Утверждаю:Согласовано:Рассмотрено:
Директор МБОУ«Копьёвская СОШ» Зам директора по УВР Руководитель МО
________Л.С.Хомиченко ______В.В.Трегубова _____Н.М.Гладких
«__» ___________20__ г «__» ___________20__ г «__» ___________20__ г
Рабочая программапо предмету «Физическая культура»
Коновалова Константина Викторовича
7А класс
2013-2014 год
Копьёво-2013г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), Примерных программ по физической культуре для 7-х классов Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская СОШ» на 2013 - 2014 учебный год. Используемое УМК: Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2012.
Цель курса физического воспитания: содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Решение задач физического воспитания направленно на: содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены; обучение основам базовых видов двигательных действий; дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей; формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля; углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах; воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время; выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
К формам организации занятий по физической культуре в школе относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более полной реализации цели и задач настоящей программы по физической культуре необходимо уроки физической культуры дополнять внеклассными формами занятий (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, продленного дня, физкультминутки, подвижные перемены и т. д.)
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью: образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала; образовательно-предметной направленностииспользуются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки; образовательно-тренировочной направленностииспользуются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих уроках, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля ее и влиянии на развитие систем организма. В процессе обучения применяются методы физического воспитания: словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение); наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.); метод разучивания нового материала (в целом и по частям); методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.). Используются современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений; личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья; информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры.
Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть зачетных упражнений (тесты) для определения уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов по плану на уроках легкой атлетики. Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения по пройденным разделам программы.
В соответствии с федеральным базисным планом и учебным планом МБОУ «Копьёвская СОШ» учебный предмет «физическая культура» является обязательным в основной школе и на его преподавание отводится 70 часов в год при двухразовых занятиях в неделю, так как коррекционный класс. Фактически выходит 69 часа, 1 час резерв, так как выпадает на праздничный день (1 мая).
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Для освоения базовых основ физической культуры, отведено 54 часов, на вариативную часть – 15 часов. Программный материал по физической культуре в базовой части состоит из двух разделов: теоретической части «Основы знаний о физической культуре» и практической части «Двигательные умения, навыки и способности». Программный материал по разделу: «Основы знаний о физической культуре — осваивается в каждой четверти на первых уроках 8-10 минут, в течение четверти по ходу урока по 3-5 минут. Содержание раздела практической части включает основные базовые виды программного материала – «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Кроссовая подготовка».
Распределение учебного времени на виды программного материала
№
| Вид программного материала
| Количество часов
| 1
| Базовая часть
| 54
| 1.1
| Основы знаний о физической культуре.
| В процессе урока
| 1.2
| Легкая атлетика
| 16
| 1.3
| Гимнастика с элементами акробатики.
| 12
| 1.4
| Кроссовая подготовка
| 12
| 1.5
| Спортивные игры (волейбол)
| 14
| 2
| Вариативная часть
| 15
| 2.1
| баскетбол
| 15
|
| Всего часов
| 69
| Годовой план-график распределения учебного времени на виды программного материала
№
п/п
| Разделы программы
| Учебные
часы
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3четверть
| 4 четверть
| 1
| Основы знаний
| В процессе уроков
| 2
| Легкая атлетика
| 16
| 1-8
|
|
| 62-69
| 3
| Баскетбол.
Волейбол
| 15
14
|
| 27-32
| 41-52
33-40
| 53-55
| 4
| Гимнастика
| 12
| 15-18
| 19-26
|
|
| 5
| Кроссовая подготовка
| 12
| 9-14
|
|
| 56-61
| Итого
| 69
| 18
| 14
| 20
| 17
| Исходя из особенностей 7А класса: II группа здоровья – Гудин Вячеслав относится к основной группе и занимается по общим требованиям; II группа здоровья– Алеева Кристина, Белошапкина Анастасия относятся к подготовительной группе, поэтому они освобождаются от кроссов и спринтерского бега.
В результате освоения программного материала учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончанию 7А класса должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать: правила безопасного поведения на занятиях по физическому воспитанию; основные этапы развития физической культуры в России; упражнения и простейшие комплексы упражнений для самостоятельного развития физических качеств; правила регулирования нагрузки при самостоятельных занятиях. Способы самоконтроля; основы обучения самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти, мышления; понятия темп, скорость, объем легкоатлетических упражнений; содержание нового комплекса УГГ; значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей и правильной осанки; приемы закаливания во все времена года; правила одной из спортивных игр.
Уметь: проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения; разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности; контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций; управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой
Демонстрировать: Двигательные умения, навыки и способности, с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 18 мин (мальчики), 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 11-13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 7-9 шагов разбега прыжок в высоту способном "перешагивание". В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч с 4-5 шагов разбега; метать малый в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 10- м д), до 12 м (м).В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из 2 элементов на перекладине (мальчики); после разбега и отталкивания от мостика прыгать через козла в длину; последовательно выполнять комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из трех элементов, или комбинацию, состоящую из трех гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырок назад в упор стоя на коленях ноги врозь, стойка на голове и руках (мальчики), мост и поворот в упор стоя на одном колене (д). В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам). Физическая подготовленность: соответствовать не ниже, чем среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Уровень физической подготовленности учащихся 13 лет (7класс) №
п/п
| Контрольное упражнение (тест)
| Возраст (лет)
| Уровень
| Мальчики
| Девочки
| Низкий
| Средний
| Высокий
| Низкий
| Средний
| Высокий
| 1
| Бег на 30 м (сек.)
| 13
| 5,8
| 5,2
| 4,8
| 6,1
| 5,7
| 5,0
| 2
| Челночный бег 3 по10 м (сек.)
| 13
| 9, 1
| 8,6
| 8,0
| 9,9
| 9,2
| 8,6
| 3
| Прыжок в длину с места (см)
| 13
| 165
| 185
| 200
| 155
| 170
| 185
| 4
| 6 минутный бег (м)
| 13
| 1050
| 200–1300
| 1450
| 850
| 1000–1150
| 1250
| 5
| Наклон вперед из положения сидя, см
| 13
| 4
| 7
| 11
| 7
| 12
| 18
| 6
| Подтягивание: на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из положения лежа (девочки), кол-во раз
| 13
| 5
| 7
| 9
| 8
| 14
| 17
| Материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету «физическая культура»
Д – демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр); К – полный комплект (для каждого ученика); Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников); П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)
№
п/п
| Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
| Количество
| 1
| Основная литература для учителя
|
| 1.1
| Стандарт начального общего образования по физической культуре
| Д
| 1.2
| Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2012.
| Д
| 1.3
| В.И. Лях, учебник Физическая культура 8-9 класс» -М.: «Просвещение», 2011г.
| Ф
| 1.4
| Рабочая программа по физической культуре
| Д
| 2.1
| Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»
| Ф
| 2.2
| Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методики физического воспитания 2001г.
| Д
| 2.3
| Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя Издательство Москва
| Д
| 2.4
| Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 5-9 класс Москва «Вако» 2009
| Д
| 3
| Учебно-практическое оборудование
|
| 3.1
| Бревно гимнастическое напольное
| П
| 3.2
| Козел гимнастический
| П
| 3.3
| Канат для лазанья
| П
| 3.4
| Перекладина гимнастическая (пристеночная)
| П
| 3.5
| Стенка гимнастическая
| П
| 3.6
| Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
| П
| 3.7
| Комплект навесного оборудования (перекладина)
| П
| 3.8
| Мячи: баскетбольные, волейбольные, футбольные
| К
| 3.9
| Палка гимнастическая
| К
| 3.10
| Скакалка детская
| К
| 3.11
| Мат гимнастический
| П
| 3.12
| Гимнастический подкидной мостик
| Д
| 3.13
| Кегли
| К
| 3.14
| Обруч детский
| Д
| 3.15
| Рулетка измерительная
| К
| 3.14
| Набор инструментов для подготовки прыжковых ям
|
| 3.15
| Щит баскетбольный тренировочный
| Д
| 3.16
| Сетка волейбольная
| Д
| 3.17
| Аптечка
| Д
| Межпредметные связи физической культуры с другими предметами
Предмет
Тема
| Физ-ра
| Физика
| Биология
| Химия
| ОБЖ
| История
| Математика
| !. Дыхание
| +
| +
| +
| +
|
|
|
| 2. Кровообращение
| +
|
| +
| +
|
|
|
| 3. Расстояние
| +
| +
|
|
|
|
| +
| 4. Скорость
| +
| +
|
|
|
|
| +
| 5. ЗОЖ (рац. питание)
| +
|
| +
|
| +
|
|
| 6. Работа мышц, утомление
| +
|
| +
| +
|
|
|
| 7. История Олимпийских игр
| +
|
| +
|
|
| +
|
| 8. Обморожения
| +
|
| +
|
| +
|
|
| 9. Тренированность
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
| 10. Масса
| +
| +
| +
| +
|
|
| +
| 11. Сила
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 12. Мощность
| +
| +
|
| +
|
|
|
| |