Урока по литературе





Скачать 58.58 Kb.
НазваниеУрока по литературе
Дата публикации29.07.2014
Размер58.58 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Международный литературный конкурс «Купель 2013-2014»

по произведениям Александра Костюнина

РАЗРАБОТКА

УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 11 КЛАССЕ

В мире слепых и зрячих

(по рассказу А.В. Костюнина «Поводырь»)

Выполнила учитель русского языка и литературы

Первого дагестанского кадетского корпуса

Гамзаева Идиана Магарамовна

Махачкала 2014

ТЕМА УРОКА: В мире слепых и зрячих

(по рассказу А.В. Костюнина «Поводырь»)

ПРОБЛЕМА УРОКА: Создание благоприятных условий для формирования УУД.

ЦЕЛИ УРОКА:

- пробудить интерес к литературе, к творчеству А.В. Костюнина;

-формировать навыки анализа художественного текста;

-развивать умение использовать их в речи;

-знать условия обособления определений;

-определить лексическое значение слов «поводырь», «кобзарь»;

-учиться работать в группах;

-ввести в круг чтения учеников произведения современной литературы;

- содействовать обретению учащимися нравственных ценностей;

- учить отличать добро от зла, проявлять милосердие, доброту, чуткость;

- способствовать осознанию ответственности за свои поступки, воспитанию активной жизненной позиции;

- готовиться к ЕГЭ (аргументы к эссе).

ВИД УРОКА: урок внеклассного чтения

ТИП УРОКА: урок комплексного применения знаний.

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

- связь обучения с жизнью;

- доступность;

- наглядность, активность;

-самостоятельность;

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

-содействовать развитию умения определять тему, идею, проблему произведения;

-создать условия для самостоятельной работы, для возможности выразить свои мысли;

Развивающие:

-содействовать развитию речевой деятельности;

-развитие эмоционально-образного мышления;

-содействовать обогащению словарного запаса.

Воспитательные:

-воспитание милосердия, доброты;

-развивать желание быть настоящим человеком;

Здоровьесберегающие:

-создание на уроке благоприятной обстановки;

-чередование различных видов деятельности;

-контроль за осанкой.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

- мультимедийная презентация;

- плакат со стихотворениями детей, участников конкурса «Купель» о поводырях;

- плакаты с эпиграфом; со словами «поводырь», «кобзарь», «милосердие», «чуткость»;

- разноцветный кластер и кроссворд, подготовленные кадетами;

- текст рассказа «Поводырь»

- фонограмма песни Новеллы Матвеевой «Солнечный зайчик» в исполнении Татьяны Дорониной

- листы бумаги

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

- аналитическое чтение рассказа, беседа, творческая работа.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Доклад дежурного о готовности класса к уроку, об отсутствующих.

2. Объявление темы и хода урока, совместная постановка целей.

3. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Это урок милосердия, чуткости, доброты.

Эпиграфом к уроку служат слова из песни Новеллы Матвеевой

А весною я не верю в ненастье

И капелей не боюсь моросящих

А весной линяют разные звери

Не линяет только солнечный зайчик.

Тема учителя всегда была актуальна в литературе. Ч. Айтматов, В. Распутин, Ф. Искандер, В. Астафьев, Е. Гришковец посвящают свои произведения учителю. Современный писатель Александр Викторович Костюнин тоже уделяет много внимания этой проблеме.

Давайте послушаем, кто такой Александр Костюнин, чем он известен.

4. Сообщение ученика о писателе. (Приложение№1)

- Для того, чтобы о писателе сложилось более полное представление, давайте посмотрим презентацию о нём, посмотрим его фотографии. Посмотрите, какой глубокий смысл вложил писатель в каждую фотографию. Об этом говорят надписи к фотографиям.

5. Презентация «Александр Викторович Костюнин».

(прилагается)

6. Сообщение ученика о рассказе «Поводырь». (Приложение№2)

7. Реализация домашнего задания:

- Ребята, что значит «поводырь»?

- А кто такой «кобзарь»?

- Какова тема произведения?

- Какова идея рассказа?

- Назовите главных героев рассказа.

- Какую роль сыграл в судьбе мальчика слепой учитель?

- Кем стали ученики Антонина Карловича?

- Какой эпизод можно считать кульминацией рассказа?

- Как заканчивается рассказ?

- Сегодня мы работаем в группах, у нас четыре группы (по пять человек), каждая получает задание, а лидеры групп организуют работу, затем они отчитаются о работе своей группы.

1-я группа готовит вопросы «Да-нет» по рассказу (вопросы должны быть так поставлены, чтобы можно было ответить только: «да» или «нет»).

2-я группа готовит характеристику мальчика Магомеда Агаева по плану (используя цитаты из текста).

3-я группа раскрывает образ учителя, Антонина Карловича Качмарика по плану (используя цитаты из текста).

4-я группа создаёт ромашку Блума.

8. 1-я и 4-я группы задают свои вопросы классу, а 2-я и 3-я читают свои сообщения.

9. Работа по кластеру. (ученик, который составил его, представляет классу). (Приложение№3)

10. А теперь, ребята, послушайте историю о непростой жизни нашей современницы, сестре вашего одноклассника, Амине Омаровой. (Приложение№4)

11. Давайте послушаем песню о солнечном зайчике (Звучит песня Новеллы Матвеевой)

- Какие мысли вызывала эта песня?

- О чём говорится в песне?

- О каких людях говорят «солнечный зайчик»?

- Кого в рассказе можно назвать солнечным зайчиком?

12. Составление синквейнов.

1-я группа – об А.В. Костюнине, 2-я группа – об учителе, 3-я группа – об Амине Омаровой, 4-я группа – о мальчике, Магомеде Агаеве.

- А знаете, ребята, этот рассказ вдохновил многих людей на создание удивительных стихотворений. Послушайте, как пишут ваши ровесники, которые приняли участие в конкурсе «Купель».

13. Чтение наизусть стихотворений участников конкурса «Купель». («Поводыри в миру» Соколова Александра, Гуль Дарьи, Чебушева Сергея; «Отчего-то никак не уснуть» Батракова Евгения;

«Коридора покорность случайная» Дадашовой Внуры )

(Приложение№5)

14. Отчёт руководителей групп (характеризуют работу каждого ученика, его вклад в работу группы).

15.Итог.

- Итак, ребята, какой вывод мы делаем?

- Каких людей можно назвать слепыми и каких – зрячими?

- Слепой ли учитель музыки, хоть он не видит?

- Люди, окружавшие учителя, мальчики, взрослые, родные, хоть и видят, зрячие ли они?

- Почему рассказ так назван?

- Какое качество помогает людям быть зрячими?

- Кого мы можем назвать поводырём и солнечным зайчиком?

16. Рефлексия. (Вопросы написаны на доске)

-Что я приобрёл сегодня на уроке?

-Что меня удивило?

-За что я могу похвалить себя?

-За что я могу похвалить одноклассников?

- Научил ли вас чему-то случай, о котором мы прочитали в рассказе А.В. Костюнина?
17. Д/з: 1)Разгадайте кроссворд, подготовленный вашим одноклассником (он будет висеть у вас в классе);

2)Напишите эссе на тему «В чём заключается зрячесть человека»;

3)Желающие могут принять участие в конкурсе «Купель».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока по литературе iconКонспект урока по истории и литературе Тема : Доблесть героев бессмертна....
Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века
Урока по литературе iconКонспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по литературе
Урока по литературе iconУрока Тема урока Содержание урока
Развитие понятия о художественной литературе как образном отражении действительности
Урока по литературе iconРабочая программа по литературе для 9 класса
Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Урока по литературе iconПроведение урока-семинара по литературе
Цель урока: проверить знания учащихся по содержанию романа «Тихий Дон» М. А. Шолохова
Урока по литературе iconУрока Тема урока Кол-во часов
Введение. Русская литература xxвека. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века
Урока по литературе iconПлан-конспект открытого урока по литературе
Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)...
Урока по литературе iconКонспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь...
План-конспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь исканий Пьера Безухова» (10 класс)
Урока по литературе iconПлан-конспект урока система героев-двойников в романе Ф. М. Достоевского...
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
Урока по литературе iconКонспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
Урока по литературе iconКонспект открытого урока по литературе в 5 «А» классе по теме «Творчество И. А. Крылова»
Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица»
Урока по литературе iconУрок-исследование по литературе в 4а классе Тема урока: «Что за чудо эти басни!»
Цель урока: учить «видеть» и «чувствовать» за строками художественного произведения глубокий смысл басни
Урока по литературе iconРабочая программа по литературе для 6 класса
Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012)...
Урока по литературе iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Урока по литературе iconРабочая учебная программа по литературе Класс 5-9 Разработчики: Войтекайтене...
Примерной программы по литературе, обеспечивает выполнение требований федерального ком­понента Государственного стандарта основного...
Урока по литературе iconРабочая программа по литературе для 11 класса разработана в соответствии...
Федеральным компонентом «Стандартов основного общего образования по литературе», Примерной программой среднего (полного) общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск