Пояснительная запискаЦели и задачи, решаемые при реализации программы:Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
Формирование художественно-творческой активности:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа:Рабочая программа по изобразительному искусству 5-9 класс составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского, М. Просвещение 2010. Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Количество учебных часов в соответствии с Рабочей программойПрограмма рассчитана на 0,25 часа в неделю. 8,5 часа – в год.
Система контроля.Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Содержание рабочей программы.Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Древние корни народного искусства.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор – человек, общество, время.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире.
Современное выставочное искусство.
Ты сам – мастер.
Изобразительное искусство в жизни человека.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет.
Образ человека – главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве 20го века.
Человек и пространство. Пейзаж.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж – большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Изобразительное искусство в жизни человека.
Изображение фигуры человека и образ человека.
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни.
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве 19го века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве 20го века.
Реальность жизни и художественный образ.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.
Дизайн и архитектура в жизни человека.
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек.
Художник – дизайн – архитектура.
Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и выразительность.
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква – строчка – текст.
Искусство шрифта.
Композиция в графическом дизайне.
Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий.
Объект и про6странство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность.
Цвет в архитектуре и дизайне.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.
Город сквозь время.
Город сегодня и завтра.
Живое пространство города.
Вещь в городе и дома.
Городской дизайн.
Природа и архитектура.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Мой дом – мой образ жизни.
Мода, культура и ты.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися.1 год обучения (5 класс)Учащиеся должны понимать:
-значение древних корней народного искусства;
-связь времён в народном искусстве;
-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;
-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Учащиеся должны уметь:отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
Учебно-методический комплекс.учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, не ранее 2010г.Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека:учебник 6 класс/ под редакцией Б. М. Неменского- М.: Просвещение.2010. А. С. Питерских Г. Е. Гуров . Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека 7-8 класс./ под редакцией Б. М. Неменского.-М. Просвещение.2010.
• дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
• дополнительные пособия для учащихся:
– Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008,