Скачать 0.5 Mb.
|
Коновалова Елена Геннадьевна МОУ «СОШ №2 г. Суздаля» Учитель музыки первой квалификационной категории «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся при использовании интерактивных форм обучения на уроках музыки и во внеурочной работе». Одной из приоритетных задач нашей школы является создание благоприятных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Если ребенок не только слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания, - эти знания более прочные. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве неоспоримых достоинств выступают:
Задачи педагога:
Личностно-ориентированное обучение требует от учителя знания реальных возможностей учащихся, диалоговых форм взаимодействия с детьми, постоянного творчества. А также системности и последовательность в использовании активных форм. От недолговременного проекта к долговременному, от личных к групповым и общеклассным. Для продуктивной деятельности школьника, безусловно, требуется: сформированость ряда коммуникативных умений; развитие мышления учащихся; опыт оценочной деятельности. В процессе применения активных форм обучения нужно выделять следующие этапы: I этап Мотивационный: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают идеи. Планово-подготовительный: определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план. II этап Информационно-оперативный: ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет, и сам является информационным источником. III этап Рефлексивно-оценочный: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности. Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависят результаты обучения, развития и воспитания школьников. Алгоритм активной познавательной деятельности школьников складывается из трёх основных «шагов»:
Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках являются:
В настоящее время каждый ребёнок ежедневно встречается с “экранными искусствами” (видео, кино, телевидение), которые обладают большой силой эмоционального, нравственно-эстетического воздействия. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие, когда при визуальном восприятии глаз отражает конкретную форму, абстрагированный образ предмета, а при слушании музыки ухо создаёт, так называемый “портрет” звука. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. Использование на уроках музыки и материалов видео и киноискусства позволят детям не просто с интересом смотреть, но и в процессе беседы разбираться в своих чувствах, возникших при просмотре, делиться своими впечатлениями с одноклассниками, слушать их мнения, выполнять творческие задания и, возможно, начать видеть то, чего раньше не видели, понимать то, чего не понимали и понимали не так, как понимают другие. Так на уроке третьем классе «Былина, как древний жанр русского песенного фольклора». Урок начинается с видео фрагмента фильма «Дар — птица», снятым студией документальных фильмов Санкт-Петербурга. Фильм рассказывает об уникальном человеке Татьяне Куприянове, она сама делает гусли, исполняет музыку собственного сочинения. Необыкновенно проникновенно сказывает свои стихи и думы о России. В фильме звучат песни Дмитрия Белолипецкого. После просмотра фрагмента дети сами называют тему урока. Былина для них не исчезнувший жанр русского фольклора, а живое трепетное звучание музыки и слова на фоне родных им пейзажов, монастырей, храмов. Им легко ответить на вопросы:
Наиболее часто используемые мною кинофрагменты:
15.Для уроков- путешествий использую фрагменты телепередач канала «365 дней», «Культура». Примерные вопросы и творческие задания после просмотра.
“Рисование музыки”. Послушай музыкальное произведение. Какие цвета ты использовал бы для изображения этой музыки на экране. Нарисуй рисунок к этой музыке. Кроссворды, шарады и загадки, музыкальные головоломки использую для начала урока, для интеллектуальной разминки, как домашнее задание, как итоговое обобщение темы, есть кроссворды, составленные самими детьми. На уроке в пятом классе для определения литературных жанров использую кроссворд. 1 – стих, 2 – сказка, 3 –рассказ,4 - повесть, 5 –роман, 6 –миф,7 - легенда, 8 –басня. По горизонтали: 1.Сочинение музыки во время её исполнения. 2. Подбор музыкальных произведений для публичного выступления. 3. Музыкант. 4. Специальная дисциплина в детской музыкальной школе, направленная на развитие музыкального слуха. 5. Первое публичное исполнение нового музыкального произведения или показ спектакля. 6. Перерыв между актами театрального представления, между концертными отделениями. 7. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. 8. Специальное упражнение для голоса, исполняемое без слов. 9. Условный графический знак, находящийся на нотном стане, указывающий высоту и длительность какого-либо звука. 10. Первое публичное выступление какого-либо артиста, музыканта на сцене. По вертикали: Одаренный в музыкальном отношении ребенок. Можно использовать этот кроссворд для начала урока по теме «Мир музыки Моцарта». Эпиграфом к уроку часто становиться сама музыка, или высказывания о ней. Для урока в шестом классе «Музыкальный образ и исполнительское мастерство» можно использовать для эпиграфа высказывания:
Для поисков интересных высказываний, мозаики интересных фактов использую не только литературу, но и Интернет ресурсы:
Для активизации умственных способностей часто использую загадки и шарады. Как монолог музыкальный зовётся Когда он на сцене артистом поётся? (Ария) Он руками машет плавно, Слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный, Он в оркестре — президент! (Дирижёр) Струны гитары, терпенье, талант Плюс вдохновенье равно ... (Музыкант.) Под музыку эту проводят парад, Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.) Первое будет в грозу громыхать, Любит второе собака глодать. Целое звуку присуще всегда, Уши болят от него иногда. (Гром + Кость = Громкость.) На листочке, на страничке - То ли точки, то ли птички. Все сидят на лесенке И щебечут песенки. (Ноты.) Проверяют звук и тон Инструментом ... (Камертон.) Треугольная доска, А на ней три волоска. Волосок - тонкий, Голосок - звонкий. (Балалайка.) Три струны, а звук какой! С переливами, живой. Узнаю его в момент - Самый русский инструмент. (Балалайка.) Я стою на трёх ногах, Ноги в чёрных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня? ... (Рояль.) Чем похоже пианино На бегущую машину? Есть у них одна деталь Под названием ... (Педаль.) Рояль с баяном подружились И навсегда объединились. А ты названье угадаешь Содружества мехов и клавиш? (Аккордеон.) Инструмент тот с давних пор Украшал собой собор. Украшает и играет, Весь оркестр заменяет. (Орган.) Этот струнный инструмент Зазвенит в любой момент - И на сцене в лучшем зале, И в походе на привале. (Гитара.) Музыкант смычок берёт, К инструменту он идёт. Назовём мы как сейчас В оркестровой яме бас? (Контрабас.) Больше скрипки в десять раз, Инструмент тот - ... (Контрабас.) И. Агеева Шаляпин всем на зависть пел, Талант огромный он имел, Всё потому, что изучал Искусство, что зовут... (вокал) начальной школе использую этот материал, как элемент тестирования. Загадкой может быть и сам музыкальный материал. На уроке второго класса дети, знакомясь с музыкой балета «Золушка» С.С Прокофьева сами отгадывают, кто из героев балета войдёт в класс с музыкой. Музыка подсказывает им характер персонажей. Изобразительность в музыке помогает детям понять, где мы с ними оказались. Национальный колорит музыки часто подсказывает, в какой стране мы находимся или откуда приехал гость. Разработка урока в 5 классе по теме: « Первое путешествие в оперный театр» Цели и задачи урока: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Методы: повторение пройденного методом устного опроса;
Пластическое интонирование Ход урока:Организационный момент. Вход в класс под музыку. Приветствие.Учитель: Итак, мы с вами в театре меркнет свет, стало совсем темно, только оркестр чуть светится. За пультом дирижер. Опера началась, занавес закрыт. Звучит вступление к опере. Обратить внимание на повторяющийся краткий трёхзвучный мотив. Спеть его с пластическим интонированием по динамической нарастающей.Мы с вами сейчас в великом граде Новгороде. На иллюстрации вы видите, картину новгородского торга. Пересказ либретто до момента торга. Вслушайтесь в музыку и скажите, откуда приехал первый гость.А как выглядит сам гость? Какое у него выражение лица? Кто он Можно ли узнать по вступлению к песне?Ответы детей.Теперь давайте послушаем, что он рассказывает о своей стране,Звучит «Песня Варяжского гостя»Он поёт о варягах. Они воины. Страна варягов на берегу северного моря. Как в музыке изображена суровость холодного моря?Каким голосом исполняется песня?Сейчас выйдет второй гость. Куда он позовёт Садко? Звучит вступление к «Песне Индийского гостя».Ответы детей.Эта музыка тоже изображает море. Какое оно? Ответы детей. Послушайте песню. Гость сам назовёт свою страну. Стоит ли побывать в этой стране? О чём, кроме богатства поёт гость. В чём по мнению индийского гостя счастье? Как рисует композитор покой? А в чём счастье Варяжского гостя? Ответ детей. Музыкальный антракт. Выходит третий гость. Откуда он? Звучит вступление. Ответы детей. Как вы думаете добрый ли этот гость? Что для него главное в любимом городе? Что вы знаете о Венеции. От души благодарит Садко гостей, прощается с новгородцами, всходит на корабль. Скажите, ребята, куда поедет Садко? Ответы детей. Куда бы вы хотели поехать сами. Сколько не путешествуй, лучше всегда дома. И у нас один дом — Россия. Песню «Красно солнышко» исполняем стоя. Постарайтесь показать своё отношение к Родине, её красоте, Итог урока. Что вы узнали сегодня? Могли ли появиться такие образы без увлекательной былины о Садко? Что общего у композитора и его героя? Смогли бы мы определить, откуда гость без яркой выразительной музыки?. Завершение урока. Оценивание работы учеников. Можно попросить принести на урок конверт или посылку, в которой будет лежать письмо от сказочного персонажа, диск с фрагментом мультфильма, вещи, с которыми у детей ассоциируется тот или иной сказочный герой. Приходят в класс ребята, занимающиеся в школе искусств. Особенно часто я приглашаю на урок моих участников вокального ансамбля «Унисон». На моих уроках появлялась фея Музыки, Незнайка. На уроку по теме «Музыкальные инструменты» я включила ребятам фрагмент мультфильма «Следствие ведут колобки» дети хорошо знают этот мультфильм. Предлагаю им открыть свое детективное агентство. Так как уже поступила просьба от героев другого мультфильма найти пропавшие инструменты. Сначала мы ищем их в темной комнате. Узнаём их по звучанию. Затем находим их на экране. Я использую элемент компьютерной игры на развитие внимания «Мир искусства». Поём песню « Синхрофазотрон» А.Пинегина. Или норвежскую народную песню «Волшебный смычок». В конце урока расставляем инструменты по местам. Использую интерактивный тренажер из «Школы развития личности «Кирилла и Мефодия». В итоге дарю им шуточные удостоверения частного детектива. Потом долго хранят в дневниках.
«Беспроблемное», упрощённое преподавание искусства не позволяет развиваться ребёнку как личности. Эти идеи созвучны мыслям В.А. Сухомлинского, по мнению которого, музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Этапы проведения интерактивных форм. Разминка Объединение в группы Организация учебной деятельности учащихся в группе Подведение итогов Презентация групповых решений Рефлексия Формирование групповой общности можно начать со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Затем формирование микроклимата занятия продолжаются на этапе объединения в группы. Как правило, здесь есть три пути: Первый путь предлагает школьникам объединяться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, неравные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться. Кроме того, внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. И еще важный момент: упускается возможность общения с разными учащимися, искать компромиссы при неприятии их по каким-либо причинам, учиться строить отношения с разными людьми. Второй путь заключается в формировании групп самим учителем, принимая во внимание конкретные задачи урока, учитель предусматривает состав группы. Третий путь – формирование малых групп путем случайного подбора. Здесь в качестве способов используются специальные приемы. Например, разрезанная открытка, «Сколько ног?», «Что в руке?» и др. Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом. Участники малых групп работают, сидя в кругу. При этом стол в центре группы вовсе не обязателен: потребность в нем может возникнуть, только если задание включает настольную игру, выполнение письменных или графических работ. Важно, чтобы участники группы находились близко друг к другу – это способствует повышению эффективности работы. Функции в группе могут быть четко распределены на основе самоорганизации участников: учитель предлагает роли, а участники определяют, кто какую будет исполнять. Важно, что роль лидера отсутствует, а обязанности распределены так, что ни один участник в группе не доминирует. Невозможность доминирования обеспечивается и сменой ролей в ходе выполнения заданий, что также дает возможность каждому участнику освоить широкий спектр функций. Организация групповой деятельности Компоненты деятельности Функции группы, ведущие к успешной деятельности Решение задач Оказание поддержки Методическая разработка урока музыки. (для 8-го класса). Тема: « Современная музыка. Джаз». Цель урока: Усвоение современных музыкальных стилей. Задачи: 1.Научить ребят самостоятельно ставить проблему и решать ее. 2.Пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через поисковую и творческую деятельность. 3.Воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся. Тип урока : Развивающий. Методы и формы: проблемно-поисковые + диалог. Д/ задание поискать высказывания и публикации о джазе. Можно принести с собой источник (книга, журнал, вырезка из газеты), распечатку материала, или в электронном виде. План урока: 1.Организационный момент.(5мин.) 2. Новый материал
Вторая группа : с понятиями синкопа и акцентами в музыке.
3 Итог урока . Д\ задание (5мин.) 4 Рефлексия.(5 мин). Ход урока. Класс делится на две или три подгруппы в зависимости от количества учащихся. Учитель сообщает: «Сегодня у нас урок будет необычным. Класс становится мастерской, в которой ученики есть подмастерья, а учитель – мастер. Вы должны будете сами добывать знания , примерно так как это бывает в мастерских художников, где все подмастерья равноправно участвуют в создании одного дела, прибегая к помощи мастера в том случае ,если возникнут затруднения .О чем будет идти речь подскажет «Презентация – Поговорим о джазе». Во время просмотра презентации звучит музыка , знакомая учащимся по прошлым урокам : Л Амстронга «Блюз» Ч Паркера «Моя старая любовь», Д. Гершвина « Рапсодия в блюзовых тонах» |