Скачать 135.2 Kb.
|
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области «Лодейнопольский техникум промышленных технологий» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения» Разработала: мастер производственного обучения высшей категории Олесюк Татьяна Федоровна г. Лодейное Поле 2011 г. Творчество — вот ключ! И — в мир познаний, И — к вершинам мастерства В современных условиях рыночной экономики, проблема подготовки конкурентоспособного творческого специалиста, способного к постоянному профессиональному саморазвитию и самообразованию, умеющего принимать ответственные решения, приобретает особую важность. Цель воспитать высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Задача заключается в том, чтобы помочь обучаемым найти свое место в жизни, в правильности выбранной профессии, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовольствие, давала реализовывать свой творческий потенциал. Одним из наиболее ярких проявлений счастья, радости и смысла жизни является творчество, уникальный и драгоценный дар! Не всегда открытый и развитый, но однозначно заложенный в каждом. Человек изначально, по сути своей создатель и, неслучайно, одним из определений креативности является выражение «искра божья», а в ряду определений Всевышнего — Создатель и Творец. В учреждениях НПО обучается в основном юноши и девушки в возрасте 15-18 лет, имеющие девятилетнее образование. Проведя анализ вновь поступивших обучаемых показывает у некоторых из них отсутствие:
С 1 сентября, Дня знаний, старалась как можно более полно представить обучаемым профессию «Оператор швейного оборудования», рассказать о традициях нашего учебного заведения, показать швейные изделия и творческие работы выполненные руками бывших выпускников, о победах наших обучаемых в конкурсах профессионального мастерства. При организации профессионального обучения мы имеем дело с системой состоящей из трех компонентов:
Учебно-производственный процесс — это не просто результат сложения действий мастера и учащихся, а сложный комплект взаимосвязанных и объединенных общими усилиями, усилий обучаемого и обучающего, направленных на решение конкретных задач. При рассмотрении взаимосвязи между обучением, которое осуществляет мастер, и учением, где субъектом является обучаемый, мы отражаем их деятельность на уроке производственного обучения в виде таблицы:
На уроках производственного обучения с целью пробудить у обучаемых желание обладать профессией, я использую различные виды мотивов. Наиболее значимым мотивом, выражающим прямое отношение к той или иной профессии, предмету, учению в целом, являются познавательные интересы, потребности каждый раз овладеть чем-то новым. Для успешного формирования навыков самостоятельной работы на уроках производственного обучения я стараюсь максимально использовать мыслительную деятельность обучаемых. Для этого применяю различные виды дидактического материала: инструкционные карты, технологические карты, слайды изделий, образцы выполненных работ, карточки-задания с неполными данными, которые обучаемые заполняют в процессе самостоятельной практической работы, тесты, графические диктанты, кроссворды. Инструкционные и технологические карты используются на каждом уроке производственного обучения, как учебные упражнения для самостоятельного использования при выполнении любой операции и изготовления изделия. Используются карты с программированным опросом по темам «Терминология ручных, машинных, и утюжильных работ» и карты с графическим изображением швов. При работе с карточками-заданиями учитываются индивидуальные особенности обучаемых, так как не все быстро овладевают трудовыми действиями, некоторые с трудом понимают принципы работы, часто отвлекаются от работы, быстро устают. Для таких обучаемых задания подбираю различной трудности, т. е. дифференцированны, с тем чтобы была возможность их выбора с учетом их индивидуальных особенностей и например, при изучении темы «Изготовление ночной сорочки» задание «слабых» карточки подбирают иллюстрированные, зарисовать детали кроя, обозначить долевую нить и назвать все срезы, а для сильных к этому же заданию указать по модели последовательность изготовления изделия. В качестве средств повторения и закрепления используем карточки задания множественного и перекрестного выбора. При множественном выборе вопрос один — ответов много. При перекрестном выборе на каждый вопрос необходимо найти правильный ответ. У обучаемых уже имеются технические знания, необходимые взаимосвязи производственного обучения со спецтехнологией. При выполнении работы обучаемые хорошо ориентируются в технических условия, осознанно применяют знания на практике, анализируя задания, сравнивая с ранее выполненными, самостоятельно контролируют ход выполнения, можно использовать тесты и карточки с неполными данными. При закреплении и углублении полученных знаний, умений и навыков на этапе самостоятельной работы зримо проявляется творческая активность обучаемых в производственном труде. Например. При завершении темы «Обработка соединительных, краевых и отделочных швов» с обучаемыми проводится самостоятельная работа по теме «Изготовление прихваток с элементами отделки». Эта тема закрепления умений и навыков в обработке швов и возможность проявить свою фантазию и смекалку в оформлении прихватки. К этому уроку обучаемые готовились заблаговременно. На уроке рисования они рисуют разные эскизы прихваток, затем на уроке спецтехнологии по выбранному эскизу составляют технологическую карту на изготовление прихватки, которая в дальнейшем на уроке производственного обучения поможет при изготовлении прихватки самостоятельно. С работой справились все, проявив творческие способности, показав высокий результат своей работы. Лучшие работы обучаемых были отобраны и выставлены на выставке творческих работ учащихся в дни недели открытых дверей. Почти по каждому разделу темы предусмотрено проведение самостоятельных уроков для повторения, закрепления и систематизации знаний и умений. Это способствует поддержанию интереса к изучаемому материалу. На 2 курсе с обучаемыми была изготовлена коллекция экспонатов, выполненная в русских народных традициях. Были представлены предметы быта: льняные салфетки и полотенца, оригинальные фартуки в комплекте с прихватками, грелки на чайник, вышивка гладью и крестиком, вязальные салфетки. Эти творческие работы прекрасно дополняли русские народные костюмы. Эта коллекция экспонатов была выставлена на совместном методическом заседании нашего учебного заведения. Ведь любому творцу-мастеру особенно юному нужен выход на публику, сопереживание. На уроках теоретического и производственного обучения я пыталась решить задачу приобщения обучаемых к русской культуре, знакомя их с миром материальной культуры нашего народа, края, при этом акцент делаю на исследовательском подходе, развития познавательных и творческих способностей учащихся. Они не только овладевают знаниями, умением и навыками искусства шитья, но и активно участвуют в поиске интересных сведений об обычаях, обрядах, которые существуют на Руси. Сведения об истории русского костюма, о значении вышитых изделий в жизни русского человека. Каждый узор имеет свое символическое значение, что является «оберегом». Этот удар наносится на рубаху, фартук или полотенце. Также учащиеся собирают разные пословицы и поговорки о труде, шитье, «золотых раках», например:
В сторону говорили «не то дорого, что красного золота, я то, что доброго мастерства». Весь этот собранный материал использовался на внеклассных мероприятиях в период рождественских дней, был проведен фольклорный праздник под названием «Деревенские посиделки». Эта тема была выбрана не случайно, она как бы способствовала пониманию и наиболее полному усвоению преемственности культуры бытия русского народа. На этом фольклорном празднике нашли место экспонаты выставки народного прикладного искусства. Как воспитательная, так и творческая работа направлены на развитие личности, формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей. Это говорит о том, что существует неотъемлемая связь между творениями и воплощением этих творений в жизнь, через воспитательные методы. На производственном обучении в основном шьем изделия из хлопчатобумажной ткани, эта самая легкая ткань в обработке. Она не скользит, не осыпается, однако если фасон сложный, то трудности подстерегают и здесь. Выбор по расцветке этих тканей очень разнообразен. Изделия получаются красивые, удобные в носке, особенно жарким летом, пригодные для отдыха и для дома. Получив определенные навыки по изготовлению легкой женской одежды, обучаемыми была разработана и изготовлена коллекция — швейных изделий под названием «Ситцевые узоры», которая в дальнейшем была представлена в качестве дипломных работ. При изучении темы «Изготовление швейных женских изделий» обучаемые выполняют творческий проект на тему «Изготовление фартука». Цель задания.
Группа из 18 человек делиться на 3 подгруппы по 6 человек, каждая группа работает отдельно согласно творческому заданию. По заданию выбор изделий индивидуален. Список творческих заданий.
Итоговым результатом этой работы были выполнены мини-проекты с презентацией и демонстрацией предметов кухонного убранства: фартуки, прихватки и салфетки. Дизайнерское исполнение этих работ отличительно, что подтверждают эти модели фартуков. Работа в группах состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы, у всех участников. Работа в группах помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения. Эта форма позволяет каждому участнику почувствовать себя в роли лидера или ответственного группы при подведении итогов, презентации, ответа или мнения группы. Для создания ситуации успеха подбираю задания с учетом возможностей обучаемых. Более сильным обучаемым даю возможность работать самостоятельно. Со слабыми обучаемыми повторяю материал и показываю методы обработки изделия. Даю советы — требования словами, которые поощряют к действию: «Я думаю, что гораздо лучше сделать так», стараюсь подбодрить: «Не сомневаюсь, что у тебя все получится», напоминаю: «Работу надо закончить сегодня». Это способствует сокращению времени на выполнение задания. Производственное обучение имеет все предпосылки для успешного развития мыслительной активности и самостоятельности обучаемых. При организации обучения производственные задания стараюсь составить так, чтобы:
Мне как мастеру производственного обучения необходимо помнить, что профессиональный и воспитательный эффект его уроков во многом зависит от того, как полученные обучаемым знания и умения могут быть использованы. Работа мастера производственного обучения должна быть ориентирована на развитие личности, формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей, трудолюбия, ответственности, желания работать с полной отдачей сил с хорошим качеством, умения уважать свой и чужой труд, ценить время соблюдать технику безопасности и дисциплины. По мере того как обучаемые овладевают знаниями своей профессии, самостоятельными приемами труда, творческими достижениями, возрастает успеваемость и повышается качество знаний по предметам профессионального цикла. Успеваемость и качество знаний группы № 226 за 3 года обучения
Изделия изготовленные обучаемыми на уроках производственного обучения пользуются спросом. В выпуске 2010 года по итогам выпускной квалификационной работы четверо обучаемых из 18 человек получили повышенный разряд по профессии «Оператор швейного оборудования». Залогом успеха обучения — в создании благоприятной психологически комфортной обстановки для работы обучаемых, в организации и стимулировании познавательной и самостоятельной деятельности создании условий для творчества. Компетентность, профессионализм, конкурентоспособность - те качества, которые могут обеспечить профессиональный рост и материальный достаток в будущем. Используемая литература
|
Развитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая... | Санкт-Петербург ... | ||
Инновационного опыта Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения и воспитания | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие творческих способностей учащихся 1-2 ступени на уроках изобразительного искусства в процессе освоения разнообразных материалов... | ||
Пояснительная записка Программа «Лицеист» ... | Системное использование икт и развитие познавательных, творческих... В работе раскрываются возможности повышения качества обучения с использованием интерактивной доски, рассматривается влияние икт на... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка в аспекте развивающего обучения | В процессе практики перечисленные виды деятельности Цели: налаживание дружеских отношений между детьми, развитие соревновательности, сплачивание коллектива, развитие творческих способностей,... | ||
Автореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы» Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы? | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся при использовании интерактивных форм обучения на уроках музыки и во... | ||
Моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии | Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на... В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это – умение учиться.... | ||
Тема: «Развитие познавательной деятельности на уроках географии» Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании,... | Образовательного учреждения «Развитие творческих способностей учащихся на уроках гуманитарного цикла и во внеурочных занятиях» | ||
Урок (7класс) "Швейная машина с электрическим приводом", 2010 г. Открытый урок (6 класс) Реферат Максимовой В. Б. "Развитие творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения как путь к их личностному... | Развитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность... |