«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения»





Скачать 135.2 Kb.
Название«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения»
Дата публикации22.06.2014
Размер135.2 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Литература > Методическая разработка
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области «Лодейнопольский техникум промышленных технологий»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения»

Разработала:

мастер производственного обучения

высшей категории
Олесюк Татьяна Федоровна

г. Лодейное Поле

2011 г.
Творчество — вот ключ!

И — в мир познаний,

И — к вершинам мастерства
В современных условиях рыночной экономики, проблема подготовки конкурентоспособного творческого специалиста, способного к постоянному профессиональному саморазвитию и самообразованию, умеющего принимать ответственные решения, приобретает особую важность.

Цель воспитать высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задача заключается в том, чтобы помочь обучаемым найти свое место в жизни, в правильности выбранной профессии, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовольствие, давала реализовывать свой творческий потенциал.

Одним из наиболее ярких проявлений счастья, радости и смысла жизни является творчество, уникальный и драгоценный дар! Не всегда открытый и развитый, но однозначно заложенный в каждом. Человек изначально, по сути своей создатель и, неслучайно, одним из определений креативности является выражение «искра божья», а в ряду определений Всевышнего — Создатель и Творец.

В учреждениях НПО обучается в основном юноши и девушки в возрасте 15-18 лет, имеющие девятилетнее образование. Проведя анализ вновь поступивших обучаемых показывает у некоторых из них отсутствие:

  • интереса к учению

  • навыков самоконтроля

  • неумения сформулировать свою мысль и другое.

С 1 сентября, Дня знаний, старалась как можно более полно представить обучаемым профессию «Оператор швейного оборудования», рассказать о традициях нашего учебного заведения, показать швейные изделия и творческие работы выполненные руками бывших выпускников, о победах наших обучаемых в конкурсах профессионального мастерства.

При организации профессионального обучения мы имеем дело с системой состоящей из трех компонентов:

  • предмет труда

  • средства труда

  • субъекта (учащегося)

Учебно-производственный процесс — это не просто результат сложения действий мастера и учащихся, а сложный комплект взаимосвязанных и объединенных общими усилиями, усилий обучаемого и обучающего, направленных на решение конкретных задач.

При рассмотрении взаимосвязи между обучением, которое осуществляет мастер, и учением, где субъектом является обучаемый, мы отражаем их деятельность на уроке производственного обучения в виде таблицы:

Деятельность мастера производственного обучения

Деятельность обучаемого

Дает письменные или устные задания.

Осознает цели.

Определяет цель и мотивы последовательного выполнения задания.

Выясняет, что нового требуется усвоить, какую работу выполнить.

Контролирует ход и результат выполнения задания, устанавливает, насколько осмысливает учащийся его содержание.

На основе анализа цели намечает, планирует последовательность работы, умственные операции, практические действия.

Анализирует самостоятельную практическую и умственную деятельность учащихся.

Создает в уме образ предстоящей работы, находит способы ее выполнения.

Наблюдает, правильно ли выполняется задание, предотвращая появление ошибки, и оказывает помощь учащимся.

Сравнивает полученную работу с поставленной целью, образом, осуществляет самоконтроль.


На уроках производственного обучения с целью пробудить у обучаемых желание обладать профессией, я использую различные виды мотивов.

Наиболее значимым мотивом, выражающим прямое отношение к той или иной профессии, предмету, учению в целом, являются познавательные интересы, потребности каждый раз овладеть чем-то новым.

Для успешного формирования навыков самостоятельной работы на уроках производственного обучения я стараюсь максимально использовать мыслительную деятельность обучаемых.

Для этого применяю различные виды дидактического материала: инструкционные карты, технологические карты, слайды изделий, образцы выполненных работ, карточки-задания с неполными данными, которые обучаемые заполняют в процессе самостоятельной практической работы, тесты, графические диктанты, кроссворды.

Инструкционные и технологические карты используются на каждом уроке производственного обучения, как учебные упражнения для самостоятельного использования при выполнении любой операции и изготовления изделия. Используются карты с программированным опросом по темам «Терминология ручных, машинных, и утюжильных работ» и карты с графическим изображением швов.

При работе с карточками-заданиями учитываются индивидуальные особенности обучаемых, так как не все быстро овладевают трудовыми действиями, некоторые с трудом понимают принципы работы, часто отвлекаются от работы, быстро устают.

Для таких обучаемых задания подбираю различной трудности, т. е. дифференцированны, с тем чтобы была возможность их выбора с учетом их индивидуальных особенностей и например, при изучении темы «Изготовление ночной сорочки» задание «слабых» карточки подбирают иллюстрированные, зарисовать детали кроя, обозначить долевую нить и назвать все срезы, а для сильных к этому же заданию указать по модели последовательность изготовления изделия. В качестве средств повторения и закрепления используем карточки задания множественного и перекрестного выбора. При множественном выборе вопрос один — ответов много. При перекрестном выборе на каждый вопрос необходимо найти правильный ответ.

У обучаемых уже имеются технические знания, необходимые взаимосвязи производственного обучения со спецтехнологией. При выполнении работы обучаемые хорошо ориентируются в технических условия, осознанно применяют знания на практике, анализируя задания, сравнивая с ранее выполненными, самостоятельно контролируют ход выполнения, можно использовать тесты и карточки с неполными данными.

При закреплении и углублении полученных знаний, умений и навыков на этапе самостоятельной работы зримо проявляется творческая активность обучаемых в производственном труде.

Например. При завершении темы «Обработка соединительных, краевых и отделочных швов» с обучаемыми проводится самостоятельная работа по теме «Изготовление прихваток с элементами отделки». Эта тема закрепления умений и навыков в обработке швов и возможность проявить свою фантазию и смекалку в оформлении прихватки. К этому уроку обучаемые готовились заблаговременно. На уроке рисования они рисуют разные эскизы прихваток, затем на уроке спецтехнологии по выбранному эскизу составляют технологическую карту на изготовление прихватки, которая в дальнейшем на уроке производственного обучения поможет при изготовлении прихватки самостоятельно.

С работой справились все, проявив творческие способности, показав высокий результат своей работы.

Лучшие работы обучаемых были отобраны и выставлены на выставке творческих работ учащихся в дни недели открытых дверей.

Почти по каждому разделу темы предусмотрено проведение самостоятельных уроков для повторения, закрепления и систематизации знаний и умений. Это способствует поддержанию интереса к изучаемому материалу.

На 2 курсе с обучаемыми была изготовлена коллекция экспонатов, выполненная в русских народных традициях. Были представлены предметы быта: льняные салфетки и полотенца, оригинальные фартуки в комплекте с прихватками, грелки на чайник, вышивка гладью и крестиком, вязальные салфетки. Эти творческие работы прекрасно дополняли русские народные костюмы.

Эта коллекция экспонатов была выставлена на совместном методическом заседании нашего учебного заведения.

Ведь любому творцу-мастеру особенно юному нужен выход на публику, сопереживание.

На уроках теоретического и производственного обучения я пыталась решить задачу приобщения обучаемых к русской культуре, знакомя их с миром материальной культуры нашего народа, края, при этом акцент делаю на исследовательском подходе, развития познавательных и творческих способностей учащихся.

Они не только овладевают знаниями, умением и навыками искусства шитья, но и активно участвуют в поиске интересных сведений об обычаях, обрядах, которые существуют на Руси. Сведения об истории русского костюма, о значении вышитых изделий в жизни русского человека. Каждый узор имеет свое символическое значение, что является «оберегом». Этот удар наносится на рубаху, фартук или полотенце. Также учащиеся собирают разные пословицы и поговорки о труде, шитье, «золотых раках», например:

  • терпение и труд все перетрут

  • наука хлеба не просит, а хлеб дает

  • не привыкай к безделью, учись рукоделию

  • штопай дырку пока не велика

  • не игла шьет, а руки

  • без топора не плотник, без иглы не портной

  • умей начать, умей и кончить

  • какова пряха такова и рубаха

  • ленивому, всегда праздник

  • семь раз отмерь, один раз отрежь

В сторону говорили «не то дорого, что красного золота, я то, что доброго мастерства».

Весь этот собранный материал использовался на внеклассных мероприятиях в период рождественских дней, был проведен фольклорный праздник под названием «Деревенские посиделки». Эта тема была выбрана не случайно, она как бы способствовала пониманию и наиболее полному усвоению преемственности культуры бытия русского народа. На этом фольклорном празднике нашли место экспонаты выставки народного прикладного искусства.

Как воспитательная, так и творческая работа направлены на развитие личности, формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей. Это говорит о том, что существует неотъемлемая связь между творениями и воплощением этих творений в жизнь, через воспитательные методы.

На производственном обучении в основном шьем изделия из хлопчатобумажной ткани, эта самая легкая ткань в обработке. Она не скользит, не осыпается, однако если фасон сложный, то трудности подстерегают и здесь. Выбор по расцветке этих тканей очень разнообразен. Изделия получаются красивые, удобные в носке, особенно жарким летом, пригодные для отдыха и для дома.

Получив определенные навыки по изготовлению легкой женской одежды, обучаемыми была разработана и изготовлена коллекция — швейных изделий под названием «Ситцевые узоры», которая в дальнейшем была представлена в качестве дипломных работ.

При изучении темы «Изготовление швейных женских изделий» обучаемые выполняют творческий проект на тему «Изготовление фартука».

Цель задания.

  • познакомить обучаемых с разновидностями и назначениями фартука.

  • расширить знания об истории русского костюма.

  • научить обучаемых эстетически красиво оформлять фартук

  • развить творческую активность, индивидуальность, образное мышление

  • воспитать бережливость, экономность, культуру труда

Группа из 18 человек делиться на 3 подгруппы по 6 человек, каждая группа работает отдельно согласно творческому заданию. По заданию выбор изделий индивидуален.

Список творческих заданий.

№ п/п

Раздел

Цель

Задание

Результат

1

Историческая справка. История русского костюма.

Познакомиться с историей передника

Посетить библиотеку и интернет изучить историю передника

Реферат, выступление, презентация.

2

Основные сведения о швейном производстве.

Познакомиться с ассортиментом ткани. Выявить отличительные признаки

Подобрать ткань. Выбрать ткань по волокнистому составу.

Выбор ткани фартука.

3

Основы моделирования и художественное оформление модели.

Проанализировать выбор модели

Продумать индивидуальность модели. Журналы мод, разработка эскизов

Индивидуальный альбом авторских эскизов

4

Технология обработки фартука

Изучить последовательность пошива фартука

Изготовить технологические карты по пошиву фартука

Тестирование

5

Технология изготовления фартука

Изготовить фартук и изменения к нему

Декор (вышивка) отделка кантом, лентой. Изготовление прихватки

Дизайнерское исполнение

6

Защита творческого проекта

Разработать критерии оценивания работ

Индивидуальная подготовка

Демонстрация готовых изделий


Итоговым результатом этой работы были выполнены мини-проекты с презентацией и демонстрацией предметов кухонного убранства: фартуки, прихватки и салфетки. Дизайнерское исполнение этих работ отличительно, что подтверждают эти модели фартуков.

Работа в группах состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы, у всех участников. Работа в группах помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения. Эта форма позволяет каждому участнику почувствовать себя в роли лидера или ответственного группы при подведении итогов, презентации, ответа или мнения группы.

Для создания ситуации успеха подбираю задания с учетом возможностей обучаемых. Более сильным обучаемым даю возможность работать самостоятельно. Со слабыми обучаемыми повторяю материал и показываю методы обработки изделия. Даю советы — требования словами, которые поощряют к действию: «Я думаю, что гораздо лучше сделать так», стараюсь подбодрить: «Не сомневаюсь, что у тебя все получится», напоминаю: «Работу надо закончить сегодня». Это способствует сокращению времени на выполнение задания.

Производственное обучение имеет все предпосылки для успешного развития мыслительной активности и самостоятельности обучаемых.

При организации обучения производственные задания стараюсь составить так, чтобы:

  • заинтересовать обучаемых

  • помочь им применить имеющие знания

  • развить умственные способности

  • научить их творчески мыслить

  • принимать решение самостоятельно

  • дать возможность получить удовлетворение от выполненной работы

  • обучаемый увидел результат своего труда

Мне как мастеру производственного обучения необходимо помнить, что профессиональный и воспитательный эффект его уроков во многом зависит от того, как полученные обучаемым знания и умения могут быть использованы.

Работа мастера производственного обучения должна быть ориентирована на развитие личности, формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей, трудолюбия, ответственности, желания работать с полной отдачей сил с хорошим качеством, умения уважать свой и чужой труд, ценить время соблюдать технику безопасности и дисциплины.

По мере того как обучаемые овладевают знаниями своей профессии, самостоятельными приемами труда, творческими достижениями, возрастает успеваемость и повышается качество знаний по предметам профессионального цикла.
Успеваемость и качество знаний группы № 226 за 3 года обучения





1 курс 2007-2008 уч.г.

2 курс 2008-2009 уч.г.

3 курс 2009-2010 уч.г.

Успеваемость

100%

100%

100%

Качество знаний

68%

76%

82%






Изделия изготовленные обучаемыми на уроках производственного обучения пользуются спросом. В выпуске 2010 года по итогам выпускной квалификационной работы четверо обучаемых из 18 человек получили повышенный разряд по профессии «Оператор швейного оборудования».




Залогом успеха обучения — в создании благоприятной психологически комфортной обстановки для работы обучаемых, в организации и стимулировании познавательной и самостоятельной деятельности создании условий для творчества.

Компетентность, профессионализм, конкурентоспособность - те качества, которые могут обеспечить профессиональный рост и материальный достаток в будущем.

Используемая литература


    1. М.Н. Артамошина «Информационные технологии в швейном производстве», М., издательство «Академия», 2010 г.

    2. В.В.. Ермилова, Д.Ю. Ермилова «Моделирование и художественное оформление одежды», М., издательство «Академия», 2006 г.

    3. Н.В. Ерзенкова «Искусство красиво одеваться», Рига, «Импакт», 1993 г.

    4. Г.И. Кругликов «Методическая работа мастера производственного обучения», М., издательство «Академия», 2011 г.

    5. Г.А. Крючкова «Технология швейных изделий» часть 1 и 2, М., издательство «Академия», 2010 г.

    6. О.И. Нагель «Художественное лоскутное шитье» Учебное пособие для учителей, М., «Школа-Пресс», 2000 г.

    7. Д.В. Нестерова «Рукоделие», М., издательство «Аст», 2007 г.

    8. Н.Ю. Пархомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». Пособие для учителей и студентов, М., «Аркти», 2003 г.

    9. Л.Т. Семушкина, Н. Ярошенко «Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях», М., издательство «Мастерство», 2001 г.

    10. «Новые педагогические и информационные технологии в система образования» под редакцией Е.С. Полат, 4-е издание, М., издательство «Академия», 2009 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения» iconРазвитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы
В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая...
«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения» iconСанкт-Петербург
...
«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения» iconИнновационного опыта
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения и воспитания
«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие творческих способностей учащихся 1-2 ступени на уроках изобразительного искусства в процессе освоения разнообразных материалов...
«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения» iconПояснительная записка Программа «Лицеист»
...
«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения» iconСистемное использование икт и развитие познавательных, творческих...
В работе раскрываются возможности повышения качества обучения с использованием интерактивной доски, рассматривается влияние икт на...
«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка в аспекте развивающего обучения
«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения» iconВ процессе практики перечисленные виды деятельности
Цели: налаживание дружеских отношений между детьми, развитие соревновательности, сплачивание коллектива, развитие творческих способностей,...
«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения» iconАвтореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы»
Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы?
«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся при использовании интерактивных форм обучения на уроках музыки и во...
«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения» iconМоу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии
Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии
«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения» iconОтчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на...
В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это – умение учиться....
«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения» iconТема: «Развитие познавательной деятельности на уроках географии»
Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании,...
«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения» iconОбразовательного учреждения
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках гуманитарного цикла и во внеурочных занятиях»
«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения» iconУрок (7класс) "Швейная машина с электрическим приводом", 2010 г. Открытый урок (6 класс)
Реферат Максимовой В. Б. "Развитие творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения как путь к их личностному...
«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной подготовки на уроках производственного обучения» iconРазвитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения
Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск