Этап
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Методы и приемы
|
Организационный момент
| Здравствуйте. Садитесь.
|
|
|
Подготовка к восприятию
(5 минут)
| Тема нашего урока: "Любовная лирика Ю.В.Жадовской".
Скажите, что вы можете рассказать о первой несчастной любви Ю.В.Жадовской
| высказываются
| Беседа.
|
Действительно, первой любовью Ю.В.Жадовской был ее учитель. Отец вызвал Юлию в Ярославль, а в качестве домашнего учителя пригласил молодого, талантливого преподавателя Ярославской гимназии Петра Мироновича Перелевсского (сына дьякона, он поначалу пошёл по стопам отца - поступил в духовную семинарию , но проучившись год, понял, что не его стезя, и стал студентом Педагогического института Московского университета). Юля ему как-то сразу приглянулась, и Петр стал уделять ей повышенное внимание. Он сам подбирал литературу, которую должна была прочесть ученица, обсуждал с нею новинки книжного мира, формировал эстетический вкус. Они стали задерживаться и после занятий, а однажды учитель признался ученице в любви. Этот вечер стал самым счастливым в ее жизни! Ведь она тоже давно его любила…
Но это были те времена, когда между «титулярным советником» и «генеральской дочерью» никакого брака быть не могло. Валериан Жадовский, услышав, что Юлин избранник - бывший студент семинарии и отнюдь не дворянин, запретил дочери даже думать о замужестве. Обливаясь слезами, она призналась любимому, что отныне и навсегда её не коснется ни одна мужская рука. Она будет ему верна и любить его всю жизнь, пусть и на расстоянии. Валериан принял меры, чтобы Перелевсский был переведён в Москву, где стал профессором Императорского Александровского Лицея. Петр ездил за своей Юлечкой в первые годы постоянно. Она переехала к отцу в Ярославль, он тут как тут. Отец повез ее в Москву, а через неделю в столице оказался и Перевлевсский. Они долгое время поддерживали переписку, он продолжал следить за ее эстетическим совершенствованием и был первым читателем ее стихов. Ее любовные чувства и переживания отразились в любовной лирике, которая не оставила равнодушной многих, в том числе и людей искусства.
| Критическое слушание
| Слово учителя
|
Итак, сегодня мы познакомимся с любовной лирикой Жадовской, а пройдет наш урок в необычной форме. Сегодня урок литературы и музыки одновременно.
| слушают
| Глобальное слушание
|
Работа над термином "Романс"
(7 минут)
| Многие композиторы написали романсы на стихи Жадовской. Давайте выясним, что такое романс.
| слушают
| Глобальное слушание
|
Слушаем сообщение ученика. А чтобы информация лучше запомнилась и уяснилась, выполним следующее задание. Записываем в карточки недостающий материал, который прозвучит в сообщении
| Заполняют карточку:
1.Романс - ...сочинение, написанное на небольшое... лирического содержания, преимущественно любовного.
2.Возник термин в...
3. Ведущий вклад в становление русского романса внесли...
4. признаки романса:
1)...;
2) Мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом;
3)...;
4)интимность;
5)...
| Индивидуальное задание, работа с карточками
|
| Сообщение:
Рома́нс в музыке— вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.
Термин «романс» возник в Испании в средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»)языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс и песня все-таки обозначаются одним словом
В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт, Шуман, Брамс, Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне, Гуно).
Жанр русского романса сформировался на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Во многих романсах звучат цыганские темы. В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — салонный романс, жестокий романс и др.
По форме романс схож с песней. Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром.
В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру. В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.
Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.
| Критическое слушание
|
Проверим карточки
| 1.Романс - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.
2.Возник термин в Испании.
3. Ведущий вклад в становление русского романса внесли Алябьев, Варламов и Гурилёв.
4. признаки романса:
1) Романс пишется для пения с аккомпанементом;
2) Мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом;
3) романс имеете адресата, он диалогичен;
4)интимность;
5)в романсе одинаково значимы слово, музыка и речь.
| Фронтальный опрос
|
Анализ стихотворения "Ты скоро меня позабудешь"
( 10 минут)
| Итак, давайте познакомимся с любовной лирикой поэтессы. Первое стихотворение, которое мы разберем, называется "Ты скоро меня позабудешь". Михаил Иванович Глинка на эти стихи написал романс, с которым мы сегодня тоже познакомимся. А поможет нам в этом следующая таблица:
"Ты скоро меня позабудешь"
| Ю.В.Жадовская
| М.И.Глинка
| чувства
|
|
| Количество частей
|
|
| Особенности произведения
|
|
| Перечертите себе эту таблицу.
|
Чертят таблицу
|
|
Читаем выразительно стихотворение
| Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником
| Беседа, работа с текстом
|
Итак, какие чувства у вас возникли
Запишем это в таблицу
| Высказываются: жалость, сострадание.
Записывают
|
Скажите, можем ли мы разделить это стихотворение на несколько частей.
Таким образом оно представляет собой 1 часть.
| Высказываются.
|
Давайте посмотрим особенности этого стихотворения. Подумайте, что лежит в его основе? О чьих судьбах идет речь? одинаковы ли они?
Совершенно верно, в основе контраст, антитеза. обратимся к словарю урок и вспомним, что такое антитеза.
(судьба любимого противопоставляется судьбе героини.
| Речь идет о судьбе героини и о судьбе человека, которого она любит. Здесь изображен контраст между чувством любящей девушки и увлечением избранника ее сердца.
Антитеза - противопоставление.
|
Определите ключевые слова стихотворения
Каким образом Жадовской удается акцентировать внимание читателя на этих словах?
| Ты позабудешь, я не забуду, ты полюбишь, увидишь, изберешь, счастье найдешь, я люблю, страдаю
Использует инверсию - обратный порядок слов (при необходимости обращаются к словарю урока)
|
в каком ритме мы будем читать стихотворение?
| Медленном, напевном
|
А с помощью чего стихотворению придается напевность. Обратите внимание на слоги слов.
| С помощью слов с открытым слогом -слогом, оканчивающимся на гласный звук (при необходимости обращаются к словарю урока)
| Ю.В.Жадовская
| М.И.Глинка
| чувства
| Жалости. сострадания
|
| Количество частей
| 1
|
| Особенности произведения
| 1. в основе антитеза(судьба любимого человека противопоставляется судьбе героини);
2.чтобы акцентировать внимание на важных словах, используется инверсия;
3. чтобы придать стихотворению напевность и неспешность, используются слова с открытым слогом
|
|
|
Анализ романса Глинки
(10 минут)
| Итак, мы рассмотрели стихотворение, выяснили, какие чувства передает нам Жадовская, а теперь посмотрим , как Глинка сохраняет и усиливает чувства и особенности того, что донесла до нас поэтесса. Для начала прослушаем романс
| Слушают романс
| Беседа,
Частично поисковый
|
Итак, какие чувства у вас возникли?
Записываем в таблицу.
| Жалость, сострадание.
записывают
|
Делится ли романс на части?
Он представляет собой 1 часть. Запишем
| Нет
Записывают
|
С помощью каких музыкальных приемов композитор усиливает противопоставление двух судеб?
Совершенно верно. То есть происходит резкая смена форте на пиано (при необходимости обращаемся к словарю урока). Записываем это в таблицу.
| Музыка звучит то громко, то тихо.
Записывают: противопоставление двух судеб подчеркивается резкой сменой форте на пиано
|
Как глинка акцентирует внимание слушателя на ключевых словах?
Совершенно верно, в музыке это называется ретардация ( при необхолимости обращаемся к словарю урока). Записываем в таблицу.
| На ключевых словах происходит замедление музыки
Записывают: на важных словах использует ретардацию ( то есть замедление)
|
А как придается напевность романса? какой темп используется?
Совершенно верно. Используется темп andante. Записываем это.
| За счет его исполнения в медленном темпе.
3. темп andante
|
Таким образом, мы увидели, что Глинка в своем романсе передал и усилил все, что хотела донести до читателя Жадовская.
|
|
Связь с первым уроком ( 5 минут)
| Итак, мы разобрали стихотворение, познакомились с романсом Глинки. Добавлю, что и другие композиторы (Даргомыжский, Рахманинов) писали романсы на стихи поэтессы. Теперь вернемся к вопросу первого урока : "Забыта ли людьми Ю.В.Жадовская". свою точку зрения аргументируйте.
| Не забыта, так как в Буе, Костроме проходят конференции, посвященные ее творчеству; на могилу приезжают экскурсии; романсы на ее стихи исполняют до сих пор.
|
|
Совершенно верно. Более того и современные композиторы вдохновляются ее творчеством. Так один начинающий музыкант написал романс на стихотворение Жадовкой "Взгляд" Зовут его Владимир Тонкий .Давайте его прослушаем.
| Слушают романс
|
|
Контроль ( 5 минут)
| Итак, мы заканчиваем работу по творчеству Ю.В.Жадовской. И нам надо посмотреть, насколько хорошо мы усвоили пройденный материал, а для этого выполним небольшую тестовую работу.
| Выполняют тестовую работу:
1. где родилась поэтесса:
А. г. Буй
Б.г.Кострома
В.с. Субботино Ярославской губернии
2.какой критик дал отрицательную характеристику творчеству Жадовской:
А. Белинский
Б.Добролюбов
3. В каком музее находится уголок, посвященный Ю.В.Жадовской:
А. костромском
Б.Буйском
В.Ярославском
4.кому посвящена любовная лирика поэтессы:
А. Мужу К.И.Севену
Б.учителю Перевлесскому
В.другу детства
5.где похоронена жадовская
А. с Воскресение Буйский район
Б. город Буй
В.город Кострома
| тест
|
Д\З(1 минута)
| Итак, мы проверили наши знания. Домашнее задание такое: подготовить выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения
| записывают
|
|
Рефлексия ( 3 минуты)
| И в конце нашего урока подведем итоги. Перед вами таблица. Левая колонка -вопросы. правая варианты ответов, подчеркните, какой считаете нужным
| 1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
| активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
|
|
|
Организационный момент
| Все понятно? вопросы есть? спасибо за урок. До свидания
| Да/нет
|
|