Аннотация к рабочим программам дисциплин начальной школы (по ФГОС) Составитель: Хайдукова Н.В., учитель начальных классов 1 класс
Обучение грамоте Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» разработана на основе ФГОС за курс начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ, авторской программы для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Н.М.Бетенькова, О.Е.Курлыгина, Смоленск.: Ассоциация ХХI век, 2013г.) и в соответствии с Образовательной программой МБОУ СОШ №4.
Учебники имеют гриф: «Рекомендовано Министерством образования и науки». Цели курса:
создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
средствами предмета влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;
обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Структура дисциплины
-
№п/п
| Наименование разделов
| количество часов на изучение
|
| Добуквенный период
| 45 ч.
|
| Основной период
| 151ч.
|
| Завершающий период
| 9 ч.
|
Требования ФГОС к результатам освоения дисциплины
Планируемые предметные результаты на конец Обучения грамоте
№п/п
| Содержательные линии
| Базовый уровень
Ученик научится:
| Повышенный уровень
Ученик получит возможность научиться:
| 1.
| В области речи, речевой деятельности:
| читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях
целыми словами, понимать читаемое (приблизительный темп чтения вслух – 25 слов в минуту);
по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
спрашивать о значении незнакомых слов;
соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми этикетными формулами (в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности);
понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;
под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников, в том числе деловые на основе моделей букваря.
| читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях по слогам, в темпе, близком к темпу устной речи;
понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;
самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в частности окраску голоса (интонацию), мимику;
под руководством учителя выбирать заголовок текста с учётом его темы или главной мысли (без терминов), восстанавливать нарушенную последовательность предложений;
участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдая при этом основные правила речевого поведения: слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;
строить небольшие монологические высказывания на основе картинок букваря, собственных впечатлений
| 2
| В области освоения языка (фонетики, графики, грам-
матики):
| слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;
различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й’];
выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;
выделять слоги, различать ударные и безударные;
различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.
| выделять из потока устной речи отдельные предложения, различать интонацию, с которой каждое произносится, определять нужный знак препинания для её обозначения;
различать парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных – определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным).
| 3
| В области письма (каллиграфии, графики, орфогра-
фии):
| соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;
правильно, аккуратно, разборчиво и по возможности красиво писать буквы и оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;
осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й’];
обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»;
применять при письме правила оформления границ
предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу;
различать два вида чтения: «как говорим» (орфоэпическое) и «как написано» (орфографическое);
под руководством учителя писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения (по освоенной технологии), проверять написанное.
| при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;
в целом оценивать качество своего письма;
различать буквы твёрдых или мягких согласных и буквы, указывающие на их твёрдость или мягкость;
применять освоенные правила переноса слов;
самостоятельно действовать при списывании и письме под диктовку по освоенной технологии, проверять написанное.
| Планируемые результаты формирования УУД
на конец Обучения грамоте
Личностные результаты:
| Метапредметные результаты
| Регулятивные УУД:
| Познавательные УУД:
| Коммуникативные УУД:
| _ появление у детей интереса к первой учебной книге, желание с её помощью учиться, приобретать знания и умения; осознание новой социальной роли – ученика;
_ зарождение элементов самооценки, стремления преодолевать учебные затруднения;
_ формирование любознательности, а для её удовлетворения – стремления научиться хорошо читать, узнать мир книг и войти в него;
_ возникновение интереса к фактам языка и, как следствие, – к самому языку и его дальнейшему изучению;
_ ориентацию на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь сверстникам и т. п.
| _ по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;
_ осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;
_ выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;
| _ разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;
_ осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;
_ воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;
_ осознанно читать, критически оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными
знаниями;
_ понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную;
| _ осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение – как способ общения с автором книги;
_ участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;
_ понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач;
_ вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.
|
Формируемые умения/ личностные качества
(планируемые результаты обучения)
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добуквенный период (45 ч.)
| предметные
умения
| Осознавать речь, предложение, слово, слог, звук как предмет наблюдения и изучения. Различать разновидности речи (устная и письменная, деловые сообщения и словесные рисунки); членить речь на предложения, из предложения выделять слова, из слов слоги и звуки, характеризовать их по освоенным признакам; выполнять для этого необходимые учебные действия. Подбирать слова и составлять предложения на основе различных источников. Составлять небольшие устные высказывания, слушать других, соблюдать правила общения на уроке.
Соблюдать правила посадки, расположения тетради, положение ручки в руке; ориентироваться в пространстве страницы, на строке, осознанно выполнять необходимые учебные операции. Писать элементы букв, соединять их заданными способами.
Моделировать свою письменную речь, схематически записывать слова и предложения (осуществлять квази-письмо). Замечать и графически правильно обозначать освоенные «опасные при письме места»: пробелы между словами, начало и конец предложения, собственные имена (без термина).
|
универсальные
учебные
действия
| Желание учиться, положительное отношение к процессу учения, ориентация на образ «хорошего» ученика. Желание быть аккуратным, поддерживать порядок на своём рабочем месте. (Л.)
Понимать и выполнять инструкции учителя, повторять за ним определённые учебные действия и выполнять их относительно самостоятельно в материализованной, громкоречевой форме. Контролировать процесс выполнения действий одноклассниками и их результат. Принимать советы учителя и его оценку, вносить нужные коррективы; оценивать свои действия. (Р.)
Понимать и принимать сообщаемую учителем информацию, а также информацию, представленную в изобразительной и модельной форме, переводить её в словесную форму. Разграничивать новые и известные сведения, воспроизводить их. (П-1.) Выполнять наблюдения, действия анализа, синтеза, сравнения, группировки, моделирования; коллективно делать простые умозаключения, обобщения. (П-2.)
Говорить на уроке и слушать других; отвечать на вопросы, высказывать свои мысли; соблюдать правила общения на уроке. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)
| Основной период (151ч.)
|
предметные
умения
| Правильно называть буквы, соотносить их со звуками, выделять и характеризовать звуки по всем освоенным признакам; различать звуки и буквы. Применять нормы графики при чтении (владеть правилами чтения). Читать правильно и плавно по слогам и целыми словами; готовиться к чтению трудных по структуре слов; понимать прочитанное, участвовать в его обсуждении. Создавать высказывания на основе различных источников. Выделять из потока речи предложения, по интонации определять их количество; членить предложения на слова. Замечать незнакомые слова, спрашивать об их значении. Составлять предложения на основе различных источников.
Соблюдать гигиенические требования к процессу письма. Правильно писать и соединять буквы, применять правила графики при письме. Находить «опасные при письме места» по освоенным признакам; списывать и писать под диктовку, выполняя предписываемый способ действия; применять изученные орфографические (без термина) правила.
|
универсальные
учебные действия
| Положительное отношение к урокам обучения грамоте, интерес к работе по букварю и прописям, к выполняемым заданиям; желание научиться читать и писать и готовность выполнять для этого учебные действия. Желание быть аккуратным, исполнительным, стремление к положительным результатам труда. (Л.)
Узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы учителя; коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые способы действия; использовать речь для регуляции своих действий, выполнять некоторые в громкоречевой форме. Различать способ действия и результат, оценивать последний; адекватно воспринимать оценку учителя. (Р.)
Ориентироваться на странице букваря и прописей; понимать задания, представленные в словесной и модельной форме. Читать и понимать прочитанное; извлекать требуемые сведения, работать с информацией, представленной в словесной форме. Понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную. (П-1.) Осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение, группировку, классификацию по указанным и коллективно выявленным параметрам; моделировать, конструировать, совместно делать умозаключения, обобщения. (П-2.)
Участвовать в коллективной беседе, разыгрывать диалоги, соблюдать правила общения. Отвечать на вопросы, задавать свои, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)
| Завершающий период (9 ч.)
|
предметные
умения
| Правильно именовать все буквы алфавита, называть звуки, которые ими обозначаются; различать звуки и буквы; с опорой на алфавитный перечень букв располагать буквы по алфавиту. Читать и понимать тексты, выполнять предлагаемые виды работы, участвовать в обсуждении прочитанного. Рассматривать обложки книг, по их элементам предполагать общее содержание; соотносить прочитанные отрывки из произведений с представленными книгами. Проявлять интерес к книгам и их чтению. Рассказывать о любимых книгах.
Писать буквы, слоги, слова, предложения, стараясь соблюдать каллиграфические требования; оценивать свои записи с точки зрения каллиграфии. Применять при письме правила графики и орфографии (без терминов). Списывать и писать под диктовку, выполняя необходимую последовательность действий.
|
универсальные
учебные
действия
| Положительное отношение к учению, удовлетворение от результатов учебного труда; элементы познавательного интереса, в том числе к книгам, желание их читать. (Л.)
Понимать и принимать учебную задачу, выполнять действия для её решения, совместно планировать порядок операций. Различать способ действия и результат, владеть освоенными способами действия. Оценивать результат труда, сравнивать свою оценку с оценкой учителя. (Р.)
Читать и понимать прочитанное. Понимать информацию, представленную разными способами на обложке книги, формулировать свои мысли. (П-1.) Выполнять действия анализа, сопоставления, аналогии, группировки, обобщения. (П-2.)
Участвовать в коллективном обсуждении различных вопросов, выражать свои мысли и чувства, высказывать оценочные суждения. Слушать высказывания одноклассников, допускать возможность других точек зрения. Соблюдать правила культуры общения. (К.)
| |