Даль В. и др д 15 Русское колдовство





Скачать 86.31 Kb.
НазваниеДаль В. и др д 15 Русское колдовство
Дата публикации05.07.2013
Размер86.31 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
ББК 86.4 1 д 15

Серийное оформление художника Е. Клодта

Даль В. и др.

д 15 Русское колдовство. — М.: Изд-во Эксмо; СП6.:

Тегга Fantastica, 2002. — 800 с. (Серия «Антология мысли»).

18В1 5-7921-0598-7 (Т1

I8ВIЧ 5-699-01473-Х (Эксмо)

Колдовство и вера в него бытуют в человеческом обществе с древнейших времен. даже сегодня, несмотря на все достижения науки, колдовство представляет для современного человека не только умозрительный интерес. В настоящий сборник вошли этнографические работы, посвященные русскому колдовству — особой разновидности магии, столь непохожей на традиционное чернокнижие. Все работы печатаются в современной орфографии

ББК 86.41

© К. Королев. Текст, 2002

© ТЕНМА ЕАIЧТА$ТIСА, 2002

I$В1” 5-7921-0598-7 © 000 Издательство Эксмо

I$В1”4 5-699-01473-Х Оформление, 2002

От издателя

Человеческие общества, безусловно, имеют немало общих черт (которые, собственно, и позволяют группировать их географически, хронологически или цивилизационно), однако в своих конкретных проявлениях каждое из них уникально. К числу этих проявлений, конечно же, принадлежит и система обрядов и верований — от мифологии и религии до повседневной «практической магии». И потому — хотя, разумеется, колдовство и вера в него присущи всякому человеческому обществу — мы вправе говорить о колдовстве русском (и шире — восточнославянском) как об отдельном социокультурном феномене.

Первая особенность этого колдовства — его «православность», тогда как для большинства европейских народов свойственно колдовство католическое1 то есть совмещение католических обрядов и молитв с колдовской практикой. На Руси колдовство, в силу исторических причин, «христианизировалось» на православный лад; в итоге возникло синтетическое явление, которое и получило со временем наименование русского колдовства.

Православность русского колдовства проявляется и в ритуальной практике. В европейском католическом чернокнижии значительная часть заклинаний использует обращения к ангелам или демонам, как сверхъестественным покровителям, а в православном колдовстве заклинания пестрят именами великомучеников и святых угодников, которых просят о помощи и без упоминания которых ни один заговор не будет действенным. Более того, часть русских заклинаний обращается напрямую к Господу Богу, который, таким образом, «низводится» с горних высот на землю и становится в один ряд со святыми и великомучениками. Иными словами, для колдовства православного характерна вера в чрезвычайную близость сверхъестественных покровителей к человеку и убежденность в их благожелательности по отношению к колдующему (примечательно, что даже ворожба «во зло» зачастую сопровождается призыванием небесных, благих сил).

Другая особенность русского колдовства — его прнземленность, если не сказать — утилитарность. В отличие от таких признанных авторитетов европейской магии, как

Джон Ди или Алистер Кроули, русские колдуны не искали абсолютного знания; они вполне довольствовались тем, что имели возможность влиять на свое непосредственное окружение, не преследовали глобальных целей и не искали «вселенской славы». Вероятно, это связано с тем, что Россию фактически обошла стороной алхимическая истерия, охватившая средневековую Европу: иначе говоря, у русских не успела сложиться философия колдовства, тогда как в Европе поиски философского камня и попытки постичь Великое Творение, отягощенные схоластическими дебатами на оккультные темы, привели к возникновению колдовской науки. Европейские колдуны стремились обрести власть над миром; яркий пример — доктор Фауст, возжелавший «знать все» и повелевать духами. Колдунов же русских интересовали куда более земные материи —

сельскохозяйственная магия, способы управления погодой, магия любовная с ее приворотами и присушками и магия врачебная.

Россия, как известно, занимает промежуточное положение между Европой и Азией. На воображаемой «колдовской» карте мира русское колдовство занимало бы рубежную территорию, представляло бы собой своеобразный водораздел между европейским

чернокнижием и азиатским шаманством. И именно эта рубежность составляет главную особенность русского колдовства как социокультурного, цивилизационного феномена.
1Под «католическими» в данном случае понимаются верования, бытующие на территории Западной Европы, как собственно католические, так и протестантские, во

всех разновидностях протестантства, — в противовес верованиям славяно-византийским.
Вступление

Шиллер сказал: «И в детской игре кроется иногда глубокий смысл» а Шекспир: «И.на небе и на земле есть еще много такого, чего мудрецы ваши не видывали и во сне». Это можно применить к загадочному предмету, о коем мы хотим поговорить. Дух сомнения составляет свойство добросовестного изыскателя; но само по себе и безусловно качество сие бесплодно и даже губительно. Если к этому еще присоединится высокомерное презрение к предмету, нередко служащее личиной невежества особенного рода, — то сомнение, или неверие, очень часто бывает лицемерное. Большая часть тех, кои считают долгом приличия гласно и презрительно насмехаться надо всеми народными предрассудками, без разбора, - сами верят им втихомолку или, по крайней мере, из предосторожности, на всякий случай не выезжают со двора в понедельник и не здороваются через порог.

С другой стороны, если и смотреть на поверья народа вообще как на суеверие, то они не менее того заслуживают нашего внимания, как значительная частица народной жизни; это путы, кои человек надел на себя — по своей ли вине, или по необходимости, по большому уму, или по глупости,— но в коих он должен жить и умереть, если не может стряхнуть их и быть свободным. Но где и когда можно или должно сделать то или другое — этого нельзя определить, не разобрав во всей подробности смысла, источника, значения и силы каждого поверья. И самому глупому и вредному суеверию нельзя противодействовать, если не знаешь его и не знаком с духом и с бытом народа.

Поверьем называем мы вообще всякое укоренившееся в народе мнение или понятие, без разумного отчета в основательности его. Из этого следует, что поверье может быть истинное и ложное; в последнем случае оно называется собственно суеверием или, по новейшему выражению, предрассудком. Между этими двумя словами разницы мало; предрассудок есть понятие более тесное и относится пре имущественно к предостерегательным, суеверным правилам, что, как и когда делать или не делать. <...> Из этого усматривается, еще в третьем значении, важность предмета, о коем мы говорим; он дает нам полную картину жизни и быта известного народа.

Не только у всех народов земного шара есть поверья и суеверия, но у многих они довольно схожи между собой, указывая на один общий источник и начало, которое может быть трех родов: или поверье, возникшее в древности, до разделения двух народов, сохранилось по преданию в обоих; или, родившись у одного народа, распространилось и на другие; или же, наконец, поверье, по свойству и отношениям своим к человеку, возникло тут и там независимо одно от другого. В этом отношении есть много ученых указаний у г. Снегирева. Сочинитель настоящей статьи ограничился одними только поверьями русского народа или даже почти исключительно тем, что ему случилось собрать среди народа; посему статья эта вовсе не есть полное исследование этого предмета, а только небольшой сборник или собрание подручных в настоящее время запасов1

Север наш искони славится преимущественно большим числом и разнообразием поверий и суеверий о кудесничестве разного рода. Едва ли большая часть этого не перешла к нам от чудских племен. Кудесники и знахари северной полосы отличаются также злобой своей, и все рассказы о них носят на себе этот отпечаток. На юге видим более поэзии, более связных, сказочных и забавных преданий и суеверий, в коих злобные чернокнижники являются только как необходимая прикраса, для яркой противоположности. Нигде не услышите вы столько о порче, изурочении, как на Севере нашем; нигде нет столько затейливых и забавных рассказов, как на Юге.

Поверья местные, связанные с известными урочищами, курганами, городами, селами, городищами, озерами и проч., не могли войти в эту статью главнейшие потому, что такое собрание вышло бы ныне еще слишком неполно и отрывочно. Если бы у нас много лет сряду занимались повсеместно сбором этих преданий, тогда только можно бы попы таться составить из них что-нибудь целое. Но предания эти гибнут невозвратно; их вытесняет суровая вещественность — которая новых замысловатых преданий не рождает.

Все на свете легче осмеять, чем основательно опровергнуть, иногда даже легче, нежели дать ему веру. Подробное, добросовестное разбирательство, сколько в каком поверье есть или могло быть некогда смысла, на чем оно основано и какую ему теперь должно дать цену и где указать место, — это не легко. Едва ли однако же можно допустить, чтобы поверье, пережившее тысячелетия и принятое миллионами людей за истину, было изобретено и пущено на ветер, без всякого смысла и толка. Коли есть поверья, рожденные одним только праздным вымыслом, то их очень немного; и даже у этих поверий есть, по крайней мере, какое-нибудь источник, например: молодцевание умников или бойких над смирными; старание поработить умы самым сильным средством — общественным мнением, против которого слишком трудно спорить.

У нас есть поверья — остаток или памятник язычества; они держатся потому только, что привычка обращается в природу, а отмена старого обычая всегда и везде встречала сопротивление. Сюда же можно причислить все поверья русского баснословия, которое, по всей вероятности, в связи с отдаленными временами язычества. другие поверья придуманы случайно, для того, чтобы заставить малого и глупого, окольным путем, делать или не делать того, чего от него прямым путем добиться было бы гораздо труднее. Застращав и поработив умы, можно заставить их повиноваться, тогда как пространные рассуждения и доказательства ни малого, ни глупого не убедят и, во всяком случае, допускают докучливые опровержения.

Поверья третьего разряда в сущности своей основаны на деле, на опытах и замечаниях; поэтому их неправильно называют суевериями; они верны и справедливы, составляют опытную мудрость народа, а потому знать их и сообразоваться с ними полезно. Эти поверья бесспорно должны быть все объяснимы из общих законов природы: но некоторые представляются до времени странными и темными.

Засим непосредственно следуют поверья, основанные также в сущности своей на явлениях естественных, но обратившиеся в нелепость по бессмысленному их применению к частным случаям.

Пятого разряда поверья изображают дух времени, игру воображения, иносказания — словом, это народная поэзия, которая, будучи принята за наличную монету, обращается в суеверие.

К шестому разряду, наконец, должно причесть — может быть, только до поры до времени — небольшое число таких поверий, в коих мы не можем добиться никакого смысла. Или он был утрачен по изменившимся житейским обычаям, или вследствие искажений самого поверья, или же мы не довольно исследовали дело, или, наконец, может быть, в нем смыслу нет и не бывало. Но как всякая вещь требует объяснения, то и должно заметить, что такие вздорные, уродливые поверья произвели на свет, как замечено выше, или умничанье, желание знать более других и указывать им, как и что делать,— или пытливый, любознательный ум простолюдина, доискивающийся причин непонятного

ему явления; эти же поверья нередко служат извинением, оправданием и утешением в случаях, где более не к чему прибегнуть. С другой стороны, может быть, некоторые бессмысленные поверья изобретены были также и с той только целью, чтобы, пользуясь легковерием других, жить на чужой счет. Этого разряда поверья можно бы назвать мошенническими.

Само собой разумеется, что разряды эти на деле не всегда можно так положительно разграничить; есть переходы, а многие поверья без сомнения можно причислить и к тому, и к другому разряду; опять иные упомянуты у нас, по связи своей с другим поверьем, в одном разряде, тогда как они в сущности принадлежат к другому. Так, например, все лицедеи нашего баснословия принадлежат и к остаткам язычества, и к разряду вымыслов поэтических, и к крайнему убежищу невежества, которое (не менее, как и самое просвещение, хотя и другим путем) ищет объяснения непостижимому и причины непонятных действий. Лица эти живут и держатся в воображении народном частью потому, что в быту простолюдина, основанном на трудах и усилиях телесных, на жизни суровой,— мало пищи для духа; а как дух этот не может жить в бездействии, хотя он и усыплен невежеством, то он и уносится, посредством мечты и воображения, за пределы здешнего мира. Не менее того пытливый разум, изыскивая и не находя причины различных явлений, в особенности бедствий и несчастий, также прибегает к помощи досужего воображения, олицетворяет силы природы в каждом их проявлении, сваливает все на эти лица, на коих нет ни суда, ни расправы,— и на душе как будто легче.

Вопрос, откуда взялись баснословные лица, о коих мы хотим теперь говорить,— возникал и в самом народе: это доказывается сказками об этом предмете, придуманными там же, где в ходу эти поверья. Домовой, водяной, леший, ведьма и проч. не представляют собственно нечистую силу; но, по мнению народа, созданы ею или обращены из людей, за грехи или провинности. По мнению иных, падшие ангелы, спрятавшиеся под траву прострел, поражены были громовой стрелой, которая пронзила ствол этой травы, употребляемой по этому поводу для залечения ран,— и низвергла падших духов на землю; здесь они рассыпались по лесам, полям и водам и населили их. Все подобные сказки явным образом изобретены были уже в позднейшие времена; может быть древнее их мнение, будто помянутые лица созданы были нечистым для услуг ему и для искушения человека; но что домовой, например, который вообще добродетельнее прочих, отложился от сатаны — или, как народ выражается, от черта отстал, а к людям не пристал.
1 Я с намерением не перечитывал теперь сочинений ни г. Снегирева, ни г. Сахарова.

Я даю только сборник, запас, какой случился. Праздничных обрядов я мало касаюсь, потому что предмет этот обработан г. Снегиревым; а повторения того, что уже помещено в «Сказаниях> г. Сахарова, произошли случайно, из одного и того же источника. Я дополнил статью свою из одной только печатной книги: «Русские суеверия» Чулкова, в которой, впрочем, весьма немного русского.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Даль В. и др д 15 Русское колдовство iconВ даль «Девочка Снегурочка»

Даль В. и др д 15 Русское колдовство iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по факультативному...
«Русское правописание» для 10- 11 класса разработана на основе Государственного стандарта 2004 года, факультативного курса для 10-11...
Даль В. и др д 15 Русское колдовство iconХ. Ленк Размышления о современной технике
Возрождения, и вплоть до Энциклопедии Дидро. И все же нельзя не задаться вопросом: не использовались ли здесь техни­ческое знание...
Даль В. и др д 15 Русское колдовство iconВладимир Иванович Даль Уральский казак
Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол №
Даль В. и др д 15 Русское колдовство iconУчебник для 9 класса общеобразоват учреждений / Н. В. Загладин. М....
Козленко С. И., Загладин Н. В., Загладина Х. Т. История России. XX век. М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2008; Загладин Н. В. Новейшая...
Даль В. и др д 15 Русское колдовство iconРабочая программа учебного предмета «История»
ХХ! века. М., Русское слово, 2010. Умк н. В. Загладин Всеобщая история конец Х!Х – начала хх! в. История Отечества ХХ – начала хх!...
Даль В. и др д 15 Русское колдовство iconКурса
Литература: 1 Учебник обществознания А. И. Кравченко, «Русское слово» М.,- 2012г; 2 Обществознание 8 класс. Проверочные работы «Лицей»...
Даль В. и др д 15 Русское колдовство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эпиграфы: «Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить» В. И. Даль
Даль В. и др д 15 Русское колдовство iconУчебник Михайловского Ф. А. «Русское слово»
Кострома моу лицей №17, учитель Скворцова Л. П. курс История древнего мира. Учебник Михайловского Ф. А. «Русское слово» 2008
Даль В. и др д 15 Русское колдовство iconГенрих Инститорис Молот ведьм Оригинал: “Hexenhammer, Malleus maleficarum”
«Существует ли колдовство?», «Что надо думать о волках, которые крадут и пожирают как взрослых людей, так и мальчиков?», «О способе,...
Даль В. и др д 15 Русское колдовство iconУчебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений....
Программа: Загладин Н. В., Козленко С. И., Загладина Х. Т. Изучение предмета на базовом и профильном уровнях. – 2-е изд. – М.: Ооо...
Даль В. и др д 15 Русское колдовство iconПояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена...
Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева, М.: Русское слово, 2010.(5-11 кл) Учебник «Литература.» 9кл. Авторы: С. А. Зинин, В....
Даль В. и др д 15 Русское колдовство iconКонспект урока литературы "его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль "
Роль лите­ратуры в духовной жизни человека. Нацио­нальная самобытность русской литературы
Даль В. и др д 15 Русское колдовство iconКраткое содержание проекта Обычай казнить колдуний идет с античности....
Европе в 15-17 веках. Данный проект предполагает сбор учащимися имеющейся информации по данной теме, анализ собранного материала...
Даль В. и др д 15 Русское колдовство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы Козленко С. И.,...
Даль В. и др д 15 Русское колдовство iconН. А. Рогачева русское устное народное творчество
Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество: Учебно-методический комплекс для студентов направления 031000. 62 Филология. Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск