на этот вопрос должен быть таким “ Муравьи.”?!
Нет, можно запретить самоуправление в школе, можно запретить спорить с учителем по поводу предметного знания или организации учебного процесса, но убрать сформированное умение и желание быть самостоятельным человеком невозможно.

Так что для свободного человека самоуправление и риторика, как основной способ его существования и осуществления, закончиться не могут. Они могут только продолжаться.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск