№
| Дата
| Наименование раздела и тем
| Содержание,
методические приемы
| Примечание
|
по
плану
| Факти
чески
|
|
|
| Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни (12 ч.)
|
| 1 четверть 44 ч
|
|
|
| Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, дразнилки. Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый волк»
| Закрепление понятий: «загадка», «пословица», «поговорка», «дразнилки». Особенности каждого жанра. Самостоятельная работа «Жанры фольклора»
( заполнить схему)
Особенности волшебной сказки. Объяснение заголовка. Работа с текстом сказки. Образы героев положительных и отрицательных.
| Уч.4-15, х.3-7,т.5-8
|
|
|
| Русская народная сказка "Марья Моревна»
| Слушание сказки "Марья Моревна", сравнение сказки с былиной
| Х. 11-22, т.9-10
|
|
|
| Былина « Волх Всеславович»
| Повторение изученных былин, понятие о былине как жанре фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов
| Уч.16-20, т.11-12
|
|
|
| Былины «Вольга Святославович", «Святогор»
Литературный диктант.
| Слушание былины "Вольга Святославович". Сравнение ее с былиной " Волх Всеславович". Выделение особенностей былин: напевность, повторы, устойчивые эпитеты. Работа с книгами о былинных героях
| Х. 23-32, т.13-15
|
|
|
| Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»
| Легенда – жанр фольклора. Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин
| Уч.21-25, т.18-20
|
6-7
|
|
| Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». Доп. Песня – слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море».
| Повторение народных песен
( колыбельных, хороводных, песенок -закличек). Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни (исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер)
| Уч.26-28, х.8-11, т.15-17
|
8-9
|
|
| Слушание и раб. с дет книгами. Доп. Шотландская легенда. «Рыцарь – эльф», библейские предания «Суд Соломона, «Блудный сын»
| Обсуждение самостоятельно прочитанной легенды "Рыцарь- Эльф". Работа с текстом легенды. Сравнение изученных легенд. Выполнение заданий в тетради Чтение предания. Работа с текстом. Понятие «Библейское предание» Особенности жанра – главная мысль. Сходство с бытовой сказкой. Знакомство с Библией.
| Х.33-52, т.19, 20-21
|
10-11
|
|
| Древнекитайский миф «Подвиг стрелка И»
«Наставления Ярослава Мудрого» из «Повести временных лет»
|
|
|
12
|
|
| Урок «Проверьте себя». Текущая проверка навыка чтения вслух.
| Обобщение по теме (выполнение заданий в учебнике и в тетради). Работа с книгами (сказки, былины, песни, легенды, предания)
|
|
|
|
| Басни. Русские баснописцы (8 ч.)
|
|
|
13
|
|
| И.Крылов «Стрекоза и муравей», И.Хемницер «Стрекоза», Л.Толстой «Стрекоза и муравьи».
| Закрепление понятий «басня», «мораль», «вступление», «рассказ». Сравнение басен И.А.Крылова, И.И.Хемницера, Л.Н.Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма). Упражнения в выразительном чтении. Заучивание наизусть одной из басен
| Уч.32-38, т.23-25
|
14
|
|
| И.Хемницер «Друзья». Слуш. и раб. с книгами басен. Доп. И.Крылов «Крестьянин в беде».
| Особенности басни
( сюжет, герои, мораль). Слушание басни И.А.Крылова «Крестьянин в беде». Сравнение басен И.И.Хемницера «Друзья» и И.А.Крылова «Крестьянин в беде». Выразительное чтение басен. Выполнение заданий в тетради
| Уч.38-39, х.112-113, т.25-26
|
15
16
17
|
|
| А. Измайлов «Кукушка». Доп. чт. И.Крылов «Осёл и соловей»,
Измайлов «Лестница».
Текущая проверка выразительности чтения
| Самостоятельная работа с басней А.Е.Измайлова: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание басни И.А.Крылова «Осел и соловей», работа с текстом басни, выразительное чтение. Сравнение басен
| Уч.40-41, х.111, 114, т.27-28
|
18
|
|
| И.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет» Доп. С.В.Михалков «Слово о Крылове»
| Повторение басен И.А.Крылова: названия, герои, особенность языка. Закрепление понятий «олицетворение», «сравнение». Анализ басни И.А.Крылова «Мартышка и очки». Выразительное чтение наизусть басни И.А.Крылова «Квартет»
| Уч.42-45, х.II 225-227 т.29-30
|
19-20
|
|
| Урок обобщение по разделу. «Проверьте себя». И.Дмитриев «Муха». Доп. И.И.Дмитриев «Петух, кот и мышонок»
| Особенность басен И.И.Дмитриева: ирония, диалоги героев. Выполнение заданий к басне И.И.Дмитриева «Муха». Слушание басни И.И.Дмитриева «Петух, кот и мышонок». Сравнение басен И.И.Дмитриева «Петух, кот и мышонок» и Л.Н.Толстого «Страшный зверь»
( 2 кл.).Современные баснописцы в детских журналах
Обобщение по разделу. Выполнение заданий в тетради. Конкурсы: «Знаток басен», «Лучший чтец басен»
| Уч.45-48, х.109-111, т.31-33
|
|
|
| Василий Андреевич Жуковский (5 ч.)
|
|
|
21
|
|
| В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминания».
Текущая проверка навыка чтения молча
| Знакомство с произведениями В.А.Жуковского, темами и жанрами (стихи о природе, загадки). Особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения олицетворения)
| Уч.49-51, т.33-35
|
22
|
|
| В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна»
| Слушание сказки, определение главной мысли. Герои положительные и отрицательные. Эпитеты, сравнения. Работа с текстом сказки. Сравнение сказки В.Жуковского "Спящая царевна" со "Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина
| Уч.52-64, т.38
|
23
|
|
| Слуш. и раб. с книгами В.А.Жуковского. Доп. «Сказка о царе Берендее...»
| Слушание сказки В.А.Жуковского "Сказка о царе Берендее…", беседа, образы героев, деление на части, самостоятельное перечитывание, краткий пересказ сказки по плану. Моделирование обложки к сказке. Сравнение "Сказки о царе Берендее…" В.Жуковского со "Сказкой о царе Салтане…" А.С.Пушкина (заголовки, сюжеты, герои, главная мысль)
| Х.76-100, т.39
|
24-25
|
|
| Стихи В.А.Жуковского "Вечер", "Там небеса и воды ясны!", "Загадки".
"Светлана"
| Обобщение по разделу. Конкурс чтецов «Наш В.А.Жуковский». Выполнение заданий в тетради
| Х.72-75, 100-109, т.36-37, 40-41
|
|
|
| Александр Сергеевич Пушкин (6ч.)
|
|
|
26
|
|
| А.С.Пушкин «Евгений Онегин». «Осень» (отрывки). Доп. Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич» Литературный диктант
| Повторение произведений А.С.Пушкина. Понятия: "эпитет", "сравнение", "рифма", "ритм", "тон", "логические ударения", "паузы". Определение темы. Комментирование заголовка стихотворения. Выразительное чтение наизусть
| Уч.65-66, хII 222-225, т.42
|
27
|
|
| А.С.Пушкин «И.И.Пущину», И.И.Пущин «Записки о Пушкине». А.С.Пушкин «Зимняя дорога».
| Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С.Пушкина "И.И. Пущину" и "Записки о Пушкине" И.И.Пущина. Слушание стихотворения А.С.Пушкина "Зимняя дорога", работа с текстом. Определение интонационного рисунка, выразительное чтение наизусть
| Уч.67-70, т.43-45
|
28
|
|
| Из воспоминаний В.И.Даля. Доп. чт. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке».
Текущая проверка начитанности и читательских умений
| Слушание сказки, беседа, работа с сюжетом, героями. Наблюдение за изменением настроения, определение главной мысли. Выразительное чтение. Игра "По страницам сказок А.С.Пушкина". Творческая работа "Любимые герои сказок А.С.Пушкина". Работа с книгами-справочниками: справка об А.С.Пушкина. Знакомство со словарем В.И.Даля, повторение произведений В.И.Даля ( 3 кл.). Произведения А.С.Пушкина в детских журналах
| Уч.71, х.121-128, т.45-46
|
29-31
|
|
| Слуш. и раб. с дет. книгами А.С.Пушкина. Доп. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине»
«Вещий Олег» из «Повести временных лет»
| Расширение представлений учащихся о жанровом разнообразии произведений А.С.Пушкина. Повторение песен народных и литературных. Слушание "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина, работа с текстом. Самостоятельное чтение "Песни о Стеньке Разине" и сравнение ее с народными героическими песнями
| Х.115-120, т.46-47
|
|
|
| Михаил Юрьевич Лермонтов (7 ч.)
|
|
|
32
|
|
| М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва…», «Парус». Итоговая проверка навыка чтения вслух.
| Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова. Сравнение их содержания ( мысли и чувства поэта), строф, рифмы. Выразительное чтение стихов. Заучивание наизусть одного из них
| Уч.72-74, т.47-48
|
33
|
|
| М.Ю.Лермонтов «Горные вершины»,«Утёс». Доп. чт. М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка) ТЕСТ
| Определение темы чтения. Сравнение стихотворений, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделение логических ударений. Понятие об авторской сказке. Особенности восточной сказки.
| Уч.75-76, х.133-146, т.49-51
|
34
|
|
| М.Ю.Лермонтов «Три пальмы», «Казачья колыбельная песня». Итоговая проверка навыка чтения молча.
| Работа с книгами М.Ю.Лермонтова, книги-справочники
( справка о поэте). Слушание сказания
( легенды) М.Ю.Лермонтова
«Три пальмы». Повторение колыбельных песен
( народных и литературных). Выразительное чтение «Казачьей колыбельной песни»
| Х.129-133, т.51-52
|