Скачать 144.95 Kb.
|
ФИО: Андреева Алёна Святославовна. Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 с. Большой Нимныр» муниципального образования «Алданский район» Предмет, класс: русский язык, 8 класс Урок №11. Тема урока: Словосочетание.Связь слов в словосочетании. Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании. Задачи урока:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; 2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях; 3) закрепление навыков правописания;
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений; 2) развитие познавательной самостоятельности; 3) овладение нормами литературного языка.
УУД:
Планируемые результаты: Предметные:
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе. Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); Тип урока:повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН. Технологии урока:
Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание. Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий из открытого банка заданий ЕГЭ, решение проблемной ситуации, прием целеполагания,игра«Ромашка», разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия. Оборудование:«Словарик настроений-смайлики»,раздаточный материал, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цветов, отпечатанный тест, компьютерная презентация.
Ход урока Язык неистощим в соединении слов. А.С. Пушкин.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас в классе нашем, Возможно, есть классы лучше и краше, Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко. Ребята, добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! Громко прозвенел звонок – Начинается урок! Ребята, у вас на партах лежат "Словарики настроений-смайлики". Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор.(Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное,ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.) Ученики: Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий. Ученики: А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок. Ученики: А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше. Ученики: Моё настроение приподнятое. Я люблю урок русского языка, мы интересные задания выполняем.) Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!
Учитель: Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин) Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Ученики: Соединение слов – это есть словосочетание. Учитель: Подберите синоним к слову «соединение» Ученики: Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях... Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание.Связь слов в словосочетании» Учитель:А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться? Ученики: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием.
Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием. Итак, обобщим имеющиеся знания.
Учитель: Ребята, у каждого из вас на столе лежит «Маршрутный лист». Запишите в нем все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – 3 минуты.
Учитель: Сейчас мы поработаем в паре. Задание: Обсудите с товарищем по партевсе, что записали. Время на выполнение – 2 минуты.
Учитель: Коллективная работа. Каждая пара по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор. Ученики: 1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание предложение. 2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание (Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное. СИНТАКСИС СТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД Проверка (слайд) главное слово зависимое слово СИНТАКСИС СТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД именное глагольное наречное согласование управление примыкание)
Учитель:Мы повторили изученное. Найдите закономерность в построении словосочетаний. Малые реки Подробности жизни Очень хорошая Верят в любовь Уехал вовремя Слишком громко Очень весело Ученики:В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания. Подведем итог. По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные
Виды именных словосочетаний x x Существительное+ Прилагательное– волк бурый x x Существительное + существительное – обращение к людям Виды глагольных словосочетаний x x Глагол + существительное – служит верно x x Глагол + наречие – обратиться смело Виды наречных словосочетаний x x Наречие + наречие – слишком громко
Учитель: Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Работаем в паре.Задание с использованием национально-регионального компонента (отрывки из стихотворений якутского советского писателя, учёного-филолога и общественного деятеля, основоположника якутской советской литературы:Каждая пара сорвет с ромашки один лепесток с четверостишием и выпишетиз него все возможные словосочетания, определите способ связи. 1-ый лепесток: Оз…рен звездой рассвета Необъятный отчий край. Чтобы тучи зла развеять, - Смелым, сильным выр…стай. («Благословение отца» Платон Алексеевич Ойунский) Ученик:Согласование: отчий край, необъятный край, смелым вырастай, сильным вырастай, управление: озарен звездой, звездой рассвета, тучи зла, развеять тучи. 2-ой лепесток: А якутский н…род Мою песню споет, Среди ясного дня Вспом…ная меня…(Платон Алексеевич Ойунский) Ученик: Согласование: якутский народ, мою песню, среди ясного дня, управление: споет песню, вспоминая меня. 3-ий лепесток: В тр..вожные бурные дни Мы смело идем в наступленье, С пути богатеев смет…м И сбросим ярмо угнетенья.(Платон Алексеевич Ойунский) Ученик: Согласование:тревожные дни, бурные дни, примыкание: смело идем, управление: идем в наступленье, богатеев сметем, с пути сметем, сбросим ярмо, ярмо угнетения. 4-ый лепесток: Сжимают пальцы верную винтовку, Над головой свинца смертельный свист Внезапно навзнич… падает неловко, Сражен(?)ый вражьей пулей коммунист.(Платон Алексеевич Ойунский) Ученик: Согласование: верную винтовку, смертельный свист, сраженный коммунист, вражьей пулей, сраженный пулей, управление: свист свинца, свист над головой, примыкание: падает неловко, падает навзничь, падает внезапно. Словарная работа: Коммунист – член коммунистической партии. Коммунизм – общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства, при которой ставится целью построение бесклассового общества, полное социальное равенство всех членов общества и осуществление принципа «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям» 5-ый лепесток: Пришла пора Зажечь неуг…симые костры Пламенной св…боды. По всем тернистым тропкам Бедственной жизни земли.(Платон Алексеевич Ойунский) Ученик: Согласование: неугасимые костры, по тернистым тропкам, по всем тропкам, бедственной жизни, управление: жизни земли
1).Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ТАКОГО НЕ СЛУЧАЕТСЯ в предложении «Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.» 2). Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ИСКРЕННЕ УБЕЖДЕНЫ в предложении «Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей» 3). Из предложений «Ничего не случится с вашим зверьём. Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу» выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. 4). Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ – Лето ведь – мясо испортится! – Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! Дочка у меня сильно хворает, уже третий год. 5). Из предложения "Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод»" выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. 8). Укажите тип подчинительной связи в словосочетании РОБКО ШЕВЕЛИЛИСЬ в предложении «Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни» Ключи: 1) согласование, 2) примыкание, 3) теперь глядят, 4) третий год, 5) немножко подпираем, 6) примыкание. IV. Закрепление материала.
Учитель:Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения.Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую. Веришь ли ты, что… Учитель: Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы. Ученики: Да. Учитель: Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание? Ученики: Нет, это согласование. Учитель: Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение? Ученики: Да. Учитель: Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. Ученики: Да. Учитель: Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? Ученики: Да. Учитель: Верите ли вы, что сочетание «Вода журчит» - управление. Ученики: Нет, грамматическая основа предложения. Учитель: Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? Ученики: Да. V. Итог урока. 1. Беседа. Алгоритмизация. Учитель: Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании? Ученики: 1.Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово. 2.Определить, чем выражены главное и зависимое слова. Учитель: На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова? Ученики:По характеру главного слова словосочетания делятся именные, глагольные и наречные. VI. Дифференцированное творческое домашнее задание: рассмотрите картину В.М.Васнецова. Для слабых учащихся – задание: составить по рисунку словосочетания и определить их виды. Для остальных учащихся – задание: по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид. VII. Оценка деятельности учащихся с учетом маршрутных листов учащихся. VIII. Рефлексия урока. Ребята, закончился урок, снова попрошу вас из "Словарика настроений-смайлики" выбрать прилагательное, которое характеризует ваше настроение, объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.) Ученики: У меня настроение приподнятое: все получилось, урок прошел интересно. Ученики: А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, и у меня все получилось. Ученики:У меня настроение веселое: я получила «5». Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, что значит быть счастливым человеком? Ученики: Для меня счастье, быть умным и образованным. Ученики:Ответы учащихся.(Слайд фотографии счастливых людей) Учитель: Быть счастливым – значит быть умным и образованным, поэтому учитесь и будьте счастливы. Вот настал момент прощанья, Будет краткой моя речь, Говорю я: «До свиданья! До счастливых новых встреч!» Домашнее задание: Рассмотрите одну картину В.М.Васнецова. Задание: составить по рисунку словосочетания и определить их виды. Домашнее задание: Рассмотрите одну картину В.М.Васнецова. Задание: по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид. Домашнее задание: Рассмотрите одну картину В. М. Васнецова. Задание: по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид. Домашнее задание: Рассмотрите одну картину В.М.Васнецова. Задание: по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид. Домашнее задание: Рассмотрите одну картину В.М.Васнецова. Задание: по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид. Домашнее задание: Рассмотрите одну картину В.М.Васнецова. Задание: по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид. Домашнее задание: Рассмотрите одну картину В.М.Васнецова. Задание: по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид. Домашнее задание: Рассмотрите одну картину В.М.Васнецова. Задание: по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид. |
Методическая разработка учебного занятия по русскому языку на тему:... Обучающие – выявление, обобщение и дополнение знаний учащихся о видах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока «Связь слов в словосочетании» №8 в теме «Словосочетание и предложение» | ||
Урока по русскому языку в 8 классе по теме «Связь слов в словосочетании» Это второй урок в системе уроков по теме «Словосочетание». Он разработан с учетом требований фгос | Урок по русскому языку Тема: Повторение и обобщение изученного по... Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» | ||
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание.... Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании» | Тема: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях» Цели: закрепить... В методических рекомендациях даны общие указания по оформлению выпускных квалификационных работ, курсовых проектов/работ, рекомендованные... | ||
Сорокина Ирина Алексеевна 4 класс «Предложение. Связь слов в предложении.... Цель урока: Различение предложения, словосочетания. Установление связи слов в предложении | Урок по теме «Виды связи слов в словосочетании» Урок по теме «Виды связи слов в словосочетании» в 8 классе учителя русского языка Сербуновой А. М | ||
Урок русского языка в 4классе по теме: «Связь слов в словосочетании:... Цели: отрабатывать умение находить в предложении словосочетания и определять их тип: согласование, управление и примыкание | Тема урока: «Моя мама» это словосочетание. А в чём его смысл?» Повторить и углубить сведения о словосочетании, полученные в предшествующие годы | ||
Урока Организационный момент Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании | Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Повторение изученного... Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение... | ||
Научная работа Главная в тексте идея, основная мысль Аббревиатура состоит из усечённых слов, входящих в исходное словосочетании существительное | Технологическая карта урока Цель: воспроизвести представление о словосочетании, развивать умения устанавливать в предложении связь между словами с помощью вопросов,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Здравствуйте. Многие из нас слышали словосочетание «чрезвычайная ситуация». Перед вами 3 разноцветные карточки: красная, жёлтая,... | Конспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы... Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений |