№П/П
| Тема урока
| Количество часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля, измерители
| Элементы дополнительного содержания
| Информационная поддержка
| Примечание
| Дата проведения
|
План
| Факт
|
Мир вокруг нас
|
|
1
| Как услышать музыку?
| 1
| Организационный урок. Урок - путешествие
| Вокальные имитации. Новые понятия: звуки музыки, звуки улицы, звуки города.
| Уметь отличать музыкальные звуки от не музыкальных
| Устный опрос
|
| Путешествие в мир звуков
|
|
|
|
2
| «И муза вечная со мной!»
| 1
| Изучение нового материала. Урок - концерт
| -«Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; -«Песня о школе» Д.Б.Кабалевского, В.Викторова; -«Музыкант» Б.
Ш.Окуджавы
| Уметь: -выявлять характер музыки; принимать организованное участие в общей игре; -соблюдать основные правила урока: как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучания.
| Устный опрос
| лад
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник- тетрадь
|
|
|
|
3
| Хоровод муз
| 1
| Изучение нового материала. Урок - путешествие
| -«Во поле берёза стояла», русская народная песня; -«Берёза», русский хоровод, обр. Е. Кузнецова; -«Хора и Сырба», молдавские народные наигрыши; -«Сиртаки» М. Теодоракиса
| Знать понятия хор, хоровод, их общие признаки. Уметь участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя.
| Устный опрос
|
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник- тетрадь
|
|
|
|
4
| «Повсюду музыка слышна»
| 1
| Закрепление нового материала. ролевая игра
| -литературный материал для импровизации; -игра « Мы –композиторы»; -русские народные песни - заклички
| Уметь: -выбрать наиболее яркие слова из предлагаемых учителем; -принимать участие в элементарной импровизации; понимать музыкальное настроение
| Устный опрос. Ролевая игра.
|
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник- тетрадь
|
|
|
|
5
| Душа музыки - мелодия
| 1
| Закрепление нового материала. Урок - игра
| -«Детский альбом», «Вальс», «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского; -«Весёлая песенка» Г.Струве, В Викторова; -«Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Игра «Игрушечный народ»; работа с графикой
| Уметь: -откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме; -понимать значение мелодии в музыке
| Игра на определение самого внимательного (изменение ритма, темпа, характера)
| Двухчастная и трёхчастная формы музыкального произведения
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник- тетрадь
|
|
|
|
6
| Музыка осени
| 1
| Урок применения знаний и умений. Урок- концерт
| -«Осенняя песнь» П.И.Чайковского; -«Так уж получилось» Г.Струве; -«Осень, осень», русская народная песня; -«Дождик накрапывает» А.Александрова; -«Капельки»В.Павленко, Э.Богдановой; -«Пёстрая песенка. Сентябрь» И.Якушенко, З.Петровой; -«Скворушка прощается» Т. Попатенко, М. Ивенсен
| Уметь: -сопоставлять голоса человека с голосом скрипки; -пробуждать навыки эмоционального восприятия музыки; -осмысленно владеть способами певческой деятельности: подпевание,допевание, пропевание
| Прослушивание; контроль дыхания; пение по руке, дирижирование
|
| Стихи об осени, репродукции картин
|
|
|
|
7
| Сочини мелодию
| 1
| Закрепление нового материала. Ролевая игра
| -ролевая игра «Играем в композитора»; -литературный материал для импровизации; -«Капельки» В.Павленко, Э.Богдановой; -«Золотая осень. Октябрь», «Пёстрая песенка. Сентябрь» И. Якушенко, З Петровой.
| Уметь: -выделять смысловое содержание мелодии и аккомпанемента в музыке; -владеть элементами алгоритма сочинения мелодии
| Выбор наиболее удачных сочинений; поиск нужной интонации; оценка учащимися работ своих товарищей.Ролевая игра
| лад
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник- тетрадь
|
|
|
|
8
| «Азбука, азбука каждому нужна»
| 1
| Изучение нового материала.Урок – путешествие по школе
| -«Школьный корабль», «Алфавит» Г.Струве; -«Песня о школе» Д.Кабалевского, В.Викторова; -«Азбука» А.Островского, З.Петровой; -«Спасибо вам, учителя!» Г.Струве, В.Викторова
| Уметь: -петь по движению руки учителя: начало, кульминация, конец фразы;-определять графику, мелодию песен
| Устный опрос
|
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник- тетрадь
|
|
|
|
9
| Музыкальная азбука
| 1
| Закрепление знаний. Ролевая игра
| -«Семь подружек» В.Дроцевича, В.Сергеева; _ «Домисолька» О.Юдахина, В.Ключникова; _ «Нотный хоровод» В.Герчика, Н.Френкель; _ «Музыка всегда с тобой», «Музыкальный корабль» Г.Струве, В.Семернина.
| Знать понятия: нота, звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ, названия нот. Уметь запоминать и называть ноты по руке, графике
| Игра «Живой звукоряд»;конкурсы с элементами нотной грамоты. Ролевая игра
|
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник- тетрадь
|
|
|
|
10
| Музыкальные инструменты
| 1
| Урок коррекции знаний. Урок - диалог
| _ «Полянка», русский народный наигрыш (свирель); _ «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок); _ «Как под яблонькой», импровизация на тему русской народной песни (гусли); - «Пастушья песня», французская народная песня, пер. Т.Сикорской;- «Пастушья песенка» на тему из 5-й части «Пасторальной симфонии» Л. Ванн Бетховена, К.Алемасовой; _ «Камышинка _ дудочка» В. Поплянова, В.Татаринова.
| Знать названия музыкальных инструментов (свирель, рожок, гусли, дудочка), своеобразие их интонационного звучания. Уметь распознавать духовые и струнные народные инструменты по внешнему виду
| Устный опрос
| лад
| Учитель: видеокассета « У. Дисней»; Л. Ванн Бетховен «Пасторальная» симфония. Дети: учебник – тетрадь, с.25
|
|
|
|
11
| «Садко»
| 1
| Закрепление нового материала. Урок _ сказка
| _ «Былинные наигрыши» Д.Локшина;- песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н. Римского _ Корсакова; _ «Пасторальной» симфонии Л. Ванн Бетховена, К. Алемасовой
| Уметь: - откликаться в мимике, движениях на музыкальные фрагменты; - определять на слух звучание гуслей; - называть характерные особенности музыки, звучащей в исполнении на гуслях
| Устный опрос
|
| Для родителей: «Сказ о Садко» - совместное чтение
|
|
|
|
12
| Музыкальные инструменты
| 1
| Закрепление знаний. Урок - концерт
| - «Полянка», русский народный наигрыш (свирель); - тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева (флейта); _ «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка (флейта); -«Фрески Софии Киевской», часть1, «Орнамент» В.Кикты (арфа); _ «Кукушка» Л.К.Дакена (арфа)
| Знать правила поведения в концертном зале, Уметь: _ определять названия уже знакомых по предыдущим урокам музыкальных инструментов; -проводить сравнительный анализ музыкальных произведений на основе своеобразного звучания музыкальных инструментов
| Устный опрос
|
| Учитель: изображение музыкальных инструментов. Видеозапись звучащих на уроке музыкальных инструментов. Дети: учебник – тетрадь, с. 25
|
|
|
|
13
| Звучащие картины
| 1
| Закрепление знаний. Урок – экскурсия.
| -« Полянка», русский народный наигрыш (свирель); - «Былинные наигрыши» Д. Локшина (гусли); _ «Кукушка» Л.К.Дакена (арфа); - «Шутка» из оркестровой сюиты № 2 И.С.Баха (флейта)
| Уметь: - определять и записывать названия инструментов, на которых играют музыканты; - выделять принадлежность музыки к народной или композиторской
| Работа с учебником: заполнение таблиц. Устный опрос
| Лад
| Картины «Лель и Снегурочка» (Федоскино), «Лусляры» В.Васнецова; «Флейтист» Х.Тербрюггена; «Алымова за арфой» Д.Левицкого
|
|
|
|
14
| «Разыграй песню»
| 1
| Урок- повторение. Урок - игра
| -«Почему медведь зимой спит?» Л.Книппер, А.Коваленкова;- «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка (флейта); - «Фрески Софии Киевской», часть1, «Орнамент» В. Кикты (арфа);- «Кукушка» Л.К.Дакена (арфа)
| Уметь сопоставлять и различать части: начало – кульминация – концовка, графическое изображение мелодии
| Устный опрос ( индивидуальный и фронтальный)
|
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник- тетрадь
|
|
|
|
15
| «Пришло рождество _ начинается торжество»
| 1
| Изучение нового материала. Урок - путешествие
| -«Тихая ночь», международный рождественский гимн Ф.Груббера; - Щедрик», украинская народная колядка; _ « Риу, риу, риу», еврейская народная колядка; _ «Рождество Христово», колядка; - «Все идут, спешат на праздник», колядка; - «Пойдём вместе в Вифлеем» Е.Каверина; - «Ночь тиха над Палестиной», народное славянское песнопение; _ «Колыбельная», польская народная песня; _ «Поспешают к Вифлеему пастушки», датская народная песня; _ «Зимняя сказка» С. Крылова
| Понимать смысл духовного праздника. Уметь петь тихо, выразительно, слышать себя и товарищей
| Устный опрос
|
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник - тетрадь
|
|
|
|
16
| Добрый праздник среди зимы
| 1
| Контрольный урок
| - Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского: _ «Марш»; _ «Вальс снежных хлопьев»; _ «Па- де де»; _ «Зимняя сказка» С.Крылова; _ «Новогодний хоровод» Г.Струве, И. Кадомцева; - «Добрый день!» Я. Дубравина, С.Суслова
| Принимать участие в играх, песнях, танцах
| Устный опрос (индивидуальный, групповой)
| Двухчастная и трёхчастная формы музыкальных произведений
| Видеокассета с записью балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
|
|
|
|
Музыка и ты
|
17
| Край, в котором ты живёшь
| 1
| Изучение нового материала. Урок доброты
| - «Моя Россия» Г.Струве, Н.Соловьёва; _ «Что мы Родиной зовём?» Г.Струве, В.Степанова; _ «Добрый день!» Я. Дубравина, С.Суслова; _ «Песенка о солнышке, радуге и радости» И.Кадомцева
| Знать: -с каким настроением нужно исполнять песни о Родине; Уметь: - исполнять песню с нужным настроением; - высказываться о характере музыки; выучить песни о своём крае; - определять, какие чувства возникают, когда поёшь об Отчизне
| Слуховой контроль пения ( чистота интонации); выразительное исполнение; устный опрос
|
| Учитель: аудиокассеты, пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник - тетрадь
|
|
|
|
18
| Поэт, художник, композитор
| 1
| Закрепление знаний
| - «Пастораль» А. Шнитке; - «Пастораль» Г.Свиридова; - «песенка о солнышке, радуге и радости» И.Кадомцева; - «Добрый день!» Я.Дубравина, С.Суслова
| Знать: -виды искусства имеют собственные средства выразительности;- какие краски использовал художник в своей картине. Уметь рассказать, какое настроениепередаёт поэт словами, какими звуками нарисовал утро композитор
| Слуховой контроль; игра на развитие внимания; устный опрос
|
| Стихотворение И.Никитина «Утро»; картина В.Васильева «Утро»
|
|
|
|
19
| Музыка утра
| 1
| Закрепление знаний. Традиционный (с элементами игры)
| - «Зимнее утро» из «Детского альбома»; П.И.Чайковского; - «Утро» Э.Грига, из музыки к драме «Пер Гюнт» Г.Ибсена; - «Доброе утро!» из кантаты «Песни утра, весны и мира» Д.Б. Кабалевского, Ц. Солодаря; - «Добрый день!» Я. Дубравина, С.Суслова
| Проявлять способности к сопереживанию. Уметь: -находить нужные слова для передачи настроения; -провести интонационно- образный анализ «Зимнего утра». Понимать: -как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная; -как музыка рассказывает о жизни природы
| Устный опрос
| лад
| Репродукция картины «Солнечный день» И.Левитана
|
|
|
|
20
| Музыка вечера
| 1
| Закрепление изученного материала
| - «Ай -я, жу-жу, медвежонок», латышская народная песня; - «Колыбельная Умки» из мультфильм «Умка», Е. Крылатова, стихи Ю.Яковлева; - « Спят усталые игрушки» А.Островского, З.Петровой; - «Колыбельная « Б.Флисса, В.А.моцарта, русский текст С.Отриденко; - «Утро в лесу», «Вечер» В.Салманова; - «Вечерняя музыка» из симфонии – действа «Перезвоны» В.Гаврилина
| Понимать, что музыка является своеобразным выразителем человеческих чувств. Уметь: -сопоставлять , сравнивать, объединять общим понятием различные жанры музыки; - понимать, что данные фортепианные пьесы объединяет общее настроение покоя, тишины, умиротворённости, что главное свойство этих пьес – песенность, напевность
| Устный опрос
| лад
| Поэтические зарисовки вечера А.Фета, И.Никитина; репродукция картины В.Марковой «Пейзаж с лошадью»
|
|
|
|
21
| Музыкальные портреты
| 1
| Закрепление знаний. Урок- загадка
| -«Баба – Яга» из «Детского альбома» П.И.Чайковского; _ «Баба – Яга», детская песенка; -«Баба –Яга», песенка – дразнилка, обр. М.Иорданского; - «Менуэт» Л.Моцарта; - «Болтунья» С.С.Прокофьева
| Знать понятия: портрет в музыке. Уметь: - рассказывать о понравившейся музыке, услышанной вне урока; - характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа. Образа – портрета; -принимать участие в играх, пластическом интонировании
| Устный опрос
| Двухчастная и трёхчастная формы музыкальных произведений
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник - тетрадь
|
|
|
|
22
| «Разыграй сказку!»
| 1
| Урок – повторение.Ролевая игра
| - «Песенка бабушки – рассказчицы «Баба – Яга»; - «Баба – Яга», песенка – дразнилка, обр. М. Иорданского; _ «У каждого свой инструмент», эстонская народная песня
| Знать названия музыкальных инструментов (волынка, дудка, рожок). Понимать, что весёлый, бодрый, задорный характер песне «У каждого свой инструмент» придаёт сочетание песенности с танцевальностью
| Ролевая игра. Устный опрос
|
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник - тетрадь
|
|
|
|
23
| «Музы не молчали»
| 1
| Изучение нового материала. Урок – историческое путешествие
| - « Богатырская симфония» А. П. Бородина; - «Солдатушки, бравы ребятушки», старинная солдатская походная песня; - « Песенка о маленьком трубаче» С. Никитина, Т. Крылова; - «Учил Суворов» А. Новикова, М. Левашова; - «Песня о весёлом барабанщике» Л. Шварца, Б. Окуджавы; - «Песенка о бумажном солдатике» Б. Окуджавы -
| Знать и называть произведения ( и авторов), в которых музыка «рассказывает» о Родине, героях войны. Уметь: - определять характер музыки и передавать её настроение; - описывать образ русских воинов
| Устный опрос
|
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник - тетрадь
|
|
|
|
24
| Музыкальные инструменты
| 1
| Урок – коррекции. Урок - концерт
| «Сладкая грёза» П.И. Чайковского; - «Волынка» И.С.Баха; - «Вот какая бабушка» Т. Попатенко, И.Черницкий; _ «Спасибо» И. Арсеева, А. Петровой; _ «Праздник Бабушек и мам» И. Славника, М. Когановой
| Знать особенности звучания музыкальных инструментов ( фортепиано, волынки). Уметь имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах
| Проверка степени развития у учащихся культуры слушания музыки; викторины; кроссворд; игра на воображаемом музыкальном инструменте
|
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник - тетрадь
|
|
|
|
25
| Мамин праздник
| 1
| Контрольный урок. Урок - концерт
| - «Спасибо» И. Арсеева, А.Петровой; - «Вот какая бабушка» Т. Попатенко, И. Черницкой; - «Праздник бабушек и мам» И. Славника, М. Когановой; _ «Колыбельная» Г.Гладкова; _ «Колыбельная» М. Кажлаева, Б. Дубровина
| Уметь: - назвать понравившиеся произведения,звучавшие на уроке, и объяснить свой выбор; - выразительно читать стихи; интонировать
| Устный опрос ( индивидуальный, фронтальный)
|
| Стихотворения: «Тихо, тихо, очень тихо» В. Орлова; «Мама поёт» А.Барто; «Мама» Г. Демыкина
|
|
|
|
26
| Музыкальные инструменты. Звучащие картины
| 1
| Контрольный урок. Урок - концерт
| - «Менуэт» И. Кондари ( лютня); - «Тонкая рябина», обр. русской народной песни ( гитара); - « Тамбурин» Ж. Рамо (клавесин); - «Кукушка» К. Дакена (фортепиано)
| Уметь: - понимать, что контраст эмоциональных состояний влечёт за собой контраст средств музыкальной выразительности; - определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты (фортепиано, клавесин, лютню, гитару)
| Устный опрос
| Лад
| Репродукции картин: М. Караваджо «Юноша с лютней», В. Тропинина «Гитарист», О. Ренуара «Девушка за пианино», Я. Молерана «Дама за клавесином»
|
|
|
|
27
| Обобщающий урок
| 1
| Контрольный урок. Урок - концерт
| Произведения, звучащие в 3- й четверти ( 5 семестре)
| Уметь:-проявлять себя в разнообразных формах деятельности; -участвовать в различных формах музицирования на уроке
| Викторина; письменное тестирование
|
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник -тетрадь
|
|
|
|
28
| Музыка в цирке
| 1
| Урок- коррекция. Урок – цирковое представление
| - «Выходной марш», «Галоп» И.О.Дунаевского; - «Мы катаемся на пони» С.Крылова, М. Садовского; - «Две лошадки» Ф. Лещинской, Н . Кучинской; - «Слон и скрипочка» В. Кикты, В. Татаринова; _ «Клоуны» Д. Б. Кабалевского
| Знать фамилии, имена, отчества композиторов и названия музыкальных произведений, звучащих на уроке
| Пластическое интонирование; устный опрос
|
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник - тетрадь
|
|
|
|
29- 30
| Дом, который звучит
| 2
| Урок – повторение. Урок – путешествие в театр
| - Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н.А.Римского – Корсакова; -«Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского; - «Золотые рыбки» из балета «Конёк – горбунок» Р.К.Щедрина; - «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка; - заключительный хор из оперы – игры « Муха – Цокотуха» М.Красева, К. Чуковского; _ опера «Волк и семеро козлят» Е. Манучаровой
| Уметь: - назвать понравившиеся произведения, звучавшие на уроке, объяснить свой выбор; - внимательно слушать музыкальные фрагменты, двигаться в ритме музыки
| Музыкальная викторина;инструментальное музицирование; пластическое интонирование; устный опрос
|
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник - тетрадь
|
|
|
|
31
| «Ничего на свете лучше нету»
| 1
| Закрепление знаний. Урок - путешествие
| -«Песня друзей» ( «Песня Трубадура») из к.ф. «Бременские музыканты» Г. Гладкова, Ю.Энтина
| Уметь: _разыгрывать песню по ролям; - участвовать в музыкальном сопровождении; - исполнять сольно и хором знакомые песни; - осмысленно воспринимать музыку
| Конкурс на лучшего исполнителя роли; создание рисованного мультфильма по мотивам сказки; совместное музицирование; устный опрос
|
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник - тетрадь
|
|
|
|
32
| Обобщающий урок
| 1
| Урок- повторение, обобщение
| Слушание произведений и их интонационно – образный анализ; хоровое, ансамблевое и сольное пение разученных песен; составление художественных композиций, в которых могут сочетаться пение, пластическое интонирование, инструментальное музицирование
| Знать названия музыкальных инструментов, определять их по звучащему фрагменту. Уметь: - участвовать в сочинениимузыки; -уважительно относиться к творчеству своих товарищей
| Ролевые игры: «Играем в композитора», «Сочини песенку», «Играем в дирижёра», «разыграй меня»; устный опрос
|
| Учитель: аудиокассеты, методические пособия, хрестоматия для 1 класса. Дети: учебник - тетрадь
|
|
|
|
33
| Обобщающий урок
| 1
| Контрольный урок. Урок - концерт
| Вокальная импровизация на заданную интонацию или стихотворный текст с использованием музыкальной грамоты; исполнение фрагмента детской оперы; конкурсы знакомой песни, конкурсы дирижёров, барабанщиков; исполнение песен о школе, Родине, дружбе; выход под праздничную маршевую музыку. Музыкальное приветствие учителя и гостей; слушание произведения; демонстрация навыков восприятия музыки и её интонационно- образного анализа ( ответы на вопросы родителей); создание композиции, включающей вокализацию, главную тему произведения, пластическое интонирование, музицирование
| Знать элементарные понятия о музыкальной грамоте и оперировать ими на уроке. Уметь через различные формы деятельности показать разнообразное звучвние музыкальных произведений
| Конкурс на лучшее исполнение фрагмента из детской оперы; устный опрос
|
|
|
|
|
|