ГПОУ «Читинский педагогический колледж»
Методические рекомендации
по подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку»
Чита – 2013
Составитель: Нестерова Т.А.
Рецензент: Спиридонова А.В., кандидат культурологии, зам. директора по НМР
Рассмотрено на заседании кафедры лингвистических дисциплин
Протокол № 1 от «10» сентября 2013 г.
Утверждено НМС
Протокол № ___________________ от _________________________ Данные методические рекомендации включают вопросы для обсуждения на семинарских и практических занятиях по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» и представляют собой краткий план изучаемых тем, списки основной и дополнительной литературы, а также приложение. Задания для самостоятельной работы на занятиях предполагают составление студентами плана фрагмента урока или комплекса упражнений после изучения УМК по иностранному языку, а также просмотра видеоурока или видеозаписи лекций ученых и ведущих методистов.
Рекомендации предназначены для студентов специальности 050303 «Иностранный язык», изучающих дисциплину «Теория и методика обучения иностранному языку», а также для студентов специальности 050146 «Преподавание в начальных классах», изучающих междисциплинарный курс «Теория и методика преподавания иностранного языка в начальной школе» профессионального модуля «Преподавание по программам начального общего образования». Содержание
Практическое занятие №1
Практическое занятие №2
Практическое занятие №3
Практическое занятие №4
Практическое занятие №5
Практическое занятие №6
Практическое занятие №7
Практическое занятие №8
Практическое занятие №9
Практическое занятие №10
Список литературы
Приложение
Практическое занятие №1
Теоретические основы методики обучения иностранному языку в школе «Чем больше языков ты знаешь,
тем больше у тебя права называться человеком».
Франклин Фолсом
Вопросы для обсуждения:
Иностранный язык как предмет обучения.
Методика обучения иностранному языку как наука.
Связь методики обучения иностранному языку с другими науками.
Способы обучения и способы учения. Приёмы обучения. Методы исследования.
Задание для самостоятельной работы:
Просмотрите одну из выпускных квалификационных работ по методике обучения иностранным языкам и определите:
- какие методы исследования использовал в своей работе студент;
- как организован эксперимент (где проходил эксперимент, какие группы испытуемых участвовали в эксперименте, какие задачи решались студентом);
- как студент оформил результаты исследования (имеются ли диаграммы, графики и таблицы).
Рекомендуемая литература:
Дополнительная
Акопянц А.М. Лингвопрагматика и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе.- 2006.- №2.
Василевич А.П. Учим детей английскому языку // Иностранные языки в школе. – 2009. - №4. - С.75.
Гальскова Н.Д. Еще раз о лингводидактике // Иностранные языки в школе.- 2008. - №8. – С.2.
Гальскова Н.Д., Тарева Е.Г. Ценности современного мира глобализации и межкультурное образование как ценность// Иностранные языки в школе. – 2012. - №1. – С.3.
Лемперт Б.Д. К вопросу о методах обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2011. - №4. – С.13.
Лысикова И.В. Образовательные стратегии изучения иностранного языка в школах Англии // Иностранные языки в школе. – 2011. - №10. – С.50.
Мильруд Р.П., Максимова И.Р.Обеспечение качества обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2011. - №6. – С.29.
Никитенко З.Н. Школьное образование в Европе: Современные тенденции языковой политики // Иностранные языки в школе. - 2010. - №2. – С.2.
10.Осипова Н.В. Глобальное образование и иностранный язык как учебный предмет // Иностранные языки в школе.- 2007. - №2. – С.2.
Петрова А.А. Языковая политика в России: проблемы и перспективы изучения и преподавания иностранных языков // Иностранные языки в школе. – 2009. -№8. - С.108.
Поляков О.Г. Об иностранном языке как учебном предмете и дисциплине в школе и вузе, языковых специальностях и науках о языке и его преподавании//Иностранные языки в школе. - 2009.- №1. - С.18.
Скворцова С.В. К проблеме методов обучения в современной зарубежной школе (на примере Великобритании и США) // Иностранные языки в школе. – 2012. - №6. – С.65.
Смирнова О.А. Европейскиймультилингвизм // Иностранные языки в школе.- 2007. - №3.
Практическое занятие №2
Теоретические и методические основы обучения иностранным языкам в начальной школе «Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе призван не только обеспечить школьникам возможность овладеть еще одним способом общения. Он должен ввести детей в мир другой культуры».
Бим И.Л.
Вопросы для обсуждения:
Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.
Цели и содержание обучения иностранным языкам в начальной школе.
Принципы и средства обучения иностранным языкам в начальной школе.
Виды и формы контроля.
Задание для самостоятельной работы:
Проанализируйте учебный материал одного из учебников иностранного языка для начальных классов и определите, какие формы контроля знаний, навыков и умений в нем используются.
Посмотрите видеозапись выступления профессора В.П.Кузовлева «Рекомендации молодому учителю по выбору УМК по английскому языку для начальной школы» http://www.youtube.com/watch?v=bGTnLfQwhLo. Выскажите свое мнение письменно по поводу предложенных В.П.Кузовлевым рекомендаций в группе.
Рекомендуемая литература:
Дополнительная
Амелина О.В. Иностранный язык. Когда еще рано и когда уже поздно//Начальная школа. - 2006. - №1. - С.92.
Афанасьева О.В., Михеева И.В. Особенности УМК «Английский язык для общеобразовательных школ» серии “RainbowEnglish” (2-4 классы)» // Иностранные языки в школе. - 2012. - №7. – С.13.
Бычковская Е.В., Гончаренко А.Л. Развитие интереса к иностранному языку у младших школьников //Иностранные языки в школе. - 2008.- №1. - С. 51.
Горлова Н.А. Методические ориентиры для выбора учебника иностранного языка как средства обучения// Иностранные языки в школе. - 2012. - №2. – С.17.
Гулюкина П.А. Формирование у младших школьников основ экологической культуры в курсе обучения иностранному языку// Иностранные языки в школе. - 2012. - №1. – С.79.
Иванова Л.А. Как обучать первоклассников иностранному языку в новых условиях//Иностранные языки в школе. - 2010. - №6. - С.51.
Кузовлев В.П. Памятка как средство развития учебных умений и универсальных учебных действий// Иностранные языки в школе. - 2010. - №7. – С.13.
Никитенко З.Н. Европейский Языковой портфель для начальной школы. // Иностранные языки в школе. – 2008. - №5. – С.8.
Никитенко З.Н. Формирование универсальных учебных действий - приоритет начального иноязычного образования//Иностранные языки в школе. - 2010. - №6. - С.2.
Загребина И.В. Интегративное обучение как средство целостного развития личности младшего школьника // Иностранные языки в школе. - 2008. - №1 .- С. 32.
Кулясова А. Языковые игры на уроках английского языка (для детей дошкольного и младшего школьного возраста) //English. - 2009. - №6. – С.44.
Цели обучения иностранным языкам: учебное пособие /Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва». - 2002.
Практическое занятие №3
Современный урок иностранного языка Урок – это зеркало общей
и педагогической культуры учителя.
Сухомлинский В.А.
Вопросы для обсуждения:
Методическое содержание урока иностранного языка.
Основные черты урока иностранного языка.
Структура урока иностранного языка и его организация.
Типология уроков иностранного языка.
Планирование и требования, предъявляемые к учителю при планировании образовательного процесса.
Задание для самостоятельной работы:
Ознакомьтесь с тематическим и поурочным планами, используя Книгу для учителя любого УМК по иностранного языку для начальных (средних) классов. Запишите алгоритм составления этих планов.
2. Посмотрите видеозапись лекции Заслуженного учителя России, зам. директора школы № 1225 г. Москва Г.П. Разумихиной «Как любить детей? Советы учителю французского языка».
а) Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:
Что значит любить ребенка?
Согласны ли Вы с мнением лектора, что невозможно учить общению без умения выражать добрые чувства по отношению к детям?
Какова роль языка жестов и мимики в процессе обучения языку?
В чем отличие невербального общения от вербального?
Почему невербальное общение является частью страноведческой компетенции детей?
Какие приемы использует учитель для создания доброжелательной и радостной атмосферы на уроке? Какие из этих приемов Вы хотели бы использовать в своей педагогической деятельности?
Что способствует созданию коммуникативной ситуации на уроке?
Почему важно создать в образовательном процессе ситуацию успеха каждому ученику? Какие способы и приемы создания ситуации успеха Вы считаете эффективными?
Каким образом целесообразнее рассаживать детей на уроке ИЯ?
Какие сформулированные психологами правила для организации работы в группе цитирует лектор?
Как Г.П. Разумихина относится к идее «школа без стресса и насилия»?
Какие рекомендации Г.П. Разумихиной Вы возьмете себе на вооружение?
б)Прокомментируйте следующие утверждения Г.П. Разумихиной:
Учитель ИЯ должен быть партнером, помощником, соучастником общения, а не диктатором.
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания человека.
Для успешного обучения иностранному языку учителю необходимо повышать самооценку ребенка.
Работа учителя - это постоянная работа над собой.
Рекомендуемая литература:
Дополнительная
1. Баженова Н.Г. Сценарий, посвященный празднованию Пасхи//Иностранные языки в школе. – 2011. - №2. – С.50.
2. Белянко Е.Н. Использование приема драматизации при обучении иностранному языку//Иностранные языки в школе. - 2010. - №5. – С.51.
3. Белянко Е.А. Урок-инсценировка «TheABCParty» //Иностранные языки в школе. – 2009. - №7. - С.41.
4. Бикеева А.С. Первый урок английского языка для малышей//Иностранные языки в школе. - 2006. - № 1. – С.23.
5. Богданова Ю.С. Музыкальная сказка «ALittleCottage» //Иностранные языки в школе. – 2010. - №3. – С.55.
6. Бурмистрова Е.В. Билингвальный урок как средство развития интереса учащихся к овладению иностранным языком//Иностранные языки в школе. -2007. - №7.- С.27.
Виноградова Н.А. Внеклассная деятельность учащихся как средство мотивации при изучении английского языка//Иностранные языки в школе. – 2011. - №2. – С.48.
Гальскова Н.Д., Демина М.Г., Манукян К.М. Цель обучения иностранным языкам в новейший период развития методики и науки//Иностранные языки в школе. – 2012. - №4. – С.2.
Горко Н.В., Павлова С.А. Эффективность сотрудничества во внеклассной работе по английскому языку//Иностранные языки в школе. – 2010. - №7. – С.40.
Евдокимова М.И. Воспитательный потенциал урока иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2007.- № 4. – С.32.
Иванова Е.Н. Занятия кружка английского языка (2 класс) //Иностранные языки в школе. – 2009. - №3. - С.65.
Корчажкина О.М. Специфика применения интерактивной доски на уроках иностранного языка при выполнении творческих заданий//Иностранные языки в школе. – 2012. - №6. – С.27.
Измайлова Е.В. Праздник английского алфавита//Иностранные языки в школе. – 2011. - №2. – С.35.
Инкина И.И. Кружок английского языка в школьном лагере дневного пребывания//Иностранные языки в школе. – 2011. - №5. – С.59.
Кочергина И.К. Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку//Иностранные языки в школе. – 2009. - №3. - С.45.
Красножонова Е.С. использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе//Иностранные языки в школе. – 2011. - №9. – С.28.
Кудрявцева Л.В. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новыхинофрмационно-коммуникативных интернет-технологий//Иностранные языки в школе. - 2010. - №1. –С.94.
Литонина Н.В. Формирование учебно-познавательной компетенции школьников средствами иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2012. - №6. – С.69.
Павлова Е.А. Особенности организации групповой формы работы на уроке иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2011. - №9. – С.23.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка. Комплект пособий № 16. – Воронеж. - 2002.
Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Использование педагогических идей М.Монтессори при обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе. – 2012. - №5. – С.52.
Рекичинская Е.А. Педагогическая модель и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности школьников к межкультурной коммуникации//Иностранные языки в школе. – 2010. - №5. – С.26.
Салистра И.Д. К вопросу о системе уроков иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2011. - №8. – С.24.
Сысоев П.В., Сысоева Л.И. Методическая разработка урока английского языка, посвященного американскому национальному празднику «День благодарения» //Иностранные языки в школе. - 2008. - №7.- С. - 68.
Практическое занятие №4
Обучение произношению (формирование фонетических навыков речи) «И учащиеся, и учителя осознают важность правильного произношения для успешной коммуникации, однако этот аспект часто игнорируется»
KellyGerald
Вопросы для обсуждения:
Место и роль фонетических навыков в обучении иностранным языкам.
Содержание обучения фонетике.
Подходы к формированию фонетических навыков.
Особенности формирования фонетических навыков на начальном этапе обучения.
Задание для самостоятельной работы:
1. Изучите предложенную литературу и выпишите на карточки методику (алгоритм) работы
а) со скороговорками
б) со стихотворением
в) с песней
г) пословицами.
2. Подготовьте и проведите фрагмент урока:
а) по формированию фонетических навыков;
б) по совершенствованию фонетических навыков Рекомендуемая литература:
Дополнительная
Белкина М.Ю. Задания для совершенствования фонетических навыков//Иностранные языки в школе. - 2006. - №5.-С.53.
Долганина В.В. Путешествие по волшебной стране английских звуков //Иностранные языки в школе. -2008. - №3.- С.35.
Павлова Е.А. Стихи и рифмовки на уроках иностранного языка – эффективное средство усвоения языкового материала//Иностранные языки в школе. -2009. - №2.- С.25.
4. Поповицкая Н.В. Тренировка голоса и дыхания на уроке иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2010. - №2. – С.66.
Практическое занятие №5
Формирование лексических навыков речи
(обучение лексической стороне речи)
Вопросы для обсуждения:
Сущность лексического навыка и содержание обучения лексике.
Работа по формированию и развитию лексических навыков.
Контроль сформированности лексических навыков.
Задание для самостоятельной работы:
Разработайте фрагмент урока по ознакомлению и активизации новых слов (на материале одного из уроков УМК по иностранному языку для начальных или средних классов).
Рекомендуемая литература
Дополнительная
Аракин В.Д. Омонимы в английском языке//Иностранные языки в школе. – 2011. - №4. – С.38.
Барменкова О.И. Travelling//Иностранные языки в школе. – 2012. - №3. – С.44.
Верисокин Ю.И. Речевые опоры как средство развития устной речи с целью обогащения их лексического запаса//Иностранные языки в школе. - 2009. - №1. - С.53.
Жучкова И. Дидактические игры на уроках английского языка//English.- 2006. - №7.- С.40.
Карлинский А.Е. Работа со словарем в средней школе//Иностранные языки в школе. – 2011. - №4. – С.60.
Коптелова И.Е. Игры со словами//Иностранные языки в школе. - 2003. - №1. -С.54-56.
Корчажкина О.М. Англоязычные онтологии как электронный образовательный ресурс//Иностранные языки в школе. – 2012. - №3. – С.14.
Кучешева И.Л. Лексико-семантический анализ имен собственных в составе английских и русских фразеологических единиц: лингвокультурологический подход//Иностранные языки в школе. – 2008. - №5. – С.81.
Лобачева Н.П. Игры и сказки для работы над темами WhatdoyoulookLike?" и "Whatareyoulike?" //Иностранные языки в школе. - 2007.- №1. -С.36.
Мещерякова Т.М. Требования к построению лексических упражнений//Иностранные языки в школе. – 2011. - №4. – С.91.
Оксюз Б.Е. Лексические упражнения с картинками//Иностранные языки в школе. – 2011. - №8. – С.64.
Попова И.В. Урок английского языка “AMerryTrain” 2 класс//Иностранные языки в школе. – 2011. - №10. – С.44.
Радина Е.Г. Шоу-игра «Поле чудес» по теме «Идиоматические выражения в английском языке» //Иностранные языки в школе. - 2010. - №1. – С.30.
Талалакина Е.В. Работа с синонимами на уроках английского языка в начальной школе//Иностранные языки в школе. - 2008. - №3.-С.27.
Фетисова А.А. Лимерик как материал для работы над лексической стороной английского языка//Иностранные языки в школе. – 2009. - №7. - С.96.
Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе//Иностранные языки в школе. - 2002. - №2.- С.43.
Шамов А.Н. Принципы обучения лексической стороне иноязычной речи//Иностранные языки в школе. – 2009. - №4. - С.2.
Шамов А.Н. Познавательная деятельность школьников и формирование лексических навыков разных видов речевой деятельности//Иностранные языки в школе. – 2011. - №9. – С.10.
Шацких Е.Н. Английский язык в стихах и картинках: рифмованные тексты для накопления и закрепления лексики. - М.: Чистые пруды. - 2006.
Практическое занятие №6
Формирование грамматических навыков речи
(обучение грамматической стороне речи)
«Лексика – дура, грамматика – молодец».
Л.В.Щерба
Вопросы для обсуждения:
Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Продуктивные и рецептивные грамматические навыки. Цели и содержание обучения грамматике иностранного языка.
Подходы к формированию грамматических навыков и присущие им методы. Система грамматических упражнений.
Контроль сформированности грамматических навыков.
Задание для самостоятельной работы:
Как известно, грамматические таблицы и схемы наглядно иллюстрируют теоретический материал, способствуют его лучшему пониманию и усвоению. Подберите для Вашего профессионального портфеля таблицы по грамматике английского языка отечественных и зарубежных авторов. Попытайтесь совершенствовать данный дидактический материал в соответствии с возрастом и лингвистическим опытом учащихся.
Подготовьте и проведите фрагмент урока:
а) по формированию грамматических навыков;
б) по совершенствованию грамматических навыков. Рекомендуемая литература:
Дополнительная
Буглак С.И., Волкомор Е.В. Высказывания с модальными фразами предпочтения-сравнения в английском языке//Иностранные языки в школе. – 2011. - №2. – С.82.
Жучкова И. Дидактические игры на уроках английского языка//English.- 2006. - №7.- С.40-43.
Кельман Т.Г. Английская грамматика в пословицах и поговорках// Методическая мозаика.- 2008. - №2.- С.20.
Ковальчук С.В. Использование системно-деятельностного подхода при обучении грамматике//Иностранные языки в школе. – 2012. - №5. – С.70.
Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе//Иностранные языки в школе. - 2006. - №3.-С.64.
Миролюбов А.А. К вопросу об отборе грамматического минимума для средней школы//Иностранные языки в школе. – 2011. - №4. – С.9.
Павлова Е.А. Коммуникативный подход в обучении грамматике (на примере рифмованных текстов). //Иностранные языки в школе. - 2008.- №6. - С.33.
Поршнева Е.Р., Спиридонова О.В. Грамматические концепты и способы их построения при изучении иностранного языка//Иностранные языки в школе. -2008.- №6. - С.73.
Пфейфер М.А. Использование опор на этапе введения и тренировки видовременной системы английского языка//English.- 2008. - №6. - С.5.
Рафанович В.В. О слове next и употреблении артикля//Иностранные языки в школе. – 2011. - №8. – С.94.
Саакян А.С. К вопросу об истории возникновения и развития числительных в английском языке. //Иностранные языки в школе. - 2009.- №6. - С.77.
Сысоев П.В. Нужна ли нам грамматика, и если нужна, то какая?// Иностранные языки в школе.- 2007.- №2. – С.23.
Шуба Л.В. Работа с артиклями. //Иностранные языки в школе. - 2008.- №5. - С.33.
Практическое занятие №7
Обучение аудированию
Вопросы для обсуждения:
Аудирование как цель и как средство обучения.
Механизмы аудирования.
Трудности аудирования.
Цели и содержание обучения аудированию.
Система упражнений на развитие навыков и умений аудирования.
Задание для самостоятельной работы:
Ознакомьтесь с заданиями по аудированию в итоговой работе для выпускников начальной школы, в ГИА. Ответьте на вопросы:
а) Какие типы заданий представлены в контрольно-измерительных материалах итоговой работы, ГИА?
б) Какие умения проверяются в каждом задании?
2. Подготовьте фрагмент урока по обучению аудированию на начальном этапе обучения (УМК для начальной школы – на ваш выбор).
|