Нашего урока: "Любовная лирика Ю. В. Жадовской"





Скачать 96.51 Kb.
НазваниеНашего урока: "Любовная лирика Ю. В. Жадовской"
Дата публикации26.07.2014
Размер96.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Организационный момент

Здравствуйте. Садитесь.







Подготовка к восприятию

(5 минут)

Тема нашего урока: "Любовная лирика Ю.В.Жадовской".

Скажите, что вы можете рассказать о первой несчастной любви Ю.В.Жадовской

высказываются

Беседа.

Действительно, первой любовью Ю.В.Жадовской был ее учитель. Отец вызвал Юлию в Ярославль, а в качестве домашнего учителя пригласил молодого, талантливого преподавателя Ярославской гимназии Петра Мироновича Перелевсского (сына дьякона, он поначалу пошёл по стопам отца - поступил в духовную семинарию , но проучившись год, понял, что не его стезя, и стал студентом Педагогического института Московского университета). Юля ему как-то сразу приглянулась, и Петр стал уделять ей повышенное внимание. Он сам подбирал литературу, которую должна была прочесть ученица, обсуждал с нею новинки книжного мира, формировал эстетический вкус. Они стали задерживаться и после занятий, а однажды учитель признался ученице в любви. Этот вечер стал самым счастливым в ее жизни! Ведь она тоже давно его любила…

Но это были те времена, когда между «титулярным советником» и «генеральской дочерью» никакого брака быть не могло. Валериан Жадовский, услышав, что Юлин избранник - бывший студент семинарии и отнюдь не дворянин, запретил дочери даже думать о замужестве. Обливаясь слезами, она призналась любимому, что отныне и навсегда её не коснется ни одна мужская рука. Она будет ему верна и любить его всю жизнь, пусть и на расстоянии. Валериан принял меры, чтобы Перелевсский был переведён в Москву, где стал профессором Императорского Александровского Лицея. Петр ездил за своей Юлечкой в первые годы постоянно. Она переехала к отцу в Ярославль, он тут как тут. Отец повез ее в Москву, а через неделю в столице оказался и Перевлевсский. Они долгое время поддерживали переписку, он продолжал следить за ее эстетическим совершенствованием и был первым читателем ее стихов. Ее любовные чувства и переживания отразились в любовной лирике, которая не оставила равнодушной многих, в том числе и людей искусства.

Критическое слушание

Слово учителя

Итак, сегодня мы познакомимся с любовной лирикой Жадовской, а пройдет наш урок в необычной форме. Сегодня урок литературы и музыки одновременно.

слушают

Глобальное слушание

Работа над термином "Романс"

(7 минут)

Многие композиторы написали романсы на стихи Жадовской. Давайте выясним, что такое романс.

слушают

Глобальное слушание

Слушаем сообщение ученика. А чтобы информация лучше запомнилась и уяснилась, выполним следующее задание. Записываем в карточки недостающий материал, который прозвучит в сообщении

Заполняют карточку:

1.Романс - ...сочинение, написанное на небольшое... лирического содержания, преимущественно любовного.

2.Возник термин в...

3. Ведущий вклад в становление русского романса внесли...

4. признаки романса:

1)...;

2) Мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом;

3)...;

4)интимность;

5)...

Индивидуальное задание, работа с карточками




Сообщение:

Рома́нс в музыке— вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Термин «романс» возник в Испании в средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»)языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс и песня все-таки обозначаются одним словом

В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт, Шуман, Брамс, Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне, Гуно).

Жанр русского романса сформировался на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Во многих романсах звучат цыганские темы. В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — салонный романс, жестокий романс и др.

По форме романс схож с песней. Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром.

В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру. В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.

Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.

Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.


Критическое слушание

Проверим карточки

1.Романс - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

2.Возник термин в Испании.

3. Ведущий вклад в становление русского романса внесли Алябьев, Варламов и Гурилёв.

4. признаки романса:

1) Романс пишется для пения с аккомпанементом;

2) Мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом;

3) романс имеете адресата, он диалогичен;

4)интимность;

5)в романсе одинаково значимы слово, музыка и речь.

Фронтальный опрос

Анализ стихотворения "Ты скоро меня позабудешь"

( 10 минут)

Итак, давайте познакомимся с любовной лирикой поэтессы. Первое стихотворение, которое мы разберем, называется "Ты скоро меня позабудешь". Михаил Иванович Глинка на эти стихи написал романс, с которым мы сегодня тоже познакомимся. А поможет нам в этом следующая таблица:

"Ты скоро меня позабудешь"




Ю.В.Жадовская

М.И.Глинка

чувства







Количество частей







Особенности произведения







Перечертите себе эту таблицу.


Чертят таблицу



Читаем выразительно стихотворение

Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником

Беседа, работа с текстом

Итак, какие чувства у вас возникли

Запишем это в таблицу

Высказываются: жалость, сострадание.

Записывают

Скажите, можем ли мы разделить это стихотворение на несколько частей.

Таким образом оно представляет собой 1 часть.

Высказываются.

Давайте посмотрим особенности этого стихотворения. Подумайте, что лежит в его основе? О чьих судьбах идет речь? одинаковы ли они?

Совершенно верно, в основе контраст, антитеза. обратимся к словарю урок и вспомним, что такое антитеза.

(судьба любимого противопоставляется судьбе героини.

Речь идет о судьбе героини и о судьбе человека, которого она любит. Здесь изображен контраст между чувством любящей девушки и увлечением избранника ее сердца.

Антитеза - противопоставление.

Определите ключевые слова стихотворения

Каким образом Жадовской удается акцентировать внимание читателя на этих словах?

Ты позабудешь, я не забуду, ты полюбишь, увидишь, изберешь, счастье найдешь, я люблю, страдаю

Использует инверсию - обратный порядок слов (при необходимости обращаются к словарю урока)

в каком ритме мы будем читать стихотворение?

Медленном, напевном

А с помощью чего стихотворению придается напевность. Обратите внимание на слоги слов.

С помощью слов с открытым слогом -слогом, оканчивающимся на гласный звук (при необходимости обращаются к словарю урока)




Ю.В.Жадовская

М.И.Глинка

чувства

Жалости. сострадания




Количество частей

1




Особенности произведения

1. в основе антитеза(судьба любимого человека противопоставляется судьбе героини);

2.чтобы акцентировать внимание на важных словах, используется инверсия;

3. чтобы придать стихотворению напевность и неспешность, используются слова с открытым слогом






Анализ романса Глинки

(10 минут)

Итак, мы рассмотрели стихотворение, выяснили, какие чувства передает нам Жадовская, а теперь посмотрим , как Глинка сохраняет и усиливает чувства и особенности того, что донесла до нас поэтесса. Для начала прослушаем романс

Слушают романс

Беседа,

Частично поисковый

Итак, какие чувства у вас возникли?

Записываем в таблицу.

Жалость, сострадание.

записывают

Делится ли романс на части?

Он представляет собой 1 часть. Запишем

Нет

Записывают

С помощью каких музыкальных приемов композитор усиливает противопоставление двух судеб?

Совершенно верно. То есть происходит резкая смена форте на пиано (при необходимости обращаемся к словарю урока). Записываем это в таблицу.

Музыка звучит то громко, то тихо.

Записывают: противопоставление двух судеб подчеркивается резкой сменой форте на пиано

Как глинка акцентирует внимание слушателя на ключевых словах?

Совершенно верно, в музыке это называется ретардация ( при необхолимости обращаемся к словарю урока). Записываем в таблицу.

На ключевых словах происходит замедление музыки

Записывают: на важных словах использует ретардацию ( то есть замедление)

А как придается напевность романса? какой темп используется?

Совершенно верно. Используется темп andante. Записываем это.

За счет его исполнения в медленном темпе.

3. темп andante

Таким образом, мы увидели, что Глинка в своем романсе передал и усилил все, что хотела донести до читателя Жадовская.



Связь с первым уроком ( 5 минут)

Итак, мы разобрали стихотворение, познакомились с романсом Глинки. Добавлю, что и другие композиторы (Даргомыжский, Рахманинов) писали романсы на стихи поэтессы. Теперь вернемся к вопросу первого урока : "Забыта ли людьми Ю.В.Жадовская". свою точку зрения аргументируйте.

Не забыта, так как в Буе, Костроме проходят конференции, посвященные ее творчеству; на могилу приезжают экскурсии; романсы на ее стихи исполняют до сих пор.



Совершенно верно. Более того и современные композиторы вдохновляются ее творчеством. Так один начинающий музыкант написал романс на стихотворение Жадовкой "Взгляд" Зовут его Владимир Тонкий .Давайте его прослушаем.

Слушают романс



Контроль ( 5 минут)

Итак, мы заканчиваем работу по творчеству Ю.В.Жадовской. И нам надо посмотреть, насколько хорошо мы усвоили пройденный материал, а для этого выполним небольшую тестовую работу.

Выполняют тестовую работу:

1. где родилась поэтесса:

А. г. Буй

Б.г.Кострома

В.с. Субботино Ярославской губернии

2.какой критик дал отрицательную характеристику творчеству Жадовской:

А. Белинский

Б.Добролюбов

3. В каком музее находится уголок, посвященный Ю.В.Жадовской:

А. костромском

Б.Буйском

В.Ярославском

4.кому посвящена любовная лирика поэтессы:

А. Мужу К.И.Севену

Б.учителю Перевлесскому

В.другу детства

5.где похоронена жадовская

А. с Воскресение Буйский район

Б. город Буй

В.город Кострома

тест

Д\З(1 минута)

Итак, мы проверили наши знания. Домашнее задание такое: подготовить выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения

записывают



Рефлексия ( 3 минуты)

И в конце нашего урока подведем итоги. Перед вами таблица. Левая колонка -вопросы. правая варианты ответов, подчеркните, какой считаете нужным

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно





Организационный момент

Все понятно? вопросы есть? спасибо за урок. До свидания

Да/нет






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нашего урока: \"Любовная лирика Ю. В. Жадовской\" iconТема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного...
Нашего урока: \"Любовная лирика Ю. В. Жадовской\" iconТема: «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский учет» выполняется студентами в соответствии с учебным планом на завершающем этапе обучения...
Нашего урока: \"Любовная лирика Ю. В. Жадовской\" iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Нашего урока: \"Любовная лирика Ю. В. Жадовской\" iconЮрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»
Михаил Юрьевич Лермонтов – один из гениальных, высокоодаренных писателей России ХIХ века. Его лирика отразила важнейшие перемены...
Нашего урока: \"Любовная лирика Ю. В. Жадовской\" iconНашего урока «Сложноподчиненные предложения и знаки препинания в...
Слово учителя. Тема нашего урока «Сложноподчиненные предложения и знаки препинания в них». Эпиграфом нашего урока мы возьмем китайскую...
Нашего урока: \"Любовная лирика Ю. В. Жадовской\" iconКонспект урока лирика Сергея Есенина (Тема урока) фио: Таубаева Айша Сияковна
Организует работу с учебным модулем, демонстрирует первый блок учебного модуля, организут беседу о создании стихотворения
Нашего урока: \"Любовная лирика Ю. В. Жадовской\" iconУрока: Лирика ас. Пушкина.
Формировать отношение к прочитанному, умение выражать свои чувства и переживания
Нашего урока: \"Любовная лирика Ю. В. Жадовской\" iconТема урока Содержание урока
Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика»,...
Нашего урока: \"Любовная лирика Ю. В. Жадовской\" iconPeople speak English all over the world
Ребята, это прозвучал не только ответ на мой вопрос, но и тема нашего урока! Как вы думаете как будет звучать тема нашего урока?
Нашего урока: \"Любовная лирика Ю. В. Жадовской\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основу работы составляет методическая разработка урока по теме «Лирика М. Ю. Лермонтова» с использованием технологии педагогических...
Нашего урока: \"Любовная лирика Ю. В. Жадовской\" iconЗадают вопросы по биографии поэтессы
Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас второй урок по творчеству Ю. В. Жадовской и тема его звучит следующим образом
Нашего урока: \"Любовная лирика Ю. В. Жадовской\" iconПлан урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной...
Образовательная цель урока: выявить, как развивалась тема любви в творчестве В. Маяковского, определив закономерность того, что любовная...
Нашего урока: \"Любовная лирика Ю. В. Жадовской\" iconНашего урока сегодня “Среднее арифметическое”. Наша задача с вами на уроке узнать
Са, выполнив практическую работу. На уроке нам предстоит узнать много нового, и поэтому девизом нашего урока я подобрала слова великого...
Нашего урока: \"Любовная лирика Ю. В. Жадовской\" iconКонспект урока по природоведению Класс: 5 Учитель: Медовченко Людмила...
Вселенной. В пути нам предстоит приземлиться на некоторых планетах. Старт нашего корабля будет совершен с Земли. Пассажиры нашего...
Нашего урока: \"Любовная лирика Ю. В. Жадовской\" iconУрока: Образовательные
Перед началом урока вы все передавали свое настроение с помощью рисунка. Какое же у вас настроение? Я надеюсь, что оно останется...
Нашего урока: \"Любовная лирика Ю. В. Жадовской\" iconУрок литературы в 10 классе Тема: «Гражданская лирика Н. А. Некрасова»
Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск