Скачать 207.27 Kb.
|
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс Составитель: Иванова М.А. Учительница ИЗО МКОУ Кельдышевская ООШ Рецензент: Агафонова Е.Е. Учительница изобразительного искусства 1 категории МБОУ Зюзинская СОШ Кельдыш 2013-14 уч. год Пояснительная записка Программа по изобразительному искусству составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского (1-9 классы).-Москва: Просвещение, 2007. Цели и задачи обучения в данном предмете Цели: - вызвать в детях явное понимание и ощущение того, что изобразительное искусство не простое развлечение и добавление к жизни, а важная часть самой жизни: в целом и каждого отдельного человека. - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи: - становление изобразительной культуры; - развитие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; - освоение художественных произведений и знаний об изобразительном искусстве; - овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков; - формирование художественно-творческой активности школьника. Краткая характеристика учебного предмета Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и. конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). На уроках прослеживаются связи с музыкой, литературой, природоведением, историей, технологией. С целью формирования опыта творческого общения, в программу вводятся коллективные задания. Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на уроках художественные работы учащихся можно использовать как подарки для родных и друзей. Общественное приложение результатов художественной деятельности школьников имеет принципиально важное значение в воспитательном процессе. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлении художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе, как поиск истины. На протяжении этого курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте исторического развития. Место предмета в учебном плане. В учебном плане на изучение ИЗО в 5 классе отводится один час в неделю, что составляет 35 часов. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны: Знать/понимать: -истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; -особенности уникального крестьянского искусства; -семантическое значение традиционных образов, мотивов; -несколько народных художественных промыслов России. -о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения; -о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве); -о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов; -о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле; -о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, впониманиии ощущении человеком своего бытия и красоты мира; -о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории; -о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми; -средства художественной выразительности искусства архитектуры; -о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; -о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; -основные виды и жанры изобразительных искусств; -иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; -ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; -основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива; -о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей; -о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа. Уметь: -пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы); -различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен; -различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства; -выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора; -пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; -видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предметами группы предметов; знать общие правила построения головы человека; -уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; -видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; -создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; -активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства. Иметь представление: -об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника; -о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке; -о создании, совершенствовании и оформлении архитектурной и природной среды; -В процессе практической работы учащиеся должны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -восприятия художественных образцов народного, реалистического и абстрактного искусства; -распознавания знакомые жанры и виды изобразительного искусства; -участия в оформительских делах школы; -использования различных материалов при выполнении творческих работ. Учебно – тематический план
|