Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 81.49 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.05.2014
Размер81.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕ – ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Шогорова Г.Г.

Липецкая СКО школа-интернат Ш-IV вида, e-mail: sko@lipetsk.ru
Господи, благослови!

Не плоть, а дух растлился

в наши дни.

И человек отчаянно тоскует,

Он к свету рвётся из

ночной тени

И, свет, обретши, ропщет

И бунтует…

Ф.Тютчев
Духовность – основа развития человечества.

Мы должны помочь детям обрести

Веру и потребность жить по Слову Божьему.

Алексий II
Народная мудрость гласит: «Здоровье-это ещё не всё, но без него всё ни что». К напоминанию этой истины приходят, к сожалению, тогда, когда здоровье потеряно безвозвратно. Понять глубину этого как можно раньше – вот главная задача человека, и тогда ценностные параметры всей жизни будут иными, чем у людей, пока не понимающих истинную ценность здоровья. Тем более значима эта задача в коррекционных учреждениях, где у каждого ребёнка серьёзные проблемы со здоровьем, и очень важно дать этим растущим людям опору, привить им вкус жизни, показать им её неповторимость, научить их ценить её прелесть. Другими словами – обеспечить воспитанникам духовное здоровье, ибо человек рождается дважды: один раз физически, другой раз духовно. Именно духовность и отличает Человека от всех живых существ. Задача учителя и воспитателя публицистом Пушкиным определялась умением зажечь «чистую лампаду» веры в своих учениках.

Двадцатое столетие в России знаменовалось воинствующим отрицанием духовного начала человека, а это привело к тому, что политический, экономический, экологический и духовный кризисы переплелись в их предельном выражении, сделав человека бессильным перед трудностями жизни.

Великий русский философ И.А. Ильи, предвидя сегодняшний день, технический прогресс землян, воинствующий атеизм в России, писал, что всё это «не формирует Человека, а разнуздывает и портит его, ибо, имея жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он – бездуховный и безверный обладает – он начинает служить только плоти и неизбежно губит себя и окружающих». В этих условиях необходимо начинать новые духовные реформации, определив их центральную задачу – подготовку неизбежной духовной аскезы. Драматизм общественной традиции 90-х годов, теперь уже прошлого века, заключался в «сирости» отечественного сознания.

Взрослое население страны, воспитанные в условиях «марша к коммунизму», не могло сказать детям: «Живите, как мы, берите пример с нас!» Оно жило во имя завтрашнего светлого дня, опуская настоящее. Это не могло не ослабить миротворческую и нормотворческую способность народа, его устойчивость перед соблазнами нигилизма, перед вседозволенностью в вопросах морали. Задача в подготовке духовной аскезы в связи с этим становится общегражданской задачей. Важно превратить самоограничения из внешне навязанных во внутренне обусловленные чаяния нового образа жизни в гармонии с душой, телом и природой. Освоение этого образа жизни не возможно без веры, надежды, совести и любви, «ибо, рассудок без любви и без совести, не укоренённый в созерцании Бог – есть разновидность человеческой глупости и чёрствости». Новое поколение должно воспитываться в пространстве веры в доброе назначение человеческой жизни, в трепетном отношении к ней, в желании творить добро.

Система социального образования содержит в себе богатый ресурсный потенциал для решения проблем развития личности ребёнка через механизмы самопознания, самоопределения и самореализации. В арсенале этой ресурсности: более широкие временные рамки целенаправленного общения с ребёнком, ограниченное воздействие внешней социальной среды на процесс воспитания; возможности для коллективной и индивидуальной рефлексии. Эта ресурсная база даёт мне возможность создания условий для формирования духовного здоровья ребёнка и коллектива.

Для решения этих задач и была разработана программа «Школа Благодарения». Основная идея программы состоит в следующем:

- в условиях студийных занятий – реализация игросистем погружения в мир творческого поиска выдающихся мастеров слова (писателей и поэтов России, богословов);

- максимальное приближение к пониманию понятия гармонии души, позволяющие личности ребёнка, пребывающей в ситуации альтернативной культуры жизни (XIX век, средневековье, древняя Русь) определить свою общественную роль в социуме и свою общественную позицию.

Цель программы:

- создать социально-педагогические условия для формирования осознанной духовной позиции ребёнка посредством освоения модели жизни, основанной на поиске и творчестве. Мы должны помочь детям обрести христианскую веру в силу добра.

Задача программы:

- создать условия для овладения личностью началами духовности, её основами духовного построения жизни;

- создать условия для практической реализации приобретённых знаний;

- создать условия для формирования личностно-индивидуальной программы последействия.

Содержание программы:

Архитектоника программы строится по принципу блоков и модулей, что позволяет использовать её в зависимости от имеющихся ресурсов и уровня воспитанности детей.

1 БЛОК – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ – реализуется через организацию бесед, встреч, групповых и индивидуальных исследований. Детям в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей транслируется информация о жизненном и творческом пути Мастеров Слова.

2 БЛОК - МОДЕЛЬНО-ИГРОВОЙ – реализуется через организацию практико-значимых дел, которые не только имитируют модели творческого поиска и процесса, но и создают условия для освоения новых социальных ролей, статусов, позиций. Через игровую деятельность апробируется приобретённая и усвоенная ребёнком информация. Игровая деятельность позволяет адекватно соотносить в практике каждого занятия поставленные цели и средства их осуществления, готовность сформированной личности к духовой реформации.

3 БЛОК – АНАЛИТИКО-ПРОЕКТИРУЮЩИЙ – реализуется через организацию вечерних огоньков по анализу проведённых дел и личностного участия в них, изменений потребностей, мотивационной и ценностной сфер личности. Самоанализ, вопросы, выдвигаемые перед самим собой, создают участнику программы возможность выявить базис моделей творческой жизнедеятельности.

Разработка модулей является неотъемлемой частью педагогической программы «Школа Благодарения». Первоначально программа была рассчитана на 2 года, но по мере взросления детей (они были шестиклассниками) она расширялась и углублялась. Если первый модуль 2000-2001 уч. года был назван «Книга книг» и решал задачи знакомства детей с Библией и её местом в истории и жизни России, то в 2001-2002 уч. году реализовывался модуль «Диалог культуры», в процессе которого изучался вопрос о месте Библии и веры в жизни писателей и поэтов XIX века. Студийцы с удивлением узнавали о христианских воззрениях Пушкина и Гоголя, о глубокой религиозности творца «Демона» Лермонтова; знакомились с шедеврами храмовой архитектуры, вслушивались в молитвенный строй духовного песнопения. Возникла необходимость продолжения духовного формирования воспитанников, и разработалось продолжение.

Третий и четвёртый годы мы претворяли в жизнь модуль «Христианская экологическая культура». В течение двух лет изучали духовное наследие нации, житие подвижников Церкви Христовой: Сергия Радонежского, Тихона Задонского, Серафима Саровского, Иоанна Крандштадского и т.д. Уроки духовности по этим темам проходили в актовом зале для воспитанников школы, сообразуясь с их возрастом. Вечера поэзии Ф. Тютчева, А.Фета, Б.Пастернака посвящались их духовным исканиям и красоте звучащего слова.

Ежегодно 1 сентября студийцами проводятся уроки Родины – духовно-патриотическое действо во славу Отечества: «Россия – священная наша держава», «Россия – я твой капиллярный сосудик!», «У России много берегов», «Поле русской славы – поле русской духовности», «Лихачёвское видение Добра и Прекрасного», «Русский язык – основа развития духовных сил». Эти уроки дают эмоционально-патриотический настрой началу учебного года, настраивают учащихся на понимание своей причастности к судьбе Родины, нашего коллектива.

Понятие христианской национальной культуры тесно связано со всеми жанрами общей культуры: живопись (иконы, библейские сюжеты); архитектура (храмы); литература; музыка. Эти жанры – неотъемлемая часть духовности нации, её достояния.

Понять творчество художников, поэтов и музыкантов помогает взгляд с точки зрения веры. А если ребёнок видит, что Ф.М.Достоевский глубоко верил в Бога, то у него возникает вопрос: «А почему Достоевской не отрицал Творца? А почему я веду себя не так, как определил Господь? А что доброго сделано мною?» Вот ради этого и изучается жизнь великих людей. Пусть дети сравнят в чём-то себя с ними, поищут привлекательное в них и… придут к Вере.

Основой четвёртого года работы по программе «Школы Благодарения» стал благодарственный акафист «Слава Богу за всё», написанный митрополитом Трифоном (в миру Б.П. Туркестанов). Его поэтапное изучение сопровождалось параллелями из произведения И.Шмелёва «Лето Господне». Дети учились умению возносить славу Творцу за всё, что не дал – учились благодарить сердцем, постигая мудрость Бога в дарах и лишениях. Главный итог – понимание истины: «Слава Богу за всё, слава Богу за скорбь и за радость». В течение года на уроках духовности постигался Промысел Божий, понятие Благодарения.

Углублялось изучение Божьего Дела модулем «Душа человека – основа нравственности» (2003-2004уч. г), «Духовность России в - её вере, надежде и любви» (2004-2005уч.г.), «Духовность – основная сила русской православной культуры» (2005-2006уч.г.), «Родной язык как главная основа всякого образовательного развития духовных сил» (2006-2007уч.г.). В рамках реализации этих моделей осмысливались христианские понятия веры, греха, добродетели, место человека в творении на земле дел угодных и не угодных Богу.

В течение семи лет программа шла к детям и росла с ними. От славной красочной детской Библии они пришли к изучению трудов Ильина, Флоренского, Кронштадского. Цели программы достигнуты. Выпускаясь в путь, мои ученики не только не считали себя атеистами, они твердо усвоили, что являясь творением Бога, а коли так, то человек должен ощущать себя этим творением и делать то, что должно, что и как определено им. Педагог И.Ильин советовал научить любить, понимать, принимать, сострадать и помогать.

Я хотела научить своих воспитанников уже семи добродетелям, первое из которых – верить, ибо только вера помогает научиться всем остальным. Только духовное здоровье позволяет преодолевать нездоровье физическое. В течение всех лет мы учились любить в самом широком понимании этого слова: любить родителей, любить природу, любить творчество, любить свою любовь в себе, любить мир и жизнь, любить Родину, любить и быть благодарным Богу.

Мы старались научиться понимать учение Божье, понимать окружающих, принимать их такими, какие они есть, прощать им их ошибки, прощать душой, дабы простили тебя, сострадать болям и горю других и помогать дабы в трудностях помогли и тебе. Мы научились благодарению, выработали в себе потребность дарить благо! И пусть некоторые продолжают говорить, что духовность - это всего – навсего хорошие манеры и добропорядочное поведение, мы понимаем, что духовность – это потребность жить по Законам творца, в его пространстве, ибо вера в Бога не унижает человека, а «возносит его, преображает и укрепляет».

За семь лет воспитанники выучили десятки произведений духовной поэзии И.Домаскина, А.Пушкина, П. Вяземского, Н.Гоголя, М.Лермонтова, Б.Пастернака, А.Жигулина…

Все воспитанники знают «дорогу в храм», соблюдают каноны и понимают великую силу молитвы.

Программа «Школа Благодарения» воспитывают детей в Вере, вырабатывает в детях привычку и потребность жить по Божьему слову, ибо «Всякому человеку доступно, и достойно, и необходимо поставить в своем сердце молитвенный алтарь, внимать зовам совести и чести и сделать свою волю орудием Воли Божией,- и тем утвердить в себе духовное достоинство, как основу личной жизни, как верное мерило людей и их поступков, как чувство личного, общественного и политического ранга» (И.Ильин).

Внутри этой программы остались десятки православных праздников, экскурсии и поломнические поездки в Задонск, Елец, Троицко – Сергиевскую лавру, Саввино – Сторожевский монастырь, на Куликово поле. Множество поэтических вечеров открывали воспитанникам духовность Пушкина, Тютчева, Блока, Есенина, Гумилева и других.

Так будем помнить призыв притчи: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состариет». В этом я вижу сегодняшнее назначение педагога, поскольку никогда не устареет заявление великого философа: «Тот, кто не будит духовного начала в ребенке, тот отдает его во власть слепых инстинктов, тот попросту предает его». Помочь ребенку обрести духовное здоровье и сохранить его в себе – насущная наша задача. И от этого будет зависеть духовное здоровье нации, России!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск