Скачать 80.17 Kb.
|
Открытый урок с применением ТСО Тема: Стили речи. Научный стиль. Цель: 1)формирование умения различать и определять стиль речи 2) формирование умения использовать в письменной и устной речи стили, соответствующие данной речевой ситуации Задачи: Учебные:
Развивающие:
Воспитательные:
Организационный момент: (мини-тренинг) Учитель: - Мальчики, вы – сильные? Мальчики: - Да! Учитель: - Девочки, вы – красивые? Девочки: - Да! Учитель: - Ребята, вы умные? Дети: - Да! Учитель: - Вы хотите интересно и с пользой для себя провести время на уроке? Дети: - Да! Учитель: - Тогда вперед! Первый вопрос: важно ли для человека иметь много друзей и хороших знакомых? Дети: - Да!
а) беседа Учитель:- Кто хочет иметь много друзей и знакомых? Все … Учитель:- У нас уже есть друзья, но мы хотим приобрести новых… Хотим познакомиться и подружиться с людьми, которые нам нравятся. Но мы не знаем, как обратить на себя внимание и как сделать так, чтобы мы были приятны людям? Что важно при знакомстве с новым человеком? Варианты ответов. На экране изображения детей; можно две фотографии одного и того же ученика в разных состояниях: аккуратного, поттянутого, с открытой улыбкой и неряшливого, хмурого… (на уроке использовались фотографии одноклассника, позже заменены на типовые рисунки из компьютерных программ) - С кем из них при первой встрече вы захотели бы общаться? Дети делают свой выбор, обоснуют его, делают вывод (для знакомства важно; как одет человек, как себя ведёт и какая мимика на лице) Учитель: - Первое впечатление у нас об этом человеке сложилось благоприятное, но теперь мы хотим лучше узнать его. Что для этого нужно сделать? Дети: -Поговорить… Учитель:- Мы начинаем общаться с этим человеком. Он желает развлечь нас, и рассказывает об увиденном им фильме. Но вот что мы можем услышать: Инсценированное стихотворение А.Барто двумя детьми: мальчиком и девочкой: Девочка: -Заранее, заранее всё было решено: У школьников собрание, потом у них кино. Домой придет мой старший брат. Он мне расскажет всё подряд. Он объяснит мне, что к чему. А я большая! Я пойму. И вот он начал свой рассказ: Мальчик: -Они ползут, а он им – раз! А тут как раз она ползла, А он как даст ему со зла! Она им – раз! Они ей – раз! Но тут как раз её он спас, Он был с ней заодно. Ух, сильное кино! Девочка: Нет, видно, я ещё мала, Я ничего не поняла. Учитель:-А вы что-нибудь поняли, ребята? Ответы детей Учитель:-Так что ещё необходимо для приятного общения каждому человеку? Дети: -Умение говорить, общаться. Учитель:-А для этого нужно развивать свою речь. Какую речь приятно слышать и слушать? Ответить на этот вопрос нам поможет поговорка, зашифрованная в этом ребусе. На экране – ребус. Работа ведется в парах. Дети отгадывают его и получают поговорку: «Красивую речь и слышать приятно!» б) Повторение изученного ранее материала: Учитель:- Да, слушать приятно богатую, образную и красивую речь. Мы знаем две формы речи: устную и письменную. И, чтобы легко было общаться, уметь правильно донести до других людей свои мысли, необходимо владеть обеими формами. На прошлых занятиях мы с вами говорили о разделе науки о языке, который способствует развитию правильной связной речи. Назовите его. Дети: - Стилистика. Учитель:- Кто помнит этимологию этого слова? Дети - Слово «стиль» произошло от греческого stilos, - так называлась заостренная с одного конца палочка, которой писали на дощечке, покрытой воском. (По-русски она называлась стило.) С другого конца эта палочка имела форму лопатки, которой разравнивали воск, стирая написанное. Учитель:- Из толкового словаря мы с вами узнали, что стиль в изучении русского языка, это,… Дети: - Использование языковых средств и приёмов для выражения мыслей в различных условиях, например: научный, публицистический стиль. На экране – схема стилей речи Учитель:- На предыдущем занятии мы познакомились с разговорным стилем, который относится к устной форме речи, хотя, как мы уже знаем, он и может использоваться и на письме. Я предоставлю вашему вниманию два текста, а вы определите, какой из них можно отнести к разговорному. На экране – отрывок из текста, который зачитывает вслух один из учеников: I «- Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями, сказала Тортила.- Сидеть бы тебе дома да прилежно учиться! Занесло тебя в Страну Дураков. - Так я же хотел же добыть побольше золотых монет для папы Карло.. Я очччень хороший и благоразумный мальчик… - Деньги украли Кот и Лиса, -сказала черепаха. –Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала, как они подрались из-за них… Ох, безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями… - Не ругаться надо, - проворчал Буратино, - тут помочь надо человеку… Что я теперь буду делать? Ой-ой-ой… Как я вернусь к папе Карло? Ай-ай-ай!..» -После чтения первого отрывка: Учитель:- Назовите произведение, из которого взят этот отрывок и его автора. Дети: - Алексей Толстой «Приключения Буратино или тайна золотого ключика» Учитель:- К какому жанру относится данное произведение? Дети: - К жанру авторской сказки. Учитель:- Какой стиль использовал автор при написании этого отрывка? Дети: -Литературно-разговорный стиль. Чтение второго отрывка одним из учеников: II Франция. Эта страна расположена в западной части Европы. Государственным языком является французский язык. Главой государства – президент. Знакомство с Францией мы начнём с её столицы- Парижа. Париж стоит на реке, которая называется Сена. Основными достопримечательностями Парижа являются: Эйфелева башня, Собор Парижской Богоматери и Лувр. Эйфелева башня – символ города - была построена больше 100 лет назад по проекту инженера Эйфеля. Ажурная, кажущаяся очень лёгкой, башня состоит из 15 тысяч металлических деталей. Высота её 321 метр. Собор Парижской Богоматери стоит на острове в центре Парижа. Он поражает туристов своим великолепием. Лувр – один из крупнейших музеев мира. Он размещается в большом старинном дворце. В Лувре огромное количество картин и скульптур. Самая известная картина – «Джоконда» великого итальянского художника Леонардо да Винчи. Во Франции большое количество замков. Самый известный из них – королевский Версаль, – окружен прекрасным парком с фонтанами и скульптурами.» -Во время прочтения текстов вслух одним из учеников, на экране возникают архитектурные сооружения и картина , о которых идёт речь. Дети определяют текст, составленный в разговорном стиле, доказывают свою точку зрения: ( употребляются слова и выражения, характерные для разговорного стиля). в) Постановка проблемного вопроса: Учитель:- Как вы думаете, к какому стилю относится второй текст? Размышления детей; варианты ответов.
Учитель: - Сегодня мы остановимся более подробно на письменной форме речи. Он имеет несколько разновидностей: научный, официально-деловой и публицистический стили. Как вы догадались по представленному тексту, сегодня темой нашего урока будет знакомство… Дети помогают сформулировать тему урока: - …с научным стилем.
Научный стиль используется в области науки, техники и образования. К нему относятся статьи в научных журналах, научно-справочная, энциклопедическая, учебная литература и т. д... В научных произведениях информация излагается точно и сжато. Задача научного произведения – точное изложение научных сведений и проблем, доказательство определённых фактов. Научный стиль относится к письменно-книжному типу речи. Но иногда он может использоваться в устной речи в виде докладов, сообщений, лекций. В нём могут использоваться сочетания «при помощи, в результате, в течение,» и др.. Применяются научные и технические термины (понятия). Отдельные части научного произведения могут соединяться между собой словами: «так, таким образом, итак, кроме того, вот почему, следовательно» и другими.
Учитель: - Прежде чем мы попробуем применить новые знания, полученные на уроке, необходимо активизировать наш мозг, а для этого выполним небольшую зарядку… Дети выполняют разученный комплекс упражнений для мышц шеи, плечевого пояса, спины, самомассаж головы. Учитель: - А теперь давайте попробуем доказать, используя новые знания, что второй текст о столице Франции городе Париже является научным текстом Размышления детей; варианты ответов. Дети работают с опорой на текст на экране «Признаки научного стиля текста»
Учитель:- Основное задание на сегодня. Перед вами лежат конверты с вложенными листочками и текстами. Прочитайте каждый свой текст, определите его стиль и запишите на листочках. Если это отрывок из литературного произведения, знакомого нам по программе, запишите автора и название произведения; выполните предложенные вам после текста задания. Если это текст из пройденного материала по окружающему миру, ответьте на вопросы, данные вам в конце текста. Индивидуальная работа детей.
Учитель:- Работаем в группах по рядам: Перед вами перечислены различные виды текстов. (на экране) 1. Реферат (сообщение) по окружающему миру 2. Письмо другу с рассказом о вчерашней беседе с сестрой 3. Заметка для настенной газеты о событиях последней недели в классе
- Подумайте, посоветуйтесь и решите, какой из стилей вам понадобится для написания того или иного вида текста. Представитель каждой группы выходит, показывает и доказывает ваш выбор. Дети выполняют задание. Проводится самоанализ и анализ работы на уроке. |
Урок по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники.» Продолжительность: урок... Технологии: урок с применением здоровьесберегающих технологий, интерактивной мультимедийной презентации | Урок на тему: «Император Освободитель» Данный урок завершает раздел «Времена Российской империи» и посвящён эпохе «Великих реформ» во время правления Александра II. Урок... | ||
Конкурс «интегрированный урок иностранного языка с применением компьютерных... Конкурс «интегрированный урок иностранного языка с применением компьютерных технологий» | Тема: Двузначные числа Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок решения частных задач с применением открытого способа) | ||
Урок алгебры в 7 классе. Учитель: Авраменко С. В. Тема урока: «Взаимное... Использование тсо: Интерактивная доска, кодоскоп, компьютеры для каждого ученика | Интегрированный урок с применением технологии личностно-ориентированного... Интегрированный урок с применением технологии личностно-ориентированного обучения | ||
Урок в 8 классе, (рассчитан на 2 урока)по теме: «Относительная влажность воздуха» Урок с использованием технологий модульного обучения с применением икт + задания в тестовой форме | Урок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения» Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме | ||
Урок по теме. Цель урока: изучить состав, строение, свойства, области... Тсо (ноутбук, мультимедийный проектор), школьный химический эксперимент (ученический), опорные конспекты, тестовые задания по материалам... | Урок объяснения учебного материала с применением современных информационных... Урок объяснения учебного материала с применением современных информационных технологий по теме «Закон Ома» (8-й класс) | ||
Тип урока: комбинированный интегративный урок с творческим применением знаний и умений Вид урока Вид урока: проектное занятие (смешанный урок с использованием учебной презентации) | Байкальское образовательное соглашение Технологии: урок с применением здоровьесберегающих технологий, интерактивной мультимедийной презентации | ||
Методическая работа «Личностно ориентированный урок с применением элементов блочно-модульной технологии обучения» | Урок с применением икт Вмф – вид вооруженных сил, предназначенный для обеспечения безопасности государства | ||
Внутренние воды Евразии. Озера Вид учебных занятий: комбинированный урок с применением информационных технологий | Конкурса методических разработок по русскому языку и литературе по... Всероссийского конкурса методических разработок по русскому языку и литературе по теме «Мой лучший урок с применением современных... |