Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012)





НазваниеРабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012)
страница1/5
Дата публикации31.07.2014
Размер0.84 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы « Русский язык» М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко (изд.Ассоциация 21 век 2012) и основной образовательной программы начального общего образовании . Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования обучающихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Цели начального курса русского языка:

– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность обучающихся;

– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;

– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

  1. Общая характеристика учебного предмета (курса)

Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования обучающихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.

Именно через реализацию деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно учесть тот факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже давно владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка». В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:

а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;

б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;

в) освоить комплекс универсальных учебных действий.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Среди других методических решений: обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии.

Более конкретно специфика обучения орфографии, а также особенности содержания, структуры и способов освоения других разделов курса будет представлена в связи с общей характеристикой программы каждого класса.

Введение ребёнка в предметную область «Филология» начинается с периода обучения грамоте, когда делаются первые шаги на пути формирования у детей всех видов универсальных учебных действий.

Особенностью курса обучения грамоте, соответствующего этой программе и реализованного в букваре и прописях авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко и др., является его глубокая внутренняя связь с систематическим курсом русского языка. Так, именно на основе букваря и прописей с позиций фонемного принципа русской орфографии и, соответственно, серьёзного внимания к освоению фонетики начинается последовательное формирование у младших школьников орфографической зоркости. Курс обучения грамоте также создаёт предпосылки для осознанного освоения детьми норм русской графики, позволяет расширить языковой и речевой опыт ребёнка, чем обеспечивает готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского языка.

Курс русского языка для 1–4 классов в данной программе представлен следующими содержательными линиями:

– формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

– формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;

– формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.

В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.

Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.

  1. Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Освоение русского языка на первой ступени общего образования начинается с курса «Обучение грамоте», который в данной программе рассчитан на 23 учебных недели (200-207 часов)- 9 ч. в неделю. Курс русского языка в 1 классе занимает 10 недель и составляет 50 часов: 5 ч. в неделю; во 2 – 4 классах – 510 часов (170 ч. в год): 5 ч. в неделю. Общее количество часов на предмет «Русский язык» 560: 5 ч. в неделю.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.

Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.

  1. Результаты освоения предмета «Русский язык» выпускником начальной школы

В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»

У выпускника будут сформированы:

представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Выпускник получит возможность для формирования:

понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

­– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012) iconПрограмма «Русский язык» ассоциация 21 в 2006г Русский язык М. С....
Мбоу «Сысоевская средняя общеобразовательная школа им. С. Р. Суворова» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012) iconРабочая программа составлена на основе авторской программы «Изобразительное...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского (изд. Ассоциация 21 век 2012)...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012) iconРабочая программа составлена на основе авторской программы «Окружающий...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой (изд. Ассоциация 21 век 2012) и основной...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. С. Соловейчик,Н. С. Кузьменко русский язык «К тайнам нашего языка» Смоленск «Ассоциация XXI века» 2012 г
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012) iconРабочая программа По русскому языку
Программы общеобразовательных учреждений П78Русский язык: Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1–4 классы /...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012) iconРабочая программа по курсу «Обучение грамоте» разработана на основе...
Министерства образования и науки рф, авторской программы для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (М. С. Соловейчик,...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012) iconРабочая программа по курсу «Русский язык» образовательной области...
РФ, авторской программы курса «Русский язык» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений авторов Соловейчик М. С., Кузьменко...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012) iconРабочая программа составлена на основе программы по русскому языку...
Лекция введение. Назначение и состав методологий внедрения информационных систем 4
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012) iconУрок развития речи с использованием исследовательской технологии,...
Автор: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Русский язык. К тайнам нашего языка 4 класс в 2-х частях, 2010 г
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012) iconРабочая программа по русскому языку для 8 класса, базовый уровень,...
Рабочая программа) разработана на основе авторской программы М. М. Разумовской для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Сборник...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету «Русский язык» (4 класса) составлена на основе авторской программы «Русский язык» Л. М. Зеленина, Т....
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012) iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир» составлена на основе...
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М. Горького с углубленным изучением английского языка»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа) составлена на основе авторской программы В. В. Бабайцевой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Сборник...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа) составлена на основе авторской программы В. В. Бабайцевой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Сборник...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 9 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Русский язык» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (изд. Ассоциация 21 век 2012) iconПрограмма по предмету «Русский язык» разработана с учётом возрастных...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск