Скачать 261.16 Kb.
|
МКУ «Управление образования Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Заинского муниципального района Республики Татарстан Программа рассмотрена на заседании Педагогического Совета Протокол № _____ от «_____» ________________20___ г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУДОД «Детская школа искусств» _________ Н. А. Кондратенко «_____» ____________20___ г. Образовательная программа Живопись Возраст детей: 11 – 15 лет Срок реализации: 4 года Баширова Эльвира Искандаровна, педагог дополнительного образования, I квалификационная категория Заинск 2012 г. Пояснительная записка Образовательная программа дополнительного образования детей по предмету «Живопись» разработана в соответствии с Законами РФ и РТ «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольным учреждениям), Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей от 11.12 2006 № 06 – 1844 Программа по живописи является ключевым разделом художественного образования. Занятия живописью помогают человеку почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают духовно, развивают художественный вкус. Без изучения ее законов невозможно освоение различных видов изобразительного искусства. Курс построен по единому принципу дисциплин детских художественных школ и тесно связан с заданиями других предметов (рисунок, композиция, история искусств и т.д.) и включает в себя овладение учащимися теоретическими и практическими знаниями по цветоведению и выполнение творческих заданий. В основу курса положены материалы, исследованные ранее в других программах и теоретических трудах по живописи. Программа рассчитана на четыре года, выстроена логически, с возрастающей степенью сложности и с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Помимо часов, указанных в программе, преподаватель дает короткие задания на дом, позволяющие закрепить материал. В конце каждого полугодия проводится просмотр работ. Итогом ежегодной работы по живописи является контрольная постановка. Работа по живописи выполняется разнообразными материалами: это акварель, гуашь, акрил, а на четвёртый год обучения и масло. Программа обучения живописи на художественном отделении ДШИ ставит следующие основные цели:
Задачи курса живописи: -развивать у учащихся культуру зрительного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и произведений живописи; -ознакомить с теоретическими основами живописи, с основами цветоведения, перспективы, компоновки, светотеневой моделировки; -научить изображать предметы во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом его цветовых особенностей; -пользуясь живописными средствами, научить учащихся составлять целостную цветовую гамму, “лепить” форму цвето-тоновыми отношениями, передавать характер поверхностей предметов, овладевая техническими приемами акварельной живописи, гуаши и основами цветоведения. -развить зрительную память, научить работать по памяти, представлению и воображению; -развивать восприятие цвета с помощью наблюдения красоты цветовых отношений в природе. наблюдательность, глазомер, моторика руки, тонкое зрительное восприятие цвета. Необходимо и целесообразно в работе по данной программе использовать метод демонстраций. Рассматривается как показ перед учениками процесса работы над заданием. Этот метод дает эффективные познавательные результаты, дети лучше понимают возможности техники исполнения, усваивают разнообразные варианты письма. Практикуется разработанный мною прием работы “под диктовку”, когда работа над определенным упражнением ведется учителем и одновременно копируется учениками. Требование предъявляемое к этому методу: использовать по крайней необходимости, в напряженном режиме беседы с учениками (постоянно задавая вопросы ученикам) и с комментированием учителя. В искусстве много таких вещей, которые очень сложны в понимании и необходимо все разложить по полочкам. Наглядность — одна из самых специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Невозможно проводить занятия на уроках рисования с натуры без наглядного материала: таблиц, моделей, рисунков и живописных этюдов. Весь курс предмета “живопись” включает в себя задания с постепенным усложнением задач. Длительные учебные постановки чередуются с кратковременными, что активизирует процесс обучения. Организация деятельности Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, организуемые в конце каждого полугодия Подтверждением результативности программы является участие и победы учащихся в различных фестивалях и конкурсах, а также отличная защита контрольных работ при выпуске из ДШИ. Программа работы по предмету рассчитана на четырёхлетнее обучение. Программа первого года обучения комплектуется из учащихся 4-го класса, второго года обучения – учащихся 5-го класса и т. д. Режим работы по предмету – 3 часа в неделю; Оптимальное количество обучающихся в группе – 8 – 10 человек. Критерии оценки 5 баллов — особые успехи, отлично, задание выполнено полностью без ошибок; уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения, и учебная задача полностью выполнена. 4 балла — полное выполнение работы, но с небольшими пробелами; уровень живописной грамотности соответствует этапу обучения, допускаются незначительные отклонения, учебная задача выполнена. Ученик хорошо справляется с палитрой цветов, но допускает незначительные ошибки в тональном решении. 3 балла — при выполнении задания есть несоответствия требованиям; уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью). Ученик допускает грубые ошибки в композиционном и цветовом решении натюрморта. 2 балла — полное несоответствие требованиям; уровень живописной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена. Но такую оценку лучше не ставить, так как это только оттолкнет учащихся от творческой деятельности, а учителю стоит присмотреться к креативности данного ученика и продумать посильность следующих заданий. В программе главное место отводится рисованию с натуры. Учащиеся начинают курс “Живописи” с изучения качества цвета и тона в живой натуре. Этому способствуют комплексные практические занятия, подкрепленные постоянно углубляющимися теоретическими блоками. Работа ведется в жанре натюрморта, затрагивает пейзаж и портрет. Дети развивают свои навыки, изучая в художественной практике натюрморта жизнь цвета в форме объектов изображения и в окружающем их пространстве (тема рефлексов и валеров). Далее они переходят к изучению сложной фактуры различных предметов. Осваивают мастерство передачи колорита в студийных постановках и пейзажных этюдах. Наряду с этим вводятся различные упражнения по изучению новых творческих технологий. Задачей преподавания живописи в художественных классах является выработка у учеников индивидуальной культуры цвета, позволяющей им в дальнейшем свободно решать сложнейшие задачи живописного произведения в свободной тематической композиции. В результате прохождения этой программы, учащиеся кроме общей эстетической культуры должны получить знания, умения и навыки реалистической изобразительной грамоты, уметь передавать на изобразительной плоскости объемные, пространственные и материальные качества предметов; знать теоретические основы линейной и воздушной перспектив, законы светотени, иметь представление о профессиональных методах работы тоновыми и цветовыми отношениями, о закономерностях построения композиции и колорита. Вводятся упражнения, направленные на умения отходить от стандарта, плюс базовые навыки. В результате непосредственной практики в живописи углубляется представление о предметах, развиваются зрительная память, наблюдательность, глазомер, моторика руки, тонкое зрительное восприятие цвета. Весь курс предмета “живопись” включает в себя задания с постепенным усложнением задач. Длительные учебные постановки чередуются с кратковременными, что активизирует процесс обучения. В процессе работы учащиеся знакомятся с различными приёмами работы акварелью: длительной многослойной живописью, приёмами «а ля прима», «по сырому», работой полусухой кистью и т.д. 1-й год обучения Первые занятия по живописи должны начинаться с ознакомления учащимися с материалами, используемыми при обучении живописи и техникой их применения. Акварельную живопись необходимо ввести сразу же с первого класса. Изначально акварель — сложная техника, но если ее преподнести после работы с гуашью, то возможно появится риск того, что ребенок ее уже так сильно не полюбит. Гуашь для кого-то также считается сложной техникой, но ее прелесть состоит в возможности исправить, перекрыть один слой краски другим. Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения и их применением в практической работе. Учащиеся постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета. Необходимо прививать учащимся любовь к отображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве, развивая у детей точность живописного восприятия, воспитывая живописную культуру изображения. Для решения этих задач необходимо в доступной для этого возраста форме дать понятие об основных характеристиках цвета, используя цветовой круг, объяснить, что такое локальный цвет, влияние света и тени на цвет предмета, дать понятие о тоне в искусстве живописи. С первого задания надо подчеркивать, что необходимо сразу компоновать и решать весь лист. Учащиеся должны знать, что такое свет, тень, полутень, блик, цветовой рефлекс. В итоге работы в 1-ом классе учащиеся должны научиться последовательно вести работу над натюрмортом, обращая особое внимание на решение поставленной в каждом этюде задачи. Происходит знакомство со свойствами живописных материалов и их техническими возможностями (гуашь, акварель). Учащимися постигаются первоначальные знания основ цветоведения и умение применять их в практической работе. 2-ой год обучения Для сохранения связи курса первоначальные задания должны развивать и закреплять знания и навыки, полученные в первый год обучения. На втором году обучения программа по живописи рассматривает теоретические вопросы по цветоведению, закрепляющие сведения полученные в первом классе. Углубляют понятия о способах передачи пространства и объема посредством живописи - при помощи тона и цвета. Углубляем понимание холодной и теплой гаммы, колорита. Необходимо уделять особое внимание компоновке предметов на листе, совершенствовать пластическое решение формы предметов. Учащиеся должны уметь вести работу последовательно. С начала работы нужно постоянно развивать умение держать в работе весь лист, прокладывая цветовые отношения отдельных плоскостей. Изображая предметы во всей сложности цветовых нюансов, необходимо соблюдать локальную окраску предметов, выявляя их объемную форму, и следить за постановкой предметов на плоскости. Особое значение приобретает колористическая цельность в решении постановки с учетом понятий “холодной” и “теплой” гаммы, а также предполагается более тщательное исследование пластики формы с помощью рефлексов и выявление при этом фактуры предмета. 3-тий год обучения В третьем классе учащиеся продолжают знакомство с различными приемами работы живописными материалами, способами изображения. Знакомятся с различными фактурами предметов и их изображением. Постановки усложняются. Вводятся более сложные по форме предметы, драпировки со складками. Задания носят более длительный характер в формате 1/2 листа. Следует придавать большое значение композиции листа, выявлению пространства постановки и четкой конструкции предметов, понятию тональности, колористическому решению и умению последовательно, правильно вести длительную работу. Продолжаем работу с различными материалами и техниками: акварелью, гуашью, акрилом. Закрепляются и углубляются живописные навыки. Усложняются постановки, а также форма предметов и складок в натюрмортах. Большее значение придается композиционной организации листа, выявлению пространства постановки, четкой конструкции предметов, понятию тональности, умению последовательно вести длительную работу. Продолжается изучение “тональных” и “тепло-холодных” отношений. Длительные постановки чередуются с короткими этюдами. 4-тый год обучения В четвертом классе продолжается работа над натюрмортами, но с более высокими требованиями к их исполнению. Натюрморты носят ясно выраженный тематический характер, намечается их связь со станковой композицией. Фигура в интерьере, натюрморт в интерьере. Задачи работ четвертого класса предусматривают основные задания академической живописи: точные цветовые отношения в натюрморте; передача формы, объема предметов, их фактуры; решение пространства, глубины в натюрморте. Этот год является завершающим обучение по программе “живопись”. Закрепляются все навыки. В четвертом классе учащимися отслеживается ритмическое построение цветовой плоскости листа. формируется представление о важности “касаний” и штриха в живописных решениях, уделяется внимание цветности теней. В результате этого они должны продемонстрировать свободное владение материалом. Учащиеся после 1-го года обучения должны: а) знать:
б) уметь:
После второго года обучения учащиеся должны: а) знать:
б) уметь:
После третьего года обучения учащиеся должны: а) знать:
б) уметь:
После четвертого года обучения учащиеся должны: а) знать:
б) уметь:
Учебно-тематическое планирование 1-й год обучения
Содержание программы |