Тема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель





Скачать 401.41 Kb.
НазваниеТема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель
страница1/3
Дата публикации23.09.2013
Размер401.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3
Тема урока: Любовная лирика А.А. Ахматовой

Цель:

- раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;

- помочь почувствовать самобытность поэтического мира Ахматовой, осознать связь ее поэзии с проблемами времени.

Оборудование: компьютер, проектор.

Тип урока: лекция с элементами беседы и анализа стихотворений.

Форма работы: презентация темы.

Приемы: анализ поэтического текста, корректировка и углубление результатов самоосмысления и постижения поэта.

“Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья –

Ведь все равно я с вами до конца”.

(А. Ахматова. “Многим”. 1922.)
“Читаю весь свой стихотворный 1915 год – а всё мало, а все – ещё хотят. …Мне мой успех нужен, как прямой повод к Ахматовой. Всеми своими стихами я обязана Ахматовой”. М. Цветаева.
О Муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты чёрную насылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: ох!-

Стотысячное – тебе присягает.- Анна

Ахматова! – Это имя – огромный вздох,

И вглубь он падает, которая безымянна.
В певучем граде моём купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий…

- И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова! - и сердце своё в придачу.

В то время я гостила на земле:

Мне дали имя при крещенье – Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

Так дивно знала я земную радость

И праздников считала не двенадцать,

А столько, сколько было дней в году…
Век двадцатый. Век бурь, потрясений и потерь. Он принёс в литературу ещё два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе перенесли тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие свои стихи.

Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного, “прозаического”, содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения.

Я родилась 11 июня 1889 года, в один год с Чаплиным, “Крейцеровой сонатой” Л.Толстого, Эйфелевой башней, и, кажется, Элиотом. Мой отец был в то время отставной инженер- механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село…
Я к розам хочу в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград.

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.
Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилёва. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Чтение стихотворения. “Лотова жена”.

Рассказ учителя о том, что говорится в Библии о поступке женщины и за что она осуждается.

В библейском тексте книги “Бытие”, в главе 19, рассказывается о том, как жена праведника Лота была превращена в соляной столп за то, что нарушила запрет ангелов не оглядываться на пожар, в огне которого погибали города Содом и Гоморра. Нарушение божественного запрета и любопытство погубили несчастную женщину.

- А как на этот поступок посмотрела Ахматова?

- Как вы понимаете это стихотворение?
Ахматовская героиня погибает не за это. Ценою жизни она платит за возможность оглянуться на своё прошлое и еще раз посмотреть

На красные башни родного Содома,

На площадь, где пела,

На двор, где пряла,

На окна пустые высокого дома,

где милому мужу детей родила.

Не любопытство, а память, прощание толкнули ее нарушить запрет. И за эту верность прошлому, “за единственный взгляд” она заплатила жизнью. В этом стихотворении раскрыто величие женского сердца, которое никак не обозначено в библейском тексте. Стихотворение заканчивается строфой:

Кто женщину эту оплакивать будет?

Не меньшей ли мнится одна из утрат?

Лишь сердце мое никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
А.А. Ахматова и Н. С. Гумилев.
Он встретил её 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было семнадцать, ей – пятнадцать. Начиналось все, подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба-полулюбовь: вместе ходили на каток, детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан; залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах, хотя и относились к ним весьма иронически. Её фамилия была – Горенко. Анна Горенко. В октябре 1905 года он стал, наконец, бывать в её доме, познакомился с семьей. Несколько раз делал предложение и ….. получал отказ за отказом. После одного из них он отправился к морю: сводить счеты с жизнью. Но вместо трагедии получился фарс: он был задержан полицейским, принявшим его за бродягу. В другой раз выпил яд – но яд оказался старым, выдохшимся, и его нашли без сознания в Булонском лесу, в глубоком рву старинных укреплений. Казалось, сама судьба хранила его.

Он боролся – но ничего не мог с собой поделать. Однажды он приехал к ней на дачу Шмидта.
Из воспоминаний Анны Горенко.
У меня была свинка, и лицо мое было до глаз закрыто, чтоб не видно было старой опухоли. Он просил меня открыть лицо, говорил: “Тогда я вас разлюблю!” Я открывала лицо, показывала, но он не переставал любить, говорил только, что я похожа на Екатерину II.
Наконец 25 апреля 1910 года в Николаевской церкви села Никольская слободка они обвенчались. Но счастья им не было. Почему? Нам остается только предполагать, опираясь на свидетельства людей, хорошо их знавших, подобно Валерии Срезневской, многолетней, с самого детства и до конца жизни, подруге Анны.
Из воспоминания Срезневской.
Оба они были слишком свободными и большими людьми для пары воркующих голубков…Их отношения скорее были тайными единоборством – с её стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – желанием не поддаваться никаким колдовским чарам и остаться самим собой, независимым и властным… увы, без власти над этой вечной ускользающей от него многообразной и не подчиняющейся никому женщиной.
Из воспоминаний Анны Горенко.
Когда в 1918 году он вернулся из заграничной командировки, я сказала ему “Дай мне развод”. Он страшно побледнел… “Пожалуйста”… Не просил остаться, ничего не спрашивал даже. Спросил только: “Ты выйдешь замуж? Ты любишь?” Я ответила: “Да”.

Во время развода он очень выдержан был. … Никогда ничего не показывал, не сердился, хотя расстроен был очень.

Только раз он заговорил об этом. Когда мы сидели в комнате, а наш сын разбирал перед нами игрушки, - мы смотрели на него, он внезапно поцеловал руку мою и грустно сказал: “Зачем ты это все выдумала?”.
6. Чтение и разбор стихотворения "Я научилась просто, мудро жить"
Стихотворение было написано во время совместной поездки А. Ахматовой и Гумилева Н.С. во Флоренцию в (1912 г.)
- Что вы можете сказать о герое стихотворения? (Женщина одинока, покинута, но она сильна, мужественна)
- Что помогает ей обрести мир в душе? (Простые, обыкновенные , будничные вещи: небо, гроздь рябины, пушистый кот, озерная лесопильня, крик аиста, т.е. покой можно найти в природе, в вере)
- В чем заключается высшая мудрость жизни, по мнению героини?
(Мудрость в том, чтобы почувствовать себя гостем на земле, осознать тленность бытия, ибо в этом высший смысл жизни. Понять счастье быстротечности , всего живого в вечности природы и самой жизни).
- С помощью чего выражается высокий философский смысл стихотворения?
(С помощью простых, очень зримых и понятных всем реалий. С первой строки заявлено кредо: мудрость в просторе)
- На что направлены все открытия, все уроки мудрости?
(Они направлены на жизнь без него, ибо жизнь с ним порождает ненужную тревогу, грусть, неприемлемую для обновления души героини.)
А в год развода Анна Андреевна подарила Гумилёву сборник стихов “Белая стая” с надписью: “Моему дорогому другу Н.Гумилёву с любовью. А.Ахматова. 10 июня 1918 г. Петербург”.

И когда друг друга проклинали

В страсти, раскалённой до бела,

Оба мы ещё не понимали,

Как земля для двух людей мала.
Каждый из них пошёл навстречу своей трагедии. Н.С.Гумилёв был расстрелян в 1921 г. за участие в контрреволюционном заговоре.

Удары сыпались градом. Одним из них было печально знаменитое постановление 1946 г. “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, в котором Ахматову и её стихи буквально осыпали площадной бранью.

Сын Анны Андреевны и Николая Степановича стал учёным, а не поэтом, но репрессий не избежал. Его арестовывали трижды: в 1935-м, 1939-м, и последний раз – в 1948-м обвинили в покушении на Жданова.

Но умер Сталин. В жизни Ахматовой происходят перемены. 1955 г. – освобождение сына, в 1956-м – выход в свет сборника переводов.
В декабре 1964 г. Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия “Этна-Таормина”.

В июне 1965 г.(за год до смерти) в Англии Ахматовой вручают диплом почётного доктора Оксфордского университета.

"И кто бы поверил, что я задумана так надолго, и почему я этого не знала… Прошлое обступает меня и требует чего-то…"
Анализ стихотворения А. Ахматовой “ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ” (1911)
1. Охарактеризуйте общее впечатление, которое производит стихотворение Ахматовой. Что ему свойственно – усложненность, вычурность формы или простота и внешняя непритязательность?
Как и большинство стихотворений Ахматовой, “Песня последней встречи” привлекает своей естественностью, простотой формы и глубиной содержания.

2. Какие интонации преобладают в стихотворении? В нем преобладают интонации печали, тоски, одиночества, грусти, растерянности.

Внутренние переживания героини раскрываются с помощью деталей.

Найдите в тексте названные детали.
3. Какое переживание лежит в основе стихотворения? Обратите внимание на название и на то, что в стихотворении нигде прямо чувство героини не называется.
Название стихотворения иносказательно раскрывает нам ситуацию прощания, расставания, потери. Героиня пребывает в смятении, но Ахматова избегает называть само чувство, передавая его во внешнем проявлении, в своеобразии ассоциаций, которые появляются у героини.
4.Сюжет – драма героини. Как реальные детали помогают понять происходящую драму?
ЧУВСТВА, ПЕРЕЖИВАНИЯ
Перчатка – Я на правую руку надела //Перчатку с левой руки
Ступени, шаги ––> Показалось, что много ступеней …шаги легки…грудь холодела
5.. Жанр стихотворения – песня, поэтому чувства обнажены, это прощание, это разлука, это расставание навсегда. В основе стихотворения – монолог разлюбленной.
6.Образ природы.

Несмотря на непреодолимое одиночество, героиня находит в себе силы вести диалог с природой (героиня и клен). Какую роль играет природа в стихотворении? Попытка подробного изображения окружающего мира передает стремление отстраниться от случившегося, заменить горькие, только что пережитые мгновения простыми, привычными, знакомыми вещами. Один клен, “шепот осенний” – отвлеченный образ – властно зовет за собой. Куда? В бесконечность небытия, одиночества, бесчувствия.

Диалог с природой – это спасение.
7.. Мотив смерти: разлука с любимым равна смерти. Любовь в ранних стихах Ахматовой драматична: расставание несет с собой боль и страдание.
Так воплощается связь Ахматовой с традициями “высокого модернизма”, к которому принадлежит и акмеизм: для постсимволистских течений в поэзии весьма актуальной была проблема соответствия слова тому, что оно обозначает, - и прежде всего это касается слов, передающих психические состояния человека. Ограниченный набор таких слов - “любовь”, “ненависть”, “волнение”, “смятение” и т.п. - при неисчерпаемом богатстве оттенков душевных переживаний человека заставляет поэтов искать косвенных средств передачи всех нюансов человеческих эмоций и состояний.

8. Как душевное состояние героини проявляется в ее поступках, ее восприятии окружающего мира? Найдите в стихотворении “говорящие детали”. Почему Ахматова так “скупа” в использовании изобразительно-выразительных средств?
Любовную лирику Ахматовой отличает глубочайший психологизм. Ей, как никому, удалось раскрыть самые заветные глубины женского внутреннего мира, переживаний, состояний и настроений. Для достижения потрясающей психологической убедительности она пользуется очень емким и лаконичным приемом говорящей детали, которая, западая в память участников кульминации личной драмы, становится “знаком беды”. Такие “знаки беды” Ахматова находит в обыденном мире, что дает дополнительную художественную убедительность и почти зримую достоверность чувствам и размышлениям героини.
В данном стихотворении это такие детали, как перчатка, надетая не на ту руку, три ступени, шепот осенний, темный дом, желтые свечи в спальне.
Своеобразная “скупость” Ахматовой, прозаизация лирики – еще и реакция на некоторую напыщенность и искусственность языка символистов, чего акмеисты старательно избегали в своем творчестве.

9. Каким размером написано стихотворение? Чем объяснить его выбор поэтессой? Какой художественный эффект создается ритмическим сбоем в 4 строчке?
В стихотворении использован излюбленный ахматовский размер – дольник, что становится ясно только с 4-й строчки. Этот размер имитирует эмоциональную разговорную речь, будучи очень близким к ней ритмически, но кроме того создает эффект запинки, выдающей душевное смятение героини.
10. Объясните смысл эпитета “горели свечи равнодушно-желтым огнем”.
Данный пример прекрасно иллюстрирует, как в восприятии героиней внешнего мира проявляется ее внутреннее состояние: свечи наделяются свойствами человека, они равнодушны к ее горю. Темный дом и образ свечей, горящих в спальне, ассоциативно связывает любовную тему с мотивом смерти. Ведь именно смерть души переживает человек всякий раз, когда теряет свою любовь…
11. В чем типичность данного стихотворения для любовной лирики А.Ахматовой?

Тема расставания, прощания с любовью; сдержанные интонации; говорящие детали; стихотворный размер – все это делает стихотворение типичным для любовной лирики Ахматовой.

- Одно из самых популярных стихотворений Ахматовой о любви – “Сероглазый король” - написано в 1910 году.
- О чём это стихотворение?
(В нём – драма чувств, женская тоска по любимому, печаль от утраты, нежность к дочери.)
Отметим тончайший психологизм стихотворения. Это целая повесть о душевной драме героини. Психологизм поэзии Ахматовой, специфическая для её лирики “драматургичность” стиля отмечались и в отечественном, и в зарубежном литературоведении.

- А чем необычен язык стихотворения “Сероглазый король”?
(В строчки стиха включена прямая речь. Язык стихотворения представляет собой разговорную речь (“Знаешь, с охоты его принесли, / Тело у старого дуба нашли”; “Дочку мою я сейчас разбужу…”), но это язык раздумий.)
- Каким стихотворным размером написано стихотворение?
(Трёхсложный размер – дактиль)
- Охарактеризуйте рифму в данном тексте.
(Мужская – последний слог ударный, точная)
- Какие тропы использует Ахматова в своём стихотворении?
(Эпитеты – безысходная боль, сероглазый король; метафору – шелестят тополя)
- Как раскрывается сюжетная ситуация в стихотворении?
(Детали, события, разворачивающиеся в стихотворении, раскрывают сюжетную ситуацию, панораму жизни, говорят о любви, нежности, тоске, ревности, разлуке, смерти, печали, говорят о женском сердце.)
- В каких строчках выражена кульминация стихотворения?
- Да, а что мы называем кульминацией?
(Порыв чувства – “Дочку мою я сейчас разбужу, / В серые глазки её погляжу”).
- А итог стихотворения?

(Итог, подведённый “шелестящими тополями” : “Нет на земле твоего короля…”).

- Все элементы стихотворения живут, наполнены смыслом, всё существенно, всё к месту, ничего лишнего.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель iconТема: «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский учет» выполняется студентами в соответствии с учебным планом на завершающем этапе обучения...
Тема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель iconПлан урока литературы. 11 класс. Тема урока: Своеобразие любовной...
Образовательная цель урока: выявить, как развивалась тема любви в творчестве В. Маяковского, определив закономерность того, что любовная...
Тема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель iconНашего урока: "Любовная лирика Ю. В. Жадовской"
Он сам подбирал литературу, которую должна была прочесть ученица, обсуждал с нею новинки книжного мира, формировал эстетический вкус....
Тема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Тема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель iconУрок литературы в 10 классе Тема: «Гражданская лирика Н. А. Некрасова»
Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального...
Тема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель iconКонспект урока лирика Сергея Есенина (Тема урока) фио: Таубаева Айша Сияковна
Организует работу с учебным модулем, демонстрирует первый блок учебного модуля, организут беседу о создании стихотворения
Тема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель iconТема урока Содержание урока
Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика»,...
Тема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель iconВ чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А. А. Ахматовой?
Согласны ли вы с утверждением литературоведа, что поэзия А. А. Ахматовой — это русская психологическая проза XIX века, переложенная...
Тема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель iconРеферат Тема: Сходство и различия поэтических концепций поэтов Серебряного...
Тема: Сходство и различия поэтических концепций поэтов Серебряного века на примере произведений А. Блока и А. Ахматовой
Тема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель iconКонспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока
Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях
Тема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель iconТема урока: основания цель урока
Цель урока – познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – основаниями
Тема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель iconТема урока: Воспитание вежливости по В. Осеевой «Волшебное слово». Цель урока
Цель урока: формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне
Тема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель iconТема урока: СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация. Цель урока
Цель урока: Познакомиться с деятельностью большевиков по осуществлению программы построения социализма в одной стране
Тема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель iconУрока: Лирика ас. Пушкина.
Формировать отношение к прочитанному, умение выражать свои чувства и переживания
Тема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель iconКонспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель...
Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический)
Тема урока: Любовная лирика А. А. Ахматовой Цель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основу работы составляет методическая разработка урока по теме «Лирика М. Ю. Лермонтова» с использованием технологии педагогических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск